Священник монах

Священник Федор Пузанов

(1888-1965)

Участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.

Принял священный сан в 1926 году. В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии.

«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, — писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. — Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».

С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области.

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)

(1914-1975)

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)

Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Орден Красной звезды, медаль За отвагу, несколько медалей За боевые заслуги.

С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск). С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.

Советский монах. Алипий-воин

Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов)

(1918-2004)

Получал педагогическое образование, преподавал в школе. В 1939 году призван служить в Забайкалье. Когда началась Великая Отечественная война Николай Глазов первоначально продолжал нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ.

После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом. В конце 1945 года в Кемерово вернулся еще очень молодой старший лейтенант, на кителе которого были ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Он стал псаломщиком в Знаменской церкви Кемерова.

В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха.

После окончания Московской духовной академии направлен в Новосибирскую епархию.

Протоиерей Николай Колосов

(1915-2011)

Протоиерей Николай Колосов

Сын священника, за это был исключен из школы. Воевал в Тульской области, в 1943 году воевал на линии Болохово-Мценск — Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». Стояли на реке Сож в Смоленской области. В августе 1944 года ранен под Белостоком. После войны поступил в семинарию.

Накануне Петрова дня 1948 года рукоположен во священный сан. Прошел через хрущевские гонения.

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

(1921-2005)

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт.

В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.

С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа.

Профессор, протоиерей Глеб Каледа

(1921—1994)

Протоиерей Глеб Каледа

В начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С декабря 1941 года и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизионе гвардейских минометов «катюш» участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны.

В 1945 г. поступил в Московский геологоразведочный институт и окончил его в 1951 г. с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 г. — докторскую в области геолого-минералогических наук. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий.

С 1972 года тайный священник. В 1990 году выходит на открытое служение. Служил в храме Илии Обыденного, затем — во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации; был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт.

О протоиерее Глебе Каледе

Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)

(1921-2012)

Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)

Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. Чтобы принять самое активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве ушла на пенсию, в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.

Монахиня Адриана (Малышева) — все материалы

Протоиерей Василий Брылев

(1924-2011)

Протоиерей Василий Брылев

На войне

В 1942 году ушел на фронт добровольцем. Был подо Ржевом. На Курской дуге работал связистом. Однажды под бомбардировкой восстанавливал разорванную связь. Получил медаль «За отвагу». Был ранен и демобилизован.

После войны

Закончил Московскую Духовную семинарию в 1950 году, рукоположен во священники. Был настоятелем многих храмов, добивался, чтобы храмы не закрывали. В последние годы жизни был настоятелем Спасского храма села Большой Свинорье, Наро-Фоминского района Московской области.

Протоиерей Василий Брылев — под Ржевом и на Курской дуге

Протоиерей Ариан Пневский

(1924 — 2015)

Протоиерей Ариан Пневский

Великая Отечественная война застала о. Ариана на территории современной Польши. Работал на железной дороге помощником машиниста. В войну передавал партизанам сведения о продвижении поездов с немецкими солдатами и бронетехникой, а также поездов с советскими военнопленными и угоняемыми на работу в Германию мирными жителями. Когда в списках отправляемых в Германию оказался сам Ариан Пневский, партизаны забрали его в отряд. Этот отряд входил в соединение под командованием легендарного партизанского генерала Сидора Артемьевича Ковпака.

Молодому партизану Ариану Пневскому довелось участвовать в рейдах по фашистским тылам и диверсиях, надолго сковывающих действия армии противника. После первого ранения семье отца Ариана по ошибке была отправлена «похоронка». Выписавшись из госпиталя, отец Ариан был направлен в танковые войска. Во время боя, в результате прямого попадания в танк вражеского снаряда сдетонировал боекомплект. Как правило, в таких случаях никто из членов экипажа в живых не остается, и родственники получили уже вторую похоронку. Но, к счастью, опять преждевременную. Вернуться домой отец Ариан смог уже после войны, лишь в конце 45-го года.

В 1945 году он поступил в Одесскую Духовную семинарию, которую в 1949 году с отличием окончил. Основной период пастырского служения отца Ариана пришелся на годы хрущевских гонений на Церковь. Об этом страшном времени издевательств над Православием о.Ариан всегда говорит: «Не дай вам Бог пережить что-то подобное».

Отец Ариан скончался утром 9 мая 2015 года, в день 70-летия победы в Великой Отечественной войне, на 91-м году жизни.

Почётный настоятель Свято-Георгиевского прихода г. Таганрога протоиерей Ариан Пневский

Протоиерей Алексий Осипов

(1924-2004)

Протоиерей Алексий Осипов

Родился в Саратовской губернии, в 1942 заканчивает среднюю школу. Направлен в дивизион тяжелых минометов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57 армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжелыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону. Здесь 3 февраля 1943 года в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню.

Ступню и часть голени сохранить не удалось, они были ампутированы. После лечения молодой солдат-инвалид, награжденный медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» вернулся в родные места на Волгу. В 1945 году, за очень короткий срок он окончил Сталинградский учительский институт с отличием и сдал экстерном экзамены за курс Воронежского педагогического института. Был исключен за то, что читал на клиросе.
Заканчивает Одесскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию. Направлен в Новосибирскую епархию, в октябре 1952 года Алексий Осипов был рукоположен митрополитом Варфоломеем во диакона и во священника.

Протоиерей Борис Бартов

(1926-2013)

Протоиерей Борис Бартов

Призван в армию с третьего курса Машиностроительного техникума в 1942. Прошел Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт техником. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. «Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…».

После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона. До последнего дня был почетным настоятелем Спасо-Преображенского храма города Кунгура.

Протоиерей Борис Бартов: Дорога длиною в жизнь

Протоиерей Александр Смолкин

(1926-2002)

Протоиерей Александр Смолкин

Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье.

В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью.

После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три — во священники.

Протоиерей Сергий Вишневский

(1926 — 2017)

Протоиерей Сергий Вишневский

В 1941 году учился в ремесленном училище на автозаводе имени Молотова в Горьком, попал под первую бомбежку. В армию призван в 1943 г. Служил в пехоте, охранял склады с боеприпасами. При росте 149 см весил 36 кг. После войны отец Сергий закончил духовные семинарию и Академию, в 1952 году принял священство. Служил настоятелем храма святых Флора и Лавра в селе Флоровское Ярославской области.

Протоиерей Валентин Бирюков

(1922 г.р.)

Протоиерей Валентин Бирюков

После школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду. «Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму».

Защищал «Дорогу жизни» обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром, в 1944 получил пулевые и осколочные ранения. После войны Валентин Яковлевич вернулся в Томскую область. В 1960-е годы Валентин Бирюков пел на клиросе. Один из старейших священников Новосибирской епархии.

Протодиакон Николай Попович

(1926 г.р.)

Протодиакон Николай Попович

В 1943 году, имея бронь на Московском авиационном заводе, Николай Попович ушел добровольцем на фронт. Окончив сержантскую школу, стал командиром пулеметного расчета «Максим». В 1944 году после тяжелой битвы на реке Неман и отражения немецкой контратаки был награжден орденом Красной Звезды. Пройдя с боями Белоруссию, Литву и Польшу, был тяжело ранен осколком в голову на подступах к Восточной Пруссии, направлен на излечение в госпиталь в г. Чкалов и впоследствии демобилизован. После войны получил два высших образования – юридическое и экономическое. Работал в Госплане Российской Федерации, занимал ответственные посты в системе Госкомитета по труду и заработной плате при Совете Министров СССР.

Узнав о вводе советских войск в Чехословакию – к тому времени он был уже верующим, – решительно положил свой партбилет на стол перед онемевшим секретарем райкома партии и, по благословению духовника, ушел в церковные сторожа.

Протодиакон Николай Попович. Путь фронтовика

Протодиакон Маркиан Пасторов

Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году.

В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил меня во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где я служил в разных местах ; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским.

По окончании войны вместе со многими был репатриирован в Россию, выслан в город Прокопьевск Кемеровской области. В первые годы моего пребывания там я был лишен права выезда, поэтому нигде не мог служить в приходе». Лишь в 1956 году отец Маркиан стал протодиаконом храма в Прокопьевске. О годах своей ссылки он не без юмора говорил так: «Десять лет находился на «сибирских курсах”». В начале семидесятых по возрасту вышел за штат, и в конце своей жизни жил у дочери в городе Калач Волгоградской области.

Монах Самуил (в миру Мальков Алексей Иванович)

(1924 г.р.)

Монах Самуил (Мальков)

Насельник Саввино-Сторожевского монастыря

До ухода на фронт учился во 2-м Московском пулеметном училище. Призван на фронт, сражался на Курской дуге в пехоте: был автоматчиком. На Курской дуге был ранен, после ранения направлен в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно, остался преподавать, затем направлен в Киевское танковое училище. Работал в НИИХИММАШ (Научно-исследовательский институт химического машиностроения) старшим инженером-конструктором. Ушел на пенсию в 1974 году. В 2001 году принял монашеский постриг.

Монах Самуил: «На Курской дуге я был с самого первого дня»

Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева)

(1923-2011)

Родилась в Ставрополе.

Прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. «Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже». Укрывала раненых солдат от фашистов.
Одна из первых монахинь Хабаровска.

Живой голос матушки Елизаветы

Протоиерей Роман Косовский

Скончался в 2013-м году.

Родился Роман Косовский в селе Пустоха на Винничине в крепкой крестьянской семье. В 37-м отца расстреляли. Все хозяйство отобрали. Мама умерла с голоду — все, что удавалось раздобыть, отдавала четверым детям. После смерти матери их распределили по детдомам. 15-летнего Романа отправили в Луганск. Уже в 16 он пошел на шахту. А в 17 — в 41-м — на войну. Победа застала его в Праге.

Рожденный под Покровом Богородицы

Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)

Ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).

Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина), ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю.

… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.

Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…

Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!»

И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало.

Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало».

Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплёв)

1910-1988

Был мобилизован в октябре 1941. 5 мая 1942 получил ранение, а после излечения вновь отправлен на передовую. После вторичного ранения был как нестроевой откомандирован в военно-дорожный отряд. Награждён медалью «За боевые заслуги» и рядом других военных наград.
Награждён орденом Отечественной войны I степени (в 1985, в связи с 40-летием победы в войне).

Архимандрит Кирилл (Павлов)

(1919-2017)

Духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских Патриархов.

Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон вВенгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. Иногда архимандрита Кирилла отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый «дом Павлова». Однако речь идет об однофамильце — гвардии старший сержант Яков Павлов после войны находился на партийной работе и в монахи не постригался.

После демобилизации Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года — духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита.

Архимандрит Петр (Кучер)

(1926 г.р.)

Духовник Боголюбского монастыря. С 2010 года на покое.

В сентябре 1943 года в возрасте 17 лет был призван в армию. После окончания полковой школы в Одессе 11 июня 1944 года прибыл в действующую армию 3-го Украинского фронта на Днестре в районе города Бендерыи участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии.

Награждён несколькими боевыми наградами, среди которых — орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и др.

Демобилизовался осенью 1950 года, майор в отставке.

Патриарший архидиакон Андрей Мазур

(1927 — 2018)

В качестве командира отделения миномётчиков участвовал в военных действиях под Берлином.

Награды:

Орден Отечественной войны 2-й степени (1985).

Медаль «За взятие Берлина» (1945).

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945).

«Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике ― считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин.Там я попал в госпиталь. Ранен не был, просто заболел: кормили в армии очень плохо. Каждый стремился попасть в наряд на кухню, чтобы хоть чем-то поживиться. Помню, картошку чистили, а очистки собирали, пекли в землянке на «буржуйке» и ели. Хорошо, родители посылали хлеб. Не всегда посылки доходили, но иногда все же что-то получали.Когда я вернулся после госпиталя, меня хотели отправить в школу милиции. Тогда отец отвез меня в Почаевскую лавру, где я стал послушником».

Архидиакон Андрей Мазур: Христиан не хватает! (+ ВИДЕО)

Протоиерей Василий Ермаков

(1927-2007)

Родился в городе Болхове Орловской губернии в крестьянской семье. Первые наставления в церковной вере получил в семье от отца, поскольку все 28 церквей небольшого города к 30-м годам были закрыты. Пошел в школу в 1933 году, к 1941 году окончил семь классов средней школы.
В октябре 1941 года немцы с боями захватили город Болхов. Молодёжь от четырнадцати лет и старше отправлялась на принудительные работы: чистить дороги, рыть окопы, засыпать воронки, строить мост. Во время оккупации, с 16 октября 1941 года в городе была открыта церковь ХVII века во имя святителя Алексия, митрополита Московского, расположенная на территории бывшего женского монастыря Рождества Христова. Служил в церкви священник Василий Верёвкин. В этом храме Василий Ермаков впервые посетил службу, с Рождества Христова 1942 года стал ходить на службы регулярно, с 30 марта 1942 года стал прислуживать в алтаре.

16 июля 1943 года вместе с сестрой попал в облаву и 1 сентября был пригнан в лагерь Палдиский в Эстонии. Таллиннское православное духовенство совершали в лагере богослужения, и в числе прочих в лагерь приезжал протоиерей Михаил Ридигер, с которым Василий Ермаков тогда же познакомился и подружился. В лагере Василий Ермаков пробыл до 14 октября 1943 года: священник Василий Верёвкин, находившийся там же в лагере, причислил его к своей семье, когда вышел приказ освободить из лагеря священников и их семьи.

До конца войны вместе с Алексеем Ридигером, сыном протоиерея Михаила, служил иподьяконом у епископа Нарвского Павла и одновременно работал на частной фабрике. 22 сентября 1944 года город Таллин был освобождён советскими войсками.

После освобождения Василий Ермаков был мобилизован и направлен в штаб Балтийского флота, в свободное время выполняя обязанности звонаря, иподьякона, алтарника в соборе Александра Невского в Таллине.

«Домой придешь!» Памяти протоиерея Василия Ермакова

Я несу духовную радость уже 60 лет: последнее интервью протоиерея Василия Ермакова

Протоиерей Василий Ермаков: Детство-Война- В оккупации

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)

(1924-2001)

По окончании средней школы был зачислен в Тульское пулемётное училище и в 1942 году направлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. После ранения (два пулемётных ранения и обморожение конечностей) попал в госпиталь, откуда после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался в 1943 году.

Иеромонах Сергий (Хомутов)

(1924-2016)

Иеромонах Сергий (Хомутов)

Один из старейших священников Кузбасской митрополии. Отец Сергий (в миру Сергей Александрович Хомутов) родился 5 мая 1924 года в Сталинске (ныне Новокузнецк) Кемеровской области. В годы войны был призван в армию, воевал в составе 75-го отдельного артиллерийского дивизиона радиотелеграфистом. После войны вернулся домой, к родителям.

Окончил курсы чертежников, работал на Кузнецком металлургическом комбинате художником. В 1958 году принял священный сан, в последние десятилетия служил в приходах на территории Кузбасской митрополии. В 2000 году был почислен на покой по состоянию здоровья.

Митрофорный протоиерей Иоанн Букоткин

(26.09.1925 — 08.05.2000)

Родился в 1926 году в деревне Полухино Саратовской области Аркадагского района в крестьянской семье. Окончил только семь классов школы. С началом войны отправился учиться на связиста. Воевал на Третьем Белорусском фронте, в Восточной Пруссии.

Из воспоминаний о. Иоанна:

«Я непрестанно молился всю войну. У меня на груди был крест; однажды я уронил его на соломенный пол и не смог найти. Из подола шинели вырезал крестик и повесил на грудь. Но очень расстроился. И вот проходит старшина, спрашивает: «Как дела, Букоткин?» Я ответил: «Так-то все хорошо, но вот крест потерял» (офицеры знали, что я верующий). И старшина достает из кармана крест и иконку: «Выбирай!» Крестом его благословила мать, и я взял иконку, подаренную старшине полячкой. Он спас ее дочерей, когда отступающие немцы хотели сжечь множество людей в сарае. С этой иконкой Спасителя и Божией Матери я прошел до конца войны. У многих наших офицеров были кресты и иконки. Кому мать дала, кому жена.

Орден Славы III степени — это самая дорогая для меня награда. Под Инстинбургом мы отбили две атаки немцев, а в третью они пошли без единого выстрела и только с близкого расстояния открыли минометный огонь. Мины ложились в шахматном порядке, головы не поднять. Мне командир приказал добраться до левого фланга и разведать обстановку. Я пробирался под шквальным огнем и встретил санитара, который перевязывал раненого сержанта Глушко. Я отстреливался, а немцы наступали полукругом. Тогда мы затащили раненого в какой-то сарай и спрыгнули в погреб. Глушко остался наверху. Погреб был каменный, в одном месте дыра заткнута тряпкой, можно было руку протянуть и достать до немцев, а они уже были везде. Я понял, что нас обязательно схватят, а если узнают, что я связной — будут пытать. Говорю санитару: «Я ухожу отсюда». Он стал уговаривать остаться. Я перекрестился, три раза прочел «Отче наш», приставил лесенку и с молитвой «Господи, благослови» вылез из погреба. Сержант Глушко лежал без движения, и я подумал, что он умер. Так же, видно, решили и немцы. Выглянул во двор, везде суетились фашисты. Решил пересечь двор и перебежать дорогу, а там залечь в кювете и отстреливаться до последнего патрона, последний — себе. Пробежал до кювета, а они меня не заметили! До сих пор не знаю почему. Может быть, оттого, что шинель-то на мне была зеленая, английская…

За кюветом было открытое место, в гору метров двести пятьдесят. И я побежал зигзагами. Немцы стали стрелять, а я падал, отдыхал и бежал дальше. Меня ранило в ногу, а уже на самой горке пулей раздробило левое плечо. Подобрали меня свои уже, когда стемнело. Оперировали в полевом госпитале, где я встретил сержанта Глушко. От него узнал, что санитара, оставшегося в погребе, немцы нашли….»

После войны служил в штабе Московского военного округа. После окончания семинарии в 1952 году был рукоположен в священники в Саратове, потом служил в Астрахани, в Камышине, в Боровичах Новгородской области. Около сорока лет отец Иоанн Букоткин прожил в Самаре и служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла, последние годы был духовником Самарской епархии. ППохоронен в Иверском женском монастыре в Самаре.

Подготовлено по открытым источникам. Присылайте дополнения в редакцию.

Словарь Правмира — Священники, священство

Известные священники комментируют мозаики со Сталиным в главном храме Вооруженных сил

29.04.2020 20:21 Версия для печати

Проект главного храма Вооруженных сил РФ. Фото с сайта odintsovo.info

Москва, 29 апреля, Благовест-инфо. Главный храм Вооруженных сил РФ, который возводится в парке «Патриот» к 75-летию Победы, и особенно – мозаики с изображением первых лиц государства и Иосифа Сталина, которые должны украсить интерьер этого храма, стали предметом оживленной дискуссии в последние дни. Свой вклад в эту полемику внесло радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» – 28 апреля в передаче «Культурная реакция» своим мнением об этом храме поделились известные священнослужители РПЦ и искусствовед. Никто из них не только не поддержал идею увековечить на стенах храма современных политических деятелей и Сталина, но все они резко осудили этот замысел, осмысляя его в контексте традиции и нынешнего церковного возрождения.

«Помещение в сакральное пространство храма профанных изображений – это страшное понижение того духовного настроя, к которому в храме мы призваны. Храм открывает для нас пространство в горний мир, но это не задача храма – погружать нас в проблематику сегодняшней политической или даже героической жизни», – считает главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов. Он напомнил, что в России есть традиция строить храмы-памятники, посвященные военным победам, начиная с храма Покрова на Рву в Москве, построенного в честь победы над Казанью, включая Казанский собор в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве, построенные в честь победы над Наполеоном. Но нигде в этих храмах нет изображения батальных сцен, парадов, портретов императоров, так же как и в петербургских полковых храмах никому и в голову не приходило изобразить военачальников. На мозаиках про присоединение Крыма в новом храме солдаты изображены с оружием в руках и главное – в черных масках, рассказал священник и прокомментировал: «Это было бы совсем дико в храме. Может, храм – это единственное место, куда человек приходит к Богу с открытым лицом – и вот там эти страшные черные маски. Это запредельно!»

Что касается изображения Сталина, «которое гордо реет над головами огромной толпы на параде Победы, доминирует над всей этой массой народа, как бог Марс», – то это абсолютно неуместно в храме, сказал о. Александр. «Что бы ни говорилось в общественных дискуссиях, какие бы дебаты ни велись о роли Сталина, но для Церкви, которая была почти полностью уничтожена его руками, расстреляно столько людей – изображать в храме человека, который, можно сказать, питался человеческим мясом, – это что-то запредельное!» – подчеркнул он.

Проекты подобных изображений в главном храме ВС РФ можно рассматривать как «заявку о приоритетах общества – силовое начало или христианское начало преобладает». «И вопрос ясен: в целом для нашего общества христианство не является чем-то существенным в жизни». Одобрение подобных изображений со стороны священноначалия означает, что и «в Церкви христианство оказывается на втором плане по сравнению с громом Победы и демонстрацией силы, мощи, власти, беспощадности, т.е. всего того, что решительно противостоит евангельским заповедям». В этом смысле «хорошо, что такой широкий резонанс и возмущение поднялись в обществе», полагает о. Александр.

Протоиерей Евгений Горячев, председатель ОРОиК Тихвинской епархии, настоятель Благовещенского собора в Шлиссельбурге сначала сформулировал свое мнение кратко: «Я воспринимаю наличие таких изображений в храме как свидетельство церковного и архитектурно-мировоззренческого упадка. Еще категоричнее: это кощунственное надругательство над самой сутью христианского храмового пространства, превращение его в неоязыческий символ сакрализованного государства, армии и руководителей».

Он напомнил, что канонически оформление церковных интерьеров мыслилось как «обучающее» пространство («книга для неграмотных»), которое символизировало единство земного и небесного миров, открывало окно в другое измерение, в мир Бога и святости. То, что задумано в новом храме, может быть экспонировано в светском музее, но совершенно неуместно в православном храме. «Общественно-значимые события или деятели государства, которые могут быть весьма выдающимися, но которые не являются носителями живой, очевидной христианской морали, а уж тем более – святости, не могут и не должны быть предметами иконического творчества. Патриарх Кирилл не раз говорил о Церкви как об институте, который принципиально возвышается над всеми политическими и партийными предпочтениями. Об этом уместно вспомнить и в данном случае. Любые личности и события, вызывающие широкий и противоречивый общественный резонанс, не смогут умиротворить и солидаризировать на богослужении людей своими псевдоиконными изображениями. А вот обратный эффект практически гарантирован. В этом случае особенно уместно вспомнить, что Богу Богово, а кесарю кесарево», – сказал о. Евгений.

Но гораздо больше, чем мозаичные изображения руководителей страны, его «ужасает» изображение Сталина. «Это не просто абсурд, это полная этическая и богословская дезориентация, абсолютная неспособность художников и их заказчиков различать добро и зло на основе евангельских критериев. Увы, но эти горе-мастера пытаются художественными средствами воцерковить невоцерковимое. Портрет Сталина в храме – как же такое возможно?! Для людей, тысячами гнивших в лагерях, уничтоженных, униженных и обездоленных, для детей расстрелянных отцов и сосланных матерей, для всех, кто остался при большевиках без семей, без родины, без призвания, без ничего, кроме израненной жизни <…> – для всех этих людей красные флаги, серп и молот, портрет Сталина – ужасающее кощунство. Это то же самое, что поместить у себя дома рядом с портретами родных фотографию палача, убившего большую часть твоей семьи. Интересно, как бы отнеслись евреи к предложению поместить в интерьерах их синагог нацистскую символику?»

Сторонники нового храма, в том числе некоторые духовные лица, ссылаются на существование подобной традиции, но о. Евгений считает, что «даже если такие примеры встречаются в нашей и византийской истории, ни в коем случае нельзя возводить их в канонический и мировоззренческий идеал. Любая традиция без истины – это всего лишь ошибочный застарелый обычай», – привел он слова св. Киприана Карфагенского.

Мнение искусствоведа Ирины Языковой, члена Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ, расходится с оценкой председателя этого совета протоиерея Леонида Калинина. «И стиль, и сами эти изображения совершенно неуместны для храма», – сказала она об обсуждаемых мозаиках. Искусствовед так прокомментировала ссылки на традицию: «Да, императоров изображали, но коленопреклоненными или смиренно стоящими перед престолом или Божьей Матерью. А здесь Христос отодвинут куда-то в алтарь, и сплошной человеческий триумф. В храме неуместно изображать человеческие победы, в храме прославляется единственная победа – победа Христа над смертью, Его жертва и Воскресение. Традиции были разные, правителей иногда изображали, но они были хоть как-то причастны к церковной жизни – кто-то из них был святой, кто-то благоверный, император считался сакральной фигурой. <…> Храм может быть памятником, но в этом случае он для того, чтобы молиться о людях, положивших свои жизни за победу. Но нельзя делать из храма советский плакат, с флагами, мундирами и т.д.».

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Троицы в Хохлах, видит в истории, связанной с новым воинским храмом, проявление закономерности последних двух десятилетий, «когда Церковь и государство стали вместе изобретать некую скрепу, где христианство становится некой идеологией, которая использует все привычные внешние символы христианства». По словам священника, это результат давно развивающейся тенденции: «Мы видим нечто мистическое и религиозное в пламенных речах Проханова, у сторонников «православного сталинизма», который несется из граммофонов «Русской народной линии», и проч.». «Это, с одной стороны, вызывает саркастически-карикатурное настроение, с другой стороны, от этого становится страшно».

Подобное развитие событий давно предсказано великой русской литературой (о. Алексий вспомнил и Достоевского, и Войновича с его «отцом Звездонием»), писатели предупреждали о том, что государство будет использовать Церковь в своих интересах. И сегодня это воплотилось «в таком безобразном, безумном, отвратительном событии – строительстве псевдохристианского и псевдопобедного псевдохрама, который нам сейчас пытаются преподнести как прекрасное событие в жизни нашей страны», – сказал священник.

«Есть о чем подумать тем людям, которые со стороны Московской патриархии отвечают за соответствие художественной достоверности. Да, это будет памятник эпохи, страница в истории, но позорное пятно. История не забудет имена тех людей, которые трудились над этим «произведением искусства»», – заверил о. Алексий. Что же касается изображений императоров в древних храмах, на примеры которых ссылаются многие, то «помнят ли они этот позор: когда лица императоров сбивали и вместо них набирали новые лица, а потом и следующие – это просто анекдотично!» И еще один исторический пример привел священник: храм Архистратига Михаила в Берлине, который был построен Гитлером для РПЦЗ. В качестве элементов витражей там были использованы свастики, а на полу – чугунные плиты с восхвалением фюрера. Его освящал архиепископ РПЦЗ Серафим (Ляде), который сказал слово в похвалу фюреру. «И сегодня этот храм даже не может напечатать буклета о своем происхождении – за это тут же в тюрьму посадят». Это ответ о. Алексия тем, кто, оправдывая портрет Сталина в интерьере храма, говорит, что из песни (и из истории) слова не выкинешь. «Это просто смешно. История – как раз то пространство, из которого все время выкидываются слова, потому что она связана с идеологией», – сказал он.

Фото: odi-city.livejournal.com

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор СПбДА, полагает, что не имеет смысла сейчас обсуждать мозаики, вызвавшие такой резонанс. Важнее подумать о том, почему дискуссия об этом храме не началась значительно раньше, а ведь он строился не меньше полутора лет. Ответ у о. Георгия есть: «Я понимаю – у подавляющего большинства тех, у кого этот проект вызывал вопросы и отторжение, сложилось глубокое убеждение, что уже никак нельзя повлиять на происходящее, тем более миллиарды, которые закачаны в этот храм, наверняка уже были кем-то хорошо освоены».

«Перед нами заведомая химера. Ну а теперь на этой химере появилось несколько мозаик», в которых будет доминировать «чисто советская символика, на барельефах будут изображаться сражения – например, так называемый подвиг 28 панфиловцев, давно разоблаченный историками как фальсификация», продолжил священник. «Неужели в этом сооружении, которое построено не только с использованием трофейной немецкой техники, но прежде всего – построено на крови и костях поколений русских страдальцев в военной форме… Неужели в таком храме может приноситься бескровная жертва? Не могу и не хочу в это верить».

Вопрос, который сейчас больше всего волнует о. Георгия, – опасность массового заражения во время освящения: «Неужели 9 мая, в условиях, когда карантинные меры продлеваются, в этот храм приведут полагающиеся по его ранжиру 6 тыс. прихожан в форме и в штатском, и он будет освящен. Мне кажется важным приостановить этот процесс. Сейчас многие более важные стройки заморожены, а эта стройка продолжалась».

«Даже если этот храм будет освящен, я не смогу воспринимать его как храм Божий. Поэтому фрески, мозаики и пр. не вызывают у меня никакого интереса – «пусто место сие”» – заключил о. Георгий.

Завершая дискуссию, прот. Александр Степанов выразил уверенность: «Будущее не за такими гигантскими имперскими постройками, которые никогда и не были собственно храмами, а были такими манифестациями – политическими, общественными. А духовная жизнь была, как правило, в небольших приходских храмах, и будущее, на мой взгляд, за ними».

Юлия Зайцева

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Материалы в данном сюжете

22.06.2020 11:17
Путин и Патриарх открыли главный храм Вооруженных сил РФ

22.06.2020 10:08
Путин прибыл в парк «Патриот», где находится главный храм Вооруженных сил

17.06.2020 17:14
Патриарх освободил епископа Стефана от должности настоятеля главного храма ВС РФ

15.06.2020 16:49 | «Коммерсантъ FM»
Храм Вооруженных сил освятили с вопросами

15.06.2020 14:20
Песков рассказал о планах Путина посетить главный храм Вооруженных сил

11.06.2020 10:34
Песков сообщил, что Путин не планирует посещать освящение главного храма ВС РФ

02.06.2020 14:17
Главный храм Вооруженных сил России откроют 22 июня

12.05.2020 10:58
Митрополит Иларион выступил против изображения Сталина в главном военном храме России

02.05.2020 19:45
Легойда: изображения Сталина не должно быть в главном храме Вооруженных сил России

24.04.2020 15:23
Изображения первых лиц РФ и Сталина в главном храме Вооруженных сил уместно — протоиерей Леонид Калинин

08.11.2019 16:06
На главный храм Вооруженных сил РФ установлен первый купол

27.08.2019 17:40
В убранстве главного храма ВС РФ отразят участие России в кампаниях Афганистана и Сирии

24.06.2019 16:41
Купола на главном храме ВС РФ появятся осенью

На главную | В раздел «Новости»

Эхинодорус – популярное аквариумное растение, род которого насчитывает множество видов. Любовь аквариумистов подводный цветок приобрел благодаря неприхотливости, разнообразию форм и размеров. Содержание эхинодоруса в аквариуме не требует особых усилий от владельца, однако перед высадкой растения следует узнать о предпочтениях и требованиях разных сортов цветка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *