Софья слуцкая

Строительство храма Софии Слуцкой в Минске началось в 2000 году. Оно осуществлялось на скромные пожертвования прихожан. Эта уникальная церковь стала символом христианской веры в Белоруссии. Аналойная икона святой написана красками, созданными на основе драгоценных и полудрагоценных камней. Теперь ее дивный лик словно светится изнутри и привлекает верующих своим неземным великолепием. В 2005 году, после поднятия куполов, начались первые богослужения. Храм еще не был достроен, отопление отсутствовало, однако прихожане стойко переносили испытания холодом и другие неудобства. В 2009 году основная часть строительства была завершена, а престол в верхнем храме – освящен.
Сейчас церковь Софии Слуцкой на Казинца по праву считается одной из самых ярких достопримечательностей города. При ней действует воскресная школа, работает библиотека, функционируют социальный и паломнический отделы.

Храм Софии Слуцкой в Минске: официальный сайт

На официальном сайте церкви опубликована исчерпывающая информация о деятельности прихода. На главной странице размещаются сведения обо всех мероприятиях, организуемых здесь. Далее имеются сведения о семи основных христианских таинствах – крещении, миропомазании, причащении, покаянии, таинстве священства, таинстве брака, елеосвящении. Во вкладке «Храм» перечислены священники, занимающиеся богослужением. Рядом с каждым именем указаны священный сан и контактный телефон представителя духовенства. Кроме того, на сайте можно ознакомиться с требами, взимаемыми с прихожан за совершение ритуалов. Здесь представлено подробное расписание церкви. Богослужения осуществляются в строгом соответствии с христианским календарем.

Самая богатая сирота ВКЛ

Софья Слуцкая рано осиротела. «Над родом князей Слуцких как бы висело проклятие. Он вымер буквально за поколение. Сначала князь Юрий умер в 27 лет, потом не стало его братьев Александра и Яна-Симеона. Осталась одна маленькая София», — рассказывает Ольга Бобкова.

Софья Юрьевна родилась в 1586 году, 1 мая.

А спустя 5 дней, 6 мая, скончался, вероятно от туберкулеза, ее отец, князь Юрий III Слуцкий. Но дочь увидеть он успел.

Анастасия Скепьян цитирует письмо старого слуги, адресованное матери Юрия, бабушке Софьи. Слуга пишет о том, как обрадовался князь, увидев наследницу рода.

В те самые дни Юрий по просьбе слуг составил завещание, из чего можно заключить, что ни он, ни его окружение на выздоровление не надеялись.

Князь Юрий, кстати, был православным и к тому же — известным книжником.

Он собственноручно переписал Евангелие, хранившееся в Святотроицком монастыре как особо чтимая реликвия.

Мать Софьи, Барбара из дома Кишек, была католичкой. И дочь, согласно тогдашней традиции, крестили в веру матери.

После смерти отца Софья унаследовала Старый Слуцк с двумя замками, а спустя пару лет, когда один за другим скончались бездетные братья отца Александр и Ян-Симеон, она стала владелицей несметных богатств Олельковичей: городов Слуцка и Копыля, 7 местечек и 32 фольварков.

Ее мать, княгиня Барбара, оказалось отстранена от этого наследства. Ольга Бобкова обращает внимание на трагическую загадку: спустя несколько лет, выйдя замуж за гомельского старосту Андрея Сапегу, она составила завещание, согласно которому все свое имущество — жемчуга, украшения, «скот рогатый и нерогатый» — отдает мужу. И ничего — дочери. Вероятно, была некая обида? Не на малолетнюю Софью, конечно, а на ее опекунов.

Опекун со cвоим интересом

Институт опекунства был широко распространен в Великом Княжестве Литовском. В те времена с частыми войнами и напастями нередко случалось, что дети в младенчестве теряли родителей. Поэтому считалось в порядке вещей заблаговременно составить завещание и назначить того, кто будет управлять имуществом сирот до достижения ими совершеннолетия.

Опеки над Софьей и ее несметными богатствами в конце концов добились Ходкевичи, дальние родственники княжны. При опекуне Иерониме Ходкевиче Софья жила сначала в Новогрудке, затем в Слуцке.

«В актовых, судебных книгах мы часто встречаем истории о том, что опекуны чересчур вольно распоряжались денежными суммами, которые должны были сохранять», — отмечает Ольга Бобкова.

В конце концов Ходкевичи вынуждены были рассчитываться даже не деньгами Софьи, а ею самою.

Когда в 1595-96 гг. на Слуцк с украинских земель нагрянули полки Северина Наливайко, Ходкевичи вынуждены были просить военной помощи у всесильных Радзивиллов. Радзивиллы выставили свою пехоту с условием, что княжна Софья выйдет замуж за Януша Радзивилла. Ходкевичи, у которых под ногами горела земля, согласились. Бракосочетание должно было состояться в Вильне в 1600 году, после Великого Поста.

Невесте в то время было 13 лет. Януш Радзивилл был старше Софьи на семь лет. Ему было разрешено время от времени посещать будущую жену в Слуцке.

Однако со временем Ходкевичи стали искать повод разорвать соглашение. Обострило отношения то, что Радзивиллы забрали себе Копысь, на которую претендовали и Ходкевичи. Как следствие, молодого князя Януша перестали допускать к Софье. О том, чтобы он и не надеялся на брак с ней, Радзивилу сказал, встретившись с ним в корчме на пути из Мира в Несвижем, Ян Кароль Ходкевич — прославленный полководец и весьма скандальная личность.

Дыхание гражданской войны

Анастасия Скепьян описывает, как в 1599-м Ходкевичи и Радзивиллы, вместо того, чтобы готовиться к свадьбе, начали подготовку к вооруженному разрешению спора. Армии и артиллерии в нем предполагалось задействовать больше, чем в битве под Кирхгольмом (1605), которая впоследствии прославит Яна Кароля Ходкевича.

По призыву Радзивиллов в Вильну зимой 1600 г. съехались шесть тысяч вооруженных шляхтичей. Ходкевичи с большим отрядом и 24 пушками заперлись в своем дворце. Однако до кровопролития, с которого в ВКЛ могла начаться полноценная гражданская война за «слуцкое наследство», так и не дошло.

Позже Ходкевичи, описывая ситуацию, отмечали, что заключение брака не состоялось по причине… неявки жениха. Мол, невесту они показывали, а жених почему-то не приехал.

«Я — католичка»

В один голос с опекунами говорила и сама Софья. Одной из причин своего несогласия на брак она называла именно различие в вероисповедании: «Его милость пан Януш Радзивилл не является верующим костела католического, (верующей) которого я есть», — свидетельствовала девушка перед возными, разбиравшими это дело в суде. Януш, кстати, был лютеранином, а не католиком, как утверждает православное «Житие» Софьи.

Отец Януша, виленский воевода Крыштоф Радзивилл Перун, добился издания бониции (изгнания из страны) в отношении Иеронима Ходкевича. За нарушение данного слова ему грозило лишение имущества, шляхетских прав и изгнание из страны. И Ходкевичи уступили. Заключение брака состоялось осенью того же года.

В брачном договоре еще раз подтверждалось католичество Софии: ей предоставлялось право выбрать себе священника-духовника по своему желанию и жертвовать на строительство костелов, если на то будет ее воля.

Оговорен был и вопрос о священнике, которому предстояло скрепить брак протестанта Януша и католички Софью. По традиции он должен был принадлежать к конфессии невесты. О том, что брак освятил католический ксендз, писали позже и Ходкевичи, пытаясь этот брак оспорить.

Искаженное письмо Папе Римскому

Вопрос различия в вероисповедании был снят. Оставался вопрос кровного родства — Януш и Софья имели общего прадеда, гетмана Константина Острожского, победителя битвы под Оршей.

Януш направил письмо Папе Клименту VIII с просьбой разрешить брак с родственницей.

Любопытно, отмечает Анастасия Скепьян, что аннотация на это написанное латынью послание включена в изданное во времена Российской Империи «Собрание древних грамот и Актов городов Минской губернии».

Причем в той аннотации все перевернуто с ног на голову: якобы католик Януш, вступая в брак с православной Софьей, просит у Папы разрешения сохранить ей ее веру.

Как протестант Януш помогал православным

После брака княжна завещала все свое имущество мужу. И протестант Януш, для которого основными врагами были католики, а не православные, вывел Слуцкие храмы из-под юрисдикции униатского епископа и возвратил православным, подчинив Константинопольскому Патриарху.

В «Житие» Софьи говорится, что это она увещевала мужа, чтобы он оказывал поддержку православным. Однако сам Януш имел для этого гораздо больший политический резон. Он, лидер антикатолической, объединявшей православных и протестантов, оппозиции в Речи Посполитой имел все основания поддерживать своих соратников.

Семейные мелодрамы

Жизнь молодой четы сложилась непросто. Такой ли она предстает в мелодраматических произведениях Крашевского и Сырокомли? Современники отмечали взрывной и воинственный характер князя Януша. К тому же в младенчестве скончался их ребенок, после чего княгиня Софья, если верить польскому историку литературы Алоизу Сайковскому, завела интрижку с татарином Осмольским из свиты мужа.

Этого-то Осмольского-Смольского едва не поймали «на горячем» в опочивальне княгини, но тот успел выскочить в окно как раз в тот момент, когда слуги князя Януша выламывали дверь. Любовник сбежал во Львов, но был схвачен и утоплен в пруду на глазах у Софьи. После скандала Януш с Софьей продолжали жить как муж и жена.

После неудачного Рокоша (шляхетского бунта) против короля Жигимонта (Сигизмунда) III Вазы, одним из руководителей которого был Радзивилл, супруги бегут в Швейцарию. А получив королевское прощение, возвращаются в Речь Посполитую.

Последние годы жизни Софьи прошли в подляшских имениях. Там она родила дочь Екатерину, которая совсем недолго пожила. Вслед за дочерью, 19 марта 1612 года, скончалась и сама Софья.

Похоронили ее в Свято-Троицком монастыре в Слуцке, там же, где находилась могила ее отца. Почему католичку похоронили в православном храме? Такие прецеденты случались, отмечает Скепьян. Особенно если храму жертвовали предки усопшего.

Покой после столь непростой жизни оказался не вечным. Спустя двести лет, после присоединения Беларуси к России, разворачивается история с «поклонением». Княгиня из православного рода, замужем за «католиком» — для Московского патриархата нужна была такая героиня, был «политический заказ». Ну, просто Юдифь и Олоферн!

Мощи Софьи будут объявлены чудотворными, напишут, что они спасают Слуцк от холеры, а улицу, на которой стоит храм, — от пожаров… В рамках атеистической пропаганды останки княгини вывезут в Минск «для изучения». Во время войны в руинах университетского городка их разыщут солдаты вермахта, и по просьбе верующих тело Софьи перенесут в Свято-Духовскую церковь.

Православные богословы сконфуженно молчали, когда Анастасия Скепьян представляла результаты своего исследования на 4-м Конгрессе исследователей Беларуси. Католики же пошутили, что готовы «забрать» Софью Слуцкую себе.

* * *

Подробнее о Софье Слуцкой:

Настасся Скеп’ян. Князі Слуцкія. — Мінск, 2013.

Вольга Бабкова. Тры дакументы пра Зафею Слуцкую. (Архіварыус. Зборнік навуковых паведамленняў і артыкулаў. — Мінск: БелНДІДАС, 2004. Вып. 2).

Сергей Микулевич

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально? Пиши в наш Телеграм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *