Страстная икона

В иконографическом искусстве, за все время существования православного христианства, образ Богородицы был представлен в абсолютно разных сюжетных вариациях. Одним из самых уникальных и исключительных следует считать «Страстную» икону Божией Матери. На её главном художественном замысле, помимо двух центральных ключевых фигур, представлены ангелы, держащие в своих руках крест, губку и копие.

История иконы

Согласно старинным русским приданиям название «Страстной» иконы Богородицы обусловлено возникновением одним очень интересным и в тоже время загадочным случаем, который произошел в Нижегородской области с одной женщиной.

Её звали Екатерина. Долгое время она проживала в невероятных мучениях, которые были связаны с появлением в её жизни страшных бесов, вызывающие у женщины тяжелые припадочные состояния. Во время их временного исчезновения, она не переставала молиться Небесной Царице. А за оказание любой возможной помощи, Екатерина пообещала, что в случае исцеления, она пойдет служить Господу Богу, навсегда связав свою жизнь с монашеством. Услышав мольбы нуждающегося человека, Богородица решила помочь, полностью избавив Екатерину от былых страданий.

Почувствовав себя полностью здоровой и независимой женщиной, она так и продолжила жить дальше, позабыв про данное когда-то обещание. И вот однажды, в темную ночь прямо в дом к ней является сама Богородица, которая просит рассказать обо всем увиденном остальным людям, чтобы те перестали злоупотреблять пагубными привычками и скотским поведением, продолжая свою жизнь в целомудренном и чистом воздержании. Об этом и символизирует образ «Страстной» иконы Божией Матери. На этот раз, Екатерина снова не послушалась, и тогда Богородица парализовала её. В итоге, добравшись при помощи близких людей до храма, Екатерине удалось отыскать древнюю святыню «Страстной» Богоматери. И, покаявшись во всех свершенных ею алчных и чревоугодных грехах, женщина вновь была полностью исцелена.

Описание святыни

Представленный на священном полотне данный художественный образ относится к типу «Одигитрии» то есть, иконе, способная указать или направить на путь истинный. На изображении видно, как голова маленького Иисуса Христа повернута в сторону ангела, держащий в своих руках крест. Его образ, как и образ другого ангела, расположенного с лева, символизируют страдания, на которые в будущем будет обречен Иисус. На «Страстной» иконе Божией Матери отчетливо видно, как правая рука сына Божьего обхватывает палец Богородицы, показывая таким образом своё желание получить поддержку и защиту.

Основной смысл «страстной» иконы заключается в страданиях, которые неоднократно будут сопровождать маленького Иисуса Христа. При этом Богородица верит, что всё плохое является частью жизненного пути, который необходимо пройти. Ведь на все что с нами происходит есть воля Божья, и нужно не боятся его повиновения.

Именно «Страстная» икона Божией Матери учит людей быть смиренными и воздержанными от всего, что вызывает страстное и в то же время пагубное влечение.

Икона Божией Матери – Страстная.

  • Икона Божией Матери – Страстная
  • Иконография Иконы Божией Матери – Страстная
  • История иконы
  • В чем помогает Икона Божией Матери – Страстная
  • Купить икону Божией Матери – Страстная
  • Какую икону купить в подарок
  • Рассчитать стоимость иконы

«Страстная” икона относится к иконографическому типу «Одигитрии». Голова Богородицы наклонена к сидящему на её руках младенцу Иисусу. Своими руками Богомладенец держится за правую руку Богородицы: правой рукой он держит её большой палец, а левой сжимает кисть. Лик Богомладенца, исполненный страха, склонен к Богородице и отвёрнут от образа Его предстоящих крестных страданий. Этот образ представлен в виде двух ангелов, изображённых по сторонам от лика Богоматери. В руки ангелов помещены орудия страстей — Крест, губка и копьё.

Лики Богородицы и Спасителя прописаны охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает им дополнительный объем и выразительность, нежность и теплоту.

Богородица одета в багряный мафорий, символизирующую её царственное происхождения и высокое достоинство Владычицы Небесной. Под мафорием одета синяя туника, символ небесной чистоты и непорочности. Младенец изображен в белом хитоне и золотом (оранжевом) гематии, расписанным золотыми лучами ассиста.

Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте багрянного, белого и золотого цвета фона.
Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность иконе Богородицы «Страстная”.

Икона Божией Матери – Страстная, выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Сергиев Посад. Август, 2018 год.

Помимо представленной иконы выше, предлагаем Вашему вниманию другие иконы Божией Матери, выполненные иконописцами нашей мастерской.

В чем помогает Страстная икона Божией Матери

Данная святыня имеет крайне важное значение для всех религиозно-верующих православных людей, которые стремятся полностью излечить свою душу от различных внутренних страданий. «Страстная» икона помогает избавиться от следующих возникших проблем и трудностей:

  • Избавиться от суицидальных мыслей;
  • Изгнать бесов;
  • Защитить от пожаров и других опаснейших стихийных бедствий;
  • Вылечить тело и душу от тяжелых болезней.

С начала 17 века, по приказу избранного царя Алексея Михайловича Романова, «Страстную» икону Богородицы перевезли из Нижнего Новгорода в Москву.

Специально в честь этого знаменательного события, 13 августа стал всенародным днем празднования страстной иконы Божией Матери.

В чем помогает икона Божией Матери «Страстная»

Богородица самая совершенная из людей, когда либо живших на земле. Её образ основывается на идее святости. Святости как высшей мере человеческого, как идеала, определяющего смысл бытия и духовного устремления человека. Молитва перед чудотворным образом Богородицы дарит понимание между близкими людьми, способствует решению семейных проблем, с которыми сталкиваются супруги, помогает сохранить мир и семейное благополучие.

Иконой Божией Матери, издревле благословляют родители молодую невесту на счастливое замужество, а замужние женщины обращаются к Ней с просьбами о защите их семейного очага от невзгод и жизненных неурядиц.

Царица Небесная помогает людям избавиться от искушений, выпавших на пути семейной и духовной жизни, обрести душевный покой, укрепить веру.

Перед иконой Божией Матери – Страстная, молятся:

– Дарует избавление от недугов разных, телесных и духовных
– Помогает утешить скорбящих и страждущих
– Дает надежду, силу духа и укрепляет веру
– Исцеляет душевные травмы, избавляет от переживаний
– Прогоняет бесов, мрачные мысли, особенно если человек задумал совершить самоубийство
– Помогает вести размеренную праведную жизнь.
Молитва перед иконой также помогает преодолеть губительные страсти, дурные мысли и греховное влечение.

Этот образ почитают 26 августа (13 августа ст.ст.)

Молитва иконе «Страстная»

Молитвы перед почитаемой старинной русской святыней помогут людям обрести надежду и спасение в те неблагоприятные временные обстоятельства, когда человек испытывает полное обречение.

Текст молитвы звучит следующим образом:

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных ис­целение, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные ми­трополиты, архиепископы и епископы, и весьсвященнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и хри­столюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею чест­ною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на не­видимыя и видимыя враги наша. О Всемило­стивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплемен­ных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетвор­ных ветр, и от смертоносныяязвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие ра­бом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Боганашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пре­святым и Благим и Животворящим Его Ду­хом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Описание иконы Страстная
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная» получила свое название оттого, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних. О прославлении иконы известно следующее: одна благочестивая женщина, Екатерина, после вступления в брак стала подвергаться припадкам и беснованию: лишилась ума, убегала в лес и не раз покушалась на самоубийство. В минуты просветления она молилась Матери Божией и дала обет в случае исцеления поступить в монастырь. После выздоровления она вспомнила об обете лишь спустя долгое время, почувствовала страх и от душевного волнения слегла в постель. Трижды являлась ей Пресвятая Богородица, повелевая больной идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. Исполнив это, Екатерина получила исцеление, и с тех пор от той иконы начали совершаться чудеса. Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь

Икона Страстная — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников
Своё название «Страстная» (ударение над вторым «а») икона получила оттого, что на ней изображены два ангела с орудиями страстей Господних – крестом, губкой, копием. Святой образ был прославлен во времена царствования Михаила Фёдоровича. В селе Палицы Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая подвергалась приступам беснования. Она нередко покушалась на свою жизнь, но всякий раз Господь хранил её через добрых людей. Так продолжалось семь лет. Как-то после очередного приступа Екатерина пришла в чувство и, обратившись с молитвою к Божией Матери, со слезами умоляла избавить её от такого бедствия, давая при этом обет по выздоровлении удалиться в монастырь. Вскоре она получила исцеление, но о данном обещании забыла. Однажды Екатерина во время молитвы вдруг, вспомнив о своём обете, почувствовала такой страх, что от душевного изнеможения слегла в постель. В ту же ночь ей явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине с

Описание иконы Страстная из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»
На Тверской улице в Москве возвышаются прекрасные здания, собор, высокие стены и легкая колокольня со звучными колоколами Страстного монастыря. Здесь пребывает Страстная чудотворная икона. Называется она так потому, что около лика Богоматери изображены два ангела с орудиями страстей Господних: крестом, губкою и копием. Современница царя Михаила Феодоровича, жительница нижегородского села Палец (или Палицы), вотчины князя Лыкова, была одержима беснованием после вступления в замужество, и в течение семи лет ‘дошла до такого отчаяния, что не раз покушалась на самоубийство. Как-то, придя в чувство, она стала просить Богоматерь избавить ее от тяжкой болезни и дала обет, если выздоровеет, поступить в монастырь. Она была исцелена, но вопреки данному слову продолжала супружескую жизнь, имела детей и воспитывала их. Когда она вспомнила о нарушении обета, то снова заболела и слегла в постель. В это время кто-то приблизился к двери и сотворил обычную молитву. Затем двери отворились, и в комнат

Кондак 1

Избранной Богом Владычице всей твари, благословенной Марии Деве Богородице, приносим смиренное поклонение Святому Твоему образу. Ты же, о Пренепорочная, приими молитву недостойных раб Твоих, почитающих Крестныя страдания Сына Твоего и Бога нашего, со умилением зовущих Ти:

Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Ангели предсташа к держимому в объятиях Твоих Сыну Твоему и Богу нашему, показоваху орудия Крестныя, мы же со страхом поклоняемся страстем Сына Твоего, и зовем Ти:

Радуйся, Архангелов удивление;

Радуйся, Тайн Божиих Служительнице.

Радуйся, яко Дух Святый найде на Тя и сила Вышняго осени Тя;

Радуйся, яко рожденный от Тебе есть Сын Божий.

Радуйся, яко приснодевственное семя Твое сотре главу, гнездившагося в змии диавола;

Радуйся, яко Тобою ад огорчися и смерть умертвися.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видяще, Пренепорочная, яко прииде Господь на землю, милости ради, да постраждет за грехи верующих в Него и вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разуме, Пренепорочная, глагол старца Симеона, Тебе же Самой в сердце пройдет оружие, да открыются от многих сердец помышления, тем со умилением зовем Ти:

Радуйся, Херувимов Светлейшая;

Радуйся, вся скорби от Ирода и иудей приявшая.

Радуйся, в пречистом рождестве Твоем сомнение от Иосифа понесшая;

Радуйся, яко во яслех безсловесных Бога повила и положила еси.

Радуйся, яко Тя с Сыном и Богом не име где главу подклонити;

Радуйся, яко Тобою человек бывает Бог, да Бог Адама соделает.

Радуйся, яко Тобою превознесеся человеческое естество;

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Силою укрепляема благодатною свыше, претерпе всякую скорбь и тесноту, любезно объят Сына Своего, со Архангелы вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще святую икону Твою, «Страстную» именуемую, яко шипок благовонный и яко сокровище многоценное, приносим Ти смиренно поклонение, зовуще:

Радуйся, Покровительнице обители Страстной;

Радуйся, изволившая святою иконою Твоею стати на месте сем.

Радуйся, благочестивому царю внушившая устроить обитель иноческую;

Радуйся, Стено нерушимая верных.

Радуйся, инокиням Помощница во спасении;

Радуйся, о всем мире Молитвенница непреложная.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурею греховною смущаеми и отягченнии сном нерадения, припадаем святой иконе Твоей, благодарим милостивое посещение Твоею иконою на месте сем, поюще непрестанно Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше православнии людие града Москвы, яко повеле благочестивый царь принести икону нарицаемую «Страстною», сего ради и срете ю много народа с царем, патриархом Иовом и всем Священным Собором, радостно возопиша:

Радуйся, радость и спасение наше;

Радуйся, Святыя Троицы Богогласная Горлице.

Радуйся, воззвание страданий Христовых;

Радуйся, спогребшая в страдании Сына Твоего.

Радуйся, подтверждение всеобщего воскресения;

Радуйся, высокий Кедре нашего безсмертия.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечная звезда указует Тебе путь с Пренепорочным Младенцем. Мы же мысленно со Иосифом на пути сем припадаем, поюще рожденному Господу и Тебе: Аллилуиа.

Икос 5

Видеши, Всенепорочная, наше сокрушение о гресех, не имамы иныя помощи, ни инаго предстательства, токмо Тебе дадеся благодать молитися за ны, сего ради с верою зовем:

Радуйся, молитвами Твоими свобождающая нас пламене геенскаго;

Радуйся, молившаяся за весь мир у Креста Христова.

Радуйся, пламень страстей от человек отгоняющая;

Радуйся, светом пречистыя души Твоея всех просвещающая.

Радуйся, чистотою Твоею Ангелы удивившая;

Радуйся, яко демоны трепещут от пречистаго имени Твоего.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Предстояще у Креста Сына Твоего и Бога нашего, лютое оружие пройде душу Твою, егда распинаху Жизнодавца на лобном месте, посреде двою разбойник, егда воини совлекоша ризы Его и метающие жребий о иматисме Его. Тогда разумная воинства пояху: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши, яко светлая свеща, у Креста Сына Твоего, горяще любовию матернею, глаголюще: «Аще и страждеши на Кресте, но вем Тя, прежде денницы рожденна». Видевши Пречистая, яко вся тварь вопиет Ти:

Радуйся, яко душею и телом предстоиши у Креста Зиждителю Твоему;

Радуйся, до последняго часа смерти, с Господом не разлучавшаяся.

Радуйся, яко у Креста рекла еси: «Вся земля сорыдайте горце, Жизнеподатель зрится, яко мертв»;

Радуйся, Подательница нам вечнаго радования.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотящим воспевати страсти Сына Твоего, помози, Владычице, и не отрини молящихся пред чудотворною Твоею иконою и воспевающих из глубины души песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую милость людем явила еси, Владычице, иконою Твоею, егда принесше ю честно людие во град Москву, донесше до врат Тверских, и, о, чудо! Икона Твоя Святая ста неподвижно на месте сем, идеже ныне обитель Пречистому Твоему Имени. Радостно вопием Ти:

Радуйся, Заступнице и Прибежище наше;

Радуйся, всякия скорби и печали отгнание.

Радуйся, благословение всем концем земли;

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странное и преславное чудо богатыя милости Твоея нам, недостойным, являеши, и всем, с любовию притекающим к чудотворней иконе Твоей и вопиющим: Аллилуиа.

Икос 8

Вси роди блажат Тя, Пренепорочная, видя Тя страждущую и молящуюся при Крестном страдании Сына Твоего и вопиющую к Нему: «Из прободеннаго Твоего ребра, сладчайший Сыне, источи безсмертие». Сего ради со умилением зовем Ти:

Радуйся, безсмертныя жизни сподобляющая рабы Твоя;

Радуйся, уготовляющая райския обители благочестно живущим.

Радуйся, Ходатаице вечнаго радования почитающим Тя;

Радуйся, спасение и заступление инокинь, призывающих Тя непрестанно.

Радуйся, покрывающая Своею благодатию всю вселенную;

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Вся страждеши при Кресте и вопиеши к распятому Господу: «Грядеши на страсть волею, Сыне, от страстей разреши Адама, и сущия от Адама, со беззаконными вменился еси, да от беззакония спасеши человека, зовуща: Аллилуиа!»

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут воспеть страдания Твоя при Кресте. Ты же, о Пречистая, лице со власы терзающи и перси биюще, взывала еси: «Сыне, приими дух Мой и не остави Мене Едину». Мы же, недостойнии, умиленными гласы зовем Ти:

Радуйся, помогающая верным в час смерти;

Радуйся, сопровождающая всех христиан по лютым мытарствам.

Радуйся, освобождающая нас от демонскаго удержания;

Радуйся, Заступница христиан на Страшнем Суде Божием.

Радуйся, Ходатаице всем хотящим получити христианскую кончину;

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасения прося нам, Пречистая, руки Твоя простерши, о многоблагоутробне Спасе, рекла еси, Страсти Твоя чтущих с праведным разбойником Твоим учини и спаси, Милосердие, вопиющая Тебе: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси необоримая, мирови Прибежище, милости Сокровище, приими моления раб Твоих, предстоящих Святому образу Твоему и умильно зовущих Ти:

Радуйся, обрадованная, вечно блажимая Богородице;

Радуйся, грешным и смиренным известное Прибежище.

Радуйся, дев и сирот Заступнице;

Радуйся, людем крепкая Помощнице.

Радуйся, Святителем великое вразумление;

Радуйся, благоговейных иереев Руководительнице.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение умиленное и хвалу молебную сподоби приносити пред чудотворною иконою Твоею, Пресвятая Богоневесто, и не отврати лица Твоего от поющих Ти и Богу во веки: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светозарное солнце, возсия в храме нашем образ Твой, Страстная Богородице, освящая, сохраняя и спасая от бед всех страждущих и вопиющих с любовию:

Радуйся, сохраняющая благодатию Своею обитель иночествующих;

Радуйся, Помощнице крепкая борющимся со страстьми.

Радуйся, обидимых и угнетенных Заступнице;

Радуйся, нищих и убогих радование.

Радуйся, больных исцеление и подкрепление;

Радуйся, юных вразумление и наставнице.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодать Твою ниспосли нам, Благословенная, почитающим Святую икону Твою, и поклоняющимся Пречестным Страстем Сына Твоего с верою поющих: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще непрестанно пред Святою иконою Твоею, поклоняемся, величаем и со страхом лобызаем чудотворный образ Твой, радостно взывающе:

Радуйся, вечное наше радование;

Радуйся, воскресения нашего Сокровище.

Радуйся, от рова страстей нас свобождающая;

Радуйся, взыскание погибших и ума лишенных.

Радуйся, исполняющая прошения верных;

Радуйся, уповающим на Тя грехов прощение даруеши.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, приими недостойных раб Твоих молитву, призри на предстоящия люди пред чудотворной иконою Твоею и усердно поклоняющихся Пречистым Страстем Сына Твоего, просящих избавления от вечныя муки, вопиющих Тебе: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва 1-я

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Приими молитву и усердное поклонение пред чудотворною иконою Твоею, милостиво посети смиренныя и грешныя рабы Твоя, не остави нас погибнути в гресех наших, буди Помощнице и Заступнице всем православным христианам, и в час кончины жизни нашей предстательствуй, о Всенепорочная! Помилуй нас милостию Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа и Твоим Матерним ходатайством удостой избавитися от вечныя смерти. Аминь.

Тот, кто любит Марию, называет Её Матерью.
Можно сказать, что Её и нельзя называть по-другому,
ведь она родила нас в жизнь,
во имя нашего искупления пожертвовав на Голгофе Своим Сыном.
Св. Альфонс Лигуори, «Прославление Марии»
Одним из самых распространённых среди христиан обращений к Богоматери является выражение «Неустанная Помощь»; в особенности среди наиболее опечаленных и нуждающихся, которые чувствуют особую потребность в любви и заботе. Оригиналом иконы «Неустанная Помощь» является восточная икона Скорбящей Богоматери. Этот образ был написан, чтобы пробуждать в нас надежду и оживлять нашу молитву. Её духовный посыл важнее её художественных достоинств.
Икона — это больше, нежели память об исторических фигурах либо событиях. Икона » Неустанная Помощь», представляя Иисуса и Марию пред ликом Страстей, особым образом вносит в нашу жизнь Таинство Искупления во Христе и заступничество Марии за тех, кто стремится следовать за Христом. Неустанная Помощь — это изображение Марии, но прежде всего это образ Иисуса искупителя на руках Матери.
Эту икону можно постичь только через веру и молитву. Видеть Марию — значит видеть мать, изведавшую страдания и предлагающую свою безграничную помощь. Её достоинство и нежность зовут нас принимать волю Божию даже тогда, когда мы находим страдания и крест, и жертвовать своей жизнью в служении ближним, как это сделал Её Сын.
Икона Богоматери Неустанной Помощи была доставлена в Рим в 1480 году с Крита и около трёх веков была выставлена для почитания в римской церкви св. Матфея, получив за это время известность как чудотворная.
После вторжения в Рим армии Наполеона в 1789 году церковь св. Матфея была разрушена, а икона была перенесена в приватную часовню отцов августиниацнев при церкви Санта-Мария-ин-Постерула и с течением времени была почти позабыта.
В 1855 году редемптористы приобрели участок возле базилики Санта-Мария-Маджоре, на котором ранее находилась древняя церковь св. Матфея, чтобы построить там главный дом своей конгрегации. В связи с этим многие вспомнили, что ранее на этом месте было место почитания иконы Богоматери Неустанно Помощи; поэтому когда этот образ был обнаружен в 1865 году, генеральный настоятель конгрегации о. Николай Маурон направил Папе Пию IX прошение, в котором просил разрешения перенести икону Неустанной Помощи в новый храм редемптористов, который был воздвигнут на Виа-Мерулана между базиликой Санта-Мария-Маджоре и Латеранской базиликой, недалеко от того места, где некогда располагалась церковь св. Матфея. Папа, тронутый необычным рассказом о чудотворной иконе, в тот же самый день распорядился передать икону в редемптористский храм св. Альфонса Лигуори, а на обратной стороне прошения собственноручно написал резолюцию:

«11 декабря 1865 г. Пусть кардинал Префект Пропаганды сообщит настоятелю общины Санта-Мария-ин-Постерула, что мы желаем, дабы образ Пресвятой Девы, о котором говорится в этом прошении, был вновь размещён между св. Иоанном и Святой Марией Великой; редемптористы же пусть позаботятся о том, чтобы заменить его другим равноценным образом».
По преданию, блаж. Пий IX тогда же сказал Генеральному настоятелю редемптористов: «Сделайте так, чтобы эту икону знали во всём мире». В январе 1866 года в церковь Санта-Мария-ин Постерула отправился о. Микеле Марки, чтобы взять у августинцев икону. После этого польский художник Леопольд Новотны отреставрировал образ, и 26 апреля 1866 года он был снова выставлен для всеобщего почитания в церкви св. Альфонса. 23 июня 1867 года икона Богоматери Неустанной Помощи была торжественно коронована, а в 1876 году на 27 июня был установлен праздник Пресвятой Богородицы Неустанной Помощи.
Особым образом эту икону почитал св. Иоанн Павел II, который 30 июня 1991 года посетил церковь св. Альфонса и отслужил там Мессу. Позже он рассказывал, что впервые увидел этот образ в редемптористской церкви в Кракове, в то время, когда он работал на заводе. Икона произвела на него огромное впечатление, и он впоследствии продолжал посещать эту церковь, уже будучи епископом, а потом и кардиналом. «Я благодарен Мадонне Неустанной Помощи, которая стала для меня Неустанной Помощью в весьма трудных обстоятельствах», — сказал Папа.
Мать -Матерь нежности и строгости держит ребенка на руках. Она смотрит на того, кто рассматривает икону. Ребенок испуганно держится за протянутую правую руку матери. Он смотрит на одного из тех ангелов, которые держат предметы его страданий (крест, копье и губку). Надписи позволяют нам распознать, что это Архангелы Михаил и Гавриил.
Цвета говорят на своем собственном языке. Золото заднего плана указывает на вечность и величие Бога. Красный, цвет одежды Девы, обозначает на языке символов цвет любви, а синева накидки – цвет веры и верности.
Зеленые одежды (зеленый, как глубокое, бесконечное море) означают божество ребенка. Коричневая накидка указывает на его связь с землей и человечество. Иисус одновременно Бог и Человек.
В центре иконы определенно находится Мария. Маленький Иисус, испуганный и смущенный взглядом ангела с крестом, держит руку Матери обеими ручками. В торопливых поисках укрытия Он теряет сандалию с ноги.
Значение иконы можно изложить так: Мать для Него и Мать для нас. Письменные знаки у головы Марии обозначают «Матерь Господня», а рядом с ребенком «Иисус Христос». Иисус – человек со своими страхами, как и мы. Его жизнь была исполнением воли Отца через всю глубину человеческой жизни.
Мария – наше убежище. Смотрящая на нас, она – Матерь неустанной помощи, Мать постоянной заботы, Мать с сильной рукой, на которую мы всегда можем опереться.
Молитва
Мы приходим увидеть Тебя
На троне милости твоем
И с доверием молим Тебя
И Сына твоего зовём.
Мы сердцу твоему доверяем
Наши болезни и нужды:
Мария, о Мария, Мария, помоги!
О Мать, однажды в нашей смерти,

В нужде последней нашей
Помоги нам счастье обрести,
Испив смерти радостной чашу.
Когда глаза уже почти закрыты будут
Позволь сказать Ты сердцу и губам:
Мария, о Мария, Мария, помоги нам!
Римская молитва
О Матерь Неустанной Помощи/ с большим доверием сегодня/ прихожу к Твоей святой Иконе,/ чтобы молить о Твоей помощи. /Не рассчитываю ни на мои заслуги, / ни на добрые мои дела, / а только на неисчислимые заслуги Господа Иисуса/ и на Твою несравненную материнскую любовь./ О, Матерь, / Ты смотрела, на раны Искупителя/ и на Его кровь, пролитую на кресте / для нашего спасения./ Он же, Сын Твой, умирая, / дал нам Тебя в Матери./ Разве не будешь для нас, / как гласит Твой сладчайший титул: / Неустанной помощью,/ Тебя, о Матерь Неустанной Помощи, умоляю, / чтобы испросила у Сына Твоего ту благодать, / которую так сильно желаю / и в которой так нуждаюсь…
О, Благословенная Матерь, / Ты знаешь, как сильно Иисус, / наш Искупитель, / желает уделять нам всевозможных плодов Искупления./ Испроси, о Ласковая Матерь, / у Сердца Иисуса ту благодать, / о которой в этой новенне с покорностью прошу,/ а я с радостью буду вместе с Тобой/ восхвалять неисчерпаемое милосердие Божье. Аминь.
Новенна
День первый: Ориентир (Звезда)
Мария несет во лбу звезду. Остров Крета, на котором возникла эта икона, окружен морем. Кто находится в море, должен ориентироваться по звездам, чтобы точно добраться до дома.
Мария ориентировалась по наставлениям Божьим. А сейчас Она сама для нас как «звезда в море». Своей жизнью она показывает нам дорогу к Богу.
Звезда в море, приветствую Тебя, помоги нам.
Милая Матерь Божья, помоги нам,
Мария, помоги нам в наших глубоких нуждах.
Мария, когда мы иногда теряем ориентир в жизни, покажи нам путь к Иисусу. Дай нам мужество делать то, что сказал Он. Будь для нас звездой в темноте, чтобы мы смогли быть для других светом на их пути.
День второй: Крест
Оба Архангела Михаил и Гавриил, несут предметы страдания: копьё, губку, пропитанную уксусом, и крест.
Мария, Ты знаешь тяжёлые часы человеческой жизни. Как Ты помогала своему Сыну в Его страхах и страданиях до самого креста, так помогай и нам, когда мы будем нести крест нашей жизни.
День третий: Мария смотрит на нас
Не важно, с какой стороны мы смотрим на икону: Мария всегда смотрит на нас.
Мария, многие люди чувствуют себя в этом мире потерянными, забытыми и брошенными всеми. Ты смотришь на нас. Ты хочешь нам сказать, что Бог не забывает никого. Помоги нам суметь каждый день чувствовать близкую любовь Бога.
День четвёртый: Любовь (Красное платье Марии)
Сущность Марии пронизана любовью. Спокойно и уравновешенно она с любовью выполняет свои задачи.
Мария, наша жизнь всегда так пуста, потому что мы часто забываем любить Бога и людей. Помоги нам выполнять с любовью все наши задачи. Помоги нам силой любви изменить мир к большей человечности и миру.
День пятый: Верность (Синяя накидка Марии)
В жизни Марии определённо была вера и верность. Она многого не понимала, но она сказала «Да», поверив обещаниям Бога.
«И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лука 1, 45). В верности к воле Господа Ты нашла исполнение твоей жизни. Помоги нам верно следовать своему пути, веря, что нас ведёт Бог.
День шестой: Божество (Зелёные одежды Иисуса)
Ставший человеком, Иисус есть Господь Бог, непостижимый как глубоководное и необъятное море.
Господь Иисус, Ты есть наш Бог в центре этого мира. Ты – Господин мира. Вечный, сильный Боже, мы молимся Тебе. В Твои руки мы отдаем наши судьбы. Будь рядом с нами своим Божеством, когда мы приходим к Тебе в своих людских нуждах и беспомощности.
День седьмой: Человечество (Коричневая накидка Иисуса)
В то же время Иисус – человек, как и мы, связанный с землёй, не отделимый от земной действительности, совсем как каждый из нас с телом и душой, с человеческими чувствами.
Сын Божий, ставший человеком, мы восхваляем Тебя. Помоги нам, чтобы все мы, люди, говорили «Да» нашей жизни со всеми ее светлыми и темными сторонами.
День восьмой: Убежище (Сильная рука)
Как каждый человек, Иисус боится креста и страданий и ищет убежища и поддержки у руки своей Матери.
Мария, возьми нас на руки, когда мы неуверенны, когда мы боимся сделать следующий шаг. Помоги нам найти в вере безопасность и уверенность. Возьми нас на руки, когда мы должны будем пойти в наш последний путь. Веди нас к нашему Богу, который нас вечно любит.
День девятый: Вечность (Золотистый фон)
Позади всех страданий и креста, позади всех забот и вопросов воссиял уже яркий свет великой вечности Бога.
Мария, Ты в середине серых будней, Ты в заботах и страданиях, позволь нам почувствовать луч солнца, чтобы завтра мы смогли радоваться. Помоги нам не потерять надежду, что после каждой ночи придет новое утро, и что вся наша жизнь впадает в светлое великолепие Господа.
к «Пресвятой Богородице неустанной помощи».
Матерь Божья — ты моя,
Век Твоим да буду я.
Твой и в счастье, и в беде,
Твой в достатке и в нужде,
Сердцем Твой, пока живой,
И по смерти — тоже Твой.
Мать Святая, в Тебе — упованье моё.
Да достигнет Тебя воздыханье моё.
Мать Предобрая, приюти.
Мать Всесильная, защити.
Матерь Божья, приди, помоги в мольбе.
Матерь Божья, приди, помоги в борьбе.
Матерь Божья, приди в тяжкий день страстной.
матерь Божья, приди и останься со мной.
Ты же можешь мне помочь, о могущая.
Ты готова помочь мне, Предобрая.
Ты не можешь не помочь, сердцем верная.
Ты поможешь мне, милосердная.
О благость для всех, кто поверил в Христа,
Прибежище грешных, спасенья врата.
Надежда земли, украшение небес.
Простри надо мной Свой защитный покров.
Кого обошла Ты заботой Твоей?
Когда забывала молитву детей?
Поэтому каждый с доверием ждёт:
Мария поможет, Мария придёт.
И я уповаю всегда и везде:
Мария придёт и поможет в беде.
И верю до смерти на крестном пути:
Мария поможет на небо взойти.
Матерь Божия — ты моя,
Век Твоим да буду я.
Твой и в счастье, и в беде,
Твой в довольстве и в нужде,
Сердцем Твой, пока живой,
И по смерти — тоже Твой.
Матерь Божия — ты моя,
Век Твоим пребуду я.
(Старая народная молитва)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *