Статья оскорбление чувств верующих

11 мая суд Екатеринбурга приговорил к трем с половиной годам условно блогера Руслана Соколовского за серию видеороликов, в одном из которых он «ловил покемонов» в храме. Суд признал его виновным, в частности, в публичном оскорблении чувств верующих. «Ъ” изучил теорию и практику применения этой статьи.

Как появилась уголовная ответственность

До 2013 года оскорбление чувств верующих квалифицировалось как административное правонарушение по ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Статья действует до сих пор. Она, в частности, предусматривает штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 120 часов за

умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчу или уничтожение.

В июне 2013 года на волне скандала вокруг акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя были внесены поправки в ст. 148 УК РФ. Вместо «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» она стала называться «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и была дополнена двумя пунктами:

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Верхняя планка наказания — три года лишения свободы. По данным судебного департамента Верховного суда, до настоящего времени судами вынесено только семь приговоров по этой статье.

Кого и за что судили

В феврале 2016 года в Ставрополе начался суд по делу блогера Виктора Краснова, который в споре в социальной сети «ВКонтакте» написал, что «Боха нет», а Библию назвал «сборником еврейских сказок». Экспертиза признала Краснова вменяемым. В феврале 2017 года дело было закрыто в связи с истечением срока давности.

В апреле 2016 года Кировский районный суд Екатеринбурга направил местного жителя Антона Симакова на принудительное лечение в психиатрическую клинику. В октябре 2014 года Симаков в своем офисе провел «обряд» с использованием куклы вуду, крови жертвенного животного, а также предметов христианского культа. Симаков вышел из больницы в январе 2017 года.

В апреле 2016 года Оренбургский суд оштрафовал на 35 тыс. руб. преподавателя Оренбургского медицинского университета Сергея Лазарова. В 2013 году в статье «Злой Христос», опубликованной на сайте Лазарова, в отношении Христа были приведены негативные эпитеты — «убийца» и «тиран».

В июле 2016 года Кировский областной суд признал виновными по ст. 148 УК РФ Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина. По версии следствия, они повесили самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка. Каждый получил по 230 часов исправительных работ.

В июле 2016 года Элистинский городской суд приговорил к двум годам условно спортсмена из Дагестана Саида Османова. Османов в буддийском храме ударил статую Будды и помочился на нее, а после выложил видео в интернет.

Что говорят юристы

Андрей Князев, председатель коллегии адвокатов «Князев и партнеры»: «Эта поправка в УК абсолютна излишняя. У нас есть уголовное наказание за хулиганство, вот ее и надо к подобным типам применять. Дерзость, неуважение к обществу — это все хулиганство. У нас почему-то начали разделять общество отдельно на верующих и неверующих, потом отдельно будут делить на коммунистов, на гомосексуалистов».

Петр Скобликов, доктор юридических наук: «Соколовский осужден не за то, что ловил в храме покемонов, а за то, что совершил противоправное действие. Он посетил храм, где скрыто вел видеосъемку ловли покемонов, после чего вернулся домой и соорудил ролик, в котором на отснятый видеоряд наложил аудиоряд с оскорбительной нецензурной бранью в адрес верующих, в адрес процедуры моления. А затем этот ролик он придал огласке, выложив в интернет для всеобщего просмотра… Эта статья защищает не только чувства верующих, она защищает право человека на что-то дорогое и святое».

Вадим Волков, научный руководитель Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге: «В данном случае судебный процесс является показательным. Соколовский — популярный видеоблогер, имеющий множество подписчиков. Уголовные репрессии против таких людей являются способом государственного устрашения».

Евгений Тонкий, управляющий партнер группы «Тонкий и партнеры»: «В большинстве случаев 148-ю статью притягивают за уши. Понятие оскорбления личности определено действующим УК РФ и не вызывает вопросов, а вот с оскорблением чувств — это новое понятие для российской правовой системы. Действующая редакция ст. 148 не отвечает правилам логики и юридической техники, поскольку состоит лишь из не поясненных законодателем оценочных категорий».

Мария Баст, председатель Ассоциации адвокатов за права человека: «Уже с XIX века у нас никого не сажали и сжигали на кострах за отрицание Бога — и вдруг такая статья. Полное ощущение, что нас в это дремучее Средневековье вновь пытаются затащить».

Евгений Козичев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко, группа «Прямая речь»

Фото сайта bashkortostan.er.ru

Нынешний состав ч. 1 и 2 ст. 148 УК, известных как «статья о защите религиозных чувств верующих», появился в 2013 году после непривычно долгой для нашего законотворчества дискуссии. Началась она после «дела Pussy Riot», когда стало ясно, что юридическая квалификация их дела никуда не годится. Статью будто конструировали задним числом под этот эпизод. Очевидные с самого начала дефекты законопроекта вызвали необычно сильное сопротивление, затянули его принятие и позволили убрать хотя бы некоторые его пороки. Но сделать нормальную статью Уголовного кодекса не получилось все равно – вышел гибрид хулиганства по мотиву религиозной вражды (элемент из ст. 213) и унижения достоинства верующих (элемент из ст. 282) – и правоприменение оказалось далее не лучше. Критикуют его уже не только секуляристы, но и некоторые религиозные деятели.

Защитники статьи обычно говорят, что подобные и даже более суровые нормы есть в кодексах ряда европейских стран. Это верно, но верно и то, что в Европе эти нормы в последние десятилетия отмирают на глазах. Так что, если уж ссылаться на Европу, непонятно, почему мы должны идти против течения. Лучше посмотреть на более содержательные аргументы сторонников криминализации «оскорбления религиозных чувств».

Важный аргумент, используемый, кстати, не только в России: лучше криминализовать действия тех, кто провоцирует погромы со стороны оскорбленных верующих, чем потом иметь дело с погромами. Обычно на это отвечали, что не стоит выставлять верующих легко манипулируемыми идиотами, но это слабый ответ – увы, легко манипулируемых идиотов хватает в любой группе населения. Поэтому общество может пойти на криминализацию каких-то действий, не столь ужасных самих по себе, из соображений поддержания общественного порядка. Но общество также должно очень серьезно соотнести риски, связанные с угрозой последнему, и ущерб основным свободам человека, а речь идет именно о них. Возможно, общества, находящиеся в ситуации реальной угрозы, например, межрелигиозных столкновений, могут сделать (и часто делают) выбор в пользу безопасности. Но современная Россия очень далека от такого рода угроз. У нас есть религиозно мотивированные террористы, но не было ни разу беспорядков, устроенных именно возмущенными верующими или атеистами; у нас есть (и раньше было гораздо больше) насильственные преступления на почве этнической вражды, но таких же преступлений на почве вражды религиозной были всегда единичные случаи. И потому в нашем случае нет существенных оснований дополнительно ограничивать основные свободы ради безопасности. Тем более что ограничений такого рода у нас и так более чем достаточно.

Иногда приходится слышать, что религиозные чувства гораздо важнее, чем иные чувства. Или даже так – для верующих людей сакральные предметы дороже жизни. Конечно, для кого-то это так и есть. Но закон не может подстроиться под все эмоциональные особенности тех или иных групп граждан, а речь идет все-таки не о большом проценте людей, верящих в Бога, а о малой их части, кому именно такие эмоциональные особенности присущи. Конечно, либеральное общество идет навстречу тем или иным меньшинствам, но ведь не на уровне Уголовного кодекса, то есть не ценой жесткого ограничения прав других.

На этапе принятия того законопроекта звучал также аргумент, что новая норма защитит религиозные меньшинства от диффамации и просто от грубых выпадов. Судя по наблюдениям центра «Сова», повышения толерантности в отношении религиозных меньшинств мы с тех пор не увидели. А уж если посмотреть на практику правоприменения по ч. 1 и 2 ст. 148 УК, то случаи, которые можно было бы расценивать именно как защиту меньшинств, найти не так просто. Можно, конечно, считать меньшинством людей религиозных как таковых, но этот аргумент увел бы нас в настолько запутанную дискуссию, что к ней уж точно не стоит применять столь грубый инструмент, как Уголовный кодекс.

Наконец, сторонники обсуждаемой нормы могут признавать, что некоторые приговоры по ней совсем неуместны или просто нелепы, но настаивают, что надо же как-то защищаться от тех, кто не просто репостит картинки, а совершает какие-то более существенные и криминальные, по сути, действия, именно направленные против религии или верующих. Такие преступления на самом деле редки, но случаются. Представим, что некая антиправославная группа вторглась в храм не с целью сплясать, что является разве что мелким хулиганством, а с намерением порушить иконостас и исписать его оскорбительными надписями. Эти действия вполне соответствуют составу ст. 148, и они явно криминальны, по крайней мере в глазах подавляющего большинства граждан. Но для наказания в этом случае вовсе не нужна отдельная статья УК, такие действия вполне описываются старыми составами о вандализме, хулиганстве или нанесении ущерба имуществу. Важно также, что это преступление при наличии необходимых доказательств может быть квалифицировано как совершенное по мотиву религиозной вражды, и это отягчающее обстоятельство применимо к любым преступлениям (см. п. «е» ч. 1 ст. 63 УК).

Итак, статья о «чувствах верующих» была придумана, чтобы заткнуть замеченную дыру в уголовном законе. Но дыры этой, по сути, нет: для инцидентов типа акции Pussy Riot все равно нужны другие, не уголовные, меры реагирования, а для действительно криминальных действий инструменты в УК есть и так.

И тут нельзя не сказать, что у нового состава УК была и идеологическая составляющая. О ней много написано, и она, очевидно, все еще важна. Но каковы бы ни были планы властей по использованию идеологических аргументов, что бы ни думать о содержании самих этих аргументов, стоит сказать, что конкретный инструмент в виде обновленной ст. 148 УК работает из рук вон плохо, порождая анекдотические – хотя не для самих обвиняемых – дела. Да и вообще защищать идеологические позиции с применением УК – это крайняя мера, признак слабости, прибегать к ней не стоит.

УДК 343.1

А. Р. ИСМАГИЛОВА, преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. В статье на примере ряда стран рассматриваются религиозные объединения, существующие в странах, и меры, применяющиеся в целях пресечения противоправной деятельности указанных объединений.

Ключевые слова и словосочетания: религиозные объединения, секта, деструктивный характер.

Key words and phrases: religious associations, sect, destructive nature.

Асоциальной деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера в зарубежном законодательстве стали уделять внимание лишь сравнительно недавно. Свою криминальную деятельность названные организации тщательно маскируют, однако время от времени результаты таковой деятельности проявляются в совершении ими различных преступлений. Кроме того, в последние десятилетия в разных странах мира, в особенности в странах содружества независимых государств, сатанистами ведется работа по внедрению своих адептов в правоохранительные органы и высшие структуры государственной власти с целью обработки сознания некоторых высших государственных чиновников и привлечения их в свои ряды. Наличие рассматриваемого нами вида объединений во многих странах и их деятельность там, как правило, связаны с нару-

шениями ими действующего законодательства, в том числе и уголовного, что, несомненно, определяет их опасность для общества .

Мировому сообществу в современную эпоху приходится решать немало проблем, в том числе касающихся обеспечения национальной безопасности. С сожалением можно констатировать, что к числу теперь уже традиционных вопросов указанной сферы можно причислить проявления экстремизма и терроризма .

В связи с рассматриваемыми проблемами для нас представляет интерес законодательство стран содружества независимых государств в предупреждении и противодействии незаконной деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера.

По статье 3 закона Республики Армения «О свободе совести и религи-

Щ

<ч а а

о о

о «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

0 «

£

а «

и

озных организациях» в стране «не допускается какое-либо принуждение или насилие к гражданину при определении им своего отношения к вопросам участия либо не участия в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, обучении религии. Осуществление права свободы совести подлежит только тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и правопорядка, здоровья граждан и нравственности, прав и свобод других членов общества».

В статье 5 закона установлены довольно жесткие требования, связанные с отнесением группы граждан к религиозной организации, деятельность которой должна: а) не противоречить положениям ст. 3 данного закона; б) основываться на какой-либо исторически канонизированной священной книге; в) по своей вере входить в систему современных всемирных религиозно-церковных общин; г) не преследовать материальные цели, а иметь исключи-^ тельно духовную направленность; so д) включать в себя не менее 200 верую? щих членов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s Дети до 18 лет не могут состоять

^ в религиозной организации независимо

от их участия в религиозных обрядах и

¡^ других обстоятельств.

^ Закон устанавливает, что обозна-

| ченные в нем условия (кроме перечис-

Ц ленных в пункте «а») не являются обя-

| зательными только для религиозных ор-

» ганизаций национальных меньшинств -а

о по своему национальному вероиспове-

§ данию.

| В статье 19 закона определено, что все гражданские обязанности, пре-

Ц дусмотренные действующим законода-

0 тельством Республики Армения, рас-

| пространяются на членов религиозных

•г организаций наравне с другими гражданами. При наличии противоречий меж-

^ ду гражданскими обязанностями и ре-

Ц лигиозными убеждениями вопрос об

§ исполнении гражданских обязанностей

oq членами религиозных объединений мо-

жет быть решен на основе альтернативного принципа, в установленном законом порядке по взаимному соглашению соответствующего государственного органа и данной религиозной организации.

Президентом Армении 21 декабря 1993 г. был подписан указ «О мерах по обеспечению законности религиозной деятельности на территории Республики Армения» . В нем выражена его озабоченность активизацией своей деятельности на территории республики рядом зарубежных религиозных организаций. В их числе некоторые незарегистрированные в Республике Армения религиозные группировки, а также зарегистрированные религиозные организации, деятельность которых зачастую не соответствует требованиям закона Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях». Такого рода организации «подтачивают нравственно-психологическую атмосферу в республике, в некоторых случаях сеют неуважительное отношение к воинской службе, препятствуют закономерной деятельности зарегистрированных организаций и вызывают справедливое возмущение последних».

В указе Президента Армении предусмотрен ряд мер, направленных на упорядочение деятельности религиозных организаций на территории Армении и ликвидацию тех из их числа, которые осуществляют свою деятельность согласно положениям своего устава и в нарушение законодательства. При этом Государственному совету по делам религий при Правительстве Республики Армения в указе предписано:

— принять меры по прекращению деятельности представителей зарубежных религиозных организаций, находящихся в Республике Армения по приглашению, которые занимаются не предусмотренной их статусом деятельностью;

— осуществлять надлежащий контроль за производством и продажей

литературы по религиозной тематике и предметов культурного назначения.

В указе имеется и ряд жестких установлений, направленных на обеспечение эффективного сдерживания распространения в стране деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера. Они следующие:

1. Осуществление религиозно-теологического проповедничества в государственных средствах массовой информации разрешается только зарегистрированными в Республике Армения религиозными организациями — с ведома Государственного совета по делам религий при Правительстве Республики Армения.

2. Государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям Республики Армения разрешается предоставлять залы, концертные залы, спортивные помещения, кинотеатры, театральные залы и другие помещения для проведения религиозных церемоний только зарегистрированным в Республике Армения религиозным организациям, предварительно согласовав этот вопрос с Государственным советом по делам религии при Правительстве Республики Армения.

3. Зарегистрированные в Республике Армения религиозные организации, другие организации, а также должностные лица могут приглашать в страну представителей зарубежных религиозных организаций только по согласованию с Государственным советом по делам религии при Правительстве Республики Армения — поставив последних в известность о миссии приглашенных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Проводимые в государственных учебных заведениях, лагерях Республики Армения мероприятия религиозного характера должны быть предварительно согласованы с Государственным советом по делам религии при Правительстве Республики Армения.

В статье 162 УК Армении установлена ответственность за «образова-

ние религиозного или общественного объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью лиц или с иными посягательствами на права лиц, либо руководство ими, а также с подстрекательством лиц к отказу от своих гражданских обязанностей» . Совершение перечисленных действий наказывается штрафом в размере от двухсоткратного до четырехсоткратного размера минимальной заработной платы либо арестом на срок не свыше трех месяцев.

В статьях 104 (Убийство), 112 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 113 (Умышленное причинение вреда средней тяжести здоровью), 119 (Пытка) УК Армении в качестве квалифицирующего обстоятельства предусмотрено совершение этих преступлений по «мотивам» национальной, расовой или религиозной ненависти либо религиозного фанатизма». Судя по данным нормам, термин «религиозный фанатизм» в уголовном праве Армении может толковаться расширительно и ^ применяться в случаях совершения ли- \о дерами нетрадиционных религиозных ® объединений деструктивного характера а преступлений против своих же адептов ^ или иных лиц по религиозному мотиву (например, в случае ритуальных ¡^

убийств, массового членовредительства ^

\ ® и т. п.). §

Закон Азербайджанской Респуб- Ц

лики от 20 августа 1992 г. № 281 «О |

свободе вероисповедания» , призна- «

вая свободу совести, в ст. 1 ставит под о

запрет пропаганду религиозных вероис- §

и

поведаний, связанную с применением ^ насилия или осуществляемую посредст-

а

вом сеяния раздора между людьми в це- ц

лях изменения их религиозного образа 0

жизни, а также через принуждение к ре- §

лигиозному вероисповеданию. Статья з

а

определяет также, что осуществление свободы вероисповедания может быть

ограничено только по соображениям Ц

государственной и общественной безо- §

пасности и в случаях необходимости 05

защиты прав и свобод человека и гражданина, согласно международным обязательствам Азербайджанской Республики. Закон запрещает ведение религиозной пропаганды в стране иностранцами и лицами без гражданства.

В статье 168.1 УК Азербайджана ответственности подлежит создание группы, осуществляющей свою деятельность под предлогом распространения религиозных конфессий и совершения религиозных обрядов и нарушающей общественный порядок, либо причиняющей вред здоровью граждан или нарушающей права граждан независимо от формы нарушения, а также отвлекающей граждан от исполнения ими установленных законом обязанностей, а равно руководство такой группой или участие в ней.

Более строгая, чем в статье 168.1 УК ответственность установлена в ст. 168.2 УК Азербайджана за вовлечение в совершение перечисленных в ст. 168.1 деяний несовершеннолетних. ^ Максимальное наказание за это — до so трех лет лишения свободы.

2 В статье 1 закона Республики Ка-s захстан (РК) от 15 января 1992 г. ^ № 1128-XII «О свободе вероисповеда-Оц ния и религиозных объединениях» ¡^ предусмотрено, что «осуществление ^ свободы исповедовать религию или | распространять убеждения может быть Ц ограничено законодательством только в Ц целях охраны общественного порядка и ■s безопасности, жизни, здоровья, нравст-

3 венности или прав и свобод других гра-§ ждан». Далее, в статье 3 закона сказано, | что «никто не имеет права по мотивам

своих религиозных убеждений отказы-Ц ваться от исполнения гражданских обя-| занностей, за исключением предусмот-| ренных законом случаев. При этом за-^ мена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеж-^ дений может допускаться только в соЛ ответствии с законодательством Рес-§ публики Казахстан».

В законе РК от 15 января 1992 г. имеются запреты на деятельность религиозных объединений, осуществляемую ими при следующих обстоятельствах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Если религиозные объединения не зарегистрированы в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

2. Если их цели и действия направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе когда это связано с насилием или призывами к насилию.

Анализируемый закон запрещает пропаганду религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях. Он предусматривает возможность проведения религиоведческой экспертизы по основаниям, указанным в законодательных актах Казахстана. В ст. 4-1 Закона запрещено осуществление в Республике Казахстан миссионерской деятельности без учетной регистрации.

В Уголовном кодексе РК имеются две нормы об ответственности организаторов нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера, осуществляющих посягательства на права и свободы граждан.

В части 1 статьи 337 УК РК предусмотрена ответственность за создание или руководство религиозным или общественным объединением, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. В виде наказания за такие действия установлен штраф в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до четырех месяцев,

либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть 3 статьи 337 УК РК предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста до трехсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до четырех месяцев, либо лишения свободы на срок до одного года за активное участие в деятельности объединений, указанных в ч. 1 данной нормы.

В статье 337-1 УК РК установлена ответственность за организацию (ч. 1) и участие (ч. 2) в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма. Максимальный срок наказания за такие действия — лишение свободы: за организацию — три года, за участие — два года.

Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-3 «О свободе совести и религиозных организациях» включает в себя ряд положений, совершенно справедливо направленных на ограничение свободы вероисповедания. Так, статья 5 закона указывает, что «… родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права».

В Законе в категорической и безальтернативной форме предусмотрен запрет для лиц на уклонение от исполнения установленных законом обязанностей по мотивам своих религиозных убеждений (ст. 7). В нем предусмотрена обязательность регистрации религиозных общин и объединений. При этом образование последних возможно только при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь.

Согласно статье 23 анализируемого Закона Республики Беларусь религиозная организация может быть ликвидирована по разным основаниям, включая случаи осуществления деятельности, когда она:

а) направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; на пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения нацио- ^ нальной чести и достоинства; ^с

б) сопряжена с нарушением прав, ^ свобод и законных интересов граждан, а а также препятствует исполнению граж- у данами их государственных, обществен- ^ ных, семейных обязанностей или причи- ¡^ няет вред их здоровью и нравственности. ^

В статье 193 УК Республики Бе- §

ларусь установлена ответст- Ц

венность за организацию либо руково- §

дство религиозным или общественным «

объединением, деятельность которого ®

сопряжена с насилием над гражданами, §

или с причинением им телесных повре- ^

ждений, или с иными посягательствами ^

на права, свободы и законные интересы ^

граждан. Подобные действия наказыва- о

ются штрафом, лишением права зани- §

и

мать определенные должности или за- ^ ниматься определенной деятельностью,

арестом на срок до шести месяцев. ^

В нетрадиционные религиозные Ц

объединения, существующие в совре- §

менном мире, вовлечены сотни тысяч 05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наших сограждан. Активность вербовки новых адептов растет с каждым годом. Она связана с применением им физического и психического вреда. В настоящее время правоохранительные органы прак-

тически всех государств уже занимаются борьбой с преступлениями, совершаемыми в сфере религиозных объединений деструктивного характера .

:: :: ::

ЛИТЕРАТУРА

1. Исмагилова А. Р. Понятие нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера и криминологический анализ их деятельности // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2 .

2. Нугуманов А. Р., Агзамов И. М. Некоторые проблемы квалификации преступлений, касающихся организации террористического сообщества и участия в нем // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10.

5. Закон Азербайджанской Республики от 20 августа 1992 г. № 281 «О свободе вероисповедания» // Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики. 1992. № 16. Ст. 694.

6. Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 г. № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» // Советы Казахстана. 1992. 8 февраля.

^ 8. Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-3 «О свободе совести и рели-

гиозных организациях» // Интернет. Режим доступа: .

9. Уголовный кодекс Республики Беларусь / предисловие проф. Б. В. Волженкина; обзорная статья А. В. Баркова. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. Л 10. Исмагилова А. Р. Криминогенные детерминанты преступлений, связанных с дея-

о тельностью нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера // Закон и ВЦ право. 2015. № 3.

Оскорбиться могут только православные?

Отнюдь нет. Российские законы наказывают за оскорбление чувств верующих любых религий. Основные — это христианство (включая православие, католицизм и протестантизм), ислам и буддизм. При этом православию закон отводит «особую роль в истории России». Поскольку Россия — светское государство (по крайней мере, так написано в законе), то у граждан нет обязанности раскрывать своё вероисповедание, и поэтому о религиозном составе страны можно судить по опросам. Например, по данным ФОМ за 2014 год, к православным себя относят 68% верующих, к исламу 6%, к другим христианским конфессиям — 1%, к иудаизму меньше 1%. Не считают себя верующими 19% опрошенных.

Зарегистрировать религиозное объединение в России в целом можно (например, это удалось пастафарианцам и даже сатанистам), но вместе с тем ряд движений попал под запрет.

Например, в 2009 году было запрещено религиозное движение «Таблиги Джамаат», которое занималось пропагандой ислама. Преследованиям подвергаются и российские саентологи. Часть их материалов признали экстремистскими, а в 2017 году в саентологической церкви Санкт-Петербурга прошли обыски, и пятеро её сотрудников были задержаны. Впоследствии правозащитный центр «Мемориал» признал их политзаключёнными, и сейчас мы защищаем одного из них.

В 2017 году Верховный суд признал экстремистской организацией Свидетелей Иеговы — помимо России, они запрещены ещё в Китае, Северной Корее, Туркменистане, Таджикистане, Саудовской Аравии, Иране и Ираке.

Что считается оскорблением?

Это определяют эксперты-лингвисты. Суд при вынесении приговора основывается на экспертизе, но компетентность экспертов зачастую вызывает большие вопросы, а их заключения представляют собой субъективные мнения авторов.

Вот на что могут оскорбиться верующие:

КАРТИНКА С МУСУЛЬМАНИНом И СВИНЬЁЙ

Житель Ижевска выложил в соцсетях картинку, на которой мусульманин молится, а позади него стоит свинья. Его обвинили в оскорблении чувств мусульман и приговорили к 230 часам обязательных работ.

ЛОВЛЯ ПОКЕМОНОВ В ХРАМЕ

Блогер Руслан Соколовский в 2016 году выложил видеоролик, в котором он играет в игру Pokemon Go и ловит покемонов в екатеринбургском Храме-на-Крови. Суд посчитал это оскорблением чувств верующих и приговорил его к условному сроку.

магический обряд в офисе

Житель Екатеринбурга Антон Симаков, называющий себя «магистром магии вуду», провёл обряд в своём офисе в присутствии журналистов, используя при этом кровь петуха, погребальный покров и православный крест. На него возбудили уголовное дело. Суд освободил его от ответственности и отправил на принудительное лечение.

статья «Злой Христос»

Преподаватель медицинского университета Сергей Лазаров опубликовал статью, в которой были негативные высказывания по отношению к Христу. Дело инициировал сотрудник центра «Э» — он нашёл статью и передал её текст на экспертизу. Суд назначил Лазарову штраф.

требование денег за работу

В Ульяновской области мужчина, чинивший забор вокруг церкви, зашёл во время богослужения и потребовал у батюшки оплатить работу. Суд назначил ему штраф по 148 статье за то, что он прервал службу.

репост карикатур на Иисуса Христа

Виктор Ночевнов из Сочи репостнул несколько картинок, на которых Иисус Христос, например, висел на турнике, танцевал с черлидерами на стадионе и занимался в тренажёрном зале. Суд счёл это оскорблением чувств верующих и приговорил его к штрафу.

Иногда, как видно из практики, фактических потерпевших в деле вообще нет. Так было в случае Pussy Riot или блогера Руслана Соколовского, который ловил покемонов в пустом храме. Бывает, что сотрудник центра по борьбе с экстремизмом сам находит в интернете статью, оскорбляется и передаёт её эксперту, который устанавливает, что в тексте есть кощунство.

Статью 148 в качестве карательного инструмента начали использовать даже в официозной среде. Так, телеведущий НТВ Андрей Норкин, оскорбившись, написал в следственный комитет заявление на стендап-комика Данилу Поперечного, который в своих выступлениях шутит про религию. Ещё с помощью этой статьи пытались запрещать фильмы: православные активисты долго просили проверить «Матильду» Алексея Учителя, но прокуратура нарушений не нашла.

А можно вести себя так, чтобы никого не оскорбить?

На этот вопрос сложно ответить. Суд обычно оценивает большое количество обстоятельств и конкретное высказывание в разных условиях может быть уголовно наказуемым, а может и не быть.

Например, употребление нецензурной лексики в публичных обсуждениях или на картинках может использоваться при экспертизе для усиления позиции обвинения.

С проявлением своего отношения к религии или к религиозным предметам и символам нужно быть осторожным во время церковных праздников или мероприятий — крёстного хода или праздничной молитвы.

Впрочем, к ответственности вас могут привлечь и без 148-й статьи. Если вы, например, носите футболку с изображением осквернённой Божией Матери, это может стать основанием для привлечения по 282 статье — за критику религии.

Однако самоцензура — не лучший ответ на существование 148 статьи. Нельзя предусмотреть заранее, кто и на что оскорбится, и на этом основании ограничивать себя в самовыражении, тем более, что и эксперты, и Европейский суд поддерживают эту позицию.

Что говорят эксперты на эту тему?

Адвокаты считают, что основная проблема 148 статьи в том, что она оперирует не определёнными категориями. Неясно, что такое «чувства» верующих и кто эти верующие. Если с оскорблением личности, например, всё понятно, то к оскорблению чувств есть вопросы, а формулировка статьи не даёт никаких пояснений. В научной среде добавляют, что уголовное наказание за оскорбление чувств верующих нецелесообразно ещё и потому, что является дискриминацией нерелигиозных людей.

Против 148 статьи выступают эксперты центра «СОВА», которые утверждают, что в нынешнем виде она нарушает право граждан на свободу слова и свободу совести. Кроме того, по их мнению, случай «Матильды» показал, что общество и государство могут решать вопрос о чувствах верующих без самих верующих. В этом есть опасность, поскольку на чувствах начинают играть тогда, когда нужно дискредитировать идеологического противника.

А как в других странах?

Во многих странах есть только статья о разжигании ненависти, которая включает и пункт о разжигании вражды по религиозному признаку. Нет отдельной статьи за оскорбление чувств верующих ни в украинском кодексе, ни в белорусском.

В странах, где оскорбление чувств верующих запрещено, наказание варьируется от штрафа до смертной казни. В странах Ближнего Востока, как правило, наказание гораздо более сурово, чем в Европе.

Отдельная статья, регулирующая отношения с религией, есть, например, в таких странах, как Германия, Австрия, Дания (последний раз применялась в 1938 году), Испания, Израиль и Япония.

В 2007 году Ассамблея Совета Европы постановила, что кощунство не должно быть уголовным преступлением, однако ЕСПЧ неоднократно заявлял, что единых правовых стандартов защиты религиозных чувств во всех странах быть не может. Тенденция в решениях ЕСПЧ направлена на снижение защиты религиозных чувств. В своих постановлениях суд проводит линию, направленную на охрану и защиту свободы критики религии, в том числе в форме сатиры, даже и жёсткой.

Что ещё почитать по теме:

ТЕКСТ: Татьяна Торочешникова, юрист: Артём Кутловский

Депутат Госдумы Олег Смолин предлагает внести изменения в Уголовный кодекс по ч. 1, ст. 148 «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», а именно конкретизировать место и обстоятельства, при которых могут быть нарушены права верующих.

Представитель фракции КПРФ отмечает – законопроект призван защитить конституционные гарантии свободы мысли и слова. Конституцией при этом не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, а также запрещается пропаганда религиозного превосходства.

УК РФ, Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, ч. 1

Действующая версия

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Обсуждаемая версия

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, во время и в местах проведения религиозных обрядов, собраний и церемоний, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Депутат отмечает, что согласно ст. 28 основного закона, каждому гражданину гарантируется право свободно распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

«Таким образом, каждый имеет право свободно распространять в том числе атеистические, антиклерикальные и антирелигиозные убеждения, если при этом он не совершает действий, нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, и не посягает на права и свободы других», – резюмирует Смолин.

Более широкое толкование оскорбления религиозных чувств верующих как правонарушения явно посягает на свободу слова и свободу передачи, производства и распространения информации.

Депутат Олег Смолин

Поэтому законопроектом предлагается четко определить, как и каким образом могут быть затронуты чувства верующих. Политик отмечает, что из контекста УК РФ и Конституции следует, что публичные действия неуважительного характера могут оскорблять религиозные чувства, только если они мешают или препятствуют богослужениям или другим церемониям.

По этим доводам депутат предлагает дополнить закон формулировкой, которая будет уточнять, что чувства верующих могут быть нарушены только при проведении религиозных мероприятий.

По теме:

В Югре для прихожан разрешили посещение храмовИзгонявший бесов архимандрит Герман скончался от СOVID-19Председатель церковного суда РПЦ митрополит Исидор скончался от коронавирусаЧелябинская епархия предупредила о распространении опасных оккультно-неоязыческих практикНастоятельницу столичного монастыря обязали продать Mercedes, купленный за ₽10 млнПравительство инициировало антиэкстремистские поправки в закон о религиозных объединенияхЕпархия и схиигумен Сергий провели два крестных хода в Екатеринбурге во время вспышки COVID-19. Репортаж Znak.comАвтобус, который должен был везти к схиигумену Сергию его поклонников, сняли с маршрутаНастоятельница столичного монастыря купила Mercedes-Benz S-класса почти за ₽10 млнВ РПЦ прокомментировали ответ схиигумена Сергия на открытое письмо митрополита КириллаВ Алтайском крае накажут священников за крестный ход в разгар пандемии коронавирусаСхиигумен Сергий призвал не голосовать за поправки в КонституциюВ РПЦ приветствуют увеличение налога на высокие доходы. Это «нравственно оправданная мера»Раскритиковавшего храм Вооруженных сил священника запретили в служении»Это вариант из выдуманной реальности». В епархии заявили, что Сергий не готов к диалогуСхиигумен Сергий дал первое интервью и объяснил свой конфликт с РПЦПротодиакон Андрей Кураев раскритиковал главный храм Минобороны России. Интервью Znak.comВ Санкт-Петербурге разрешили посещение храмовВ Москве открывают храмы для прихожанРЖД готовится развернуть строительные работы на месте обнаружения останков Николая IIРоспотребнадзор разработал рекомендации для храмовПатриарх нашел деньги на зарплаты московскому духовенству. Помогли анонимные жертвователиУмер монах Верхотурского мужского монастыря, где была вспышка коронавирусаВ России еще два священнослужителя скончались от коронавирусаВ Москве настоятель Покровского храма умер от коронавирусаВ Санкт-Петербурге скончался настоятель храма, тест на COVID-19 у него был отрицательнымТАСС: протоиерей Димитрий Смирнов госпитализирован с коронавирусомВ Оренбургской области арестован священник по делу о растлении детейНастоятель сообщил о «подвисшем» бюджете храма мученицы Татианы при МГУ из-за пандемииТюменский протоиерей с вертолета совершил молебное пение против «губительного поветрия»В РПЦ фразой «замечательное изобретение» охарактеризовали ядерное оружиеСкончался главврач Троице-Сергиевой Лавры, зараженный коронавирусомВ России начнут штрафовать за отсутствие террористической защищенности храмов и мечетейПротодиакон Андрей Кураев прокомментировал решение о запрете его в служенииПатриарх Кирилл запретил в служении протодиакона Андрея КураеваВ Москве госпитализировали нового настоятеля Елоховского собораЖители Екатеринбурга пришли на кладбища в родительский день, несмотря на коронавирусУмер епископ Железногорский и Льговский Вениамин, госпитализированный с коронавирусомВ РПЦ заявили, что медматериалы в Италию отправлены за счет православных бизнесменовВ Госдуме попросили губернаторов освободить РПЦ от коммунальных платежейРПЦ заявила, что священники будут причащать пациентов с коронавирусом в больницахУправделами РПЦ митрополит Дионисий заразился коронавирусомМитрополит Варсонофий попросил у губернатора Петербурга отсрочку выплат за коммуналкуРПЦ в Югре, не закрыв храмы на Пасху, после проведения служб подарила властям аппараты ИВЛСкончавшийся в Москве от коронавируса протоиерей выступал против закрытия храмовВ Москве скончался настоятель Богоявленского Елоховского собора, у которого был COVID-19Патриарх Кирилл попросил об отсрочке коммунальных платежей для церквейОхлобыстин объяснил свое присутствие на пасхальной службе для избранныхВ Перми полицию и СК попросили проверить пасхальную службу, где прихожане целовали крестВ Санкт-Петербурге полиция прервала крестный ход, организованный бывшим священникомВ кафедральный собор Екатеринбурга на пасхальную литургию пришли около 30 человекКак в кафедральном соборе Екатеринбурга встретили Пасху в условиях пандемии коронавирусаВ Нефтеюганске на Пасху ограничат автомобильное движение на нескольких улицахРПЦ: «некоторые» московские священники посетят прихожан на дому, чтобы провести причастиеВ регионах православные составляют петиции с требованием не закрывать храмы в ПасхуПравославные храмы Челябинской области будут открыты во время пасхальных богослуженийСвердловские власти начали переговоры с епархией о проведении массовых служб на ПасхуАндрей Кураев: священники зовут в храмы, несмотря на пандемию, из боязни потерять доходы18 священников и монахов Московской епархии заражены COVID-19. Список храмов и монастырейМитрополит Варсонофий закрыл храмы Санкт-Петербурга для посетителейРПЦ просит объяснить штрафы прихожанам за посещение храмов МосквыПатриарх Кирилл считает, что пандемия COVID-19 нужна для разрушения идеалов потребленияВ Москве и Подмосковье пасхальные богослужения пройдут без прихожанВ Кургане храмы во время Пасхи будут открыты для прихожанРПЦ рекомендовала прихожанам оставаться дома в Страстную седмицу и на ПасхуЦена реконструкции возможной резиденции патриарха Кирилла возросла на ₽584 млнМинкульт нашел подрядчика на реставрацию челябинского храма Александра НевскогоВ РПЦ разработали правила для священников, посещающих людей на карантине по COVID-19У троих священников в Москве обнаружили коронавирусХанты-Мансийская митрополия, несмотря на режим самоизоляции, анонсировала крестный ходМитрополит предложил исповедоваться по Skype в период карантинаЧитинская митрополия отправила по Забайкалью вагон-церковь с молитвами против пандемииМитрополит Варсонофий облетел Петербург на вертолете с иконой, чтобы избавить от вирусаНа Ямале в связи с угрозой коронавируса начали закрывать храмыПатриарх Кирилл попросил верующих молиться дома из-за пандемии коронавирусаСвященники объехали Санкт-Петербург с иконой для избавления от «морового поветрия»Беглов пообещал организовать видеотрансляцию служб пяти главных соборов ПетербургаВ РПЦ заявили, что священники не могут самоизолироваться. Они тоже врачи, но духовныеРПЦ и глава Петербурга поспорили, можно ли закрывать церкви во время коронавирусаВ РПЦ посчитали незаконным запрет властей Петербурга ходить в церковь из-за коронавирусаВ РПЦ осудили священников, не соблюдающих меры предосторожности в условиях эпидемииЕпархии готовятся к Пасхе в условиях пандемии коронавирусаЮгорский митрополит не стал закрывать храмы и призвал прихожан чаще собираться на молитвуВ Белгородской области с коронавирусом будут бороться с помощью колокольного звонаТомский митрополит сравнил китайца, съевшего зараженную летучую мышь, с АдамомУбийцу рабочего в День строителя на стройплощадке храма в Салехарде приговорили к 5 годамВ РПЦ заявили, что не будут отменять богослужения из-за коронавирусаПредставитель РПЦ оспорил поправку в Конституцию о том, что дети — достояние РоссииПротоиерей Смирнов напомнил верующим об их праве не повиноваться властямВ Тобольске разрушается православный храм XVIII века, переданный РПЦПротоиерей, сравнивший гражданских жен с проститутками, пожаловался на угрозы и доносыВ РПЦ назвали троллингом заявление протоиерея, сравнившего гражданских жен с проституткамиПротоиерей Смирнов сравнил гражданский брак с проституциейСМИ: под Калугой монахиня сбила девочку и скрылась. У ребенка сломан позвоночникСвященник призвал «Роскосмос» помочь переехать жителям мест, на которые падают части ракетСторонники оренбургского священника, обвиняемого в педофилии: дети отказались от показанийРэперы Особов и Slim удалили клип про священника с проститутками из-за жалобы православных активистов»Известия»: РПЦ выступает против ужесточения надзора за религиозными НКОПатриарх призвал верующих активнее участвовать в общественных дискуссиях в интернете

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Нужен ли штраф за богохульство в Казахстане

Женщина не должна совращать мужчину, считает наиб-имам мечети «Хамза хаджи» Абдусамат Махат. Об этом он рассказал корреспонденту Total.kz.

«Почему я должен, идя в магазин, видеть по дороге полуголую женщину? Пусть хоть голышом ходит, но у себя дома. Почему она своим видом, например, должна меня совращать?» — считает наиб-имам.

Между тем в России намерены штрафовать за оскорбление религиозных чувств. К примеру, в статье 148 — «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания» — может появиться пункт 2, вводящий ответственность за «умышленное унижение достоинства граждан в связи с их отношением к религии». Эти деяния предлагается наказывать штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, исправительными работами на срок до одного года или арестом на срок до трех месяцев.

Если же это правонарушение будет совершено лицом «с использованием своего служебного положения» или с «угрозой применения насилия», то сумма штрафа вырастает до 200 тысяч рублей, а это 1 млн тенге, или срок лишения свободы — до одного года.

Статью 5.26 КоАП «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» правозащитники тоже намерены дополнить пунктом об «умышленном унижении достоинства другого лица в связи с его отношением к религии», а также об «осквернении богослужебной литературы и предметов религиозного почитания». В этом случае с граждан будет взиматься штраф от трех до пяти тысяч рублей. Для должностных лиц эта сумма составит от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц — от ста до пятисот тысяч рублей.

О поправках в законе, защищающих интересы верующих россиян, редакция Total.kz спросила у казахстанских представителей религиозных сообществ, депутатов и правозащитников.

Геннадий Каскеленский, Епископ православной церкви РК

По моему убеждению, любой закон возникает, формулируется как реакция на события, которые происходят в жизни. Нам кажется, что в этом смысле в Казахстане созданы условия для гармоничного сосуществования представителей разных религий. И прошедшие несколько лет не дают нам повода говорить о том, о чем говорят в России: о нарушении, об оскорблении чувств верующих. Казахстанцам, с кем бы я ни встречался, с кем бы ни говорил, представляются абсолютно дикими и чуждыми те проявления, которые имели место в России в прошлом году. Поэтому на данный момент, мне кажется, принятие подобного закона в Казахстане не стоит в повестке дня. Есть темы важнее, и есть законы, принятие которых более актуально, чем этот. Это отдельный большой разговор. Скажу только, что закон о религиозной деятельности, о религиозной организации был принят в Казахстане в 2011 году. Закон, безусловно, был актуальный. Потому что в течение многих предыдущих лет государство на самотек пустило религиозную сферу и никак не присутствовало в этой сфере. Закон, пусть он имеет несовершенства определенные, но он принят. Он очень важен. Для государства и для общества.

Марат Шибутов, Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане

Я считаю, что такой закон нам вообще не нужен. Потому что Казахстан — светское государство. А чувства верующих — это чувства верующих. По сути, само существование светского государства является оскорблением для многих религий. Поэтому тут нужно или поддерживать светский характер Конституции, или езжайте туда, где есть теократическое государство. Где вам больше нравится?

Камал Бурханов, Депутат Мажилиса Парламента РК:

Об этом законе надо подумать. В принципе, в УК РК уже все прописано, никто не имеет права оскорблять и притеснять по религиозным убеждениям. Но если существующие законы не срабатывают, и люди, несмотря на это, продолжают оскорблять, тогда новый закон нужен. Если есть потребность в новой статье, тогда нужно принять какие-то дополнения, изменения, потому что мир и общество меняются, появляется необходимость в том или ином законе. Меня, конечно, сильно задело выступление Pussy Riot в России. Я не православный, но все-таки какие-то моменты меня задели. Например, их выступление в Храме Христа Спасителя, священном месте для всех верующих. Мне кажется, это как плюнуть в душу Москвы. Я думаю, все православные были возмущены донельзя. За такие вещи должно быть уголовное наказание. Не дай Бог, православные завтра выйдут и самосуд устроят. Нельзя плевать в душу людям ни в коем случае. Тут штрафы не помогут.

Жемис Турмагамбетова, Исполнительный директор ОФ «Хартия за права человека»

В УК РК есть статья о разжигании национальной, межконфессиональной борьбы. Не все у нас повторяется, что есть в России. Сейчас, я вообще считаю, в России черти что происходит. Понятное дело, что проводятся совместные законопроекты. Но когда одна конфессия начинает превалировать над всеми остальными как государственная идеология, я не думаю, что это нужно повторять у нас. В РФ в этом году увеличивается количество штрафов, ужесточается законодательство. Это их внутренние дела, у них свое гражданское общество, они должны по-своему реагировать. Нам пока это не нужно.

Абдусамат Махат, Наиб-имам мечети «Хамза хаджи»

Я думаю, что за богохульство и оскорбление чувств верующих стоит ужесточить наказание и в Казахстане. Например, почему я должен, идя в магазин, видеть по дороге полуголую женщину? Пусть хоть голышом ходит, но у себя дома. Почему она своим видом, например, должна меня совращать? И я ей даже говорить ничего не буду, она и так сама придумает, что сказать. Например: «вот смотрите — вахабит идет», потому что у меня борода есть. Так получается, что по бороде можно и священнослужителей в церквях назвать вахабитами. И когда люди меня таким образом поддевают, я сам стараюсь как бы извиниться. Говорю, извините, может быть, я в чем-то не прав. Я думаю, что даже вообще надо запретить такое выражение, как «исламисты». Уважать надо чувства не только мусульман, но и христиан, и других. Человек должен быть культурным. А культура — это что? Это означает, что человек не должен кого-либо оскорблять, его чувства. У нас сейчас усиленно ищут таблетку от болезни, а ее причину не знают или не хотят знать. Проблемы надо решать комплексно. Кроме того, чтобы ввести закон, надо заняться просветительской работой.

Мурат Телибеков, Председатель союза мусульман Казахстана

Я считаю, что такие меры оправданы. Оскорбление религиозных чувств надо приравнять к таким преступлениям, как расовые оскорбления, ксенофобия. И подобный закон действительно необходим. Может быть, 20 лет назад это было неактуально, но вот сегодня, когда происходит масса конфликтов и на этой почве происходят разные катаклизмы, это важно. И с пониманием отношусь к тому, что предлагается ввести в России. Но прежде чем будет вынесен приговор, этому будет предшествовать судебный процесс, где рассматриваются все мотивы. Суровому и жесткому наказанию, наверное, не будут подвергать человека, который случайно локтем что-то задел. А умышленное деяние, конечно, должно повлечь соразмерное наказание. В Казахстане, я думаю, нет такой почвы для религиозных конфликтов. Но некоторые силы могут использовать любой факт для нагнетания социальной напряженности, для провоцирования конфликтов. Такое может делаться умышленно, и такие вещи действительно могут происходить. В мире много примеров, когда люди заинтересованы в дестабилизации, они искусственно создают такую ситуацию. И тогда ужесточение наказания будет уместным и оправданным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *