Цвета цветика семицветика

Вид: педагогическое мероприятие по познавательному развитию, формирование элементарных математических представлений

Оборудование: Цветик-семицветик с заданиями на лепестках, мольберт, листы с заданиями, карандаши, крупный конструктор «Лего»

Программное содержание:

закрепить знания о составе числа 7 его особенностями; отрабатывать навыки счета с числами 1–10;знания геометрических фигур; закрепить знания детей о том, что 7 дней (суток) составляют неделю, каждый день недели имеет своё название; видеть равенство неравенство количества предметов разных размеров; закрепить рисование по воздуху все фигуры последовательно, развивать мелкую моторику рук; воспитывать сочувствие и переживание к ближним.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Предварительная работа: чтение В. Катаев «Цветик – семицветик»

Воспитатель: Ребята, вы видите, что-нибудь новое в нашей группе? (Цветочек).

Ой, какой чудесный цветок, наверное, ромашка? (нет).

А как же он называется (Цветик-семицветик).

В какой сказке он встречается? (Цветик –семицветик)

А кто написал ее? (Валентин Катаев)

А кто его Жене подарил?(Бабушка)

Если сказать определенные слова, сорвав лепесток, исполняются желания девочки Жени, Вы не помните эти слова? Давайте вместе вспомним.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Сколько на нем лепестков?

А сколько нас?

Педагог:– Чего в мире по 7? (7 дней – неделя, 7 цветов – радуга, Обобщаю ответы детей:– Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Мы часто слышим поговорки и пословицы: «Семь бед – один ответ», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «На седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут»

Воспитатель: А какие сказки вы знаете, где есть число 7?

( «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…)

Воспитатель: Какое было первое желание девочки Жени?

Да. Полина, сорви желтый лепесток и повтори слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтоб я оказалась дома с баранками!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, и наш цветик необычный, на этом лепестке задание написано.

1. задание. «Донеси одной рукой»(желтый)

Воспитатель: задание такое, вам надо одной рукой донести семь деталей крупного конструктора от ковра до вашего стола

Проблемная ситуация

Воспитатель: Первое желание Жени исполнилось. Она оказалась дома с баранками.

Воспитатель: Давайте сорвем второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось ее второе желание. А какое было второе желание?( чтоб ваза оказалось целой)

И какой она по счету сорвала лепесток, какого цвета? (Второй, красный).

Саша оторви второй, красный лепесток и повтори слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтоб ваза оказалась целой

2 задание «Подели и сравни»( красный)

Воспитатель: Гном-садовод трудился «До седьмого пота» «Пролил семь потов» – Что означает? (Много и хорошо потрудился)

Воспитатель: Он вырастил яблоки и принес вам. Сколько яблок посчитаем?(Семь)

Воспитатель: Я предлагает вам разложить для угощения 7 яблок в две тарелочки разными способами. Результат записывать. Что нужно сделать, чтобы яблок было поровну? Сколько теперь больших и сколько маленьких яблок? А еще как можно сказать?

Вот и вазочка стала целой.

Воспитатель: Что дальше произошло с Женей? Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе.

Какой по счету, она сорвала лепесток? (Третий)

Какого цвета? (Третий лепесток — синего цвета)

Ярик оторви третий, синий цветок и повтори слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтоб Женя оказалась на северном полюсе

3 задание «Покажи, повтори молча «(синий)

Воспитатель: Посмотрите, а здесь тоже задание. Давайте выполним его, а то Женя не попадет на Северный полюс.

Сделай столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча.

Индивидуально, по очереди дети выполняют задание. Настя, топни правой ногой столько раз, сколько ягод на картинке; Ярик похлопай над головой столько, сколько шишек на ветке; Саша попрыгай столько раз, сколько слив на веточке; Полина приседай столько, сколько грибов нарисовано; Леша топни левой ногой столько сколько нарисовано на картине машин; Максим прыгай на двух ногах столько сколько нарисовано цветов.

Воспитатель: молодцы, все справились

Жене очень холодно на Северном полюсе.

Какой она сорвала лепесток? (Четвертый лепесток – зеленого цвета)

Воспитатель: Ребята, выполним задание и поможем Жене. Настя оторви зеленый лепесток и повтори слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я оказалась в своем дворе

4 задание. «Посели в домик»(зеленый)

Воспитатель: ребята, поможем Женя, вернуться домой

Домики числа 7

– Заглянем в домик числа 7

– Какое задание нам предстоит выполнить? (Заполнить состав числа 7)

(На столах у каждого распечатки «домиков», заполняют состав числа 7)

Один ребенок выполняет задание у доски

– Проверка (читаем хором)

– Оцените себя. Поднимите руки, кто не ошибся. Молодцы!

Физкультминутка «Волшебный стульчик»

Какое было пятое желание? (Чтобы у неё были все игрушки мира.) Давайте сорвем оранжевый лепесток.

Леша оторви пятый оранжевый лепесток и скажи слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели

Вели, чтоб все игрушки оказались у меня

5 задание «Нарисуй чудака»(Оранжевый)

А теперь девочка Женя хочет с нами порисовать пальчиком в воздухе.

Много надо ли, ребята

Для веселых наших рук

нарисуем два прямоугольника

(рисуем в воздухе)

а на них — огромный круг»,

а потом еще кружочек,

Треугольный колпачок

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

Вывешиваю на мольберт картинку веселого чудака.

-Из каких фигурок состоит Чудачок? Как мы будем считать? (снизу) Сколько всего фигурок? Вот и это желание Жени исполнилось. У Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И она захотела, чтобы игрушки поскорее убирались обратно.

Она сорвала, какой лепесток, какого цвета?

(Шестой — фиолетовый.)

Оторви шестой фиолетовый цветок Максим и скажи волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели

Вели, чтоб все игрушки ушли назад

6 задание «Штриховка» (Фиолетовый)

Воспитатель: Вам надо заштриховать домик, чтоб желание исполнилось, вот и все игрушки ушли назад.

Вдруг Женя увидела мальчика, он был тяжело болен и не мог ходить, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний седьмой голубой лепесток. И мальчик выздоровел и стал с Женей играть в догонялки.

7 задание «Математический диктанкт» (Голубой)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю написать математический диктакт и помочь мальчику Витя, чтоб он больше не хромал.

Воспитатель: проверьте, кто сделал правильно.

Проверка. – Что значит выражение «На седьмом небе» – означает высшую степень радости, счастья. Вы подарили радость и тепло хорошей работой.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудут.

Пусть будет добрым ум у вас

И сердце добрым будет

– Спасибо всем за работу!

Воспитатель и дети пишут письмо.

Конспект образовательной деятельности

Цветик-семицветик

Цветик-семицветик
(кадр из диафильма «Цветик-семицветик», 1987 г.)

Цветик-семицветик – магическое растение, открытое В. Катаевым.

  1. Внешний вид
  2. Место произрастания
  3. Волшебные свойства
  4. Контактёры
  5. Литературные источники
  6. Аудиоверсии
  7. Иллюстраторы
  8. Экранизации

Внешний вид

Цветик-семицветик – это поразительной красоты цветок, напоминающий ромашку. Он имеет тонкий стебелёк и семь полупрозрачных лепестков, каждый из которых обладает собственным неповторимым в данном сочетании цветом: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (цвета соответствуют семи цветам радуги). Отсюда и название растения.

Место произрастания

Цветок с клумбы (художники Э. Булатов, О. Васильев)

Цветик был выращен в саду на клумбе таинственной старушкой. Растение является эндемиком.

Волшебные свойства

Каждый из лепестков цветка действует автономно. Чтобы воспользоваться магией растения, необходимо оторвать любой лепесток, бросить его на землю и в этот момент произнести волшебную формулу:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели…

Дальше следует произнести свое желание. Оно в тот же миг будет исполнено. Цветок имеет неограниченные магические возможности, в том числе способен к телепортации, к исцелению безнадежно больных, владеет магией «репаро», свойством доставлять любые предмета из какого угодно уголка Земли.

Контактёры

Последнее волшебство (художники Э. Булатов, О. Васильев)

Хозяйка цветка, вырастившая его, передала цветик-семицветик маленькой девочке Жене, которая, однако, весьма легкомысленно использовала почти все лепестки, выполняя собственные прихоти или исправляя собственные же ошибки. Жёлтый лепесток девочка употребила, чтобы вернуться домой со связкой баранок. Красный послужил для реставрации любимой маминой вазочки. Синий и зелёный лепестки выполнили желание Жени попасть на Северный полюс и вернуться оттуда, оранжевый и фиолетовый – на кукол.

Волшебство цветка распространилось также на хромого мальчика Витю, который не мог ходить. Ребенок был исцелён последним, голубым лепестком. Таким образом, цветок исполнил своё предназначение, направив магию добра на того, кто в этом действительно нуждался.

Литературные источники

Катаев В. Цветик-семицветик

Аудиоверсии

Катаев В. Цветик-семицветик

Иллюстраторы

Авотин Роберт Жанович (1928 – 1997), СССР
Антокольская Наталия Павловна (р. 1921), СССР
Булатов Эрик Владимирович, Васильев Олег Анатольевич, СССР
Василенко Анатолий Петрович (р. 1938), СССР, Украина
Двоскина Евгения Григорьевна
Доронина Татьяна
Казакова Ирина Павловна (р. 1935), СССР
Коммунар Людмила
Лосин Вениамин Николаевич (1931 – 2012), СССР, Россия. Заслуженный художник России
Оффенгенден Иосиф Моисеевич (1925 – 1993), СССР
Прыткова Ксения, Романенко Константин
Радлов Николай Эрнестович (1889 – 1942), Россия, СССР
Рытман Ольга Борисовна (р. 1952), СССР
Сакуров И.
Соколов Геннадий Валентинович
Трегубова Е.С.
Трубкович В.
Шалина Ульяна Владимировна
Шумилкина И.И.
Юдин В.
Юдина Тамара Владимировна (р. 1946), СССР

Экранизации

Цветик-семицветик в мультфильме «Цветик-семицветик» (1948 г).

«Цветик-семицветик», короткометражный рисованный мультфильм. Режиссёр М. Цехановский, студия «Союзмультфильм», СССР, 1948 г.
«Цветик-семицветик», диафильм. Художник Г. Портнягина. Студия «Диафильм». СССР, 1963 г.
«Цветик-семицветик», короткометражный детский фильм-сказка. Режиссёры Г. Аразян, Б. Бушмелев. СССР, 1968 г.
«Последний лепесток», рисованный мультфильм. Режиссёр Р. Качанов, студия «Союзмультфильм». СССР, 1977 г.
«Цветик-семицветик», диафильм. Художник С. Аристакесова. Студия «Диафильм». СССР, 1987 г.

Цветик-семицветик в фильме «Цветик-семицветик» (1968 г).

Наверх

Помнится, героиня сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», девочка Женя, получила в подарок чудо-цветок, исполнявший любые желания. Он походил на ромашку и имел семь разноцветных лепестков, за что его и прозвали семицветиком. Цветов, подобных ромашке, предостаточно, и лепестков у них бывает разное число, но отчего-то писатель остановил выбор именно на семи. Интересно, был ли у того цветика реальный прообраз? Может, цветка с семью лепестками в природе и не найти?

Рис. 1. Цветок триллиума (n = 3). Рис. 2. Цветок седмичника (n = 7). Рис. 3. Цветки печёночницы (n = 6, 7, 8). Рис. 4. Капитель (n = 8). Рис. 5. Розетка (n = 6). Рис. 6. Витраж (n = 10) в кафедральном соборе города Эвора, Португалия. Фото Виталия Пирожкова. Рис. 7. Узор паркета (n = 10). Рис. 8. Орнамент — украшение герба Республики Грузия (1918 —1921 гг.) (n = 7). Рис. 9. Создание круглого орнамента путём деления круга на n равных секторов и с использованием повторяющегося элемента (n = 8, α = 45о). Рис. 10. Построение правильного 2n-угольника (2n = 8). Рис. 11. Приближённый метод деления окружности на n частей (n = 7). ‹

Цветы глазами математика

Цветы издавна считаются символом красоты и совершенства. По словам известного математика Германа Вейля (1885—1955), человек на протяжении веков пытался постичь и то и другое посредством идеи симметрии. Как истинный учёный, он считал, что цветы достойны внимания исследователя, потому что обладают свойством поворотной симметрии, весьма распространённой в мире растений. Биологи с математиком согласны: характер симметрии в строении цветка служит одним из его существенных признаков.

Свойственная большинству цветов поворотная симметрия n-го порядка проявляется в том, что цветок совмещается сам с собой при повороте вокруг своей оси на любой из углов

где n > 1, k = 1, 2, … , n. Что это означает в простейшем случае, когда располагающиеся по кругу лепестки образуют один слой? А вот что: всякий раз при повороте на угол

каждый лепесток встаёт на место соседнего и после n таких перемещений в одном направлении занимает исходное положение. Таким образом, порядок поворотной симметрии цветка определяется, по сути, числом его лепестков.

Не странно ли, что из этого стройного ряда выпадает семицветик? Природа явно отдаёт предпочтение цветам с другим числом лепестков, в частности кратным 3, 4 или 5. А может, семицветик и вовсе не был ею предусмотрен? Известно ведь, что в неживой природе у безупречно симметричных кристаллов, из которых состоят все твёрдые тела, поворотная симметрия 7-го порядка принципиально невозможна, а в животном мире из всех видов симметрии преобладает зеркальная; поворотная встречается куда реже и опять же другого порядка…

Тrientalis, он же троичник, он же седмичник

И всё-таки семицветик нашёлся! В малочисленном роду Trientalis (семейства первоцветных) всего-то три вида, из них два встречаются на территории нашей страны. Вот он — похожий на звёздочку белоснежный цветок многолетнего травянистого растения седмичник европейский (или trientalis europaea, рис. 2). Воочию полюбоваться этим обитателем елового леса можно в период цветения, приходящийся на май—июль.

Вероятно, русское название «седмичник» произошло от слова «седмь» — семь да так и закрепилось за диковинным растением: одиночный цветок с семью лепестками в природе — явление и впрямь редкостное! И даже исключительное, если учесть, что у данного растения к тому же 7 чашелистиков и 7 тычинок, в завязи выделяются 7 частей, а плод (коробочка) раскрывается 7-ю створками и нередко содержит 7 семян. Даже листьев — и тех зачастую бывает 7! Любопытно, что в толковом словаре В. Даля упоминаются и другие названия этого растения. В народе его прежде величали и семитычинником, и троичницей. Если первое название указывает на число тычинок цветка, то второе, от латинского «triens» — третья часть, говорит о другой особенности растения: длина его цветоножки составляет примерно треть от длины стебля.

Остаётся добавить, что цветки с семью лепестками встречаются и у некоторых других видов, например у печёночницы благородной (рис. 3), но чаще лепестков бывает всё-таки шесть или восемь.

Цветочные мотивы вокруг нас

Итак, в природе поворотная симметрия 7-го порядка — большая редкость. Быть может, она свойственна творениям рук человеческих? Логично было бы поискать подходящие образцы в декоративном искусстве: прикладном (вышивке, росписи, резьбе, чеканке) и монументальном, связанном с архитектурой (в витражах, мозаике, рельефах и пр.). Здесь симметрия господствует как ни в каком другом виде искусства. Свидетельства тому — художественные изделия и памятники зодчества, созданные разными народами в разные эпохи. Поворотная симметрия чётко прослеживается в круглом и круговом орнаментах, которыми украшают одежду и предметы быта, фасады и интерьеры домов и других зданий.

Во все времена одним из наиболее популярных орнаментальных мотивов был растительный, навеянный человеку самой природой. Растения для орнамента выбирались разные: египтяне часто изображали лотос и папирус, греки и римляне — листья аканта, европейцы эпохи Средневековья — трилистник и т.д.

Вот несколько примеров. Во-первых, каменные цветы. Это не только декоративные вазы и чаши, вроде тех, что изготовлял герой сказов П.Бажова Данила-мастер, но и фонтаны в парках, и венчающие колонны капители (рис. 4). Во-вторых, украшающие потолки и стены рельефные орнаменты и гипсовые розетки (рис.5). В-третьих, роскошные стеклянные витражи готических соборов: нередко их узор тоже имеет «цветочное происхождение» (рис. 6). Плоский цветочный орнамент встречается в росписи блюд и подносов, аппликации на одежде, рисунке плитки и паркета (рис. 7).

И что же мы видим? В декоративных элементах преобладает поворотная симметрия порядка n, равного или кратного 3, 4 либо 5, но никак не 7. Похожая картина наблюдается и в других случаях. Поворотная симметрия 7-го порядка не нашла отражения ни в оригинальной форме окон, ни в строении колонн, ни в конструкциях куполов и сводов, ни в общей планировке сооружений. Выходит, семицветик — диковинка не только в природе, но и в искусстве!

И всё же не бывает правил без исключений. Подтверждением тому служит орнамент с поворотной симметрией 7-го порядка, обрамлявший герб Республики Грузия (1918 —1921 гг.) (рис. 8).

Геометрия орнамента, или Как разделить круг

Почему же семицветик — такая редкость? Очевидно, всё дело в особенностях конструирования рисунка. Должно быть, секрет кроется в геометрии построений.

Правила построения эскиза круглого орнамента можно описать на языке геометрии. Для простоты ограничимся созданием плоского узора. Его легко получить, вращая вокруг заданной точки исходный элемент и копируя его. Такова общая идея.

Сначала нужно, вооружившись инструментами, разделить круг на n равных секторов и в одном из них выполнить образец рисунка. Затем повторить его в остальных частях, поворачивая каждый раз на угол

(рис. 9). Если бы мы захотели сделать эскиз семицветика, то первым делом пришлось бы разбить круг на семь равных секторов.

Проще говоря, в основе создания рисунка орнамента лежит задача о делении круга на равные части, которая сводится к разбиению на равные дуги ограничивающей круг окружности. Она известна также как задача на построение правильного многоугольника с заданным числом сторон и традиционно решается при помощи циркуля и линейки. Эта задача, кстати, стоит в одном ряду с тремя знаменитыми задачами древности: квадратурой круга, трисекцией угла и удвоением куба. И попала она туда не только благодаря своей многовековой истории, но и потому, что не всегда разрешима с помощью упомянутых инструментов.

Ещё со времён Пифагора греческие учёные проявляли интерес к правильным многоугольникам и развивали искусство их точного построения. Впоследствии эти знания были систематизированы Евклидом и изложены в IV книге «Начал». При помощи циркуля и линейки древние геометры умели строить правильные n-угольники c числом сторон, равным 3, 4, 5, 6, 8, 10, 15. При этом использовалась окружность, описанная около многоугольника.

Одни из указанных фигур можно получить на основе других. Так, имея квадрат, легко построить правильный восьмиугольник: достаточно разделить пополам каждую из четырёх дуг, на которые вершины квадрата разбивают описанную около него окружность. Всего на окружности будут отмечены восемь точек — вершин искомой фигуры. Остаётся последовательно соединить их отрезками (рис. 10).

Умея строить правильный n-угольник, нетрудно получить правильный 2n-, затем 4n-, 8n- и вообще всякий правильный (2kn)-угольник, повторяя процедуру деления необходимое число раз. Отсюда следует, что достаточно решить исходную задачу для правильных многоугольников с нечётным числом сторон.

А вот правильный n-угольник, для которого n = km, а числа k и m взаимно просты (то есть не имеют общих делителей, кроме 1), можно построить на основе двух правильных многоугольников — с числом сторон k и m, вписанных в одну окружность. В «Началах» Евклида приводится решение этой задачи для пятнадцатиугольника (15 = 3 ⋅ 5).

И всё-таки он делится!

Во многих случаях ни первый, ни второй способ не годится, как, впрочем, и другие. Скажем, правильный девятиугольник был бы построен, если бы удалось разделить на три равные части каждую из дуг, на которые разбивают описанную окружность вершины равностороннего треугольника. Однако точно это сделать нельзя: при помощи циркуля и линейки задача неразрешима (доказано, что трисекция угла 120о невозможна). Безуспешными оказались и попытки решить задачу для ряда других значений n, в том числе n = 7. Неизвестно было даже, осуществимо ли такое построение в принципе.

Ответ на вопрос, занимавший геометров почти 2300 лет, был дан только в 1796 году. 18-летний Карл Фридрих Гаусс (будущий «король математиков»), доказал, что при помощи циркуля и линейки правильный n-угольник с нечётным числом сторон можно построить лишь в том случае, когда n — простое число вида 22k +1 или является произведением различных простых чисел указанного вида.

Отметим, что при n = 3, 5, 15 задача покорилась ещё древним грекам, при n = 17 — всё тому же Гауссу. Но она так и останется невыполнимой для n = 7, 9, 11, 13 и многих других чисел. Выходит, построить при помощи двух основных ин-струментов снежинку, трилистник или пятиконечную звезду можно, а вот нарисовать «правильный» семицветик не получится.

Что ж, деваться некуда. Придётся пожертвовать этой самой «правильностью». Точность, которую так ценят математики, — это, конечно, хорошо, но в действительности достигнуть её бывает сложнее, чем кажется. Скажем, разделить круг на 3, 4 или 6 равных секторов — задача нетрудная, но с делением на 5 частей справится уже далеко не каждый. Другое дело — освоить для практических нужд какой-нибудь более простой и, что важно, пригодный в разных ситуациях приближённый метод решения задачи. Главное, чтобы он обеспечивал достаточно точный результат.

Вот один из подходящих методов деления окружности на n частей, для которого при n ≤ 10 погрешность построения не превышает 1%. На диаметре АВ окружности построим равносторонний треугольник ABC, разделим основание AB на n равных частей. Затем проведём из вершины C через вторую точку деления луч до пересечения с окружностью — получим точку D. Тогда дуга AD составит 1/n часть окружности, а хорда AD будет стороной правильного n-угольника.

Применим этот метод в случае n = 7 (рис. 11). Две точки деления — A и D уже есть, отметим при помощи циркуля остальные пять точек (раствор циркуля, которым делаются засечки на окружности, берём равным AD). Наконец, соединим каждую из семи точек с центром окружности. Заготовка для семицветика готова, дело за малым — придумать и нарисовать узор из лепестков!

Фото предоставлены автором.

Многие знают, что раз в две недели я пишу колонку о рисовании, а в качестве основы использую различные сказки, из которых вычленяю какой-либо педагогический принцип, жизненную закономерность в помощь родителям. Так, развивая в детях художественные навыки, родители попутно осваивают и премудрости воспитания. Как-то раз на глаза мне попалась сказка Катаева Цветик-Семицветик. Оказалось, в этой истории очень ярко высвечиваются христианские символы, и оставить это без внимания просто невозможно. Но урок рисования и так насыщен информацией. Поэтому я решила написать отдельный текст, тем более что у самого Валентина Петровича намечалась годовщина со дня рождения, пусть и некруглая. И вот к этому дню я представляю вашему вниманию плод своих размышлений.

Итак, в 1897 году, 28 января в Одессе в семье преподавателя епархиального училища Петра Васильевича Катаева родился сын Валентин. Сто семнадцать лет назад появился на свет будущий русский советский писатель, драматург, поэт Валентин Петрович Катаев. Времена, в которые довелось работать Валентину Петровичу, довольно объёмно раскрываются перед нами в свидетельствах о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Времена непростые, когда любое упоминание о Христе могло трагически закончиться для того, кто хотел свидетельствовать о спасении души и тем более научить основам христианской веры детей. И не было иного способа, как выбрать изобразительным средством эзопов язык. И тем интереснее теперь расшифровывать, как о разумном, добром, вечном говорили в то трудное время писатели, работающие с детской аудиторией.

Сказка «Цветик-семицветик» только на первый взгляд кажется рассказом о детской психологии, забавной выдумкой, ярким образом несуществующего мира доброй волшебницы. Правда, в мультфильме «Последний лепесток», снятом по мотивам сказки, тема развивается: последнее желание девочки Жени, потраченное на дело милосердия — выздоровление мальчика Вити — возвращается детям ещё одним цветиком. Так сказка приобретает определённое развитие, появляется подсказка для желающего понять: может, что-то подразумевается под этим волшебным растением?

Так что же означает радужная окраска лепестков цветика-семицветика? Для христианина, знакомого с текстом Священного Писания, ответ очевиден. Ведь по окончании всемирного потопа именно семицветная радуга стала символом помилования и избавления тварного мира от гнева Божьего:

«И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Бытие 9:12–15).

Всякий школьник знает, как запомнить последовательность расположения семи цветных дуг радуги: каждый охотник желает знать, где сидит фазан… Приведённый выше отрывок из Писания принадлежит Завету Ветхому, но и сейчас, во времена Нового Завета, число семь не потеряло своего мистического значения, и в Православной Церкви установлено семь таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Посему очевидно, что цветик-семицветик с семью лепестками символизирует дары Святого Духа. Думается мне, что я не фантазирую, ведь сын преподавателя духовного училища наверняка хорошо знал катехизис.

А чудесная женщина, неожиданно подарившая девочке подарок с изумительными свойствами — ни что иное, как образ нашей церковной традиции. Святая Церковь заботилась и заботится о каждом своём члене, ведёт и пестует каждое своё чадо, предлагая средства для стяжания Божьей благодати и стяжания с избытком. Бери, добрый человек, сколько унесёшь! Бери полной, утрясённой мерой.

А что же человек? А человек, имея своим родственником самого Создателя (ведь каждый пьющий от Чаши есть сродник Божий), вечно пытается подобрать какие-то крохи, упавшие от стола безграничных возможностей. Кто-то на молитве плачет о потерянных деньгах, кто-то стоит в очереди к святыне, чтобы попросить себе новое пальто, кто-то соблюдает пост, чтобы похудеть. Самое занятное в этой ситуации то, что очень часто желания сбываются! Совсем как у маленькой девочки Жени, которая, получив чудесный цветик, первым делом загадала новую связку баранок, а потом обращение разбитой вазочки в целую.

Как часто мы используем данные нам Божьи дары крайне неразумно! Мы боязливы и оглядываемся друг на друга. Мы боимся позволить себе счастье устроиться на интересную работу, возглавить рискованный проект или родить детей. Мы сами отказываем себе в роскоши делиться с нуждающимися, которые, как известно, суть ангелы, потому что дают нам возможность приобщиться к жизни будущего века с помощью доброго дела.

Мы страшимся приблизиться к одру тяжело больного и увидеть отблеск вечности в глазах умирающего, не интересуемся своими отпрысками, по целым дням не вглядываемся в родные лица дорогих нам людей. При этом почти каждый грезит о земном благополучии и втайне завидует олигархам. Совсем как девочка Женя, которая мечтала попасть на Северный полюс, а спустя некоторое время захотела все игрушки мира.

А вот и педагогическая аналогия. Под цветными лепестками можно подразумевать и обычные человеческие таланты. Любой родитель знает, что у каждого ребёнка есть масса хороших задатков и способностей. Сейчас вошло в моду детей всячески развивать: драмкружок, кружок по фото… Иногда становится интересно, что же вырастет из современных детей. Наверное, поколение творцов и изобретателей; по крайней мере, хочется в это верить.

Но вернёмся к основной нашей теме. Нынешняя православная общественность последовательно болеет многими детскими болезнями. Переболеем ли? Вырастем? Всё никак не могу отделаться от мысли: а что, если бы девочка Женя смогла разумно использовать все лепестки? Ведь даже один принятый не напрасно дар принёс столько счастья!

Впрочем, мы знаем, что даже последний лепесток возвращается, если его правильно использовать. И из него опять вырастает целая палитра чудесных даров.

Рисованный красочный мультфильм Цветик-Семицветик — работа режиссера Михаила Цехановского. Мультипликационный фильм создан по сказочному произведению Валентина Катаева. Женя — любознательная девочка. Она несет домой связку баранок и по пути ей попадается много интересного: вывеску нужно прочитать, шланг — измерить, а ворон — подсчитать. Уличная собака, соблазнившаяся вкусными баранками, ворует всю связку. Погнавшись за ней, Женя попадает в сад…

В саду она встречает бабушку, которая вяжет на лавочке, как ни в чем не бывало. Девочка жалуется новой знакомой, и та обещает помочь ей. Правда, баранок у бабушки нет и денег тоже… Она дарит Жене волшебный цветок с семью разноцветными лепестками. Если оторвать лепесточек, подбросить его вверх и произнести волшебный стишок вместе со своим желанием — задуманное обязательно исполнится. Первое, что пожелала девочка, это оказаться дома с баранками. Дома, поставив цветок в вазочку, Женя опять засмотрелась на ворон — ваза упала и разбилась. Но это была любимая мамина ваза, поэтому пришлось истратить на нее второй волшебный лепесток. Во дворе мальчишки играли в путешествие на северный полюс, но не взяли девочку в игру. Женя решила отправиться на северный полюс с помощью третьего волшебного лепестка. Но белый медведь вознамерился съесть девочку — пришлось вернуться назад и использовать для этого четвертый лепесток. Следующим желанием Жени было получить все игрушки, которые есть в магазинах, но их прилетело так много, что они буквально засыпали девочку. Женя вернула их назад. Остался всего один волшебный лепесток. На что Женя потратит свое последнее желание? Чтобы узнать это, надо смотреть мультфильм Цветик-Семицветик и следить за приключениями девочки. Последний лепесток ей очень хочется потратить с толком, на что-то очень-очень хорошее…

В мультипликационном фильме звучит синтезированная электронная музыка, а также используется тотальная мультипликация. В 1949 году мультфильм стал победителем и получил престижную премию на международном кинофестивале.

Современным детям необходимо смотреть онлайн в хорошем качестве Цветик-Семицветик — интересную и познавательную историю о том, как важно находить и исполнять свои настоящие желания.

Отзыв

Несмотря на то, что Женя была очень рассеянной и немного глупой девочкой, которая так бессмысленно тратила лепестки, она все же оказалась доброй и отзывчивой. Женя не пожалела использовать последний лепесток и помогла Вите вновь стать здоровым. И это желание принесло ей много радости.

Рисунок-иллюстрация к сказке Цветик-семицветик.

Пословицы

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброму человеку помощь не убыток.
  • От доброго дерева добрый и плод.

1. Кто автор сказки «Цветик-семицветик».

_ВалентинаКатаева_

2. Перечисли героев сказки «Цветик-семицветик».

Женя, Мама, Папа, Старушка, мальчики, Братик, Витя, Девушки,

3. Как звали братика Жени?

Павлик

4. Какие любимые птицы Жени?

ворона,

5. Сколько и каких баранок купила Женя?

Женя купила семь баранок

6. Кто съел все баранки?

Собака сьел все баранки

7. Как Женя заблудилась?

Она бегала за собака и заблудилась

8. Кто виноват в том, что Женя заблудилась?

Собака

9. Какие цветы росли в садике старушки?

Там росли волшебные цветы

10. Сколько и каких лепестков было у цветика-семицветика?

у цветика-семицветика была семь лепестка, желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой,

11. Что нужно было сделать, чтобы цветик-семицветик исполнил желание?

нужно было сказать волшебные слова и добавить то что ты хочешь.

12. Перечислите, на какие желания потратила Женя лепестки цветика-семицветика.

Что бы у нее была баранки, что он была в доме, что ваза стала снова в цель, что она появилась в северном полюсе, что она появилась во дворе, что у нее была игрушки, что игрушки не были, что Витя был здоров.

13. Куда не берут мальчишки девчонок?

На северном полюсе.

14. Сколько градусов было на Северном полюсе, когда там оказалась Женя?

На Северном полюсе было сто градусов.

15. Сколько и каких белых медведей вышли к девочке из-за льдины?

Там были большие и страшные белых медведей

16. Лепесток какого цвета помог Жене вернуться с Северного полюса домой?

зеленый лепесток

17. Какое желание исполнил фиолетовый лепесток?

Что бы игрушки снова были в месте

18. «Женя вдруг увидела превосходного мальчика». Напиши его имя?

Витя

19. Какое желание Жени Вам больше пришлось по душе? Почему?

Что Витя был здоров. Потому что он не мог бегать.

20. Окажись у Вас в руках такой цветик-семицветик, какое желание Вы бы загадали? Одно, самое-самое заветное.

Что когда я вырасту был очень хороший и богатый человек.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *