Светицховели Грузия

В далеком 1715 году России, воевавшей тогда со Швецией, было необходимо оружие и порох. Петр I издает указ о строительстве на реке Охте, при ее слиянии с рекой Луппой, «Пороховой мельницы”. И более 200 лет Охтинские пороховые заводы являлись одними из ведущих предприятий России.

От часовни до храма

История церкви во имя Святого Пророка Илии берет свое начало на территории старинных Охтинских заводов. В 1717 году здесь была возведена деревянная часовенка. Освятили ее в честь библейского пророка Илии. По мере того, как заводы разрастались, часовня перестала вмещать всех желающих. В 1721 году ее разобрали и на этом же месте на деньги, пожертвованные окрестными помещиками, построили деревянную церковь. Этот храм просуществовал более двадцати лет. В 1742-1743 годах на его месте возвели новую церковь. Она тоже был деревянная, но значительно больше и располагалась на каменном фундаменте.

В 1760 году к церкви пристраивают утепленный придел. Его освящают в честь святителя Дмитрия Ростовского.

В 1782 году на месте старой деревянной церкви начинается возведение новой, уже каменной. Автором проекта стал архитектор Николай Александрович Львов. Существует предположение, что его соавтором являлся не менее известный архитектор Иван Егорович Старов. Новый храм был священ в 1785 году.

В 1805-1806 годах архитектор Федор Иванович Демерцов пристраивает вплотную к церкви теплый придел. Его освящают в честь Александра Невского. Венчала придел небольшая колокольня со шпилем.

В 1875-1877 годах церковь и придел объединяют в единое целое. Следующая перестройка храма произошла в 1901-1902 годах. Тогда была надстроен второй ярус колокольни и немного изменен купол.

В 1923 году храм получает статус собора. А в 1938 году Ильинский собор закрывают. Здание передают Управлению противовоздушной обороны.

Возвращение храма

В заброшенном здании храма в 1974 году случился пожар, частично уничтоживший отделку. Восстановление и реставрация начались почти через 10 лет, в 1983 году. Еще через пять лет, в 1988 году, храм вернули епархии. Придел Александра Невского, не затронутый пожаром, вновь освятили в этом же году. На следующий год был освящена и главная церковь.

Ильинский собор, возведенный в стиле русского классицизма, имеет форму круглой ротонды. Храм привлекает к себе внимание колоннадой из шестнадцати белоснежных колонн. Между ними располагаются окна: верхние имеют круглую форму, нижние — арочные. Круглая балюстрада украшает край крыши. Невысокий черный купол завершается фонариком с крестом. Расписанный в голубых тонах церковный зал не имеет перегородок. В центральной части потолка расположена роспись — образ спасителя Иисуса Христа.

С 1989 года церковь Святого Пророка Илии является действующей.

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11, 28).

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вси / Пречистаго Лика Твоего / преславное изображение.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Это изображение Спасителя в белом хитоне письма священномученика митрополита Серафима (Чичагова) размещено на столпе справа от входа в храм. Христос словно идет навстречу молящимся с немного разведенными руками, готовый принять в Свои объятия кающихся. Фигура напоминает извод шествия Христа по водам. Подобный образ имеется в соборе Александро-Невской лавры, возможно, он относится ко времени пребывания автора на Ленинградской кафедре. Интересно, что сохранился и небольшой иконописный образ такой иконографии, аналогичный по форме и колориту, выполненный в 1910-х годах поставщиком царского двора В.П.Гурьяновым. Судя по пометам на обороте, он принадлежал к разряду Дворцового имущества, возможно, оба произведения относятся к одному первоисточнику.

Список с образа Спасителя письма Серафима (Чичагова) можно приобрести или заказать в нашей церковной лавке.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

МОЛИТВА

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь.

АКАФИСТ ИИСУСУ СЛАДЧАЙШЕМУ

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Икос 1

Ангелов Творче и Господи cил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и, глаголаше зовый таковая: Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 2

Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменный разумети Филипп ища, Господи, покажи нам Отца, глаголаше; Ты же к нему: толикое время сый со Мною, не познал ли еси, яко Отец во Мне, и Аз во Отце есмь? Темже, Неизследованне, со страхом зову Ти: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю пресильный. Иисусе, Владыко долготерпеливый; Иисусе, Спасе премилостивый. Иисусе, хранителю мой преблагий; Иисусе, очисти грехи моя. Иисусе, отыми беззакония моя; Иисусе, отпусти неправды моя. Иисусе, надеждо моя, не остави мене; Иисусе, помощниче мой, не отрини мене. Иисусе, Создателю мой, не забуди мене; Иисусе, Пастырю мой, не погуби мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 3

Силою свыше апостолы облекий, Иисусе, во Иерусалиме седящия, облецы и мене, обнаженнаго от всякаго благотворения, теплотою Духа Святаго Твоего и даждь ми с любвью пети Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй богатство милосердия, мытари и грешники, и неверныя призвал еси, Иисусе; не презри и мене ныне, подобнаго им, но, яко многоценное миро, приими песнь сию: Иисусе, сило непобедимая; Иисусе, милосте безконечная. Иисусе, красото пресветлая; Иисусе, любы неизреченная. Иисусе, Сыне Бога Живаго; Иисусе, помилуй мя грешнаго. Иисусе, услыши мя в беззакониих зачатаго; Иисусе, очисти мя во гресех рожденнаго. Иисусе, научи мя непотребнаго; Иисусе, освети мя темнаго. Иисусе, очисти мя сквернаго; Иисусе, возведи мя блуднаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяй помышлений сумнительных, Петр утопаше; узрев же во плоти Тя суща, Иисусе, и по водам ходяща, позна Тя Бога истиннаго и, руку спасения получив, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! И, призвав, отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти и глаголюща: Иисусе, вышних Создателю; Иисусе, нижних Искупителю. Иисусе, преисподних потребителю; Иисусе, всея твари украсителю. Иисусе, души моея утешителю; Иисусе, ума моего просветителю. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя. Иисусе, муки всякия избави мя; Иисусе, спаси мя, недостойнаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 5

Боготочною Кровию якоже искупил еси нас древле от законныя клятвы, Иисусе, сице изми нас от сети, еюже змий запят ны страстьми плотскими, и блудным наваждением, и злым унынием, вопиющия Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше отроцы еврейстии во образе человечестем Создавшаго рукою человека, и Владыку разумевше Его, потщашася ветвьми угодити Ему, осанна вопиюще. Мы же песнь приносим Ти, глаголюще: Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сыне Давидов. Иисусе, Царю преславный; Иисусе, Агнче непорочный. Иисусе, Пастырю предивный; Иисусе, хранителю во младости моей. Иисусе, кормителю во юности моей; Иисусе, похвало в старости моей. Иисусе, надежде в смерти моей; Иисусе, животе по смерти моей. Иисусе, утешение мое на суде Твоем; Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 6

Проповедник богоносных вещание и глаголы исполняя, Иисусе, на земли явлься и с человеки Невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси, отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия вселенней просвещение истины Твоея, и отгнася лесть бесовская: идоли бо, Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша. Мы же, спасение получивше, вопием Ти: Иисусе, истино, лесть отгонящая; Иисусе, свете, превышший всех светлостей. Иисусе, Царю, премогаяй всех крепости; Иисусе, Боже, пребываяй в милости. Иисусе, Хлебе Животный, насыти мя алчущаго; Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго. Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго; Иисусе, покрове радости, покрый мя недостойнаго. Иисусе, подателю просящим, даждь мне плач за грехи моя; Иисусе, обретение ищущим, обрящи душу мою. Иисусе, отверзителю толкущим, отверзи сердце мое окаянное; Иисусе, Искупителю грешных, очисти беззакония моя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 7

Хотя сокровенную тайну от века открыти, яко овча на заколение веден был еси, Иисусе, и яко агнец прямо стригущаго его безгласен, и яко Бог из мертвых воскресл еси, и со славою на небеса вознеслся еси, и нас совоздвигл еси, зовущих: Аллилуиа.

Икос 7

Дивную показа тварь, явлейся Творец нам: без семене от Девы воплотися, из гроба, печати не рушив, воскресе, и ко апостолом, дверем затворенным, с плотию вниде. Темже чудящеся, воспоим: Иисусе, Слове необыменный; Иисусе, Слове несоглядаемый. Иисусе, сило непостижимая; Иисусе, мудросте недомыслимая. Иисусе, Божество неописанное; Иисусе, господство неисчетное. Иисусе, царство непобедимое; Иисусе, владычество безконечное. Иисусе, крепосте высочайшая; Иисусе, власте вечная. Иисусе, Творче мой, ущедри мя; Иисусе, Спасе мой, спаси мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 8

Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи Неисчетный, егда волею нас ради пострада, и смертию Своею нашу смерть умертви, и воскресением живот дарова поющим: Иисусе, сладосте сердечная; Иисусе, крепосте телесная. Иисусе, светлосте душевная; Иисусе, быстрото умная. Иисусе, радосте совестная; Иисусе, надеждо известная. Иисусе, памяте предвечная; Иисусе, похвало высокая. Иисусе, славо моя превознесенная; Иисусе, желание мое, не отрини мене. Иисусе, Пастырю мой, взыщи мене; Иисусе, Спасе мой, спаси мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 9

Все естество ангельское безпрестани славит пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси: Свят, Свят, Свят, вопиюще; мы же, грешнии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанны, якоже рыбы безгласныя видим о Тебе, Иисусе, Спасе наш: недоумеют бо глаголати, како Бог непреложний и человек совершенный пребываеши? Мы же таинству дивящеся, вопием верно: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю царствующих. Иисусе, Владыко владеющих; Иисусе, Судие живых и мертвых. Иисусе, надеждо ненадежных; Иисусе, утешение плачущих. Иисусе, славо нищих; Иисусе, не осуди мя по делом моим. Иисусе, очисти мя по милости Твоей; Иисусе, отжени от мене уныние. Иисусе, просвети моя мысли сердечныя; Иисусе, даждь ми память смертную. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Восточе востоком, к темному западу — естеству нашему пришед, смирился еси до смерти; темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Христе истинный, очисти ны от всякия скверны, якоже очистил еси десять прокаженных, и исцели ны, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхеа мытаря, да вопием Ти, во умилении зовуще: Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое. Иисусе, пище крепкая; Иисусе, питие неисчерпаемое. Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступление. Иисусе, сирых защитниче; Иисусе, труждающихся помоще. Иисусе, странных наставниче; Иисусе, плавающих кормчий. Иисусе, бурных отишие; Иисусе Боже, воздвигни мя падшаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 11

Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, вопию Ти яко хананеа: Иисусе, помилуй мя; не дщерь бо, но плоть имам страстьми люте бесящуюся и яростию палимую, и исцеление даждь вопиющу Ти: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательна светильника сущим во тьме неразумия, прежде гоняй Тя Павел, богоразумнаго гласа силу внуши и душевную быстроту уясни; сице и мене темныя зеницы душевныя просвети, зовуща: Иисусе, Царю мой прекрепкий; Иисусе, Боже мой пресильный. Иисусе, Господи мой пребезсмертный; Иисусе, Создателю мой преславный. Иисусе, Наставниче мой предобрый; Иисусе, Пастырю мой прещедрый. Иисусе, Владыко мой премилостивый; Иисусе, Спасе мой премилосердый. Иисусе, просвети моя чувствия, потемненныя страстьми; Иисусе, исцели мое тело, острупленное грехми. Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, всех долгов решителю, Иисусе, и приими мя кающася, якоже приял еси Петра, отвергшагося Тебе, и призови мя унывающаго, якоже древле Павла, гоняща Тя, и услыши мя, вопиюща Ти: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое вочеловечение, восхваляем Тя вси, и веруем со Фомою, яко Господь и Бог еси, седяй со Отцем и хотяй судити живым и мертвым. Тогда убо сподоби мя деснаго стояния, вопиющаго: Иисусе, Царю предвечный, помилуй мя; Иисусе, цвете благовонный, облагоухай мя. Иисусе, теплото любимая, огрей мя; Иисусе, храме предвечный, покрый мя. Иисусе, одеждо светлая, украси мя; Иисусе, бисере честный, осияй мя. Иисусе, каменю драгий, просвети мя; Иисусе, солнце правды, освети мя. Иисусе, свете святый, облистай мя; Иисусе, болезни душевныя и телесныя избави мя. Иисусе, из руки сопротивныя изми мя; Иисусе, огня неугасимаго и прочих вечных мук свободи мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 13

О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменних, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.

(Kондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Мцхета – один из самых древних городов Грузии, а также ее первая столица. Это сердце грузинской цивилизации. Здесь, по легенде, в правление царя Мириана в 334 г. н.э., Грузия приняла христианство. Мцхета до сих пор остается центром грузинской православной церкви. В соборе Светицховели похоронено большинство грузинских царей и членов царской династии.

Главная городская достопримечательность, — Кафедральный собор Светицховели, один из старейших христианских соборов в Грузии. Построенный в 1010-1029 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви кафедральный собор Светицховели был возведен над могилой Святой Сидонии, похороненной с вывезенным из Иерусалима хитоном Иисуса Христа. По преданию девушка Сидония принявшая христианства умалила своих братьев, которые ехали в Иерусалим привезти ей, что-то принадлежавшее Христу. Вернувшись, братья протянули ей хитон, который был снят с Христа перед распятием. Сидония взяла в руки Хитон Господен и прижала его к груди, сразу испустила дух. Как ни пытались освободить Хитон из ее рук, так и не смогли, поэтому и похоронили ее вместе с ним. И именно здесь в IV в. была построена первая христианская церковь в Грузии – церковь Святой Сидонии. На могиле Сидонии вырос ливанский кедр. По повелению царя Мириана кедр срубили, из него было вырезано семь колонн, шесть из них было установлено в церкви, а седьмая повисла в воздухе. Святая Нина, почитаемая просветительница Грузии молилась над могилой всю ночь, и тогда столб «без прикосновения руки»встал на место. Столб, стал источать миро, которая излечивала больных. Так храм получил свое название Светицховели, что в переводе «животворящий столп». Животворящий Столп находится почти в центре современного храма, над Столпом построена каменная сень, которая расписана фресками. Большинство сохранившихся фрагментов фресок иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа.

По преданию храм, воздвигнутый зодчим Арсукисдзе, вызвал зависть у его учителя, который оклеветал мастера, и тому отрубили правую руку. Над центральной аркой северного фасада собора, помещен рельеф руки, держащей угольник, и надписью «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните». Перед алтарем захоронены грузинские цари, в том числе Вахтанг Горгасали, Ираклий II, Георгий XII. Интересной деталью в росписи арки вокруг «животворящего столпа» является широко известное в кругах уфологов изображение — летающая тарелка с «лицом в иллюминаторе».

В храме до сих пор проводятся религиозные службы и сюда стекаются паломники со всего мира. 14 октября в Грузии отмечают один из самых главных церковных праздников страны «Мцхетоба-Светицховлоба», посвященный Хитону Господню и источающему чудотворное миро Столпу Животворящему. Тысячи верующих стекаются в этот день в древнюю грузинскую столицу Мцхета, где люди еще с ночи занимают места около и в самом почитаемом грузинском храме Светицховели, в котором с утра проводится торжественная служба. Посещение кафедрального собора Светицховели включено нашей компанией Инкомартур 93 в этот экскурсионный тур в Грузию.

Волк и лев: святой царь Вахтанг

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Сокровища храма

Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.

В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.

В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

Символ Грузии

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Вход на территорию собора

Стены собора

Стены вокруг собора

Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии

Купол собора

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Фреска «Страшный суд»

Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом

Купол собора

Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза

Придел св. Николая

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

Икона собора Двенадцати Апостолов

В соборе

В соборе

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фрагменты креста: Рождество Христово

Фрагменты креста: Сретение Господне

Крещение Господне

Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы

Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил

Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина

Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан

Алтарный крест

Потолок собора

Фреска «Спас Вседержитель»

В углу храма проходит исповедь

Часовня Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена

Фреска: Спас Благое Молчание

Фреска: Исцеление расслабленного

Фреска: Спас Вседержитель

Фрески

Троица. Современная икона

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

В соборе

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Окно часовни Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Колодец

Современная икона прп. Марии Египетской

Современная икона св. Иоанна Предтечи

Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею

Могила царя Ираклия I

Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы

Патриаршее место

Жены-мироносицы (фреска)

Христос и самарянка

Исцеление слепого (фреска)

Фреска «Отечество»

Фреска Собор Двенадцати Апостолов

Фреска Троица

Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец

Икона «Слава Грузии»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака

Пророк Илия

Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть

Фрагменты центрального иконостаса

Фрагменты центрального иконостаса

Спаситель. Икона из центрального иконостаса

Фрагменты Царских врат центрального иконостаса

Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Колокольня собора

Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу

Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

Собор Светицховели

Купол собора

Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели

Наверняка многие из вас, даже те кто еще не побывал в Грузии, сталкивались с изображением креста с опущенными вниз перекладинами — каноническим Грузинским Крестом (ჯვარი ვაზისა).

Каменный Крест святой Нино на капище в Светицховели. Мцхета

Именно так изображается крест святой равноапостольной Просветительницы Грузии Нино. Подробно о житии и подвиге святой Нино вы сможете прочитать , а в рамках этой заметки мы расскажем только о чуде обретения Креста и истории этой главной святыни Грузинской Православной Церкви.

В юности святая находилась на на воспитании у благочестивой старицы Нианфоры. От нее Нино узнала, что по преданию Хитон Спасителя находится в Иверии (древнее название Грузии) и стала молиться Богородице о том, чтобы найти его.

Во сне девушке явилась Божия Матерь. Она протянула святой Нино сплетенный из виноградной лозы крест и сказала: «Иди в Иверию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая проснулась, рядом с ней лежал тот самый крест. Надо отметить что уделом Божьей Матери считалась Иверия, именно эта страна для проповеди Евангелия ей выпала при жребии со святыми апостолами. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий её свершится в своё время.

Так и случилось. До этого языческая Иверия трудами святой Нино приняла христианство. Святая потратила 35 лет жизни на проповедь Евангелия в этой стране, и за эти труды Церковь ее называет равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии. Хитон Иисуса Христа святая нашла, и на этом месте — в городе Мцхета — был построен деревянный храм, а позже — каменный собор в честь 12 апостолов, который находится в Мцхета и называется Светицховели.

Святая скончалась в 340 году. Просветительница Грузии никогда не расставалась со своим крестом и завещала его царю Мириану, который принял крещение благодаря святой Нино. В Мцхете, древней столице Грузии, крест находился до 458 года.

Далее в стране начались войны и гонения. Крест святой Нино хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад — больше 450 лет, в Карсе — 164 года. Царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету. Оттуда его перенесли в церковь Святой Троицы на горе Казбеги. В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананури. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I.

Российский император восстановил историческую справедливость — крест святой Нино как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» — писал император Александр I князю Георгию Александровичу в феврале 1802 года.

С 1802 года крест находится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Святыню поместили в серебряный кивот, на крышке которого изображены сюжеты из жития святой Нино, около северных врат алтаря.

Кафедральный Собор Сиони в Тбилиси

Собираетесь в Грузию? Напишите на [email protected] — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону +995 555 566 540 *WhatsApp *Viber

— Я испытываю особенную любовь к грузинам, – делится моя приятельница Людмила. – Мой крёстный – грузин, потрясающий человек. Интересно, что крестили нас с его сыном Ромази в одной воде, ещё когда мы в Кишинёве жили. Так что мы с ним всю жизнь считали себя братом и сестрой. Так в русско-молдаванской семье появился грузинский «ребёнок». В Грузии семья легко может получить в крёстные… самого Патриарха. А вместе с ним – благословение и особые почести. О своей готовности стать крёстным каждого третьего и последующего ребёнка в семье прихожан Грузинской православной церкви Патриарх заявил ещё в 2007 году. В январе 2008 года состоялось первое массовое крещение младенцев. С тех пор «многодетный крестный» покровительствует порядка 10 000 детей. К слову, каждый четвёртый ребёнок, при тех же условиях, может стать носителем титула «Преданное дитя Отечества» и «Защитник (или защитница) Патриаршеского трона Грузинской Церкви». Любопытная демографическая политика. Кафедральный собор Святой Троицы стал приютом для юбилейного, ХХ массового Крещения младенцев. «Большие дела, как для себя, так и для народа, делаются при наличии спокойствия, в молитвах и зачастую – в одиночестве», – отметил Илия Второй в своей напутственной речи. Собор Святой Троицы не особенно настраивает на одиночество: самый крупный наземно-подземный собор Грузии может одновременно вместить в себя около 15 тысяч человек. «Самый высокий православный собор в мире», – гордятся грузины. И говорят, что это место, в котором обязательно стоит побывать. Мы побывали. Даже умудрились заблудиться во внутренних помещениях храма. Впечатляющее величие. И демонстрация власти – в виде национальных флагов, развешанных как внутри, так и снаружи собора. Ощетинившиеся кипарисы щекотали тёмное небо, фонари плавили в нём светлые дыры, но небесный купол сохранял свою чистоту и прозрачность. Возможно, ему в этом помогали купола земные, испокон веков служившие опорой для вечности. Анчисхати, Метехи, Сиони, Кашвети, Бетлеми, Норашен… Не то названия храмов, не то шелест страниц древних книг. Когда мы выехали из Тбилиси, впервые увидели белую Грузию. Нити снега сшивали небо и землю. Горные монастыри и храмы – завораживающее зрелище. Всего три цвета: белый, голубой и серый – но как они гармонично сочетаются между собой. Своего рода афоризм, в котором вместо слов – цвета. В 20 километрах от Телави, известного по фильму «Мимино», находится знаменитый средневековый храм Грузии – кафедральный собор Алаверди. Сооружённый в начале XI века, он прославился как один из самых высоких сооружений своего времени. Алаверди был усыпальницей кахетинских царей, а в XVII-XVIII столетиях здесь функционировала женская обитель, в которой проживали особы царского рода, принявшие монашество. — Что производят ваши монахи? – интересуюсь у местных. — Воск, мёд, вино, фрукты…- пожимают плечами. Кто бы подумал, что у монахов может быть такая красочная жизнь. Пробираясь сквозь звенящие инеем ветки, видим сигнальную башню. Архитектурный ансамбль Греми был возведён в 1565 году. В статейных списках русских послов, посещавших Кахетию в XVI- XVII веках, Греми называлось Крым, или Крим, на реке Лабань (Алазань). Сегодня развалины церкви и сторожевых башен – это всё, что осталось от некогда процветающей столицы Кахетии: в XVII веке персидский шах Аббас Великий разорил Греми. Из Греми вверх по ущелью через Кодорский перевал вела в Дагестан горная тропа. Перемещение по узким извилистым горным тропам на коне – большой риск. Неловкое движение – и ты погиб. Нужно было заручиться помощью. И если не дружеской, то хотя бы… небесной. «Святой Георгий делает сердце человека в горах твердым, как меч в бою», – говорили старожилы. На вершинах гор и сегодня можно встретить храмы, построенные в честь мученика Георгия Победоносца. Святой Георгий считается покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Храмы во имя святого Георгия и их руины пользовались среди народов Грузии особым почитанием. Даже если всадник преследовал врага, он останавливался перед храмом святого Георгия, чтобы осенить себя крестным знамением. Часть храмов возводилось воинами по обету после победы над врагом. Предания гласят, что в постройке таких храмов участвовали не только рядовые воины, но даже полководцы и цари, которые собственноручно носили камни для возведения храмов. Поэтому неслучайно на многих языках Грузия звучит как «Джорджия» или «Георгия». Неслучайно и то, что самые распространённые имена в этой стране Гиорги и Нино. Слава о Георгии разнеслась по стране благодаря просветительнице Нино. Которая, по верованиям грузин, была двоюродной сестрой Георгия. Но знаменита она не этим. Считается, что Святая Нино принесла в Грузию христианство. С её именем связана религиозная реликвия – грузинский крест. Крест грузинских ортодоксальных православных христиан отличается по своей форме от других крестов. По преданиям, проповедница получила его от Богоматери: ветки лозы Нино переплела собственной косой. В нехристианской Грузии виноградная лоза была культовым элементом, а волосы, по старинным понятиям, символизировали лучи солнца. Перевязывание лозы волосами говорило о единстве почитаемого грузинами солнца и винограда. Именно этим крестом она обратила всю Грузию в христианскую веру. Смотришь на икону – кротости в ней нет. А вот вера – есть. Тут уж и правда: на всю Грузию хватит. Любуясь грузинскими женщинами, невольно говорю коллеге: — Красивы, как иконы. Та же выразительность, умиротворение и благородство. — Так да, – в его ответе звучат нотки гордости. – Рассказывают, что у нас проводился кастинг для съёмок фильма. Искали актрису на роль Богородицы. Именно грузинку хотели. Не просто так ведь! Немудрено, что невест в Грузии до сих пор крадут. Вроде бы и грех, но как иначе: с такой красотой у женщин и такой горячей кровью у мужчин? В одной из церквей русская девушка случайно наступает на плиту с выгравированным именем и неловко извиняется. «Это не грех! – улыбаются грузины. – У нас это даже поощряется». И рассказывают историю о царе Давиде-Строителе из рода Багратионов, который, по его завещанию, был захоронен в Гелати на входе. Чтобы каждый, кто наступит на плиту, вспоминал его добрым словом. В президентском дворце, в самом центре одного из залов, лежит библия рода Багратионов. Пройти мимо и не вспомнить добрым словом тоже не удастся. Какие постулаты веры, законы и запреты в этой книге – прочесть не удалось. Но один афоризм потомка знаменитой династии дошёл до нас сквозь века. «Счастье всегда на стороне отважного», – говорил Пётр Багратион. Всего в одной фразе и религия – будь счастлив, и правила – будь отважен. А запреты… запреты каждый из нас ставит себе сам.

Светлана Жохова

Хитон Иисуса Христа в Трире

В Северной Германии, в маленьком городе Трире с 13 апреля по 13 мая 2012 года происходило то, что здесь происходит всего несколько раз в столетие: Хитон Спасителя — величайшая святыня христиан — был выставлен на поклонение.

Трирский кафедральный собор св. Петра — один из лучших памятников романского стиля в Германии. Заложен в 320 году императором Константином

На месяц тихий буржуазный Трир превратился в место, где почти постоянно по улицам шли громкие православные крестные ходы, с пением и восклицаниями «Христос Воскресе!»: процессия направлялась от вокзалов города, куда прибывали паломники, к кафедральному собору Святого Петра, где хранится Хитон Господень (в Трире его чаще называют туникой — der heilige Rock Jesu Christi). Толерантные немцы приостанавливались, выстраиваясь по бокам улиц и наблюдая за происходящим. Хотя многие из них сами шли поклониться к Хитону, такого в Трире они никогда не видели. Последний раз Хитон открывали в 1996 году — без объявлений и совсем ненадолго. На этот раз о паломничестве к Хитону было объявлено заранее, и в мае 2012 года Трир стал центром сбора христиан всех национальностей и конфессий: немцы, испанцы, итальянцы, французы, копты, греки, сербы, индийцы, русские шли поклониться своей общей святыне. «Как в Турине, такая же радость, чувство единства и молитвенность», — отмечали паломники, побывавшие у Туринской плащаницы.

часовня в соборе св. Петра, где хранится Хитон Спасителя. В 2012 году Хитон выносился для поклонения в центр собора

В соборе Святого Петра, в капелле (часовне) святого Афанасия (она находится в соборе) православным верующим, по просьбе прихода Московского Патриархата во имя святых Сорока Мучеников Севастийских в Трире, было разрешено служить литургию, после которой проходило поклонение Хитону. Драгоценный ковчег с Хитоном помещался на возвышенном месте собора, под стеклом, к Хитону можно было прикладываться.

В обычное время Хитон Господень хранится в особой часовне собора Святого Петра, справа от главного алтаря. Вход в часовню закрыт, ковчег со святыней можно увидеть лишь сквозь зарешеченное стекло. Верующие и паломники молятся у часовенного порога. Из храма виден укрепленный высоко в часовне Хитона крест, установленный прямо над ковчегом со святыней. Под крестом находится украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором «прячутся» два других — серебряный и золотой, — последовательно вставленных друг в друга. Под бронированным стеклом горизонтально расстелен Хитон Иисуса Христа. Ковчег запечатан печатью епископа Трира, который один имеет право его открывать.

По преданию, в Трир Хитон Господень направила своему сыну, будущему императору Константину, святая царица Елена, получившая его и другие святыни (Терновый венец Христа) во время паломничества в Иерусалим. Трир был родиной святого Константина, и одно время он даже думал сделать его столицей империи, но потом выбор пал на Константинополь. В первые века христианства этот город был одним из центров христианского мира: здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский, пострадали тысячи мучеников. Епископская кафедра в Трире — самая древняя в Северной Европе, она датируется 250 годом.

До 1512 года Хитон хранился в соборе Святого Петра в закрытом ковчеге (а во времена войн и смут его даже замуровывали в стенах церкви). Но когда сторонники Реформации стали подвергать сомнению и оскорблять церковные реликвии, император Максимилиан (XVI век) настоял на том, чтобы для посрамления протестантов-скептиков Хитон был открыт, и ему было совершено поклонение. Об этом общеевропейском событии 500-летней давности есть своего рода репортаж очевидца: гравюра Альбрехта Дюрера «Поклонение императора Максимилиана святому Хитону».

С тех пор, несмотря на то что, по традиции Католической церкви, святыни на поклонение выставляются редко, Хитон Господень нечасто, но все же открывают.

Поклонение Хитону Христову в этом году было приурочено к 500-й годовщине начала традиции публичных поклонений святыне, первое из которых состоялось в 1512 году. С 1512 года реликвия была представлена для поклонения 16 раз. В 1810-м перед святыней молились 200 тысяч паломников, в 1844 году — больше миллиона, а в 1933 году — больше двух миллионов человек.

Самое яркое современное свидетельство о поклонении Хитону, как ни странно, связано с Россией, с митрополитом Никодимом (Ротовым), посетившим Германию в 1973 году в качестве главы Отдела внешних церковных сношений Русской Церкви. Узнав, что в Трире хранится Хитон Господень, митрополит Никодим попросил открыть святыню, чтобы поклониться ей. Хранители были в затруднении: с одной стороны, Хитон не принято открывать чаще чем раз в столетие, с другой — как отказать такому высокому гостю? Тем более что Русская Церковь переживает гонение! Думали два дня и придумали. Раз в год Хитон осматривают специалисты-реставраторы, и вот пусть русский епископ заходит в собор, а тут как раз как бы случайно Хитон осматривают ученые — никакого нарушения традиций! Хранитель Хитона профессор Франц Рониг до сих пор вспоминает, как в назначенный день митрополит Никодим с шестью спутниками пришли в часовню Хитона, русские торжественно пропели тропарь Кресту… «И тут, — восклицает хранитель, — митрополит как бросится к Хитону, схватил его руками, прижал ткань к лицу и стал целовать! Мы чуть не умерли!»

Непразден вопрос: а тот ли это Хитон Господа, о котором говорится в Евангелии: «…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий…» (Ин. 19: 23-24)? Ученые, изучавшие в разные годы хитон Христа из Трира, сходятся во мнении, что святыня относится к I веку. Исследования, проводившиеся в 1890-1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа выполнено из льняной ткани коричневого цвета, на нем не имеется шва. Другая экспертиза показала, что на Хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, что и на Туринской плащанице.

«Католики очень щепетильно подходят к вопросу подлинности святынь, — пояснил нам Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического Центра святого апостола Фомы. — В истории Католической Церкви в период Реформации эта тема была очень острой: встречались поддельные «святыни», которыми спекулировали, выманивая за поклонение деньги. Поэтому сегодня Католическая Церковь тщательно изучает в первую очередь все источники, где говорится о той или иной святыне, о том, где и когда она находилась, о ее перемещении. С XIX века Хитон Господень исследуется учеными, и, по словам хранителя Хитона профессора Франца Ронига, немало фактов, в том числе и исторические свидетельства, говорят о Хитоне в городе Трире как о подлинной одежде Господа Иисуса Христа, которая была на Нем во время Страстей Господних».

Но есть и другое, не историческое, свидетельство в пользу Хитона — свидетельство веры: в соборной хронике есть документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия людям, прикоснувшимся к святыне или помолившимся около нее.

Собор Святого Петра в Трире находится на ул. Рейнланд-Пфальц.
Открыт: с ноября по март — ежедневно с 6.30 до 17.30; с апреля по октябрь — ежедневно с 6.30 до 18.00.

Текст: Ольга МАСКИНА, при поддержке Паломнического центра апостола Фомы в Европе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *