Венчание на царство

Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула.

По случаю восшествия на престол Ивана IV был составлен Чин венчания на царство – официальный акт, определявший порядок наделения властью правителя страны. Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной». Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции. Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича – первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III.

Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. русский правитель титуловался великим князем, что, согласно западной иерархической структуре, было равнозначно принцу или великому герцогу. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля.

Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот крест, также как и Шапка Мономаха по легенде, был отнесен к дарам Константина Мономаха.

В Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, составленной уже после венчания на царство, по сравнению с Краткой, появляются существенные нововведения. В число царских регалий вошли скипетр, вручавшийся царю после возложения на него Шапки Мономаха, и цепь «злата аравийского золота», возлагавшаяся на царя у Царских врат во время литургии. Исключительными по своей важности нововведениями, включенными в Пространную редакцию, стали таинства миропомазания и причащения.

Миропомазание царя в России происходило во время литургии, которая завершалась таинством причащения. Впервые описание таинства причащения приведено в Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, из которой следует, что царь принимал причастие у Царских врат сразу же после того, как причащался ведущий службу архиерей. Зафиксированный в этом документе порядок приобщения царя Святым Тайнам символически сближал его, что чрезвычайно важно, со священнослужителями. Впервые все новшества, отмеченные в Пространной редакции Чина венчания царя Ивана IV, в том числе миропомазание, получили реальное воплощение в 1584 году при венчании на царство его сына, царя Федора Иоанновича.

Время Романовых

С приходом новой династии традиции венчания на царство, заложенные еще при Рюриковичах, практически не изменились. В 1613 году, когда Земский собор выбрал правителем юного Михаила Федоровича Романова, о предстоящем торжестве народ в столице извещали заранее. На рассвете в день венчания царь вышел из Постельных хором в Золотую палату. Там он пожаловал в бояре князя Черкасского и знаменитого князя Дмитрия Пожарского, героя народного ополчения 1612 года. После этого Михаил Федорович послал за царскими регалиями, находившимися в Казенном дворе. Приложившись к кресту, государь «отпустил» их на шествие в Успенский собор.

Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

Посреди собора был установлен помост – обитая красным сукном возвышенность, получившая название «великое чертожное место», или просто «чертог». По обеим сторонам от нее стояли скамьи для духовенства, а возле царского места находился стул с бархатной подушкой для митрополита. Из-за отсутствия патриарха (отец нового царя Филарет вернется в Москву из плена лишь в 1619 году) обряд венчания на царство совершил митрополит Казанский Ефрем. Во время церемонии Михаил Федорович обратился к нему с речью, упомянув о венчании на царство прежних русских государей. Затем он перешел к обстоятельствам собственного избрания на престол «всем народным множеством» и закончил свою речь просьбой благословить и «венчать его царским венцом».

Так началась история власти новой российской династии. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович «Тишайший» станет первым наследником среди Романовых, которому, как в былые времена, власть перешла от отца, а не в результате всенародных выборов. Оттого и положение второго правителя династии было прочнее: царь смог принять новый свод законов, расширить границы Российского государства далеко на восток и отвоевать территории, утраченные в годы Смуты.

Короны русских государей. 1 – Мономаховская, 2 – Царства Казанского, 3 – Михаила Федоровича, 4 – Петра Алексеевича, 5 – Ивана Алексеевича, 6 – Елизаветы Петровны, 7 – Екатерины Первой, 8 – Анны Иоанновны, 9 – Большая императорская корона, 10 – корона императрицы

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Скульптурный портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного

Реконструкция М.М.Герасимова.
1964 г.
Гипс; тонирование под бронзу.
В 1963 году гробница Ивана Грозного, находящаяся в дьяконнике и приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта для археологических и антропологических исследований. Известный антрополог М.М.Герасимов по сохранившимся в саркофагах останкам восстановил внешний облик царя Ивана Грозного.

Крест Животворящего Древа в иконе-ковчеге

Москва, мастерские Кремля 1603–1605; крест – Москва, середина XVI в.; икона-ковчег – Москва, последняя четверть XVI в.; панагия – Иерусалим (?), рубеж XVI–XVII вв., резные изображения на панагии – Москва, около 1621 г.
Дерево, золото, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, турмалины, жемчуг; чеканка, эмаль, чернь, золочение.
Золотая чеканная икона-ковчег включает ценнейшие реликвии российского царствующего дома. Прежде всего, это шестиконечный деревянный наперсный крест в золотой оправе, на оборотной стороне которой выполнена черневая надпись о том, что он сделан из «Древа Честнаго и Животворящаго Креста», на котором был распят Спаситель. Под каждой строкой помещен греческий текст того же содержания.
В XVII в. для иконы был создан серебряный ковчег. Согласно надписи на нем, крест был выполнен из древа креста, привезенного на Русь митрополитом Эфесским в составе даров византийского императора Константина Мономаха. Есть все основания считать, что именно этот крест использовался при возведении на престол русских царей, начиная с венчания на царство Ивана IV в 1547 году. Предположительно крест, который в официальных документах упоминался как дар византийского императора, был создан для церемонии венчания Ивана Грозного, о чем свидетельствует его золотая оправа, декорированная сканым узором, расцвеченным эмалью.

Царское моленное место (Мономахов трон)

Москва, 1551 г.
Дерево, левкас, золотный атлас; резьба, темпера, позолота, серебрение.
Царское моленное место, называемое также Мономаховым троном в Успенском соборе Московского Кремля было создано в 1551 году, вскоре после принятия Иваном Грозным царского титула. Оно представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Название «Мономахов трон»происходит оттого, что на трех боковых стенках Царского места помещены двенадцать барельефных композиций на текст «Сказания о князьях Владимирских», которые повествуют о принесении из Византии от императора Константина Мономаха царских регалий – шапки и барм киевскому великому князю Владимиру Мономаху. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул. Искусная резьба и стиль рельефов позволяют предположить, что трон исполнили новгородские мастера, работавшие в Москве по приглашению митрополита Макария.

Барельефы Царского моленного места

Москва, 1551 г.
Дерево; резьба, позолота, серебрение.
Четыре барельефа южной стенки Царского места иллюстрируют заключительные эпизоды Сказания о князьях владимирских: «Царь Константин передает послам царские регалии»; «Проводы послов и их путешествие через море», «Царьградские послы приносят дары великому князю Владимиру и просят у него мира», «Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом». Наиболее важной является последняя сцена цикла — венчание великого князя Владимира Шапкой Мономаха. Именно с тех пор, как говорится в Сказании о князьях владимирских, «и доныне тем венцом царским венчаются великие князья владимирские». Интересно, что в сцене венчания князя Владимира Всеволодовича запечатлен ритуал венчания на царство первого русского царя Ивана IV. Формы пятиглавого храма, за которыми угадывается Успенский собор Московского Кремля, «чертожное» со ступенями место в центре храма со стоящим на нем троном, царские регалии, разложенные на аналоях, наконец, сам порядок их возложения, облачения митрополита и великого князя, – все изображено в полном соответствии с Чином венчания на царство Ивана IV. Это приводит к определенному и, по-видимому, программному «совмещению» двух исторических фигур, в результате чего и весь цикл мог восприниматься как прославление царского достоинства молодого монарха.

Шапка Казанская

Москва, 1553–1558 гг.; каркас на шапку («верх») – Россия, XVII в. (?)
Золото, серебро, сапфир, рубины, турмалины, бирюза, жемчуг, соболиный мех; чеканка, литье, резьба, чернь.
Своим происхождением и названием Шапка Казанская обязана одному из важнейших событий в истории Московского царства – присоединению к нему Казанского ханства в 1552 г. Скорее всего, венец был сделан по заказу Ивана Грозного в память о походе на Казань, прошедшем под предводительством самого царя. Вслед за включением новых земель происходили соответствующие изменения в титуле Ивана IV, в котором появилось дополнение – «царь Казанский». Таким образом, Шапка Казанская относится к важнейшим государственным символам, история которых неразрывно связана с развитием и становлением Российского государства, являясь одновременно и самым древним из сохранившихся церемониальных венцов, созданных после принятия его правителями царского титула.

Панагия

Москва, мастерские Кремля, 1547 (?).
Сардоникс, золото, бриллианты, рубины, турмалины, агат, жемчуг; резьба, чеканка, скань, эмаль, чернь.
В центре золотой панагии помещен овальный трехслойный сардоникс с резным изображением святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя Ивана Грозного. В панагию вложен овальный золотой ковчег, который в настоящее время можно видеть через прямоугольное отверстие на ее оборотной стороне. Однако изначально оно было закрыто золотой дверцей с черневым изображением апостола Тита, в день памяти которого родился царь Иван Грозный. Исследователи высказывают предположение, что скорее всего панагия была сделана для Ивана Грозного в связи с его венчанием на царство в 1547 году.

Иоанн Предтеча

Икона в окладе.
Москва, середина XVI в.; греческий мастер; оклад – Москва, мастерские Кремля, вторая воловина XVI в.
Дерево, левкас, золото, серебро, рубин, жемчуг; темпера, чеканка, чернь, золочение.
Самая древняя сохранившаяся до наших дней царская патрональная икона с изображением святого покровителя первого русского царя Ивана Грозного написана, вероятно, вскоре после его венчания на царство в 1547 г.

Саккос митрополита Макаря

Москва, мастерские Кремля; бархат, камка – Италия, первая половина XVII в.; объярь – Италия, XVII в.
Золотный бархат, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, стекло, золотные нити; ткачество, шитье, басма, золочение.
Саккос – парадное архиерейское облачение, изготавливавшееся, как правило, из самых дорогих привозных тканей. Саккос принадлежал митрополиту Макарию – видному политическому и церковному деятелю, духовному наставнику Ивана IV Васильевича Грозного, содействовавшему утверждению его власти и участвовавшему в решении важнейших государственных вопросов. Именно митрополитом Макарием был составлен первый в России Чин венчания на царство.

Самая ужасающая коронация

Случалось и так, что коронация оказывалась событием трагическим. Петр III, находившийся у власти чуть более шести месяцев, не успел пройти торжественную церемонию. В 1762 году его жена, будущая императрица Екатерина Великая, при поддержке гвардии совершила дворцовый переворот, после которого через несколько дней Петр погиб.

Через тридцать четыре года править Россией начал Павел Первый: он боготворил отца и винил мать в его гибели. Сразу после вступления на престол, эксцентричный император приказал доставить из Александро-Невской лавры в Зимний дворец останки Петра III и провести церемонию венчания на царство. Когда гроб вскрыли, к останкам отца (говорят, что к тому времени уцелели только предметы одежды – шляпа, перчатки и ботфорты) приложился Павел Петрович. Но и этого ему показалось мало: император потребовал, чтобы его примеру последовали дети и таким же образом почтили память царственного деда. После возложения короны на гроб Павел I повелел перезахоронить отца в Петропавловском соборе рядом с Екатериной. Шествие растянулось на несколько верст, и, несмотря на ужасный холод, государь и великие князья неспешно следовали за колесницей с гробом Петра Третьего. Желая унизить предполагаемых участников убийства своего отца, император приказал им нести царские регалии. Графу А.Г. Орлову, гофмаршалу Ф.С. Барятинскому и генералу П.Б. Пассеку оставалось лишь повиноваться. Сам Павел с маршальским жезлом в одной руке и тростью – в другой шел рядом с гробом. Впоследствии император повелел отовсюду изъять страницы манифеста Екатерины II о внезапной гибели мужа и сжечь их. Так, не зная истории, можно было бы предположить, что Петр Федорович и Екатерина Алексеевна не расставались всю жизнь и умерли в один день.

Так была нарушена вековая традиция: венчание на царство не проходило в Санкт-Петербурге ни до, ни после запоздалой коронации Петра III.

Перезахоронение Петра III

Торжества XIX века

Одной из самых пышных и долгожданных церемоний была коронация Александра II. В обществе царила атмосфера надежды на преобразования и перемены, которые проведет новый император.

17 августа 1856 года совершился торжественный въезд государя с супругой в Москву. В полдень от Петровского дворца, в котором Александр II находился на протяжении двух дней по прибытии из Петербурга, до Большого Кремлевского дворца начали строиться войска. Раздался звук пушки, загудели колокола, барабаны и военные трубы. За конвоем Его Величества последовали эскадроны Черноморских и гвардейских казаков, одетых в парадные мундиры. В процессии присутствовали представители дворянства, придворные чины в каретах, а за ними следовал отряд кавалергардов. Император ехал верхом в окружении свиты, а императрица – в парадной карете.

Объявление о дне коронации Александра II на Красной площади. Художник В.Ф. Тимм

В Успенском соборе их уже ожидали два трона, украшенные алмазами, бирюзой и другими драгоценными камнями. По сложившейся традиции Александр II был в генеральском мундире и с цепью ордена св. Андрея Первозванного, а императрица Мария Александровна – в белом парчовом платье с горностаевой опушкой. После пения псалма и чтения Символа веры на императора были возложены цепь и порфира. Затем, дождавшись благословения митрополита, Александр Второй взял в руки скипетр и державу. На голову Марии Александровны он возложил малую корону. Народ узнал о свершившемся обряде по звону колоколов и выстрелу пушек.

По злой иронии судьбы правитель, в годы царствования которого было наконец отменено крепостное право, погиб от рук террористов из революционной организации под названием «Народная воля». Коронация следующего государя, Александра III, несколько раз откладывалась из-за траура и угроз, исходивших от оставшихся народовольцев. Она состоялась спустя два года после гибели царя-освободителя.

Коронация Александра II 26 августа 1856 года

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Последняя коронация

14 мая 1896 года состоялась церемония коронации Николая II и его супруги Александры Федоровны. Подготовка к торжественному событию велась более года. Москву украсили пышные декорации, а иллюминация Кремля, созданная по рисункам художников Н.Н. Каразина, А.Н. Бенуа и А.М. Прокофьева, состояла из пятисот тысяч огней.

Посланцы иностранных дворов в один голос называли коронацию Николая Второго едва ли не самым восхитительным и впечатляющим событием в их жизни. В освещении торжеств принимал участие 131 представитель российских и зарубежных изданий, более 50 художников и фотографов. По своим традициям эта церемония ничем не отличалась от предшествующих (разве что частично была записана на кинопленку французским журналистом и оператором Камиллом Серфом), и никому из очевидцев не дано было знать, что она станет последней.

Эпизод коронации Николая II

В тяжелых мантиях из золотой парчи царская чета вышла из Успенского собора и трижды поклонилась народу. На званом обеде в Грановитой палате Николай II и Александра Федоровна сначала должны были пройти под балдахин. Они находились там до тех пор, пока не приняли поздравления от всех гостей. Кульминацией торжества в тот день стала праздничная иллюминация. Стоя на балконе Кремлевского дворца, император предоставил супруге право нажать на спрятанную в букете цветов кнопку – и перед глазами людей предстало великолепное зрелище: одно за другим осветились здания столицы.

Во время народных гуляний в честь коронации произошла первая катастрофа в правлении Николая II – печально известная давка на Ходынском поле. И хотя в этой трагедии сложно винить императора, тотчас приказавшего провести расследование и наказать виновных, а также оплатившего все расходы на похороны жертв и поддержку их семей, в народе все чаще звучали обвинения в адрес нового царя. Наиболее частые упреки в его адрес были связаны с тем, что Николай Второй в день катастрофы отправился на бал, проходивший в посольстве Франции, и не разделил скорбь со своими подданными. Многие восприняли трагедию на Ходынке как дурное предзнаменование и, несмотря на красоту и пышность церемонии коронации, именно это событие отразилось в народной памяти в связи с восшествием на престол последнего российского императора.

Императорские царские регалии Российской империи

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Церемония венчания на царство – обычай древний и очень сложный. В настоящей статье речь идёт лишь о некоторых существенных отличиях венчания на царство в XV-XVII веках.

Среди непременных атрибутов венчания на царство в разные времена использовались различные регалии, многие из которых находятся в экспозиции Оружейной палаты. Одной из них является держава, символизирующая Землю. Во время появления державы среди символов государственной власти уже стало известно, что Земля круглая. Другая, не менее значимая регалия – это скипетр. Этот знак происходит от булавы, символа власти полководца.
В древние времена венчания на великое княжение проходили в Софийском соборе Киева. Александр Невский венчался на новгородское княжение в Софии новгородской. В Москве на Великое Княжение впервые венчался сын Василия Дмитриевича, внук Дмитрия Ивановича Донского князь Василий Васильевич (Тёмный) в 1432 году. Ярлык на великое княжение Василий II получил от татарского хана. Церемония проходила в старом Успенском соборе, построенном в 1326 году с благословения митрополита Петра во время княжения Ивана (I) Калиты.

Церемония венчания на царство внука здравствующего Великого Князя Государя Ивана III Васильевича, Дмитрия Ивановича проходила в 1492 году в сохранившемся по сей день Успенском соборе. Таким образом Иван Васильевич назначил своим преемником внука, сына умершего наследника, Ивана Ивановича. Доподлинно известно, что в этой церемонии на Дмитрия Ивановича возложили бармы – княжеское оплечье. Символика барм очень сложна, в Византии, откуда мы заимствовали всю атрибутику, этой регалии не было. Ближайший по времени атрибут, от которых могут происходить бармы, уходит корнями в Древний Египет. В экспозиции музея находятся бармы, выполненные гораздо позже. Это бармы турецкой работы, принадлежавшие царю Алексею Михайловичу.
В 1534 году в Москве венчают на царство трёхлетнего Ивана IV Васильевича, впоследствии прозванного Грозным. В 1547 году он повторно венчался на царство, но уже с титулом царя. В 1547 году в первую очередь на Ивана Васильевича возложили цепь с крестом, а уже затем золотой венец – Шапку Мономаха.
О происхождении Шапки Мономаха существует несколько версий. Скорее всего, это венец работы восточных мастеров. В пользу этой версии говорит наличие среди элементов ажурного орнамента цветков лотоса, явно указывающих на её азиатское происхождение.

При раскопках близ древнего города Сарай археологи нашли пряжки с точно таким же украшением в виде цветка лотоса. Но Шапка Мономаха, по всей видимости, была сделана в более крупном городе – Бухаре или Самарканде и, в качестве подарка, привезена на Русь.
Восемь пластин, из них состоит основной объём Шапки, символизируют 8 частей света, и царь, носящий этот головной убор суть правитель восьми частей света. Её вес составляет около 700 грамм. Крест на Шапке появился позже.

Впервые Шапку Мономаха использовали во время коронации Дмитрия Ивановича в 1498 году. В последний раз венец возложили на голову Ивана Алексеевича в 1682 году. В последующие времена древняя регалия присутствовала в торжественных церемониях.
В церемонии венчания на царство Ивана IV Васильевича миропомазания не было. Его называли помазанником Божьим постфактум, без фактического обряда. Впервые миропомазание включили в церемонию в 1584 году, когда венчали на царство последнего царя из династии Рюриковичей, сына Ивана IV, Фёдора Иоанновича.

Во время венчания на царство Бориса Годунова в 1598 году ему впервые была вручена держава.

В 1606 году в Успенском соборе проходила церемония коронации Марии Мнишек. Причём, её короновали до свадьбы. В европейских государствах жену императора или короля короновали вместе с ним или после коронации супруга. Например, Мария Медичи была коронована супругом Генрихом IV за несколько дней до его смерти в 1610 году, император как будто чувствовал приближающийся конец. В Москве же Лжедмитрий решил, что ему нужно жениться на царской особе и за день до свадьбы Марина Юрьевна была коронована ещё не будучи замужем.
В 1613 году при коронации 16-и летнего Михаила Фёдоровича Романова впервые использовали цепь. На цепи выгравирована надпись – это полный титул царя. Цепь очень сложна, кольца её причудливо переплетены. Она символизирует единое государства, цепь государства неразрывна, это видно в её структуре. Каждое кольцо соединено не с одним, а с тремя последующими звеньями.

Регалии Михаила Фёдоровича также представлены в Оружейной Палате. Шапка первого царя из династии Романовых – самая тяжёлая в коллекции, она весит около 2 кг.

Церемония венчания на царство Алексея Михайловича в 1645 году отличалась особой пышностью, На ней было использовано несколько венцов, царь менял их.
В 1682 году венчались на царство сразу два царя, 10-летний Пётр и 16-летний Иван. Для Петра сделали венец второго наряда. Он не столь изысканный, как Шапка Мономаха, но повторяет структуру главного венца. Он тоже сделан из восьми золотых пластин и увенчан крестом.
Алмазные венцы двух царей немного отличаются друг от друга. Венец Ивана украшен только алмазами, а в венец Петра включены хризолиты. Украшения выложены таким образом, что из них составлены двуглавые орлы.

Интересна история двойного трона, вполненного для Ивана и Петра Алексеевичей. Его переделали из старого трона Алексея Михайловича немецкой (аугсбургской) работы. Результат переделки слишком хорошо заметен. Ступени, ведущие на трон заметно уже, чем ширина сидений.
Платно Петра 1691 года использовалось во всех придворных церемониалах, включая приёмы послов до 1718 года. Пётр вынужден был надевать его, чтобы соблюсти придворный этикет того времени.

Материал подготовлен на основе лектория Кремля, лекция «Парадный придворный церемониал”. Использованы фотографии, выложенные в свободный доступ.

«Поучение митрополиче к великому князю:

«О святем Дусе господий и възлюбленный сын святыя церкви и нашего смирениа, князь великий Иван Васильевичь, всеа Русии самодржець! Се отныне от Бога поставлен еси князь великий и боговенчанный царь правити хоругви и съдръжати скипетро великого царства Росийскаго, и венчан еси сим царскым венцем, по благодати святаго Духа, и по милости пресвятыя Богородица, и по благословению великого чюдотворца Петра митрополита Киевскаго и всеа Русии, и всех святых молитвами, и по благословению приснопомнимаго святаго отца твоего великого князя Василья Ивановича, всеа Русии самодержца…

и ты, господине и сыну, боговенчанный православный царь князь великий Иван Васильевичь, всеа Русии самодержец, имей страх Божий в сердци, и съхрани веpy христианскую, Греческого закона, чисту и непоколебиму, и съблюди царство свое чисто и непорочно, якоже ныне приал еси от Бога, и люби правду, и милость, и суд правый и к послушным милостивное; к святой же съборней церкви и к всяким святым церквам имей веру и страх Божий…

бояр же своих и вельмож жалуй и бреги по их отечеству, к всем же князем и княжатам, и детем боярскым, и к всему христолюбивому воиньству буди приступен и милостив и привтетен, по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца; за обидящих же стой царьскы и мужескы, не попускай и не давай обидити не по суду и не по правде, се бо, о царю, приал еси от Бога скипетро правити хоругви великого царства Росийскаго…».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *