Цитаты о Александре 2

1. Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

***

2. День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

3. По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Цесаревич Николай Александрович и принцесса Алиса Гессенская после помолвки (Кобург, апрель 1894)

4. Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое.

5. Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

6. Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того, чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово – и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

7. В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности.

Николай II и Александра Феодоровна в часы досуга

8. Когда увядает красота лица, потухает блеск глаз, а со старостью приходят морщинки или оставляют свои следы и рубцы болезни, горе, заботы, любовь верного мужа должна оставаться такой же глубокой и искренней, как и раньше. Нет на земле мерок, способных измерить глубину любви Христа к Его Церкви, и ни один смертный не может любить с такой же глубиной, но все же каждый муж обязан это сделать в той степени, в какой эту любовь можно повторить на земле. Ни одна жертва не покажется ему слишком большой ради его любимой.

9. Каждой жене следует знать, что, когда она в растерянности или затруднении, в любви своего мужа она всегда найдет безопасный и тихий приют. Ей следует знать, что он ее поймет, будет обращаться с ней очень деликатно, употребит силу, чтобы ее защитить. Ей никогда не следует сомневаться в том, что во всех ее затруднениях он ей посочувствует. Надо, чтобы она никогда не боялась встретить холодность или укор, когда придет к нему искать защиту.

10. Верной жене не нужно быть ни мечтой поэта, ни красивой картинкой, ни эфемерным созданием, до которого страшно дотронуться, а нужно быть здоровой, сильной, практичной, трудолюбивой женщиной, способной выполнять семейные обязанности, и отмеченной все-таки той красотой, которую дает душе высокая и благородная цель.

11. Некоторые жены думают только о романтических идеалах, а повседневными своими обязанностями пренебрегают и не укрепляют этим свое семейное счастье. Часто бывает, когда самая нежная любовь погибает, а причина этого – в беспорядке, небрежности, плохом ведении домашнего хозяйства.

12. Никакие сокровища мира не могут заменить человеку потерю ни с чем не сравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.

13. Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

14. Душа пишет свою историю на теле.

15. Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование.

16. Родители иногда грешат чрезмерным беспокойством или неумными и постоянно раздражающими увещеваниями, но сыновья и дочери должны согласиться с тем, что в основе всей этой чрезмерной заботливости лежит глубокая тревога за них.

Император и императрица читают телеграммы с пожеланиями выздоровления цесаревича наследника Алексея

17. Тяжелая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, так же, как и холодные, голые, зазубренные скалы становятся прекрасными, когда дикие лозы обвивают их своими зелеными гирляндами, а нежные цветы заполняют все углубления и трещины.

18. В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт – опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести. Поток, который так долго бежал, подобно веселому ручейку, бежащему при ярком солнечном свете через зимние луга среди цветов, углубляется, темнеет, ныряет в мрачное ущелье или низвергается водопадом.

19. Никто не знает, какое святое таинство происходит в младенце, которому всего лишь час суждено прожить на этой земле. Он не напрасно его проживает. За этот короткий час он может совершить больше, оставить более глубокий след, чем иные, проживая долгие годы. Многие дети, умирая, приводят своих родителей к священным стопам Христа.

20. Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может превратить любое испытание в благословение.

Страстотерпица Александра Феодоровна, Императрица Российская. О браке и семейной жизни

Страстотерпица Александра Феодоровна

Александра Феодоровна (1872 — 1918), императрица Всероссийская, благоверная царица, страстотерпица . Под тем же именем и отчеством известна супруга Всероссийского императора Николая I

Память 4 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Екатеринбургских, Костромских и Санкт-Петербургских святых

Родилась 25 мая 1872 года в Дармштадте, в семье великого герцога Гессенского Людвига IV и великой герцогини Алисы, урождённой принцессы Великобритании и Ирландии, второй дочери королевы Английской Виктории. Была крещена в лютеранстве с именем Алиса Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса. Кроме принцессы Алисы в семье великого герцога Людвига IV были дети: Виктория, Элла (будущая великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна), Эрнст Людвиг, Ирена. Воспитанием детей руководила мать, высокообразованная женщина, известная своей благотворительной деятельностью. Во время эпидемии дифтерита великая герцогиня Алиса заразилась, ухаживая за больными, и скончалась в возрасте 35 лет 14 декабря 1878 года. Потеряв мать, принцесса Алиса с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории. При английском дворе она получила воспитание и разностороннее образование, свободно говорила и писала на нескольких языках. В семье за веселость и красоту ее звали «солнечный луч». В юности принцесса Алиса посещала лекции на философском факультете Гейдельбергского университета, где получила диплом бакалавра философии. Культура ведения дневника и переписки отличала принцессу Алису с детства.

В июне 1884 года 12-летняя принцесса Алиса впервые посетила Россию, приехав на свадьбу сестры, принцессы Эллы, и великого князя Сергея Александровича. В январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича принцесса вновь приехала в Россию вместе с братом и отцом. Гости провели 6 недель в Сергиевском дворце в Санкт-Петербурге. Юная принцесса вызвала глубокое чувство у наследника русского престола цесаревича Николая Александровича, однако в императорской семье надеялись на брачный союз цесаревича с королевской фамилией Франции, невестой наследника хотели видеть Елену Луизу Генриетту, дочь Луи Филиппа Бурбона Орлеанского, графа Парижского. В августа 1890 года принцесса Алиса гостила у великой княгини Елисаветы Феодоровны в Ильинском, но цесаревич не смог ее увидеть. В 1894 году резко ухудшилось здоровье императора Александра III Александровича, и вопрос о престолонаследии и женитьбе цесаревича решился быстро.

2 апреля 1894 года Николай Александрович выехал в Кобург, чтобы сделать предложение принцессе Алисе. Его сопровождал протопресвитер Иоанн Янышев, духовник императорской семьи в 1883-1910 годах, который должен был преподать принцессе основы Православия. Е. А. Шнейдер, учительнице великой княгини Елисаветы Феодоровны, поручили обучить принцессу Алису русскому языку. 8 апреля того же года состоялась помолвка, принцесса Алиса и цесаревич Николай 12 дней провели в Кобурге, Дармштадте, а затем месяц — в Англии. Обручение принцесса Алиса считала счастливейшим событием в своей жизни, оставалось решить вопрос о переходе в Православие. Принцесса была очень религиозна и не решилась изменить лютеранству, но помогла настойчивость сестры, великой княгини Елисаветы Феодоровны, присоединившейся к Православию после 8 лет брака. По просьбе великой княгини протопресвитер Иоанн Янышев полгода прожил при Гессенском дворе, ежедневно занимаясь и беседуя с принцессой Алисой, и впоследствии стал ее духовником.

Осенью 1894 года в Дармштадт стали приходить тревожные вести о здоровье императора Александра III, 5 октября принцесса получила телеграмму, срочно вызывавшую ее в Россию. 10 октября она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьёй до 20 октября — дня смерти императора Александра III. 21 октября в церкви ливадийского дворца принцесса Алиса была принята в лоно Православной Церкви через миропомазание и наречена Александрой Феодоровной в честь мученицы царицы Александры. 14 ноября того же года, в день рождения императрицы Марии Феодоровны, когда были дозволены отступления от строгого траура, состоялось бракосочетание императора Николая II и Александры Феодоровны в церкви Зимнего дворца. 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование царственной четы.

Св. императрица Александра Феодоровна

Императрица Всероссийская

Императрица стремилась стать «настоящей помощницей во всех отношениях» своему самодержавному супругу. Протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что государыня видела «в лице своего мужа священного Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины» . Впоследствии историки отмечали теоретический ум императрицы и называли ее письма, детально освещавшие состояние русского двора и Петербурга, «историческим материалом первостепенной важности» .

Венценосная семья сделалась образцом подлинно христианской, сплочённой семьи. У императорской четы родились 4 дочери: страстотерпицы великие княжны Ольга Николаевна (3 ноября 1895), Татиана Николаевна (29 мая 1897), Мария Николаевна (14 июня 1899), Анастасия Николаевна (5 июня 1901). 30 июля 1904 года на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола — страстотерпец цесаревич великий князь Алексий Николаевич, которому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории — гемофилия. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, передала им свою культуру переписки и ведения дневника, свою религиозность. Не случайно царская семья, по словам историков, принадлежат «к числу лучше всего документированных в истории» . Кроме письменных источников сохранилось более 150 тысяч фотографий императорской семьи, в которой каждый имел личный фотоаппарат; известны более тысячи альбомов с фотоснимками .

Императрица заботилась о здоровье всех членов семьи, особенно сына. Первоначальное обучение наследника она вела самостоятельно, позже пригласила к нему выдающихся педагогов и наблюдала за ходом учения. Благодаря большому такту императрицы болезнь цесаревича была семейной тайной. Постоянное беспокойство за жизнь Алексия стало главной причиной появления при дворе Г. Е. Распутина, который обладал способностью останавливать кровотечение с помощью гипноза, поэтому в опасные моменты болезни он становился последней надеждой на спасение ребенка. Материнские терзания императрицы и желание сохранить мир в семье со стороны царя обусловили роль Распутина в жизни двора.

По свидетельству современников, государыня была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Фрейлина С. К. Буксгевден отмечала, что императрица Александра верила «в исцеление через молитву», которое связывала со своим происхождением со стороны Гессенского дома от Елисаветы Тюрингенской (Венгерской) (1207-1231), устроившей в Марбурге, Айзенахе, Вартбурге больницы во имя великомученика Георгия и святой Анны и лечившей прокаженных . Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната Александры Феодоровны во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами» . Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле 1903 года Николай II и Александра Феодоровна участвовали в торжестве прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского, на средства императорской семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пустынь лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой преподобного Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника .

Заботами императорской семьи было воздвигнуто несколько православных храмов. На родине Александры Феодоровны, в Дармштадте, был построен храм во имя святой Марии Магдалины в память первой Российской императрицы из Гессенского дома — Марии Александровны. 4 октября 1896 года в Гамбурге в присутствии Николая II, Александры Феодоровны, великой княгини Елисаветы Феодоровны, великого герцога гессенского в память коронования Российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых. На свои средства императорская семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященным 20 августа 1912 года, где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя преподобного Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в Русско-Японской войне 1904-1905 года, и собора Святой Троицы в Петрограде.

Одним из первых начинаний императрицы, прославившейся своей благотворительной деятельностью, стало покровительство императорскому женскому Патриотическому обществу, по рескрипту императора Николая II от 26 февраля 1896 года. Необычайно трудолюбивая, много времени посвящавшая рукоделию, императрица организовывала благотворительные ярмарки и базары, где продавались самодельные сувениры. Под ее покровительством находилось множество благотворительных организаций: Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом; Общество трудовой помощи образованным лицам; Дом трудолюбия образованных женщин; Ольгинский приют трудолюбия для детей лиц, находящихся на излечении в больнице святой Марии Магдалины; Попечительство императорского Человеколюбивого общества для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей; Общество трудовой помощи «Улей»; царскосельские Общество рукоделия и Школа народного искусства для обучения кустарному делу; Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества; Братство во имя Царицы Небесной в Москве (при нем существовал приют для 120 детей — слабоумных, калек, эпилептиков — со школой, мастерскими, ремесленным отделением); Приют-ясли 2-го временного Комитета попечительства по охране материнства и младенчества; Приют имени императрицы Александры Феодоровны в Харбине; ясли Петергофского Благотворительного общества; 4-й Петроградский комитет Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества с убежищем для матерей и яслями-приютом; «Школа нянь» в Царском Селе, учрежденная на личные средства императрицы; царскосельские Община сестер милосердия Российского общества Красного Креста (РОКК) и Дом государыни-императрицы для призрения увечных воинов; Крестовоздвиженская община сестер милосердия РОКК; 1-й Петроградский дамский комитет РОКК; Михайловское в память генерала М. Д. Скобелева общество врачебной помощи малообеспеченным женам, вдовам, детям и сиротам воинов (при нём существовали амбулатория, стационарное отделение, приют для девочек — сирот воинов); Всероссийское Александро-Невское братство трезвости (при нём школа, детский сад, дачный поселок, книжное издательство, народные хоры).

Государыня Александра Феодоровна, сестра милосердия

В период Русско-Японской войны Александра Феодоровна лично подготовила санитарные поезда и склады медикаментов для отправки на театр военных действий. Наибольшие труды несла императрица во время Первой Мировой войны. С начала войны Александра Феодоровна и ее старшие дочери прошли курсы ухода за ранеными в Царскосельской общине. В 1914-1915 годах императорский поезд побывал в Москве, Луге, Пскове, Гродно, Двинске (ныне Даугавпилс), Вильне (ныне Вильнюс), Ковно, Ландварово, Ново-Свенцянах, Туле, Орле, Курске, Харькове, Воронеже, Тамбове, Рязани, Витебске, Твери, Лихославле, Ржеве, Великих Луках, Орше, Могилёве, где императрица и ее дети посещали раненых воинов. Для подвижных и полевых складов императрицы создавались специальные поезда. При каждом складе были походная церковь и священник. Для оказания материальной поддержки раненым солдатам и их семьям были учреждены Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, Всероссийское общество здравниц в память войны 1914-1915 годов. Под покровительством императрицы находились лазареты: при Доме трудолюбия имени Е. А. Нарышкиной; при петроградском Ортопедическом институте; при Михайловском в память М. Д. Скобелева обществе и другие. В Зимнем дворце работал в 1914-1917 годах Комитет склада императрицы.

Исключительный интерес для русской культуры, истории, науки представляют предметы дворцового быта, коллекции древностей, собрания книг и произведений искусства, составленные императрицей и августейшей семьей. Все императорские заказы, предназначенные для дворцов, были уникальны, дубликаты не допускались. Библиотека императрицы и великих княжон в Зимнем дворце насчитывала около 2 тысяч томов, там же хранились и рукописи. Книги Александры Феодоровны находились также в Ливадии, Царском Селе, они отмечены экслибрисом и являются произведениями издательского и переплетного искусства. Поддержка Александрой Феодоровной и всей императорской семьей фирмы Фаберже стала предпосылкой появления нового направления в прикладном искусстве — «императорского стиля», «дизайна и стиля Фаберже». Императрица собирала древности и оказывала содействие ученым. Она получила почетный диплом Археологического института, комитет по сооружению в Москве Музея изящных искусств имени императора Александра III избрал ее почетным членом за активное содействие музею, Пергамский зал музея был назван в честь императрицы. Под покровительством государыни находилось императорское Общество востоковедения, имевшее целью «распространение среди восточных народов точных и правильных сведений о России, а также ознакомление русского общества с материальными нуждами и духовною жизнью Востока». Александра Феодоровна была искусной художницей, в храме святой Марии Магдалины в Дармштадте сохранились вышитые ею иконы. К началу 1903 года она сделала рисунки русского костюма для благотворительного бала в Зимнем дворце, консультируясь с директором Эрмитажа И. А. Всеволожским. Императрица была одета в золотую парчовую одежду, созданную по эскизам с одежды царицы Марии Ильиничны. Другой работой Александры Феодоровны является рисунок знака для частей императорского конвоя. Императрица коллекционировала произведения из многослойного стекла и лично делала указания по производству императорским фарфоровым и стеклянным заводам.

В последние годы царствования, особенно во время Первой мировой войны, Александра Феодоровна стала предметом безжалостной и безосновательной клеветнической кампании, ведомой революционерами и их пособниками как в России, так и в Германии. Широко распространялись слухи о супружеской измене императрицы, о её якобы нецеломудренных отношениях с Распутиным, о её предательстве Родины в пользу Германии. Эта ложь, нагнетаемая в целях свержения царского дома и смущения русского народа, одно время широко распространилась не только в популярных, но и в научных публикациях. Однако, при том что государь знал о чистоте личной жизни императрицы, он также лично распорядился о проведении секретного расследования по поводу «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Хотя в предвоенный период императрица действительно поддерживала улучшение отношений с Германией, было установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам русских военных планов, распространялись германским генеральным штабом. После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и Александры Феодоровны в каких-либо преступлениях.

Однако, очернение облика царственной семьи, широко распространившиеся потеря веры и верности ей, явное желание широких слоёв элиты империи отказаться от монархического устройства государства обусловили отстранение императорской семьи от власти. 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола за себя и за цесаревича Алексия.

Заточение и мученическая кончина

8 марта 1917 года по постановлению Временного правительства императрица с детьми была арестована генералом Л. Г. Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилёве был арестован государь, 9 марта доставленный в Царское Село под конвоем. 1 августа того же года царская семья отбыла из Александровского дворца Царского Села в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении в доме губернатора.

В заточении Александра Феодоровна преподавала детям Закон Божий, иностранные языки, занималась рукоделием, живописью, чтением духовных книг. Общая молитва объединяла семью, жизнь которой определялась верой, надеждой и терпением. Окруженные врагами, узники обращались к духовной литературе, укрепляли себя примерами Спасителя и святых мучеников и готовились к мученической кончине. Находясь в заключении, императрица подарила детям книги: «Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского», «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского», «Утешение в смерти близких сердцу», «О терпении скорбей», «Благодеяния Богоматери человеческому роду через Ея святые иконы». Многочисленные пометы в книгах, особенно в книгах императрицы, свидетельствовали о высоком духовном состоянии царской семьи — о вере, смирении, всепрощении, желании быть верными заветам Господа . Среди книг Александры Феодоровны были «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, «О терпении скорбей, учение святых отцов, собранное епископом Игнатием Брянчаниновым», Молитвослов и Библия .

26 апреля 1918 года государь, государыня и великая княжна Мария Николаевна по приказу из Москвы выехали в Екатеринбург, оставив на попечение старших сестер больного Алексия, 30 апреля их заключили в дом, принадлежавший ранее инженеру Н. К. Ипатьеву. Большевики называли его «домом особого назначения», а узников — «жильцами». Дом, обнесенный высоким забором, охраняли более 30 человек. 23 мая, в 2 часа утра, великие княжны Ольга, Татиана, Анастасия и великий князь Алексий также были доставлены в Екатеринбург. Жизнь царской семьи была подчинена тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, скудный продовольственный паёк, часовая прогулка, обыски, враждебность стражи.

12 июля под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии большевистский Уралсовет принял постановление об убийстве царской семьи. Существует мнение, что военный комиссар Урала Ф. И. Голощекин, в начале июля 1918 года побывавший в Москве, получил на это согласие В. И. Ленина. 16 июля Ленину была отправлена телеграмма, в которой Уралсовет сообщал, что казнь царской семьи более не терпит отлагательств, и просил немедленно сообщить, нет ли у Москвы возражений. Ленин на телеграмму не ответил, что в Уралсовете, возможно, сочли знаком согласия. Руководство исполнением постановления принял на себя Я. М. Юровский, 4 июля назначенный на пост коменданта «дома особого назначения».

В это трагическое время императрицу отличали необыкновенное величие духа и «изумительно светлое спокойствие, которое потом поддерживало ее и всю ее семью до дня их кончины» . 16 июля, за несколько часов до казни, она записала в своем дневнике: «Татьяна читала духовную литературу. Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала: святого пророка Амоса и пророка Авдия» .

Убийство царской семьи и их приближенных последовало в ночь с 16 на 17 июля 1918 годв. В 2 часа ночи узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, где царская семья была расстреляна вооруженными палачами из ЧК. По их свидетельствам, императрица и старшие дочери успели перед смертью перекреститься. Первыми были убиты государь и государыня. Они не увидели казни своих детей, которых добивали штыками. Комиссар снабжения Уральской области П. Л. Войков, похитивший с тела императрицы подаренное государем кольцо с рубином, доставил серную кислоту и бензин для уничтожения тел убитых в старых рудниковых шахтах урочища Четырех братьев.

Царственные новомученики.

Почитание

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения их останков стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки царской семьи, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию. В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников. В 1981 году царская семья была канонизирована Русской Православной Церовью Заграницей.

В 1991 году под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 году по описанию в «Записке Я. М. Юровского» и принятое им за могилу царской семьи . 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой России было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митрополит Крутицкий Ювеналий сделал официальное заявление об итогах исследования «екатеринбургских останков»: «Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью» . 26 февраля 1998 года состоялось заседание Священного Синода Московского Патриархата, в определении которого говорится, что

«Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения» . По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.

Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла «возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев… императрицы Александры Феодоровны» . Постановлением Священного Синода от 10 октября 1996 года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля 1997 года данная позиция была одобрена. Канонизация Александры Феодоровны и других царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года.

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник «на крови» во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.

Источники, литература

Использованные материалы

  • Максимова, Л. Б., «Александра Феодоровна,» Православная энциклопедия, т. 1, 553-558:

Была прославлена Русской Православной Церковью Заграницей как мученица и частно упоминается как таковая включая статью Православной энциклопедии.

Шавельский, т. 2, 294.

Кизеветтер, 322.

Мейлунас, Мироненко, 11.

ГАРФ, РГАКФД.

Елисавета Тюрингенская была в 1235 канонизирована римо-католической церковью в связи с чудесными исцелениями у ее гробницы.

Орем, 26.

Витте, 221.

Мефодий (Кульман), 68.

Эти книги были найдены и тщательно описаны Н. А. Соколовым, судебным следователем по особо важным делам Омского окружного суда, которому после вступления в Екатеринбург Сибирской армии и Чехословацкого корпуса 25 июля 1918 года А. В. Колчаком было поручено расследование дела об убийстве царской семьи.

Жильяр, 162.

Александра Феодоровна, Дневниковые записи, переписка, 467.

Тайны Коптяковской дороги, 3.

Детство и юность

Она появилась на свет летом 1872 года в немецком Дармштадте. Четвёртая дочь Великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига и дочери королевы Великобритании, герцогини Алисы, оказалась настоящим солнечным лучиком. Впрочем, бабушка Виктория так и звала её – Sunny – Солнышко. Белокурая, с ямочками на щеках, с голубыми глазами, непоседа и хохотушка Алики мгновенно заряжала хорошим настроением своих чопорных родственников, заставляя улыбаться даже грозную бабушку.

Александра Федоровна в детстве

Малышка обожала своих сестёр и братьев. Кажется, особенно весело ей было вместе с братом Фридериком и младшей сестрёнкой Мэри, которую она из-за трудности в произношении буквы «р» называла Мэй. Фридерика не стало, когда Алики было 5 лет. Любимый брат умер от кровоизлияния, ставшего следствием несчастного случая. Мама Алиса, и без того меланхоличная и невесёлая, погрузилась в тяжёлую депрессию.

Но едва острота от болезненной утраты начала притупляться, как случилось новое горе. И не одно. Эпидемия дифтерии, случившаяся в Гессене в 1878 году, отобрала у солнечной Алики сначала сестрёнку Мэй, а через три недели маму.

Алиса, будущая императрица Александра Фёдоровна

Так в 6 лет окончилось детство Алики-Sunny. Она «погасла», как солнечный лучик. Исчезло почти всё, что она так любила: мама, сестрёнка с братом, привычные игрушки и книжки, которые сожгли, заменив новыми. Кажется, тогда исчезла и сама открытая и смешливая Алики.

Чтобы отвлечь двоих внучек, Алису-Алики, Эллу (в православии — Елизавету Фёдоровну), и внука Эрни от горестных мыслей, властная бабушка перевезла их с позволения зятя в Англию, в замок Осборн-хаус на острове Уайт. Здесь Алиса под присмотром бабушки получила великолепное образование. Тщательно подобранные учителя преподавали ей, сестре и брату географию, математику, историю и языки. А ещё рисование, музыку, верховую езду и садоводство.

Александра Федоровна в молодости

Предметы давались девочке легко. Алиса блестяще играла на фортепиано. Уроки музыки ей давал не кто-нибудь, а директор Дармштадтской оперы. Поэтому девушка с лёгкостью исполняла сложнейшие произведения Вагнера и Шумана. А ещё без особого труда освоила премудрости придворного этикета. Единственное, что расстраивало бабушку – любимая Sunny была нелюдимой, замкнутой и терпеть не могла шумное светское общество.

Александра Федоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского полка

Принцесса Гессенская окончила Гейдельбергский университет и получила степень бакалавра философии.

В марте 1892 года новый удар постиг Алису. На её руках умер от сердечного приступа отец. Теперь девушка чувствовала себя ещё более одинокой. Рядом оставались лишь бабушка и брат Эрни, унаследовавший корону. Единственная сестра Элла с недавних пор жила в далёкой России. Она вышла замуж за русского князя и звалась Елизаветой Фёдоровной.

Императрица Александра Фёдоровна

Впервые Алиса увидела Ники на свадьбе сестры. Ей тогда было всего лишь 12 лет. Юной принцессе очень понравился этот воспитанный и тонкий юноша, загадочный русский князь, так не похожий на её британских и немецких кузенов.

Второй раз с Николаем Александровичем Романовым она увиделась в 1889 году. Алиса отправилась в Россию по приглашению мужа сестры – Великого князя Сергея Александровича, дяди Николая. Полтора месяца, прожитых в петербургском Сергиевском дворце, и встречи с Николаем оказались достаточным временем для того, чтобы понять: она встретила свою половинку.

Александра Федоровна и Николай II

Их желанию объединить свои судьбы рады были лишь сестра Элла-Елизавета Фёдоровна и её муж. Они стали своего рода коммуникаторами между влюблёнными, содействуя их общению и тайной переписке.

Бабушка Виктория, не знавшая о личной жизни скрытной внучки, запланировала её брак с кузеном Эдуардом, принцем Уэльским. Пожилая женщина мечтала видеть любимое «Солнышко» королевой Британии, которой передаст свои полномочия.

Эдуард, принц Уэльский (Эдуард VII)

Но Алики, влюблённая в далёкого русского князя, обозвав принца Уэльского «Эдди-манжеты» за излишнее внимание к своей манере одеваться и самовлюблённость, поставила королеву Викторию перед фактом: замуж выйдет лишь за Николая. Показанные бабушке письма окончательно убедили раздосадованную женщину, что внучку не удержать.

Не в восхищении от желания сына жениться на немецкой принцессе были и родители цесаревича Николая. Они рассчитывали на брак сына с принцессой Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа. Но сын, как и его невеста в далёкой Англии, проявил упорство.

Александра Федоровна и Николай II

Александр III и его супруга сдались. Причиной стала не только настойчивость Николая, но и быстрое ухудшение здоровья государя. Он умирал и хотел передать бразды правления сыну, у которого будет устроена личная жизнь. Алису срочно позвали в Россию, в Крым.

Умирающий император, чтобы встретить будущую невестку как можно лучше, из последних сил поднялся с постели и облачился в мундир. Принцесса, знавшая о состоянии здоровья будущего свёкра, была растрогана до слёз. Аликс начали срочно готовить к браку. Она изучала русский язык и основы православия. Вскоре приняла христианство, а вместе с ним и имя Александра Фёдоровна (Феодоровна).

Император Александр III

Император Александр III скончался 20 октября 1894 года. А 26 октября состоялось венчание Александры Фёдоровны и Николая Александровича Романова. У невесты от такой поспешности в недобром предчувствии сжалось сердце. Но Великие князья настояли на безотлагательности венчания.

Чтобы сберечь приличия, свадебную церемонию назначили на день рождения императрицы Марии Фёдоровны. По имеющимся канонам отступление от траура в такой день позволялось. Конечно же, ни приёмов, ни больших торжеств не было. Свадьба получилась с траурным оттенком. Как позже в мемуарах написал Великий князь Александр Михайлович:

«Медовый месяц супругов протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя».

Второе мрачное предзнаменование, от которого снова в тоске сжалось сердце молодой государыни, случилось в мае 1896 года, во время коронации царской семьи. На Ходынском поле произошла известная кровавая трагедия. Но торжества не были отменены.

Давка на Ходынском поле

Молодые супруги большую часть времени проводили в Царском селе. Александра Фёдоровна хорошо себя чувствовала только в обществе мужа и семьи сестры. Общество приняло новую императрицу холодно и с неприязнью. Неулыбчивая и замкнутая государыня казалась им высокомерной и чопорной.

Чтобы отвлечься от неприятных мыслей, Александра Фёдоровна Романова с жаром взялась за общественные дела и занялась благотворительностью. Вскоре у неё появилось несколько близких подруг. На самом деле, их было совсем немного. Это княжна Мария Барятинская, графиня Анастасия Гендрикова и баронесса София Буксгевден. Но самой близкой подругой была Анна Вырубова, фрейлина.

Анна Вырубова и Александра Федоровна

Счастливая улыбка вернулась к государыне, когда одна за другой появились дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Но долгожданное рождение наследника, сына Алексея, вернуло Александру Фёдоровну в привычное состояние тревоги и меланхолии. У сына обнаружилось страшное наследственное заболевание – гемофилия. Оно было унаследовано по линии императрицы от бабушки Виктории.

Истекающий кровью сын, который мог умереть от любой царапины, стал постоянной болью Александры Фёдоровны и Николая II. В это время в жизни царской семьи появился старец Григорий Распутин. Этот таинственный сибирский мужик действительно помогал цесаревичу: он один мог останавливать кровь, чего не способны были сделать врачи.

Анна Вырубова, Григорий Распутин и Александра Фёдоровна

Приближение старца породило массу слухов и сплетен. Александра Фёдоровна не знала, как от них избавиться и защититься. Молва ширилась. За спиной государыни шептались о её якобы безраздельном влиянии на императора и государственную политику. О колдовстве Распутина и его связи с Романовой.

Начавшаяся Первая мировая война ненадолго погрузила общество в иные заботы. Александра Фёдоровна все средства и силы бросила на помощь раненым, вдовам погибших солдат и осиротевшим детям. Царскосельский госпиталь перестроили под лазарет для раненых. Сама императрица вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу. Они ассистировали на операциях и ухаживали за ранеными.

Александра Фёдоровна и княжна Вера Гедройц в перевязочной Царскосельского госпиталя в 1915 году

А в декабре 1916-го был убит Григорий Распутин. О том, как «любили» Александру Фёдоровну при дворе, можно судить из сохранившегося письма Великого князя Николая Михайловича свекрови государыни, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Он написал:

«Вся Россия знает, что покойный Распутин и императрица Александра Фёдоровна – одно и то же. Первый убит, теперь должна исчезнуть и другая».

Как позже в своих воспоминаниях написала близкая подруга императрицы Анна Вырубова, Великие князья и вельможи в своей ненависти к Распутину и императрице сами пилили сук, на котором сидели. Николай Михайлович, считавший, что Александра Фёдоровна «должна исчезнуть» следом за старцем, был расстрелян в 1919 году вместе с тремя другими Великими князьями.

Личная жизнь

О царской семье и совместной жизни Александры Фёдоровны и Николая II до сих пор ходит множество слухов, которые корнями уходят в далёкое прошлое. Родились сплетни в ближайшем окружении монархов. Фрейлины, князья и их любящие посудачить жены с удовольствием придумывали различные «порочащие связи», в которых якобы были уличены царь и царица. Кажется, больше всех «старалась» в распространении слухов княгиня Зинаида Юсупова.

Александра Федоровна с дочерьми

После революции вышла фальшивка, выданная за мемуары близкой подруги государыни – Анны Вырубовой. Авторами этого грязного пасквиля стали весьма уважаемые люди: советский писатель А. Н. Толстой и профессор истории П. Е. Щёголев. В этих «мемуарах» говорилось о порочных связях императрицы с графом А. Н. Орловым, с Григорием Распутиным и самой Вырубовой.

Похожий сюжет был в пьесе «Заговор императрицы», написанной этими двумя авторами. Цель была понятной: как можно больше опорочить царскую семью, вспоминая о которой народ должен был не сожалеть, а негодовать.

Александра Федоровна и Николай II с детьми

Но личная жизнь Александры Фёдоровны и её возлюбленного Ники, тем не менее, сложилась прекрасно. Супруги сумели сохранить трепетные чувства до самой смерти. Они обожали своих детей и с нежностью относились друг к другу. Об этом сохранились воспоминания их ближайших друзей, не понаслышке знавших об отношениях в монаршей семье.

Смерть

Весной 1917-го, после отречения царя от престола, вся семья была арестована. Александра Фёдоровна с мужем и детьми была отправлена в Тобольск. Вскоре их перевезли в Екатеринбург.

Ипатьевский дом оказался последним местом земного бытия семьи. Александра Фёдоровна догадывалась о страшной участи, уготованной новой властью ей и её родным. Об этом незадолго до своей смерти сказал Григорий Распутин, которому она верила.

Расстрел царской семьи

Царица с мужем и детьми была расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года. Их останки были перевезены в Санкт-Петербург и перезахоронены летом 1998 года в Петропавловском соборе, в родовой усыпальнице Романовых.

В 1981 году Александра Федоровна, как и вся её семья, была канонизирована Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году – Русской Православной Церковью. Романову признали жертвой политических репрессий и реабилитировали в 2008 году.

О Боге и жизни по вере

Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера — это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи — день, а после бури — тишина.

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение — это не что-то низменное, это Божественное.

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, — солнечная и радостная.

Радость — это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.

О человеке и добродетелях

Мы должны стать настоящими людьми.

Быть великим — значит быть счастливым, — это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым — значит быть счастливым, — вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.

Душа пишет свою историю на теле.

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

Основа благородного характера — абсолютная искренность.

Чистота помыслов и чистота души — вот, что действительно облагораживает.

Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, — это терпение.

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

Будь мужественным — это главное.

Настоящая добродетель — это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство…

От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал «трудъ любве» (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков — созданий Христа.

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными — это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть — победа.

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

Нравственность — вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка — смысл суетный или неотмирный.

Самое трудное, что человек должен преодолеть — это самого себя.

Взаимоотношения людей. Любовь, семья

Жизнь человечества — это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей — это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.

Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.

Потщиться сделать счастливыми своих ближних — это путь и к собственному счастью.

Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

Слова добрые всегда соединяют.

Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, — тысячею способов может помочь ближним.

Невзгоды — это то время, когда нужно поддержать ближнего.

В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе — это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг — это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.

Одно слово охватывает все — это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

Пока любишь, прощаешь.

Брак — это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Отношение к женщинам — вот лучший способ проверить благородство мужчины.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви — это наш дом — самое родное место для нас в мире.

Жизнь. Умиротворение

Каждый день — это жизнь в миниатюре.

Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.

Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

Покой, который дает нам Господь, — это покой души — не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.

Беспокойство делает нас слабыми.

Раздраженный ум не может ясно мыслить.

Покой — это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам — это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, — жизнь победителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *