Умиление Богородицы

Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине XIX столетия. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

© Sputnik /

В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.

В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Молитва иконе Божией Матери «Споручница грешных»

О, Владычице Преблагословенная, защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение притекающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия, но имам многия образы прежде мене прогневавших Его милосердие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моея представляя и на толикое Божие милосердие, оныя приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегнути с покаянием ко Твоему благоутробию. О, Всемилостивая Владычице! Подаждь ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога, Mатерними и святейшими Твоими молитвами, тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твой есть воистинну Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй комуждо по делом его. Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский, и споручницу покаяния. Воистинну бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже уповая на Тя постыдится когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть. Того ради Твою неисчетную благость молю: отверзи двери милосердия Твоего мене заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи, и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз со всеми получившими прощение воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемем веце. Аминь.

22 (9) ноября Кипрская Православная Церковь славит икону Божией Матери, получившую имя Скоропослушницы (греч. Γοργοεπήκοος – Горгоэпикоос).

Эта икона, почитаемая чудотворной и написанная на Святой горе Афон примерно в X–XI вв., хранится в монастыре Дохиар. На Кипре, в одной из древнейших церквей Никосии, находится уникальный образ Богородицы, именуемый Быстрослышащая и Быстроотвечающая.

Образ иконы Божией Матери Скоропослушницы относится к типу Одигитрии: изображенная фронтально Богородица указывает правой рукой на Иисуса. Сидящий на левой руке Богоматери Младенец правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Характерная деталь иконы – правая пяточка Богомладенца обращена к молящимся.

В церкви Хрисолиниотисса – Богородица Золотых Льняных Полей – справа от Царских Врат, на алтарной преграде находится уникальная икона с двумя словно зеркальными изображениями Пресвятой Девы с Младенцем. Над каждым присутствует надпись: справа – Плирофоруса (Быстрослышащая), слева – Эргоэпикос (Быстроотвечающая).

ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ ХРИСОЛИНИОТИССЫ

Построенная в V веке, это самая ранняя византийская церковь столицы Кипра. Находится она в сердце старого города, недалеко от ворот Фамагусты. Говорят, что храм был почти полностью разрушен во времена арабских набегов. В XI веке среди руин была обнаружена икона Богородицы с Младенцем, получившая имя Хрисолиниотиссы. В дальнейшем на том же месте был восстановлен и храм.

Сегодня эта церковь объединяет три разновременных храма, отделенных от домов жителей столицы мощными стенами, выложенными из тесового камня. Внутреннее пространство состоит из нескольких помещений. Входя в церковь через центральный вход, вы попадаете к Царским Вратам. На двухъярусном иконостасе центрального нефа, справа от Царских Врат, находится главная храмовая икона – Богородицы Хрисолиниотиссы. Когда-то она была покрыта серебряным окладом, но сегодня открыта.

Икона эта относится к иконографическому типу Элеуса – Милостивая, олицетворяющая жертвенность материнства, бесконечную любовь и сострадание к своему ребенку. Этот тип иконы был создан первым христианским иконописцем – апостолом Лукой, и потому в нижнем углу иконы художник запечатлел Луку, пишущего лик Богородицы.

В самом центре основного нефа выставлен кивот с нетленными чудотворными мощами Сорока Севастийских мучеников. На алтарной преграде расположена упомянутая ранее икона Плирофоруса Эргоэпикос. Еще одним сокровищем храма является серебряный триптих, созданный столетия назад в Константинополе. В среднике триптиха изображена Богородица с Младенцем Христом, а на его створках – воины Федор Стратилат, Георгий Победоносец, Святой Минас и Димитрий Солунский – самые почитаемые на Кипре христианские защитники.

Церковь Хрисолиниотисса открыта ежедневно для утренней службы (6:30) и для вечерней (17:00), а также до полудня с понедельника по субботу.

Елена Николаева
Журналист

Телефон, Вайбер, Ватсап +357 99163404
Закажите индивидуальную поездку по Кипру с Еленой Николаевой.

Остробрамская Мадонна

standardowy

Остробрамская Богородица. Фото: Кшиштоф Войцеховский/Forum

matka-boska-ostrobramska-forum.jpg

Эта икона находится в Вильнюсе, она в равной степени является святыней для верующих Литвы и Польши. Согласно одной из версий, Мадонну в 1624 году для краковской базилики Божьего Тела написал местный мастер Лукаш. По другой, образ создал художник, приглашенный из Италии. История Остробрамской Богородицы овита столькими легендами и домыслами, что в них легко запутаться. Некоторые из них просто абсурдны. По мнению ученых, икона была написана в XVI веке, однако часто можно услышать, что она сама появилась в столице Княжества Литовского на воротах Острой брамы (ворота городской стены, сохранившиеся от старого города, над которыми высится готическая часовня с образом) в XIV веке или что ее привез князь Ольгерд в 1363 году из похода на Корсунь.

Популярности Остробрамской Богородицы способствовала литература. Благодаря Мицкевичу Мадонна попала в эпическую поэму «Пан Тадеуш». Выдающийся польский поэт говорит о ней в самом начале произведения, после ставшего крылатым четверостишия «Литва, моя отчизна! ты, как здоровье наше…»

Небесная царица! Ты дивно в Острой Браме

Сияешь горней славой! Ты в ченстоховском храме

И в замке новогрудском хранишь своих детей!

(перевод Л.И.Пальмина, 1882 год)

В 1927 году остробрамскую икону реставрировали. После этого состоялась коронация образа, на которой присутствовал маршал Юзеф Пилсудский. Праздник Остробрамской Богоматери отмечается 16 ноября.

Богоматерь из Кальварии-Зебжидовской

standardowy

Кальварийская Богоматерь. Фото: Monkpress/East News

matka-boska-kalwaryjska-en.jpg

У человека, который не разбирается в тонкостях католического вероучения, не изучал католическую или православную традиции, может возникнуть вопрос: «Почему в разных уголках мира существует так много разных мадонн? Она ведь была одна». Действительно, в Латинской Америке верующие поклоняются Деве Марии Гваделупской, во Франции есть Лурдская Богоматерь, украинские католики обращаются к Матери Божьей Бердичевской, поляки отправляются в паломничества, чтобы помолиться у иконы Ченстоховской Мадонны. Есть две главные причины, по которым в Гваделупе, Лурде, Бердичеве, Ченстохове и других местах появились свои Богоматери. Во-первых, к имени мадонны добавляют топоним, если в этом месте произошло явление Девы Марии одному человеку или группе людей. Второй повод — признанные церковью чудеса или исцеления людей, молившихся Богоматери.

В маленьком польском городе Кальвария-Зебжидовска своя Мадонна появилась благодаря чуду. «Это произошло в 1641 году. Недалеко от Кальварии жил пан из шляхетского рода Станислав Пашковский. Каждое утро и каждый вечер он, его семья и челядь собирались в специальной молитвенной комнате у старой иконы Божьей Матери и вместе молились… Однажды, в пятницу 3 мая 1641 года, икона заплакала кровавыми слезами», — узнаем из хроник бернардинцев, сохранившихся до наших дней.

После этого события пан Пашковский передал икону в костел Кальварии-Зебжидовской. Верующие, узнав о чуде, сразу начали паломничать в это место из разных уголков Польши, чтобы помолиться Мадонне. До наших дней икона хранится в монастыре бернардинцев, который включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Даже неверующим стоит посетить это уникальное место, которые многие называют польским Иерусалимом. Архитектурно-парковый комплекс на возвышенности включает более сорока костелов и часовен, посвященных последнему пути Христа — Голгофе. Ежегодно сюда приезжают около полутора миллионов человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *