В каком году построили спас на крови?

5 отзывов Спас на Крови (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Весенний Петербург

Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга — сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической — на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови — мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.

Немного истории

В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.

После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду — морга, а после войны — как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.

Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г…

Что посмотреть

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня — укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови — это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт.

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день — среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых — 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров — 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии — 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Один из великолепнейших храмов не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России Собор Воскресения Христова на Крови или Спас на Крови – одновременно является скорбным памятником зверскому убийству, исторической несправедливости и народной неблагодарности. Собор возведен на месте убийства царя-освободителя Александра II, которое совершили члены революционной организации «Народная воля» 1 марта 1881 года. Это было восьмое покушение на царя.

Именно в этот день император, отменивший за 20 лет до этого крепостное право, готовился объявить о конституционной реформе. И именно на этот день террористы подготовили сразу несколько вариантов покушения. Засаду устроили на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова). Когда царская карета выехала с Инженерной улицы, бомбу бросил Николай Рысаков. Александр не пострадал, но были ранены и несколько прохожих и казаков из его охраны. Монарх вышел к пострадавшим, и в этот момент из толпы зевак, которая начала собираться на месте взрыва, к нему подошел Игнатий Гриневицкий и бросил еще одну бомбу. Сам террорист погиб на месте. Царю-освободителю оторвало ноги, он умер через несколько часов в Зимнем дворце в страшных муках.

Собор построен вокруг того места. Внутри него можно увидеть подлинный участок набережной, на которой произошел теракт – ту самую решетку, те самые тротуарные плиты. К ним ведут семь ступеней, символизирующих семь кругов ада.

Строительство храма велось по проекту архитектора Альфреда Парланда более четверти века — его освятили только в августе 1907 года. Ходила легенда, что строили собор на народные пожертвования, но на самом деле три миллиона 600 тысяч рублей серебром выделило государство, а перерасход в один миллион покрыла царская семья.

Внешне храм похож на московский собор Василия Блаженного и представляет собой образец так называемого псевдорусского или неорусского стиля – как бы собирательный образ русского православного храма XVI—XVII веков. Уже тогда, в начале ХХ века, храм был полностью электрифицирован, его освещали 1689 ламп. Над созданием уникальных мозаичных панно работали русские и итальянские мастера, среди которых Бруни и Васнецов. Это петербургское собрание мозаики по сей день является самым крупным в Европе.

В 1930-е годы обсуждался вопрос о том, чтобы разобрать собор, но до войны окончательное решение так и не было принято. В годы блокады Ленинграда храм превратился в морг — туда свозили умерших. После Великой Отечественной войны Спас на Крови был 30 лет закрыт на реставрацию и стоял закрытый от людских глаз лесами. И все это время улицы вокруг памятника убитому носили имена его убийц – Софьи Перовской, Андрея Желябова, Степана Халтурина.

Посетителей в музей памятник Спас на Крови пустили только в 1997 году, через семь лет в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия. Еще семь лет спустя, в 2014 году, был зарегистрирован приход храма Воскресения Христова.

Ранее Пятый канал рассказывал о том, почему каждому туристу стоит посетить Кунсткамеру в Петербурге.

Царь-реформатор Александр II и «Народная воля»

Александр II – император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский правил империей с 1855 по 1881 годы. В историю он вошел как царь-реформатор. Его имя, прежде всего, связывают с отменой крепостного права в 1861 году. Помимо этого он провел военную и финансовые реформы, реформу среднего и высшего образования, городского самоуправления. Однако, реформы, происходившие в стране были скорее социально-экономической необходимостью для удержания монархической системы правления, нежели инициативой государя и заботой о населении. Поэтому недовольство в обществе нарастало, образовывалась различные кружки и организации сопротивления, наибольшую известность среди которых получила, конечно, «Народная воля». Представителями этой народной революционной организации было предпринято несколько покушений на царя, одно из которых достигло цели.

Этот Собор Воскресения Христова на Крови возведен на месте покушения на цареубийство в 1881 году членом «Народной Воли» террористом И.Гриневицким. Взрыв на набережной Екатерининского канала (так в то время назывался Канал Грибоедова) прогремел в 14:25, а в 15:35 царь скончался в Зимнем дворце. Практически сразу же сын и будущий император Александр III принял решение увековечить память отца.

Часть тротуара, где была пролита кровь Александра II, вошла в пространство храма, где она огорожена серо-фиолетовыми колоннами из яшмы и покрыта шатром. Еще одним знаком, имеющим отношение к истории смертельного ранения государя, является «говорящая» высота собора – 81 метр, что указывает на дату – 1881 год.

По внешнему периметру собора установлены фрески и мраморные таблички, на которых изображены и написаны основные достижения и реформы правления Александра II.

Интересно, что по прошению городских властей, поданному уже на следующий день после этого кровавого события, будущий наследник разрешает установить на этом месте часовню. Она строится по проекту Бенуа и на средства купцов Петербурга Громова и Милитина. Однако Александр Александрович желал видеть здесь не просто часовню, а большую церковь, которая была бы ориентирована на лучшие традиции русского православного строительства, представленного храмами Ярославля и Москвы. У конкурса на лучший проект Спаса на Крови было два этапа, все представленные работы император отвергал, выбранные эскизы потом еще долго дорабатывались.

Храм в лесах

Сень над местом убийства

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города. За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь. За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови. У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Господь Вседержитель

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Гербы русских городов и уездов

19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт, как музей. C тех пор прошло много лет, кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра, кладка кокошников пострадала от питерской непогоды, а покрытый эмалью купол «пестрел» сколами и трещинами. Сейчас специалисты очищают поверхность шатра от столетней пыли и копоти и укрепляют дошедшую до наших дней историческую эмаль.

Полностью заменить ее реставраторы не могут: чтобы нанести новое покрытие и обжечь его в печи, необходимо демонтировать купол. После завершения работ на главном куполе реставраторы займутся и остальными, затем дойдут и до фасада.

В прошлом году Спас на Крови, как государственный музей вошел в рейтинг наиболее знаменитых культурных объектов мира и стал самой популярной достопримечательностью России.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Цветные купола Спаса

Почему же они его убили?

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Террористический акт 1 марта 1881 г.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать.Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

Почему он так называется

Храм Спас на Крови освящен в честь Воскресения Христова (то есть в честь Воскресения Спасителя). Так возникла первая часть названия. Вторая часть объясняется местом, на котором был смертельно ранен император Александр II. Произошло это 1 марта (13 по новому стилю) 1881 года.

Храм-мемориал был возведен по решению императора Александра III в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Он строился на добровольные пожертвования, которые были собраны по всей России. Так что его можно смело считать построенным всенародно.

Мостовая внутри храма

Александр III, сын убиенного императора, сразу задумал храм как мемориал своему отцу. Поэтому внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа под сенью оно обставлено небольшим богато украшенным каменным куполом. Под ним находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной – место, где была взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки Екатерининского канала (так в те времена назывался канал Грибоедова).

В цоколе храма есть двадцать памятных табличек из красного гранита, рассказывающие про деяния императора.
Даже пропорции храма несут в себе скрытую символику. Центральный купол возносится над землей на 81 метр. Это напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcоте купол имеет высоту 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест колокольни Спаса на Крови венчает маленькая позолоченная царская корона.

Фото: Wikipedia

Мозаика вместо росписи

Внутреннее убранство храма и сейчас поражает воображение, хотя самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены. Из общей строительной сметы собора (4,6 млн рублей) почти половину выделили только на декорирование.

Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Весь храм внутри и снаружи украшен удивительными по своей красоте мозаиками. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени – художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное даже по тем временам убранство храма.

Фото: Eirik Sundvor/Wikipedia

Трижды избежал разрушения

В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города».

Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился.

Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт.

В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.

Морг и овощехранилище

В годы блокады Ленинграда в храме находился Дзержинский районный морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов ленинградцев из всего центра города. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм «Спасом на картошке», причем в таком наименовании не было даже намека на шутку, ведь после страшных блокадных лет картошка спасала от голода тех, кто выжил.

После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. Казалось бы, для сохранности уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощехранилище. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.

Фугас под куполом

В 1961 году, уже после пожара, при обследовании куполов храма верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских, в центральном куполе был обнаружен застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Видимо, во время артобстрелов Ленинграда он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 кг пролежал под куполом, никем не замеченный, целых 20 лет.

Уникальную операцию по его обезвреживанию провела бригада из шести смельчаков под руководством бывшего пиротехника Виктора Демидова. Среди них были реставраторы-верхолазы и бывшие саперы. 28 октября 1961 года они, рискуя жизнью, с максимальными предосторожностями извлекли снаряд с помощью лебедки из перекрытия, спустили на землю, вывезли из города и взорвали в районе Пулковских высот.

Реставрация длиной в четверть века

К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.

Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой.

В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.

Легенды и мифы Спаса на Крови

Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко.

По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.

Собор Вознесения Господня, или Спас-на-Крови, отличает богатая, многогранная отделка. На работу ушло более 10 лет. Были использованы медь, кирпич, гранит, русские самоцветы, итальянский мрамор, ценные минеральные камни. Мозаичная коллекция занимает более семи тысяч квадратных метров площади храма. Ею расписано почти все, включая иконы и киоты.

Кроме изумительного мозаичного оформления, уникальность Спасу-на-Крови придает использование ценных минералов, что делает его настоящим музеем камня. Его создавали знатнейшие отечественные и заграничные мастера.

Камень — второй по значимости материал после смальты, сделавший собор отличным от других. Стены внутри храма на высоту 2,5 метров радуют глаз изумрудными переливами. По одной версии, это калабрийский мрамор, по другой — итальянский серпентинит. Из этого же материала вырезаны скамьи и солея иконостаса.

Нижняя часть пилонов в центре отделана житомирским лабрадоритом. Этому минеральному камню приписывают мистические свойства — умение отгонять злых духов, очищать энергетику, даже снимать порчу и сглаз. Он обладает свойством иризации — из глубины камня проступают яркие искры.

Цоколь панелей сочетается со строгим античным орнаментом пола. Набранный из итальянской мраморной плитки, он занимает более 600 квадратных метров помещения. Толщина верхнего слоя мрамора — 5 мм. Правда, «родное” покрытие, изготовленное компанией Джузеппе Нови, храм утратил. Но современные реставраторы смогли воссоздать дорогую копию.

В храме 3 иконостаса, главный — расположен по центру, южный и северный — по бокам и симметрично к первому. Магнетическое место — центральный иконостас, человек несведущий может принять его отделку за резьбу по дереву. Но это образец гениальной работы с мрамором итальянских мастеров. Следуя эскизам Парланда, иконостас от красно-коричневого цвета органично восходит к нежнейшим солнечным тонам. Парадный камено-резной иконостас храма — самая выдающаяся его достопримечательность.

Подобная контрастность — от теплого «древесного” мрамора, переходящего к изумрудным стенам, делает антураж целостным произведением искусства. Иконостас разделен колонками с неповторяющимися узорами. Карниз венчают кокошники с крестами, 3 по центру выполнены из горного хрусталя, боковые — мраморные.

Киоты, места для расположения самых почитаемых икон, представляют собой ценнейшую коллекцию отечественного цветного поделочного камня. Их создавали гранильные мастера Екатеринбурга. Орнамент каменных киотов придумал автор проекта Спаса-на-Крови архитектор и художник Парланд. Над воплощением дивного узора гранильная фабрика трудилась 12 лет, причем полным составом.

Цоколь киотов выполнен из ревневской яшмы, а эффектные колонки в цоколе — из темно-красного коргонского порфира, верхняя часть — из родонита, или, как его называют на Урале и в Сибири — орлеца. По легенде, «кровавый” цвет камня привлекал орлов. Принимая его за что-то съестное, они таскали его в свои гнезда.

Название «родонит» берёт начало от греческого «родона”, что означает «роза”. Для храма был выбран его лучший сорт — сочно-розовый. Вдобавок, эффектный родонит инкрустирован резьбой из яшмы пастельных тонов, все вместе создающие восхитительные растительные узоры.

Общая цветовая картина киотов и окружения складывается из различных минералов контрастных цветов, что смотрится весьма гармонично и идеально. Посетители всему тут диву даются. Великолепия и величия Спасу-на-Крови не занимать, и храм будет пожизненно волновать и приятно поражать, радовать и назидать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *