Смирение

  • Смирение Энциклопедия изречений
  • Сущность смирения * Смирение святых Н.Е. Пестов
  • Смирение митр. Филарет (Вознесенский)
  • Что такое смирение? старец Иосиф Ватопедский
  • Смирение, сущность смирения и его плоды схиигумен Савва
  • О смиренномудрии преп. Авва Дорофей
  • Подвиг смирения (из жития прп. Макария Египетского)
  • О смирении св. Игнатий Брянчанинов
  • Смирение, или «снятие усилия»? прот. Михаил Дронов
  • О том, как приобрести смирение прот. В. Тулупов
  • Христианское и псевдо-христианское смирение А.М. Леонов
  • Семантика смирения в агиографическом тексте Ю.В. Коренева
  • Христианская добродетель – смирение А.А. Бронзов

Смире́ние —
1) христианская добродетель; то же, что смиренномудрие;
2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради юродивые);
3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).

Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

  • Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал.4:19).
  • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
  • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.

В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться (Лествица. 25:8).

Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный авва Дорофей. Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя (Мк.12:29-31)

Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. Игнатия Брянчанинова, он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол (Флп.4:7). Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей (Мф.11:29). Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.

Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

Под смирением часто имеют в виду смиреннословие – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.

Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?

Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.

В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.

Прежде всего он сознаёт себя Божьим рабом, желающим и готовым безропотно исполнять Его волю. Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в несчастье и скорби.

Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. Гордость не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.

Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.

Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем (4Цар.9:1-14). Недюжинную послушность Божественной воле он выказал и по части истребления дома Ахава (4Цар.9:7).

В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.

Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.

Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими Священные Книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.

Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам (Мф.15:22-28), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости (Лк.18:10-14), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению Церкви.

***

…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29).

Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.14:11).

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10).

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6).

Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе святость вместо смирения.
преп. Макарий Оптинский

Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.
архимандрит Софроний (Сахаров)

Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
св. Григорий Синаит

Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
преп. Амвросий Оптинский

Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
Н.А. Бердяев

***

Молодой послушник, недавно поступивший в монастырь, как-то увидел настоятеля, который, сидя на пороге кельи, чистил свои башмаки.
– Отче, – удивился молодой человек, – Вы сами чистите свои башмаки? Но почему?
– С тех пор как меня избрали игуменом, братья не дают мне чистить чужие, – отвечал тот.

***

См. ДОБРОДЕТЕЛЬ, СМИРЕННОМУДРИЕ, ЛЖЕСМИРЕНИЕ, КЕНОСИС, СМИРЕННОСЛОВИЕ

Примерный уголовный кодекс США.

Дата принятия:
Номер:
Принявший орган:

Информация обновлена:22.03.2007

Полный текст документа:

Статья 5.06. Владение орудиями преступления. Оружие.

1. Общие положения об орудиях преступления. Лицо совершает мисдиминор, если оно владеет каким-либо орудием преступления с целью применить его для совершения преступления. «Орудие преступления» означает:

a) нечто, специально изготовленное или специально приспособленное для использования в целях совершения преступления; или

b) нечто, обычно используемое в преступных целях и состоящее во владении у деятеля при обстоятельствах, не исключающих наличия у него противозаконной цели.

2. Следующая из владения оружием презумпция цели совершить преступление. Если лицо имеет на себе или при себе в занимаемом им перевозочном средстве или при иных обстоятельствах, позволяющих легко воспользоваться им, огнестрельное или иное оружие, презюмируется, что такое лицо имело цель использовать его для совершения преступления, если:

a) владение этим оружием не имеет места в доме деятеля или в месте его профессиональной деятельности;

b) у деятеля нет лицензии или он иным образом не управомочен законом на владение этим оружием; или

с) оружие не принадлежит к типу, обычно употребляемому при занятии разрешенными законом видами спорта.

«Оружие» означает нечто, что может быть легко использовано для причинения смерти, причем владение им осуществляется при таких обстоятельствах, о которых нельзя сказать, что они явно подходят для его использования в законных целях, в которых оно может быть использовано; этот термин распространяется на огнестрельное оружие, не заряженное или не имеющее патронной обоймы или иного компонента, позволяющего немедленно привести его в состояние боевой готовности, а равно на компоненты, из которых легко может быть собрано оружие.

3. Презумпции в отношении владения орудиями преступления в автомобилях. В случаях, когда в автомобиле обнаружено оружие или иное орудие преступления, презюмируется, что оно состоит во владении лица, находящегося в автомобиле, если в нем находится хотя бы один человек. Если в автомобиле находится несколько человек, оно презюмируется состоящим в их общем владении, за исключением следующих случаев:

a) когда оно обнаруживается при одном из сидящих в автомобиле лиц;

b) когда автомобиль не является похищенным и оружие или орудие обнаруживаются за пределами обычной видимости в отделении для мелких вещей, багажнике или ином изолированном обычном хранилище; в этом случае оно презюмируется состоящим во владении того находящегося в автомобиле лица или тех находящихся в автомобиле лиц, которое имеет или которые имеют право на управление данным автомобилем;

c) в случаях, когда речь идет о такси, обнаруженное в отделении для пассажиров оружие или орудие презюмируется состоящим во владении всех пассажиров, если таковые находятся в автомобиле, или, если таковых в автомобиле нет, во владении водителя.

Всего найдено: 3

Вопрос № 260276

Валаамова ослица
если речь идет о ком-либо мужского рода, то вместо Валаамова ослица употребляется осел? или Валаамова ослица употребляется только, когда речь идет о ком-либо женского рода?

Ответ справочной службы русского языка

Выражение валаамова ослица в значении «покорный, молчаливый человек, который неожиданно запротестовал или выразил свое мнение» может применяться как по отношению к лицам мужского пола, так и по отношению к лицам женского пола. Применительно к женщинам выражение используется также в значении «глупая, упрямая женщина».

Вопрос № 218111

Прошу объяснить значение человеческого качества «кротость» С уважением Елена

Ответ справочной службы русского языка

Значение существительного _кротость_ определяется по значению прилагательного _кроткий_ — 1. Покорный, незлобивый, смиренный. 2. Преисполненный покорности, незлобивости, смирения.
О значениях слов можно узнать в окне «Проверка слова» на нашем портале (толково-словообразовательный словарь).

Вопрос № 209358

Какое проверочное слово к слову покорять?

Ответ справочной службы русского языка

Слово _покорный_.

Всем привет вот вообщем решился я рассказать вам что вас ждёт в будущем в интернете. Я был там и я с нетерпением его жду.

Некому не секрет что сейчас с таким быстрым потоком информации любое на любые темы всё очень быстро теряет актуальность. Человеку подсевший на подобное жаждет всё новое и рано или поздно скатывается на уровень деградации и уже смотрит такие вещи как кревляется школьника перед камерой или же как кто то красит губы. Вещи совершенно не информативные и самое главное бессмысленные.

Как то не заметно в нашу жизнь вошло слово ДЕГРАДАЦИЯ. Также в играх люди деградировали и опередили оказуаливание не зная сами чего хотят и это в целом существенно подорвало атмосферу. И в будущем люди собрались решить эту проблему, а как было всегда чтобы решить новое надо заглянуть в старое как было тогда. Было выяснено что из за интернета пропало чувство предвкушение, недоступность. Были подняты цены на интернет и составляли уже как две ваши кварплаты чего поспособствовало удаление слабоумных и львиную долю школьников из развлекательных хостингов. Но оставили бесплатные хостинги вроде Банка или интернет-библиотеке.

Чтобы платить такие деньги за интернет нужно постоянное развитие люди стали старательные и начали саморазвитие для дальнейшей монитизации в реальной жизни. На ютубе начали смотреть не дурачков, а серьёзных людей которые показывают как делать ремонт, гайды сварщика, гайды столяра, гайды электрика.

Также это заставило всех разработчиков ММО игр перестать вести политику МАРКЕТОЛОГОВ И СОЗДАВАТЬ ИГРЫ МАКСИМАЛЬНО ДЛЯ ЗАРАБОТКА И С МИНИМАЛЬНЫМ КАЧЕСТВОМ.

Человек стал ценить своё время в интернете и чтобы его завлечь ему нужно получать очень качественный контент чтобы он за это готов был доплачивать.

Люди которые не вывозили плату даже за интернет вернули актуальность телеку и задача Кремля была выполнена.

Троли пропали из интернета но не только потому что интернет стал дорогим, оказалось то что определённые популярные люди сами их парадили. Дело в том что люди не имея Таланта, слуха, голоса снимали видео и пели песни. От не качественного контента организм людей среагировал так что ну если такое популярно значит не надо воспринимать многое всерьёз и нужно быть д у рачками.

Спасибо за внимание ждём СПАСЕНИЕ.

Один из моих любимых стихов из Священных Писаний учит: «Будь смирен, и Господь Бог твой поведёт тебя за руку и даст тебе ответ на молитвы твои» (У. и З. 112:10). И действительно, обращаясь в смиренной молитве к Господу, я, как и, наверное, многие из нас, получаем свои ответы и еще больше укрепляемся в понимании того, что истинному смирению сопутствуют благословения, несоизмеримые по своей значимости со всеми земными благами.

Смирение позволяет нам обрести сокрушенное сердце. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем», – говорит Иисус (от Матфея 11:29).

Конечно же, все мы несовершенны и порой бывает сложно проявить смирение, когда мы грешим или совершаем ошибки. Но у нас есть важные инструменты – покаяние и молитва. И проявляя смирение, осознав свои слабости и недостатки, мы можем покаяться и идти дальше. На самом деле, не следует очень уж строго судить себя, когда нам кажется, что мы недостаточно смиренны. Ведь невозможно стать смиренными в одночасье. Как ученики Иисуса Христа, все мы учимся в этой школе жизни, и каждый раз, применяя покаяние, мы все чаще сможем проявлять смирение, получая благословения душевного мира и покоя, и помнить о том, что гордыня – этот антипод смирения – может разрушить даже самые крепкие семейные и дружеские отношения.

Часто человека смиряют жизненные обстоятельства: несчастные случаи и болезни, смерть близких, проблемы в отношениях и даже финансовые трудности могут побудить в смирении опуститься на колени. Все эти испытания смиряют нас. Однако, с другой стороны, мы должны научиться быть смиренными, и не попав в трудную ситуацию. Вспомним, что Алма учил: «Благословенны те, которые смиряются без принуждения быть смиренными. Да, гораздо более благословлены, чем те, кто принуждены быть смиренными» (Алма 32:15, 16).

И еще один важный урок из Священных Писаний: Господь укрепляет нас, когда мы смиряемся перед Ним. Апостол Петр учил: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1-е Петра 5:5)».

Имея столь прекрасные обещания, мы должны чувствовать свою ответственность перед Богом и быть благодарными за многочисленные благословения и Божественную помощь.

Вспомним: нас учат тому, что смирение – это признак духовной силы, а не слабости. Это уверенность в том, что изо дня в день мы можем полагаться на Господа, смиренно служить Ему и ближним и ощущать Его поддержку.

Старейшина Квентин Кук отмечает, что мы можем найти образцы истинного смирения в людях разных вероисповеданий, смиренно чувствующих свою ответственность перед Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *