«ГИМН ПИСЬМЕНАМ ИЗ ДАЛЁКИХ ВРЕМЁН» 12+
Литературно – историческое путешествие ко Дню славянской письменности и культуры
Цель: Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
Чтец:
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.
Чтец:
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!
Ведущий: 24 мая, мы отмечаем замечательный праздник — Праздник славянской письменности и культуры. Этот день напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии.
А еще в этот день мы вспоминаем тех, кто воплотил в жизнь многовековую мечту славянских народов написать и прочитать слова родного языка. Мы чтим память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку, донесших до нас слово Божье, способствовавших просвещению славян.
По своему содержанию День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно-церковным праздником, объединяющим всех нас, сплачивающим духовно.
Ведущий: Письменность появилась давно. Но это не те привычные нашему глазу буквы, которыми мы пользуемся сегодня. Было узелковое письмо, знаковое, рисуночное, клинописное и иероглифическое. В Древней Руси пользовались «чертами и ризами» — простейшими знаками в форме черточек и зарубок. Древнейшую письменность мы называем пиктографией. Собственно, это еще не совсем надписи, но уже и не просто рисунки. А как вы думаете, пользуются ли люди пиктографией сегодня? (Ответы ребят)
Представьте себе, пользуются. Самые распространенные пиктограммы — это дорожные знаки. Чему учат ребят, пришедших в школу? Конечно, читать и писать. А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело.
Ведущий: Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия.
«Свет разумения книжного», зажженный Кириллом и Мефодием, светит нам уже много веков. Благодаря их деятельности нам сегодня доступно такое чудо, как книга!
Ведущий: Сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами… Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
Сегодня книги окружают нас повсюду. К нашим услугам книга библиотечная, домашняя. Книгой человек пользуется с первого года своей жизни и до последних дней… Но так было не всегда.
Чтец 1: (держит в руках словарь В. Даля):
Мне книга дивная попалась,
Такие здесь словечки есть,
Каких ни разу не встречалось,
А тут их столько, что не счесть!
Кто ж выдумал словарь такой?
(Читает.) Владимир Даль.
Ого! неужто человек один
Составить смог его?
Чтец 2:
Где Даль нашел так много слов,
Хотелось бы нам знать,
Как смог он их в словарь внести,
И все истолковать?
Чтец 1:
Ну, что же! Если ты готов,
Перенесемся в глубь веков!
Владимир Даль: (на экране портрет В. Даля, словарь):
Я постараюсь рассказать
Тебе, мой юный друг:
Несложно записать слова,
Что слышишь ты вокруг!
Куда сложнее объяснить,
Как слово зародилось,
Когда и где, в каком краю
Впервые появилось.
На это нужно много сил!
Почти всю Русь исколесил,
С людьми простыми говорил,
Их записать старался речь,
Чтоб русские слова сберечь.
Всю жизнь мою служил словам,
Чтоб мой «Словарь» попал и к вам.
Чтец 1:
Читать любой из нас привык,
Но говорили старики,
Что раньше было мало книг
И их писали от руки,
Хотелось бы узнать о том,
Кто напечатал первый том!
Первопечатник: (на экране изображение И. Фёдорова у печатного станка ):
Ну, слушай, повесть вот моя.
Я книги с детства почитал,
В них видел мудрости исток,
И с ранних лет уже мечтал,
Чтоб каждый их читать бы мог.
Но вот была в чем незадача:
Не всякий книгу и видал,
А в руки взять — уж редкая удача!
Чтец 2:
А я про это и не знал!
И почему ж так редки были книги?
Первопечатник:
Так долго ведь вручную их писать!
Вот потому мы и решили
Книгопечатанье в Москве начать.
Давалось дело новое непросто,
И часто приходилось ночь не спать.
И вышла книга первая —»Апостол»,
И «Азбуку» нам удалось издать.
(на экране фотографии этих книг).
Чтец 1:
А буквы русские ведь были не всегда!
Слыхал я, братья азбуку творили,
Нам побывать у них осталось,
Тогда мы точно будем знать,
Как удалось им азбуку создать.
(на экране изображения Кирилла и Мефодия)
Мефодий:
Мы были б не совсем точны,
Коль не признали б истины.
Что даже в древни времена
Писали прежде письмена,
Использовав не буквы, а значки.
Кирилл:
Священником я был и многое читал,
Ведь в храме я библиотекой управлял.
А книги все на греческом писал.
Нам предстояло трудный путь пройти,
Ведь мы должны были перевести
Все книги с греческого на славянский.
Пришлось нам азбуку изобрести.
Мефодий:
Ее тогда кириллицей назвали —
В честь брата моего так величали.
Двадцать четыре буквы взял Кирилл у греков,
Еще немного у евреев и армян.
Чего недоставало, сам добавил.
И от невежества славян избавил.
(на экране изображения азбуки).
Ведущий: Именно благодаря этому историческому событию, которое произошло более тысячи лет назад, стало возможным более тесное общение народов, живших рядом друг с другом, но не имеющих единой письменности.
Братья родились в македонском городе Солуни, который расположен на территории провинции, входившей в состав Византийской империи. Отец их был военачальником, а мать — гречанка, которая постаралась дать своим детям разносторонние знания.
Ведущий: В семье было семь сыновей, причем Мефодий — старший, а Кирилл — младший из них. Он, как и отец, выбрал путь военного и отправился на службу. Кирилл уже в детстве горячо полюбил науку, поражал своих учителей блестящими способностями. Начитанность молодого человека, исключительно высокое по тем временам образование, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания — все это помогло ему успешно вести просветительскую деятельность среди славян. Кирилл, отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке. Также он преподавал философию. Возвратившись в Византию, Кирилл отправился искать покоя. На побережье Мраморного моря после долгих лет разлуки братья встретились в монастыре, где Мефодий скрывался от мирской суеты.
Чтец:
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Ведущий: В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии. Им нужны были проповедники, чтобы рассказывать населению о христианстве. Император решил отправить в Моравию Кирилла и Мефодия. Там братья продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Кирилл и Мефодий пробыли в Моравии более трех лет, а затем отправились с учениками в Рим к папе римскому. Среди некоторых богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех «священных» языках: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности.
Ведущий: В первой славянской азбуке было 40 букв. Называлась она «глаголица». Это был своеобразный алфавит. Глаголические буквы сравнивали практически со всеми известными графическими системами, но каждое из этих сопоставлений объясняло только часть начертаний. Поэтому, скорее всего, глаголица является результатом авторского творчества, а не восходит к какому-либо древнему алфавиту.
Чтец:
Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Ян Гольцман
Ведущий: (изображение рисунка на экране) Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы
Этими значками можно было записать простые слова.
Расшифруйте это слово: (вера)
А теперь расшифруйте предложение? Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Солнце всех солнц есть сердце).
Ведущий: Вторая азбука — кириллица была составлена по довольно простому принципу. Вначале в нее были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозначали одинаковые звуки, потом были добавлены новые знаки — для звуков, не имевших аналогов в греческом языке. Каждая буква имела свое название: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» и так далее. Всего их было 43.
По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытеснила глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского.
Чтец:
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно- строгие строки,
Литая славянская вязь,
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
» Аз есмь!”- заявила Вселенной,
» Аз есмь!”- заявила векам.
Ведущий: Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра I, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв. Он убрал устаревшие буквы, которые существовали в алфавите только по традиции, на деле без них прекрасно можно было обойтись.
Ведущий: Но вернемся к основателям письменности. Успешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство византийского духовенства, которое пыталось опорочить славянских просветителей. Чтобы защититься, братья едут в Рим и добиваются успеха: им разрешают продолжать начатое дело.
Длительное и долгое путешествие, напряженная борьба с врагами славянской письменности подорвали здоровье Кирилла. Он тяжело заболел.
Чтец:
В обители горные переходил
Славян просветитель философ Кирилл.
Кирилл умирал. И вставали вдали
Прекрасные храмы далекой земли.
И звон колокольный сквозь трепетный сон
К нему доходил из грядущих времен;
Где книжною сладостью ум напитав,
Народ отходил от жестоких забав.
И в памяти вновь проходил перед ним
не гордый Царьград, не властительный Рим,
А юный народ на Дунае – реке,
Что славил Христа на своем языке.
Смиренный Мефодий скорбит недвижим.
Славянские книги приветствует Рим.
И с верой христовой навеки сплелась
Славянского слова узорная вязь.
М. Махонина
Ведущий: После смерти брата на Мефодия обрушились нескончаемые невзгоды: его преследовали, подвергали суду, сажали в тюрьму, но ни физические страдания, ни моральные унижения не сломили его воли, не изменили его цели. Уничтожить дело православных просветителей не удалось. Огонь, зажженный ими, не погас. Их азбука начала свое шествие по странам. Из Болгарии она попала в Киевскую Русь. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.
Чтец:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий: Ребята, а почему азбука так называется? (По первым буквам русского алфавита — «аз» и «буки».)
А теперь приглашаю всех принять участие в викторине
«Знатоки истории русской письменности».
- Как называется пособие по обучению грамоте? (Букварь.)
- Как называлась первая славянская азбука? (Кириллица.)
- Какой царь ввел новый гражданский шрифт, бытующий в России и сегодня? (ПёmpI.)
- • Объясните происхождение слов «азбука» и «алфавит». Являются ли они синонимами? (Азбука — перечень, список букв, принятых в данной письменности, расположенных в установленном порядке; образовано по названию первых букв старославянской азбуки; «аз» и «буки», известно с XIII века. Алфавит — принятый порядок расположения букв в письменности того или иного языка, совокупность этих букв; образовано по названиям первых букв древнееврейского алфавита «алеф» и «бет».)
- Сколько букв имел славянский алфавит? (43)
- Сколько букв в современном алфавите? (33.)
- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
- Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
- Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)
- Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)
Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
Зачем отправились братья из Константинополя к хазарам? (Проповедовать истинное учение.)
Что значит ходить фертом? С какой буквой это связано? (Буква Ф, форма схожа с человеком подбоченившимся)
Из какой главной русской летописи мы узнаём о начале славянской письменности? («Повесть временных лет»)
Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)
Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)
Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)
Ведущий: Трудно сегодня найти человека, который бы совсем ничего не читал. Подсчитано, что за всю жизнь человек успевает прочитать в среднем три тысячи книг. По сравнению с «океаном» книг, которые люди пишут уже многие сотни лет, это не очень много. И самое главное для тех, кто любит читать, выбрать свои три тысячи.
«Листая прошлого страницы»
- Из каких материалов делали древние книги?( глина, папирус, пергамент)
- В виде чего были изготовлены папирусные книги? ( Свитки).
- В какой стране была изобретена бумага? ( в Китае).
- Когда и кем был создан первый печатный станок? ( XV век, Иоганн Гуттенберг).
- Кто в России напечатал первую книгу? ( Иван Федоров).
- Как называлась первая книга Ивана Федорова? ( «Апостол»),
- Что значит выражение «от доски до доски»? ( от первой страницы до последней).
- Что в переводе с греческого означает «тетрадь» («сложенное вчетверо»).
- Почему на Руси книги называли харатейными? (Первый материал для изготовления книг назывался пергамен или харатья — бычья кожа, которую долго вымачивали, дубили, сушили и использовали в качестве заменителя сегодняшней бумаги, отсюда книги -харатейные).
10. Как называется учреждение, которое организует сбор, хранение, общественное использование произведений печати? (Библиотека.)
Ведущий:
Всем название дано — и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев.
Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем. Язык нам нужен как воздух, При этом мы редко задумаемся о том, как появилось слово, каково его значение.
Задание: дать правильное толкование слова.
«Такие старые слова»
- Тараторка — тот, кто много говорит, сорока
- Сирый — волк, сирота
- Светелка — лампа, небольшая комната
- Чуни — лапти, дома чукчей
- Армяк — житель Армении, крестьянская одежда
- Сушняк — засохшие деревья, жаркая, сухая погода
- Хмара — темнота, густой туман, преступник
- Каракуль — ценный мех, непонятная запись
- Пыльник — пылесос, легкий плащ без подкладки
- Книгочей — библиотекарь, любитель книги
«Собери команду»
На карточках написаны имена героев. Необходимо отобрать в команду только персонажей своего произведения.
Капитан — Буратино. Команда: Мальвина, Золушка, Кот Базилио, Пьеро, Бармалей, Змей Горыныч, Лиса-лапотница, Артемон, Шарик, Лиса Алиса, Сверчок.
Капитан — Дядя Федор. Команда: Кот Матроскин, Иван-царевич, Шарик, Емеля, Незнайка, Почтальон Печкин, Белоснежка, Корова Мурка, Галчонок Хватайка, Трактор Митя, Доктор Айболит.
Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас продолжите, пожалуйста, пословицы на тему:
«Ум — грамота — ученье»
- Голова без ума, что фонарь … без свечки.
- Птица красна пером, а человек… умом.
- Не краса красит человека, а … ум.
- Красота увянет, а ум не … обманет.
- Встречают по одежке, а провожают … по уму.
- Ум за деньги … не купишь.
- Добрый разум наживают … не разом.
- С умным разговориться — что … меду напиться.
- Ум хорошо, а … два лучше.
- Мир освещается солнцем, а человек … учебой.
- Человек неученый, что топор … неточеный.
- Век живи — … век учись.
- Ученье — путь … к уменью.
- Кто хочет много знать, тому надо … мало спать.
- Корень ученья горек, да … плод сладок.
- Кто грамоте горазд, тому … не пропасть.
Ведущий: Каждый человек, который говорит на русском языке, гордится и дорожит своей культурой и историей, должен знать и хранить в памяти имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.
Кирилл и Мефодий твёрдо верили, что трудятся во имя всех славян, объединённых одним, понятным всем литературным языком. Так оно и было. Сегодня весь славянский мир пишет, пользуясь кириллицей.
За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых.
Чтец:
Мы благодарны просвещенью.
Наука – Солнце, душу грей!
Рукой отцов благословенный,
Иди в историю смелей!
Судьба нас к жизни возродила,
Творцы Мефодий и Кирилл,
Имен их время не забыло,
Народ славянский не забыл.
Чтец:
И будет славить Русь родная
Святых апостолов славян…
И с падким звуком их имен
Спои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род
Она их память соблюдает!
Слава Кириллу, слава Мефодию –
Братьям святым!
Литература:
Составитель: Турунина И.Н., библиотекарь детского абонемента Библиотеки им. А. Штанько
Православный кафедральный храм свв. Кирилла и Мефодия, фото: Ондрбей Томшу
Владимир Петршек Представители церкви Владимир Петршек, Вацлав Чикл и Ян Сонневенд спрятали Йозефа Габчика и Яна Кубиша, как и других участников диверсионной операции «Антропоид», целью которой была ликвидация нацистского протектора, в крипте православного храма свв. Кирилла и Мефодия в Праге. 18 июня немецкие войска провели штурм кафедрального собора, что привело к гибели всех парашютистов и казни церковных служителей, проявивших незаурядное мужество и самоотверженность. Все трое являлись самыми важными помощниками Кубиша, Габчика и остальных пяти членов подпольной группы, предоставившими парашютистам последнее убежище и принимавшими активное участие в их снабжении продовольствием и всем необходимым.
Русская служба Radio Prague International беседует с нынешним священником храма Вацлавом Ежеком.
– «Чешское телевидение» в субботу сообщило о канонизации трех священников – Владимира Петршека, Вацлава Чикла и Яна Сонневенда, однако на деле последний не был священником, а, скорее всего, представителем церковного совета?
Вацлав Чикл – Канонизация и включение этих новопрославленных святых в православный церковный календарь касается мучеников, которые помогали нуждающимся и следовали примеру нашего владыки, епископа Горазда, умершего мученической смертью – его застрелили нацисты. Речь идет о Владимире Петршеке, Вацлаве Чикле и Яне Сонневенде. Сонненевд действительно не был рукоположен в сан священника и являлся главой церковного Совета Старейшин.
Святыми были признаны также члены семей и церковный хор
5 сентября установлен как день памяти этих новомучеников. Святыми чешской православной церковью были признаны также члены семей этих мучеников, ризничий храма Орнест и весь церковный хор, рассказал Вацлав Ежек.
– Подтверждением этому служит и икона, на которой написаны также лики родственников трех упомянутых мучеников. Икона написана в честь новомучеников, в том числе их родственников и членов церковного хора, которых ликвидировали нацисты, в целом восемнадцати человек. Она была выставлена в день канонизации и хранится в нашем храме свв. Кирилла и Мефодия на улице Рессловой. В ближайшее время икону можно будет увидеть примерно через две недели, так как сейчас она находится на оформлении. Все эти лица были канонизированы не только из-за своей смерти от рук нацистов, но также как группа людей, непосредственно связанная с огромной жертвой, принесенной парашютистами, которые укрывались в нашем храме.
Фото: Ондржей Томшу
Продолжение процесса канонизации связано с почитанием епископа Горазда
Именем священномученика епископа Горазда названы улицы и площади ряда чешских городов. После того, как епископ, узнав об аресте клириков, скрывавших убивших Гейдриха парашютистов, сообщил о готовности разделить наказание, он был расстрелян вместе со служителями своего кафедрального собора свв. Кирилла и Мефодия. Чешская православная церковь оказалась под запретом, духовенство подвергли арестам и заключению. Двенадцать представителей православной церковной общины из второго района Праги были казнены.
Святой Горазд, фото: Ондржей Томшу Упомянутая икона была написана сербским иконописцем Радмилой Несторович и привезена в пражский храм из Белеграда в начале этого года. Изображен ли на ней также Горазд, память которого совершается 22 августа по юлианскому календарю?
– Владыка Горазд был канонизирован православной церковью Чешских земель еще в 1987 году, поэтому на данной иконе он не изображен. Именно в то время стали раздаваться голоса, что в рамках канонизации отца Горазда следовало бы причислить к лику святых также его сподвижников, разделивших ту же участь. Двое из них были застрелены нацистами в тот же самый час 4 сентября (в 14.35 на стрельбище в пражском районе Кобылисы — прим. ред.), как и епископ Горазд, а Владимир Петршик днем позже. Однако в 1980-е по разным причинам процесс канонизации этих новомучеников не состоялся, поэтому можно считать, что нынешнее причисление представителей церкви к святым, по сути, является продолжением процесса канонизации 1987 года, связанного с почитанием епископа Горазда.
– Порядок канонизации в римско-католической церкви отличается от правил канонизации в православной церкви, что в последнем случае было поставлено во главу угла?
– Причтение к лику святых в православной церкви связано, можно сказать, с внутренним духовным устремлением в ситуации, в которой оказывается церковь в конкретный исторический момент. Православный синод отреагировал на чаяния верующих, которые регулярно обращались к нему и другим представителям церковной власти с просьбой канонизировать этих самоотверженных людей, и поэтому на основе этого принял соответствующее решение именно в данный момент. Это связано также с поиском церковью нового источника вдохновения в лице людей (в том числе епископа Горазда), чей пример достоин подражания.
Ян Сонневенд Верующие испытывали такую потребность, так как воспринимают этих людей как своих заступников. В рамках процесса канонизации мы не исследовали, совершали ли кандидаты в святые какие-либо чудеса или происходили ли какие-то необъяснимые вещи в связи с их деятельностью, доказывающие их святость. Наоборот, среди верующих обнаружилось единодушие по поводу провозглашения их святыми. Еще одно важное для нас обстоятельство – в Сербии этих новомучеников, которых мы сейчас канонизировали, уже ранее стали почитать как святых в рамках целой группы жертв Второй мировой войны, связанных именно с церковью. В некоторых странах, как, например, в Сербии традиция почитания этих наших жертв уже прежде существовала,
– пояснил Вацлав Ежек.
В крипте православного храма в Праге люди прятались еще до 1942 года
Владимир Петршек, Вацлав Чикл и Ян Сонневенд подключились к движению Сопротивления сразу после оккупации Чехословакии. Они, помимо прочего, выдавали подложные метрики гражданам еврейской национальности, чтобы те избежали транспорта в концлагеря. В крипте православного храма в Праге еще до 1942 года, то есть до появления парашютистов группы «Антропоид», скрывались люди, нуждавшиеся в помощи, которую обеспечивали Петршек и Сонневенд. Парашютисты начали скрываться в соборе с 28 мая 1942 года, через день после покушения на Гейдриха,
— рассказал историк Властислав Яник.
По мнению некоторых исследователей, существовал план переброски парашютистов в другое убежище – их собирались перевезти, спрятав в пустые гробы. Осуществить план, однако, не удалось.
Кафедральный храм свв. Кирилла и Мефодия, Фото: Ондржей Томшу
Храм святых Кирилла и Мефодия украшает уникальный иконостас
Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, построенный 5 лет назад в юго-западной части Саранска, получил известность за пределами Мордовии. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был на этом месте дважды – сначала участвовал в закладке памятной капсулы перед началом строительства, а потом освятил возведенную церковь. В ней находится один из красивейших в Поволжье резных иконостасов, созданный под личным руководством митрополита Саранского и Мордовского Зиновия. О приходской жизни и достопримечательностях храма иерей Николай Овсянников рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.
Во время поста верующие с особым благоговением посещают этот храм. По словам о. Николая Овсянникова, в прошлое воскресенье причастились более 200 человек. «Образование христианской общины на Юго-Западе началось с прихода церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенной поблизости на улице Ульянова, – рассказывает священник. – Маленький деревянный храм был построен в 2009 году. Постепенно появилась необходимость в большом здании, чтобы не только совершать богослужения, но и заниматься просветительской деятельностью. Этот район активно застраивался, там стало больше молодых семей». Строительство величественного храма во имя учителей словенских началось в 2012 году по благословению митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. В том же году Патриарх Кирилл заложил в основание памятную капсулу. «Присутствие главы Русской Православной Церкви стало символичным! — продолжает о. Николай. — Благословение строительства придало силы, окрылило рабочих, священнослужителей, прихожан…»
Фото: Юрий Кемаев / Столица С
Собор в русско-византийском стиле построен по классической кресто-купольной схеме согласно отечественным традициям. Например, в той же манере выстроен Храм Христа Спасителя в Москве. Много сил для его возведения отдали протоиерей Николай Брындин (ныне клирик Санк-Петербургской митрополии) и ныне покойный протоиерей Андрей Копейкин. Строительство завершили в сжатые сроки благодаря финансовой помощи местных властей. 18 октября 2015 года храм освятил Патриарх Кирилл. Произведением искусства и гордостью епархии является уникальный иконостас, покрытый сусальным золотом. Он по праву считается одним из красивейших в Поволжье. Высота составляет 10,5 метра, длина – 24,5 метра. Его создавали резчики Свято-Троицкого братства из города Щигры Курской области, которое действует под духовным руководством митрополита Зиновия. Все иконы написали мастера того же объединения. «Строительство иконостаса проходило под личным руководством владыки, — говорит о. Николай. — Он полностью погружался в каждый этап. Принимал участие в проектировании, моделировании макета. С митрополитом согласовывались все детали, оносвящал каждую икону!» Рассчитанный на 800 прихожан храм собирает по праздникам множество верующих, в том числе молодые семьи с детьми. Священнослужители работают с пациентами больниц, постояльцами домов престарелых, детьми-инвалидами, с многодетными и малоимущими семьями. Бывают повсюду, где люди нуждаются в утешении и молитвенной помощи. При храме по субботам собирается группа «Евангельские чтения», где все желающие могут больше узнать об основах веры. Воскресную школу посещают 35 детей в возрасте от 7 до 11 лет. Также священники читают лекции в школах, приглашают учеников на экскурсию в храм… Приходскую жизнь благословляет и участвует в ней благочинный юго-западного района, настоятель Храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Олег Копылов.
«Великий пост — это особо значимое время для верующих, — напоминает о. Николай. — Человек готовит душу к празднику Пасхи, меняя привычный образ жизни. Сейчас особенно важно читать молитвы и Священное Писание, совершать дела милосердия. Молитва во время поста исполнена особого смирения и покаяния. Каждый из нас должен хоть немного измениться в лучшую сторону. Воздержание от пищи тоже имеет большое значение. Таким образом человек учится себе отказывать, закаляет волю, что поможет при борьбе с грехом…»
Фото: Юрий Кемаев / Столица С
Фото: Юрий Кемаев / Столица С
Кстати
Высота храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия вместе с центральным крестом составляет 53 метра. Кровлю украшают 11 куполов, покрытых золотистым нитридом титана. Толщина стен — 0,9 метра. На кладке выведены сложные архитектурные элементы: карнизы, пилястры, навесы. Главный купольный «барабан» опоясывает смотровая площадка. Десять колоколов общим весом 4,5 тонны отлиты по традиционной технологии на заводе в городе Каменск-Уральский. Главный колокол весит 2,5 тонны. Нижний крестильный храм освящен во имя пророка Илии. Также в цокольном этаже расположены трапезная, конференц-зал, рабочие кабинеты, инженерные коммуникации, технические и подсобные помещения. Придел храма освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира. Напротив алтаря установлен памятник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия работы народного художника Мордовии Николая Филатова.
Преподобные Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (820—885) происходили из семьи благочестивой и знатной, жившей в греческом городе Солуни (ныне – Салоники). В семье было семь братьев, из которых святой Мефодий (предположительно до пострига его мирское имя было Михаил) был самым старшим, а Кирилл (до пострига – Константин) – самым младшим. Происхождение семьи сегодня спорно – есть версии, что они были греческого рода, другие исследователи полагают их болгарами или вовсе не славянами, а булгарами (протоболгарами). Но важно ли это по сравнению с их духовным и просветительским опытом, который они принесли славянскому миру?
Поначалу святой Мефодий был определен в воинское дело, служил правителем в подчиненной Византийской империи Болгарии, где и выучил славянский язык. В Болгарии этот праздник – один из самых широко празднуемых. Мефодий пробыл на своем посту 10 лет, после чего удалился в монастырь на горе Олимп, что в Малой Азии, и принял там монашество.
Святой Константин не обладал завидным здоровьем, оттого старший брат опекал и защищал его в малолетстве и потом оберегал всю жизнь, но, как часто водится, с раннего детства отличался большой тягой к знаниям, был способным учеником. Он учился у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского, вместе с малолетним императором Михаилом, постиг все науки, которые уже существовали к тому времени, несколько языков, тщательно изучал творения святого Григория Богослова, когда ему едва исполнилось 15 лет. За любовь к просвещению, выдающиеся познания и незаурядный ум он получил прозвание «Философ». По окончании учения, отказавшись от выгодного брака и высокого административного назначения, святой принял сан иерея, вступил в должность хранителя патриаршей библиотеки при Софийском храме в Константинополе, но вскоре тайно ушел в монастырь. Его разыскали и определили в Высшую Константинопольскую школу учителем философии. Вскоре по повелению императора оба брата были направлены к хазарам для евангельской проповеди.
Икона Святых Кирилла и Мефодия,
иконописец Юрий Кузнецов
Готовясь к проповеди, святые Кирилл и Мефодий остановились в городе Корсунь, где, как свидетельствует «Житие», чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, Папы Римского (память его совершается 25 ноября/8 декабря). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.
После этого святые братья отправились на проповедь к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий, отказавшись от сана архиепископа, получил игуменство в монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где подвизался прежде.
В Моравии немецкие епископы всячески сопротивлялись введению в богослужение родного славянского языка, утверждая, что служение в храме должно вестись только либо на латинском, либо на греческом, либо на иврите. Моравский князь Ростислав прислал в Византию послов с просьбой от него прислать учителей, которые вели бы богослужение на родном для славян языке. Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит».
Святой Константин с постом и молитвой приступил к подвигу. В 863 году он составил с помощью святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Послания апостолов, Псалтирь и избранные службы, без которых невозможно богослужение.
После этого братья направились в Моравию, были приняты там с почестями и стали учить славянских священников богослужению на славянском языке, чем вызвали лютую злобу немецких епископов. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки». Немецкие епископы не нашли, что возразить, но подали жалобу в Рим, куда затем их призвали для разрешения этого дела. Святые братья взяли с собою мощи св. Климента и отправились в Рим. Но всё обернулось не в пользу немецких епископов: узнав, что святые идут с мощами св. Климента, Папа Андриан вышел им навстречу со всем клиром. Приняв святых Константина и Мефодия с почетом, он утвердил богослужение на славянском языке и повелел положить книги, переведенные братьями, в римских церквах и совершать по ним литургию.
В Риме святой Константин занемог. Господь в чудесном видении известил его о приближении кончины, и за 50 дней до того срока он принял схиму с именем Кирилл. Святой равноапостольный Кирилл скончался 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял Папу дать разрешение отвезти тело брата на родину, но тот категорически отказал. Мощи святого Кирилла были положены в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла Папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Андроника.
В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию Папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед Папой, сохранив в чистоте православное учение, и был снова возвращен в Велеград. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда (Из «Настольной книги священнослужителя»).
После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию. В 885 году, в год смерти Мефодия, Папа Римский запретил славянское богослужение.
Ежегодное празднование в честь святых Кирилла и Мефодия 11/24 мая установил в 1863 году Российский Святейший Синод. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности в день памяти святых братьев.
Значение иконы
Подвиг святых братьев Солунских неоценим для православия, и не только для него. Вдумаемся: прототипом букв, которые мы сейчас пишем и прочитываем, был созданный ими буквенный код, он пережил уже не века – эпохи и останется одной из основ современной славянской лингвистики. Потому к первому празднованию Дня славянской культуры и письменности, отныне неотделимого от этих славных и дорогих нам имен, во многих городах России воздвигнуты памятники двум замечательным святым, высоко почитаемым всеми славянскими народами.
Сегодня духовная ценность их подвига все более актуальна. С экранов телевизоров, в Интернете, в печатных органах СМИ, особенно бульварного толка, выступают прорицатели, экстрасенсы и те, кто себя выдает за них. Все они одинаково опасны для духовного просвещения, поскольку захватывают огромную аудиторию в область суеверия, неконтролируемой магии и прочего, что имеет совершенно не Божественное, антихристианское происхождение. Чудо чуду рознь. Чудеса, творимые во славу Божию, – истинны и благословенны. Так называемые чудеса с языческими или просто оккультными истоками, направленные на самые разные области человеческой жизни – материальные, бытовые, оздоровительные, есть лишь искушения, которых стоит опасаться, поскольку речь идет о препятствии спасению человеческой души.
В этом случае молитва перед иконой Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, – одна из серьезных и действенных возможностей воспрепятствовать потере веры. Только искренняя вера, подкрепленная горячей молитвой каждого, желающего спасения себе и православному сообществу, может серьезнейшим образом способствовать объединению и укреплению православия в современном российском обществе и христианского мира в целом.
В чём помогают святые
К Мефодию и Кириллу обращаются с молитвами люди, связанные со знаниями и информацией — учителя, студенты, преподаватели. Кирилл даже когда-то преподавал и произносил речи перед язычниками, не испытывая страха.
Молясь перед иконой просят о красноречии и мудрости. Но молитва должна идти и сердца и не приносить никому зла. Перед ликом святых мужей молятся о прибавлении ума, успешной сдаче экзаменов.
Православные христиане обращаются к образу за помощью в ведении собственного дела, просят вразумить своих детей, чтобы те преуспевали в обучении. Возносят молитвы святым для быстрого приобретения новых навыков, знаний, профессии. Икона помогает защититься от лженаук и ереси, которая противостоит православной вере.
Молитва
О святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле!
Ныне к вам усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся: молите Господа, да наставит и обратит нас, на путь спасения.
Не оставите нас, недостойных чад ваших (имена). Дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков.
Видео, где протоиерей Андрей Ткачев рассказывает о значении подвига равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия: