Святые Кирилл и мефодий

«ГИМН ПИСЬМЕНАМ ИЗ ДАЛЁКИХ ВРЕМЁН» 12+
Литературно – историческое путешествие ко Дню славянской письменности и культуры

Цель: Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Чтец:
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.

Чтец:
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!

Ведущий: 24 мая, мы от­мечаем замечательный празд­ник — Праздник славянской письмен­ности и культуры. Этот день напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культу­ры, о роли письменности в ее становле­нии и развитии.
А еще в этот день мы вспоминаем тех, кто воплотил в жизнь многовековую мечту славянских народов написать и прочитать слова родного языка. Мы чтим память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создав­ших славянскую азбуку, донесших до нас слово Божье, способствовавших просвещению славян.
По своему содержанию День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно-церковным праздником, объединяющим всех нас, сплачивающим духовно.

Ведущий: Письменность появилась давно. Но это не те привычные нашему глазу буквы, которыми мы пользу­емся сегодня. Было узелковое письмо, знаковое, рисуночное, клинописное и иероглифическое. В Древней Руси пользовались «чертами и ризами» — простейши­ми знаками в форме черточек и за­рубок. Древнейшую письменность мы называем пиктографией. Соб­ственно, это еще не совсем надпи­си, но уже и не просто рисунки. А как вы думаете, пользуются ли люди пиктографией сегодня? (Ответы ребят)
Представьте себе, пользуются. Самые распространенные пикто­граммы — это дорожные знаки. Че­му учат ребят, пришедших в школу? Конечно, читать и писать. А когда-то давно никто не умел писать. Лю­ди могли общаться, только разгова­ривая друг с другом. Знания переда­вались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело.

Ведущий: Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия.
«Свет разумения книжного», зажженный Кириллом и Мефодием, светит нам уже много веков. Благодаря их деятельности нам сегодня доступно такое чудо, как книга!

Ведущий: Сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами… Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
Сегодня книги окру­жают нас повсюду. К нашим услугам книга библиотечная, домашняя. Книгой человек пользуется с первого года своей жизни и до последних дней… Но так было не всегда.

Чтец 1: (держит в руках словарь В. Даля):
Мне книга дивная попалась,
Такие здесь словечки есть,
Каких ни разу не встречалось,
А тут их столько, что не счесть!
Кто ж выдумал словарь такой?
(Читает.) Владимир Даль.
Ого! неужто человек один
Составить смог его?

Чтец 2:
Где Даль нашел так много слов,
Хотелось бы нам знать,
Как смог он их в словарь внести,
И все истолковать?

Чтец 1:
Ну, что же! Если ты готов,
Перенесемся в глубь веков!

Владимир Даль: (на экране портрет В. Даля, словарь):
Я постараюсь рассказать
Тебе, мой юный друг:
Несложно записать слова,
Что слышишь ты вокруг!
Куда сложнее объяснить,
Как слово зародилось,
Когда и где, в каком краю
Впервые появилось.
На это нужно много сил!
Почти всю Русь исколесил,
С людьми простыми говорил,
Их записать старался речь,
Чтоб русские слова сберечь.
Всю жизнь мою служил словам,
Чтоб мой «Словарь» попал и к вам.

Чтец 1:
Читать любой из нас привык,
Но говорили старики,
Что раньше было мало книг
И их писали от руки,
Хотелось бы узнать о том,
Кто напечатал первый том!

Первопечатник: (на экране изображение И. Фёдорова у печатного станка ):
Ну, слушай, повесть вот моя.
Я книги с детства почитал,
В них видел мудрости исток,
И с ранних лет уже мечтал,
Чтоб каждый их читать бы мог.
Но вот была в чем незадача:
Не всякий книгу и видал,
А в руки взять — уж редкая удача!

Чтец 2:
А я про это и не знал!
И почему ж так редки были книги?
Первопечатник:
Так долго ведь вручную их писать!
Вот потому мы и решили
Книгопечатанье в Москве начать.
Давалось дело новое непросто,
И часто приходилось ночь не спать.
И вышла книга первая —»Апостол»,
И «Азбуку» нам удалось издать.
(на экране фотографии этих книг).

Чтец 1:
А буквы русские ведь были не всегда!
Слыхал я, братья азбуку творили,
Нам побывать у них осталось,
Тогда мы точно будем знать,
Как удалось им азбуку создать.

(на экране изображения Кирилла и Мефодия)

Мефодий:
Мы были б не совсем точны,
Коль не признали б истины.
Что даже в древни времена
Писали прежде письмена,
Использовав не буквы, а значки.

Кирилл:
Священником я был и многое читал,
Ведь в храме я библиотекой управлял.
А книги все на греческом писал.
Нам предстояло трудный путь пройти,
Ведь мы должны были перевести
Все книги с греческого на славянский.
Пришлось нам азбуку изобрести.

Мефодий:
Ее тогда кириллицей назвали —
В честь брата моего так величали.
Двадцать четыре буквы взял Кирилл у греков,
Еще немного у евреев и армян.
Чего недоставало, сам добавил.
И от невежества славян избавил.

(на экране изображения азбуки).

Ведущий: Именно благодаря это­му историческому событию, которое произошло более тысячи лет назад, стало возможным более тесное об­щение народов, живших рядом друг с другом, но не имеющих единой письменности.
Братья родились в маке­донском городе Солуни, который расположен на территории про­винции, входившей в состав Ви­зантийской империи. Отец их был военачальником, а мать — гречан­ка, которая постаралась дать своим детям разносторонние знания.

Ведущий: В семье было семь сыновей, причем Мефодий — старший, а Кирилл — младший из них. Он, как и отец, выбрал путь военного и отправился на службу. Кирилл уже в детстве горячо полюбил на­уку, поражал своих учителей блес­тящими способностями. Начи­танность молодого человека, ис­ключительно высокое по тем временам образование, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания — все это помогло ему успешно вести просветительскую деятельность среди славян. Кирилл, отказав­шись от предложенной ему высо­кой административной должнос­ти, занял скромное место библио­текаря в Патриаршей библиотеке. Также он преподавал философию. Возвратившись в Византию, Ки­рилл отправился искать покоя. На побережье Мраморного моря после долгих лет разлуки братья встрети­лись в монастыре, где Мефодий скрывался от мирской суеты.

Чтец:
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Ведущий: В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии. Им нужны были проповедники, чтобы рассказывать населению о христи­анстве. Император решил отпра­вить в Моравию Кирилла и Мефодия. Там братья продолжали перево­дить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали сла­вян чтению, письму и ведению бо­гослужения на славянском языке. Кирилл и Мефодий пробыли в Мо­равии более трех лет, а затем отпра­вились с учениками в Рим к папе римскому. Среди некоторых бого­словов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех «свя­щенных» языках: еврейском, гре­ческом и латинском. Поэтому Ки­рилл и Мефодий, проповедовав­шие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немец­кого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распростране­нию славянской письменности.

Ведущий: В первой славянской азбуке было 40 букв. Называлась она «глаголица». Это был своеобраз­ный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими систе­мами, но каждое из этих сопостав­лений объясняло только часть на­чертаний. Поэтому, скорее всего, глаголица является результатом ав­торского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту.

Чтец:
Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Ян Гольцман

Ведущий: (изображение рисунка на экране) Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы
Этими значками можно было записать простые слова.

Расшифруйте это слово: (вера)

А теперь расшифруйте предложение? Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Солнце всех солнц есть сердце).

Ведущий: Вторая азбука — кириллица бы­ла составлена по довольно просто­му принципу. Вначале в нее были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозна­чали одинаковые звуки, потом бы­ли добавлены новые знаки — для звуков, не имевших аналогов в гре­ческом языке. Каждая буква имела свое название: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» и так далее. Все­го их было 43.
По мере того как развивалась славянская письменность, кирил­лица вытеснила глаголицу и за­крепилась в качестве основы мно­гих славянских языков, в том чис­ле и русского.

Чтец:
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно- строгие строки,
Литая славянская вязь,
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
» Аз есмь!”- заявила Вселенной,
» Аз есмь!”- заявила векам.

Ведущий: Без изменения кириллица про­существовала в русском языке практически до Петра I, при кото­ром были внесены изменения в начертание некоторых букв. Он убрал устаревшие буквы, которые существовали в алфавите только по традиции, на деле без них пре­красно можно было обойтись.

Ведущий: Но вернемся к основателям письменности. Ус­пешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство византийского духовенства, кото­рое пыталось опорочить славян­ских просветителей. Чтобы защи­титься, братья едут в Рим и доби­ваются успеха: им разрешают продолжать начатое дело.
Длительное и долгое путешест­вие, напряженная борьба с врага­ми славянской письменности по­дорвали здоровье Кирилла. Он тя­жело заболел.

Чтец:
В обители горные переходил
Славян просветитель философ Кирилл.
Кирилл умирал. И вставали вдали
Прекрасные храмы далекой земли.
И звон колокольный сквозь трепетный сон
К нему доходил из грядущих времен;
Где книжною сладостью ум напитав,
Народ отходил от жестоких забав.
И в памяти вновь проходил перед ним
не гордый Царьград, не властительный Рим,
А юный народ на Дунае – реке,
Что славил Христа на своем языке.
Смиренный Мефодий скорбит недвижим.
Славянские книги приветствует Рим.
И с верой христовой навеки сплелась
Славянского слова узорная вязь.
М. Махонина

Ведущий: После смерти брата на Мефодия обрушились нескон­чаемые невзгоды: его преследова­ли, подвергали суду, сажали в тюрьму, но ни физические страда­ния, ни моральные унижения не сломили его воли, не изменили его цели. Уничтожить дело право­славных просветителей не уда­лось. Огонь, зажженный ими, не погас. Их азбука начала свое шес­твие по странам. Из Болгарии она попала в Киевскую Русь. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», ста­ли символом духовного подвига.

Чтец:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Ведущий: Ребята, а почему азбука так на­зывается? (По первым буквам рус­ского алфавита — «аз» и «буки».)
А теперь приглашаю всех принять участие в викторине

«Знатоки истории русской письмен­ности».

  • Как называется пособие по обучению грамоте? (Букварь.)
  • Как называлась первая сла­вянская азбука? (Кириллица.)
  • Какой царь ввел новый граж­данский шрифт, бытующий в России и сегодня? (ПёmpI.)
  • • Объясните происхождение слов «азбука» и «алфавит». Являют­ся ли они синонимами? (Азбука — перечень, список букв, принятых в данной письменности, расположен­ных в установленном порядке; об­разовано по названию первых букв старославянской азбуки; «аз» и «буки», известно с XIII века. Алфа­вит — принятый порядок располо­жения букв в письменности того или иного языка, совокупность этих букв; образовано по названи­ям первых букв древнееврейского алфавита «алеф» и «бет».)
  • Сколько букв имел славянский алфавит? (43)
  • Сколько букв в современном алфавите? (33.)
  • Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
  • Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
  • Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)
  • Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
    Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)
    Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
    —Зачем отправились братья из Константинополя к хазарам? (Проповедовать истинное учение.)
    —Что значит ходить фертом? С какой буквой это связано? (Буква Ф, форма схожа с человеком подбоченившимся)
    —Из какой главной русской летописи мы узнаём о начале славянской письменности? («Повесть временных лет»)
    —Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)
    Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)
    Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

Ведущий: Трудно сегодня найти человека, который бы совсем ниче­го не читал. Подсчитано, что за всю жизнь человек успевает прочитать в среднем три тысячи книг. По срав­нению с «океаном» книг, которые люди пишут уже многие сотни лет, это не очень много. И самое главное для тех, кто любит читать, выбрать свои три тысячи.

«Листая прошлого страницы»

  1. Из каких материалов делали древ­ние книги?( глина, папирус, пергамент)
  2. В виде чего были изготовлены па­пирусные книги? ( Свитки).
  3. В какой стране была изобретена бумага? ( в Китае).
  4. Когда и кем был создан первый пе­чатный станок? ( XV век, Иоганн Гуттенберг).
  5. Кто в России напечатал первую книгу? ( Иван Федоров).
  6. Как называлась первая книга Ива­на Федорова? ( «Апостол»),
  7. Что значит выражение «от доски до доски»? ( от первой страницы до последней).
  8. Что в переводе с греческого озна­чает «тетрадь» («сложенное вчетве­ро»).
  9. Почему на Руси книги называли харатейными? (Первый материал для изготовления книг назывался пергамен или ха­ратья — бычья кожа, которую долго вымачивали, дубили, сушили и ис­пользовали в качестве заменителя сегодняшней бумаги, отсюда книги -харатейные).
    10. Как называется учреждение, которое организует сбор, хранение, общественное использование про­изведений печати? (Библиотека.)

Ведущий:
Всем название дано — и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев.

Мы так привыкли к сло­вам… Читаем, пишем, разго­вариваем, смеемся, шутим, поем. Язык нам нужен как воздух, При этом мы редко задумаемся о том, как появилось слово, каково его значение.
Задание: дать правильное толко­вание слова.

«Такие старые слова»

  • Тараторка — тот, кто много гово­рит, сорока
  • Сирый — волк, сирота
  • Светелка — лампа, небольшая комна­та
  • Чуни — лапти, дома чукчей
  • Армяк — житель Армении, крестьянс­кая одежда
  • Сушняк — засохшие деревья, жаркая, су­хая погода
  • Хмара — темнота, густой туман, преступник
  • Каракуль — ценный мех, непонятная запись
  • Пыльник — пылесос, легкий плащ без подкладки
  • Книгочей — библиотекарь, любитель книги

«Собери команду»

На карточках написаны имена геро­ев. Необходимо отобрать в команду только персонажей своего произведения.
Капитан — Буратино. Команда: Мальвина, Золушка, Кот Базилио, Пьеро, Бармалей, Змей Горыныч, Лиса-лапотница, Артемон, Шарик, Ли­са Алиса, Сверчок.
Капитан — Дядя Федор. Коман­да: Кот Матроскин, Иван-царевич, Шарик, Емеля, Незнайка, Почтальон Печкин, Белоснежка, Корова Мурка, Галчонок Хватайка, Трактор Митя, Доктор Айболит.

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас продолжите, пожалуйста, пословицы на тему:

«Ум — грамота — ученье»

  • Голова без ума, что фонарь … без свечки.
  • Птица красна пером, а человек… умом.
  • Не краса красит человека, а … ум.
  • Красота увянет, а ум не … об­манет.
  • Встречают по одежке, а прово­жают … по уму.
  • Ум за деньги … не купишь.
  • Добрый разум наживают … не разом.
  • С умным разговориться — что … меду напиться.
  • Ум хорошо, а … два лучше.
  • Мир освещается солнцем, а че­ловек … учебой.
  • Человек неученый, что топор … неточеный.
  • Век живи — … век учись.
  • Ученье — путь … к уменью.
  • Кто хочет много знать, тому на­до … мало спать.
  • Корень ученья горек, да … плод сладок.
  • Кто грамоте горазд, тому … не пропасть.

Ведущий: Каждый человек, который говорит на русском языке, гордится и дорожит своей культурой и историей, должен знать и хранить в памяти имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.
Кирилл и Мефодий твёрдо верили, что трудятся во имя всех славян, объединённых одним, понятным всем литературным языком. Так оно и было. Сегодня весь славянский мир пишет, пользуясь кириллицей.
За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых.

Чтец:
Мы благодарны просвещенью.
Наука – Солнце, душу грей!
Рукой отцов благословенный,
Иди в историю смелей!
Судьба нас к жизни возродила,
Творцы Мефодий и Кирилл,
Имен их время не забыло,
Народ славянский не забыл.

Чтец:
И будет славить Русь родная
Святых апостолов славян…
И с падким звуком их имен
Спои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род
Она их память соблюдает!
Слава Кириллу, слава Мефодию –
Братьям святым!

Литература:

Составитель: Турунина И.Н., библиотекарь детского абонемента Библиотеки им. А. Штанько

Православный кафедральный храм свв. Кирилла и Мефодия, фото: Ондрбей Томшу

Владимир Петршек Представители церкви Владимир Петршек, Вацлав Чикл и Ян Сонневенд спрятали Йозефа Габчика и Яна Кубиша, как и других участников диверсионной операции «Антропоид», целью которой была ликвидация нацистского протектора, в крипте православного храма свв. Кирилла и Мефодия в Праге. 18 июня немецкие войска провели штурм кафедрального собора, что привело к гибели всех парашютистов и казни церковных служителей, проявивших незаурядное мужество и самоотверженность. Все трое являлись самыми важными помощниками Кубиша, Габчика и остальных пяти членов подпольной группы, предоставившими парашютистам последнее убежище и принимавшими активное участие в их снабжении продовольствием и всем необходимым.

Русская служба Radio Prague International беседует с нынешним священником храма Вацлавом Ежеком.

– «Чешское телевидение» в субботу сообщило о канонизации трех священников – Владимира Петршека, Вацлава Чикла и Яна Сонневенда, однако на деле последний не был священником, а, скорее всего, представителем церковного совета?

Вацлав Чикл – Канонизация и включение этих новопрославленных святых в православный церковный календарь касается мучеников, которые помогали нуждающимся и следовали примеру нашего владыки, епископа Горазда, умершего мученической смертью – его застрелили нацисты. Речь идет о Владимире Петршеке, Вацлаве Чикле и Яне Сонневенде. Сонненевд действительно не был рукоположен в сан священника и являлся главой церковного Совета Старейшин.

Святыми были признаны также члены семей и церковный хор

5 сентября установлен как день памяти этих новомучеников. Святыми чешской православной церковью были признаны также члены семей этих мучеников, ризничий храма Орнест и весь церковный хор, рассказал Вацлав Ежек.

– Подтверждением этому служит и икона, на которой написаны также лики родственников трех упомянутых мучеников. Икона написана в честь новомучеников, в том числе их родственников и членов церковного хора, которых ликвидировали нацисты, в целом восемнадцати человек. Она была выставлена в день канонизации и хранится в нашем храме свв. Кирилла и Мефодия на улице Рессловой. В ближайшее время икону можно будет увидеть примерно через две недели, так как сейчас она находится на оформлении. Все эти лица были канонизированы не только из-за своей смерти от рук нацистов, но также как группа людей, непосредственно связанная с огромной жертвой, принесенной парашютистами, которые укрывались в нашем храме.

Фото: Ондржей Томшу

Продолжение процесса канонизации связано с почитанием епископа Горазда

Именем священномученика епископа Горазда названы улицы и площади ряда чешских городов. После того, как епископ, узнав об аресте клириков, скрывавших убивших Гейдриха парашютистов, сообщил о готовности разделить наказание, он был расстрелян вместе со служителями своего кафедрального собора свв. Кирилла и Мефодия. Чешская православная церковь оказалась под запретом, духовенство подвергли арестам и заключению. Двенадцать представителей православной церковной общины из второго района Праги были казнены.

Святой Горазд, фото: Ондржей Томшу Упомянутая икона была написана сербским иконописцем Радмилой Несторович и привезена в пражский храм из Белеграда в начале этого года. Изображен ли на ней также Горазд, память которого совершается 22 августа по юлианскому календарю?

– Владыка Горазд был канонизирован православной церковью Чешских земель еще в 1987 году, поэтому на данной иконе он не изображен. Именно в то время стали раздаваться голоса, что в рамках канонизации отца Горазда следовало бы причислить к лику святых также его сподвижников, разделивших ту же участь. Двое из них были застрелены нацистами в тот же самый час 4 сентября (в 14.35 на стрельбище в пражском районе Кобылисы — прим. ред.), как и епископ Горазд, а Владимир Петршик днем позже. Однако в 1980-е по разным причинам процесс канонизации этих новомучеников не состоялся, поэтому можно считать, что нынешнее причисление представителей церкви к святым, по сути, является продолжением процесса канонизации 1987 года, связанного с почитанием епископа Горазда.

– Порядок канонизации в римско-католической церкви отличается от правил канонизации в православной церкви, что в последнем случае было поставлено во главу угла?

– Причтение к лику святых в православной церкви связано, можно сказать, с внутренним духовным устремлением в ситуации, в которой оказывается церковь в конкретный исторический момент. Православный синод отреагировал на чаяния верующих, которые регулярно обращались к нему и другим представителям церковной власти с просьбой канонизировать этих самоотверженных людей, и поэтому на основе этого принял соответствующее решение именно в данный момент. Это связано также с поиском церковью нового источника вдохновения в лице людей (в том числе епископа Горазда), чей пример достоин подражания.

Ян Сонневенд Верующие испытывали такую потребность, так как воспринимают этих людей как своих заступников. В рамках процесса канонизации мы не исследовали, совершали ли кандидаты в святые какие-либо чудеса или происходили ли какие-то необъяснимые вещи в связи с их деятельностью, доказывающие их святость. Наоборот, среди верующих обнаружилось единодушие по поводу провозглашения их святыми. Еще одно важное для нас обстоятельство – в Сербии этих новомучеников, которых мы сейчас канонизировали, уже ранее стали почитать как святых в рамках целой группы жертв Второй мировой войны, связанных именно с церковью. В некоторых странах, как, например, в Сербии традиция почитания этих наших жертв уже прежде существовала,

– пояснил Вацлав Ежек.

В крипте православного храма в Праге люди прятались еще до 1942 года

Владимир Петршек, Вацлав Чикл и Ян Сонневенд подключились к движению Сопротивления сразу после оккупации Чехословакии. Они, помимо прочего, выдавали подложные метрики гражданам еврейской национальности, чтобы те избежали транспорта в концлагеря. В крипте православного храма в Праге еще до 1942 года, то есть до появления парашютистов группы «Антропоид», скрывались люди, нуждавшиеся в помощи, которую обеспечивали Петршек и Сонневенд. Парашютисты начали скрываться в соборе с 28 мая 1942 года, через день после покушения на Гейдриха,

— рассказал историк Властислав Яник.

По мнению некоторых исследователей, существовал план переброски парашютистов в другое убежище – их собирались перевезти, спрятав в пустые гробы. Осуществить план, однако, не удалось.

Кафедральный храм свв. Кирилла и Мефодия, Фото: Ондржей Томшу

Храм святых Кирилла и Мефодия украшает уникальный иконостас

Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, построенный 5 лет назад в юго-западной части Саранска, получил известность за пределами Мордовии. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был на этом месте дважды – сначала участвовал в закладке памятной капсулы перед началом строительства, а потом освятил возведенную церковь. В ней находится один из красивейших в Поволжье резных иконостасов, созданный под личным руководством митрополита Саранского и Мордовского Зиновия. О приходской жизни и достопримечательностях храма иерей Николай Овсянников рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

Во время поста верующие с особым благоговением посещают этот храм. По словам о. Николая Овсянникова, в прошлое воскресенье причастились более 200 человек. «Образование христианской общины на Юго-Западе началось с прихода церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенной поблизости на улице Ульянова, – рассказывает священник. – Маленький деревянный храм был построен в 2009 году. Постепенно появилась необходимость в большом здании, чтобы не только совершать богослужения, но и заниматься просветительской деятельностью. Этот район активно застраивался, там стало больше молодых семей». Строительство величественного храма во имя учителей словенских началось в 2012 году по благословению митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. В том же году Патриарх Кирилл заложил в основание памятную капсулу. «Присутствие главы Русской Православной Церкви стало символичным! — продолжает о. Николай. — Благословение строительства придало силы, окрылило рабочих, священнослужителей, прихожан…»

Фото: Юрий Кемаев / Столица С

Собор в русско-византийском стиле построен по классической кресто-купольной схеме согласно отечественным традициям. Например, в той же манере выстроен Храм Христа Спасителя в Москве. Много сил для его возведения отдали протоиерей Николай Брындин (ныне клирик Санк-Петербургской митрополии) и ныне покойный протоиерей Андрей Копейкин. Строительство завершили в сжатые сроки благодаря финансовой помощи местных властей. 18 октября 2015 года храм освятил Патриарх Кирилл. Произведением искусства и гордостью епархии является уникальный иконостас, покрытый сусальным золотом. Он по праву считается одним из красивейших в Поволжье. Высота составляет 10,5 метра, длина – 24,5 метра. Его создавали резчики Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области, которое действует под духовным руководством митрополита Зиновия. Все иконы написали мастера того же объединения. «Строительство иконостаса проходило под личным руководством владыки, — говорит о. Николай. — Он полностью погружался в каждый этап. Принимал участие в проектировании, моделировании макета. С митрополитом согласовывались все детали, оносвящал каждую икону!» Рассчитанный на 800 прихожан храм собирает по праздникам множество верующих, в том числе молодые семьи с детьми. Священнослужители работают с пациентами больниц, постояльцами домов престарелых, детьми-инвалидами, с многодетными и малоимущими семьями. Бывают повсюду, где люди нуждаются в утешении и молитвенной помощи. При храме по субботам собирается группа «Евангельские чтения», где все желающие могут больше узнать об основах веры. Воскресную школу посещают 35 детей в возрасте от 7 до 11 лет. Также священники читают лекции в школах, приглашают учеников на экскурсию в храм… Приходскую жизнь благословляет и участвует в ней благочинный юго-западного района, настоятель Храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Олег Копылов.

«Великий пост — это особо значимое время для верующих, — напоминает о. Николай. — Человек готовит душу к празднику Пасхи, меняя привычный образ жизни. Сейчас особенно важно читать молитвы и Священное Писание, совершать дела милосердия. Молитва во время поста исполнена особого смирения и покаяния. Каждый из нас должен хоть немного измениться в лучшую сторону. Воздержание от пищи тоже имеет большое значение. Таким образом человек учится себе отказывать, закаляет волю, что поможет при борьбе с грехом…»

Фото: Юрий Кемаев / Столица СФото: Юрий Кемаев / Столица С

Кстати

Высота храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия вместе с центральным крестом составляет 53 метра. Кровлю украшают 11 куполов, покрытых золотистым нитридом титана. Толщина стен — 0,9 метра. На кладке выведены сложные архитектурные элементы: карнизы, пилястры, навесы. Главный купольный «барабан» опоясывает смотровая площадка. Десять колоколов общим весом 4,5 тонны отлиты по традиционной технологии на заводе в городе Каменск-Уральский. Главный колокол весит 2,5 тонны. Нижний крестильный храм освящен во имя пророка Илии. Также в цокольном этаже расположены трапезная, конференц-зал, рабочие кабинеты, инженерные коммуникации, технические и подсобные помещения. Придел храма освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира. Напротив алтаря установлен памятник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия работы народного художника Мордовии Николая Филатова.

Преподобные Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (820—885) происходили из семьи благочестивой и знатной, жившей в греческом городе Солуни (ныне – Салоники). В семье было семь братьев, из которых святой Мефодий (предположительно до пострига его мирское имя было Михаил) был самым старшим, а Кирилл (до пострига – Константин) – самым младшим. Происхождение семьи сегодня спорно – есть версии, что они были греческого рода, другие исследователи полагают их болгарами или вовсе не славянами, а булгарами (протоболгарами). Но важно ли это по сравнению с их духовным и просветительским опытом, который они принесли славянскому миру?
Поначалу святой Мефодий был определен в воинское дело, служил правителем в подчиненной Византийской империи Болгарии, где и выучил славянский язык. В Болгарии этот праздник – один из самых широко празднуемых. Мефодий пробыл на своем посту 10 лет, после чего удалился в монастырь на горе Олимп, что в Малой Азии, и принял там монашество.
Святой Константин не обладал завидным здоровьем, оттого старший брат опекал и защищал его в малолетстве и потом оберегал всю жизнь, но, как часто водится, с раннего детства отличался большой тягой к знаниям, был способным учеником. Он учился у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского, вместе с малолетним императором Михаилом, постиг все науки, которые уже существовали к тому времени, несколько языков, тщательно изучал творения святого Григория Богослова, когда ему едва исполнилось 15 лет. За любовь к просвещению, выдающиеся познания и незаурядный ум он получил прозвание «Философ». По окончании учения, отказавшись от выгодного брака и высокого административного назначения, святой принял сан иерея, вступил в должность хранителя патриаршей библиотеки при Софийском храме в Константинополе, но вскоре тайно ушел в монастырь. Его разыскали и определили в Высшую Константинопольскую школу учителем философии. Вскоре по повелению императора оба брата были направлены к хазарам для евангельской проповеди.

Икона Святых Кирилла и Мефодия,
иконописец Юрий Кузнецов

Готовясь к проповеди, святые Кирилл и Мефодий остановились в городе Корсунь, где, как свидетельствует «Житие», чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, Папы Римского (память его совершается 25 ноября/8 декабря). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.
После этого святые братья отправились на проповедь к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий, отказавшись от сана архиепископа, получил игуменство в монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где подвизался прежде.
В Моравии немецкие епископы всячески сопротивлялись введению в богослужение родного славянского языка, утверждая, что служение в храме должно вестись только либо на латинском, либо на греческом, либо на иврите. Моравский князь Ростислав прислал в Византию послов с просьбой от него прислать учителей, которые вели бы богослужение на родном для славян языке. Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит».
Святой Константин с постом и молитвой приступил к подвигу. В 863 году он составил с помощью святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Послания апостолов, Псалтирь и избранные службы, без которых невозможно богослужение.
После этого братья направились в Моравию, были приняты там с почестями и стали учить славянских священников богослужению на славянском языке, чем вызвали лютую злобу немецких епископов. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки». Немецкие епископы не нашли, что возразить, но подали жалобу в Рим, куда затем их призвали для разрешения этого дела. Святые братья взяли с собою мощи св. Климента и отправились в Рим. Но всё обернулось не в пользу немецких епископов: узнав, что святые идут с мощами св. Климента, Папа Андриан вышел им навстречу со всем клиром. Приняв святых Константина и Мефодия с почетом, он утвердил богослужение на славянском языке и повелел положить книги, переведенные братьями, в римских церквах и совершать по ним литургию.
В Риме святой Константин занемог. Господь в чудесном видении известил его о приближении кончины, и за 50 дней до того срока он принял схиму с именем Кирилл. Святой равноапостольный Кирилл скончался 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял Папу дать разрешение отвезти тело брата на родину, но тот категорически отказал. Мощи святого Кирилла были положены в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла Папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Андроника.

В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию Папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед Папой, сохранив в чистоте православное учение, и был снова возвращен в Велеград. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда (Из «Настольной книги священнослужителя»).
После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию. В 885 году, в год смерти Мефодия, Папа Римский запретил славянское богослужение.
Ежегодное празднование в честь святых Кирилла и Мефодия 11/24 мая установил в 1863 году Российский Святейший Синод. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности в день памяти святых братьев.
Значение иконы
Подвиг святых братьев Солунских неоценим для православия, и не только для него. Вдумаемся: прототипом букв, которые мы сейчас пишем и прочитываем, был созданный ими буквенный код, он пережил уже не века – эпохи и останется одной из основ современной славянской лингвистики. Потому к первому празднованию Дня славянской культуры и письменности, отныне неотделимого от этих славных и дорогих нам имен, во многих городах России воздвигнуты памятники двум замечательным святым, высоко почитаемым всеми славянскими народами.
Сегодня духовная ценность их подвига все более актуальна. С экранов телевизоров, в Интернете, в печатных органах СМИ, особенно бульварного толка, выступают прорицатели, экстрасенсы и те, кто себя выдает за них. Все они одинаково опасны для духовного просвещения, поскольку захватывают огромную аудиторию в область суеверия, неконтролируемой магии и прочего, что имеет совершенно не Божественное, антихристианское происхождение. Чудо чуду рознь. Чудеса, творимые во славу Божию, – истинны и благословенны. Так называемые чудеса с языческими или просто оккультными истоками, направленные на самые разные области человеческой жизни – материальные, бытовые, оздоровительные, есть лишь искушения, которых стоит опасаться, поскольку речь идет о препятствии спасению человеческой души.
В этом случае молитва перед иконой Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, – одна из серьезных и действенных возможностей воспрепятствовать потере веры. Только искренняя вера, подкрепленная горячей молитвой каждого, желающего спасения себе и православному сообществу, может серьезнейшим образом способствовать объединению и укреплению православия в современном российском обществе и христианского мира в целом.

В чём помогают святые

К Мефодию и Кириллу обращаются с молитвами люди, связанные со знаниями и информацией — учителя, студенты, преподаватели. Кирилл даже когда-то преподавал и произносил речи перед язычниками, не испытывая страха.

Молясь перед иконой просят о красноречии и мудрости. Но молитва должна идти и сердца и не приносить никому зла. Перед ликом святых мужей молятся о прибавлении ума, успешной сдаче экзаменов.

Православные христиане обращаются к образу за помощью в ведении собственного дела, просят вразумить своих детей, чтобы те преуспевали в обучении. Возносят молитвы святым для быстрого приобретения новых навыков, знаний, профессии. Икона помогает защититься от лженаук и ереси, которая противостоит православной вере.

Молитва

О святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле!

Ныне к вам усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся: молите Господа, да наставит и обратит нас, на путь спасения.

Не оставите нас, недостойных чад ваших (имена). Дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков.

Видео, где протоиерей Андрей Ткачев рассказывает о значении подвига равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *