Вера крапивина

Биография

Советский и российский писатель, автор около 250 рассказов, повестей, романов для детей и юношества Владислав Крапивин – парадокс современной детской литературы: известен миллионам читателей, но практически не исследован критиками и литературоведами.

Детство и юность

14 октября 1938 года в Тюмени в семье Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных родился третий ребенок – Владислав. Родители – педагоги по образованию, отец также был православным священником в Кирове. Но, спасаясь от репрессий, Петру Федоровичу пришлось оставить сан и перевезти семью в Тюмень. Владислав много лет не знал об этом эпизоде.

Владислав Крапивин в детстве с мамой

Еще в детстве Владислав стал сочинять истории, которые с удовольствием рассказывал сверстникам, а те с не меньшим удовольствием слушали.

После школы юноша сначала планировал поступить в педагогический вуз, пойдя по стопам родителей, но в итоге выбрал факультет журналистики Уральского госуниверситета имени А. М. Горького. В студенческие годы Владислав Крапивин участвовал в литературном кружке, сотрудничал с местными СМИ, увлекался творчеством Паустовского.

Литература

Начинается отсчет биографии молодого писателя с книги «Рейс «Ориона», изданной в Свердловске в 1962 году. Сразу за ней последовал сборник рассказов «Брат, которому семь». В 1964 году Крапивина приняли в члены Союза писателей СССР. Не одно поколение детей выросло на книгах «Мальчик со шпагой», «Тень Каравеллы», «Трое с площади Карронад», «Дети синего фламинго», «Журавленок и молния».

Владислав Крапивин в молодости

Сам автор говорил, что пишет для детей не просто так, ему хотелось продлить собственное детство, отнятое войной. Романтикой юных дышат ранние произведения писателя – шпаги, паруса, дороги, зовущие в неведомую, но прекрасную даль. И по этим дорогам шагают «крапивинские мальчики» – мятежники, романтики и мечтатели с собственным взглядом на мир, мужественные защитники, способные на серьезные поступки.

И читателю легко поверить в происходящее на страницах книги, потому что автор постоянно сталкивает персонажей с несправедливостью жизни. Крапивин в какой-то мере жесток к собственным героям, но честен – в современном мире мятежники неудобны для обывателя, а потому всегда находятся под прицелом. Главное, что дарит писатель героям, – дружба. Старшие подростки опекают младших, помогают безболезненнее взрослеть. А вот взрослым в мире Крапивина почти нет места.

Книги Владислава Крапивина

В 1980-х годах Владислав Крапивин оставил реализм и плавно перешел к фантастическим мирам. Так появился цикл произведений «В глубине Великого Кристалла», включающий в себя семь повестей. Последней в цикле предполагалась «Белый шарик матроса Вильсона», но внезапно, по словам автора, после написались еще две повести.

Библиография автора обширна, одних рассказов – около семидесяти. В 2017 году в интервью журналу «Собеседник» на вопрос о количестве написанных произведений писатель ответил, что их не считал, добавив:

«Всех, кому надоело, могу утешить: лет примерно в 75 я решил остановиться».

Литературовед Сергей Борисов выделяет среди произведений прозаика основные, на его взгляд, начиная с «Оруженосца Кашки» и заканчивая «Сказками Севки Глущенко». Но при этом Борисов не берет в расчет творчество писателя в 1990-х и 2000-х годах, когда были написаны «Лужайки, где пляшут скворечники», «Бабочка на штанге» и т.д.

Владислав Крапивин

А еще Владислав Крапивин писал стихи, к которым сам, не считая себя поэтом, относится критически: одни были написаны для вставки в прозаические произведения, другие – как тексты песен.

Книги Крапивина печатались и в России, и за границей: в Болгарии, Японии, США, Франции, Германии. Цитаты из произведений уже превратились в афоризмы. Интересный факт: повести Сергея Лукьяненко «Пристань желтых кораблей», «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» написаны, по словам автора, под влиянием повестей Крапивина.

Писатель Владислав Крапивин

В 1979 году вышел двухсерийный фильм «Та сторона, где ветер», в котором снялся старший сын Крапивина Павел. Сняты экранизации произведений «Колыбельная для брата», «Трое с площади Карронад», «Мальчик со шпагой». А фильмом по мотивам книги «Дети синего фламинго» – «Легенда острова Двид» – писатель был не очень доволен.

По словам журналиста Владимира Березина, Крапивин, сосредоточившийся на внутреннем мире подростка, уникален и важен. Ведь в Советском Союзе была литература для детей, была для взрослых, а подростки как бы выпадали. Потому у творчества писателя так много поклонников. Повзрослев, они готовы защищать и любимого автора, и любимые книги, защищая при этом в первую очередь собственное детство.

«Я иду встречать брата» (1962)

Эта небольшая повесть — первый серьезный подход молодого писателя и журналиста к научно-фантастической штанге. С одной стороны, «Я иду встречать брата» — хардкорный сайфай в традициях эпохи, с фотонными звездолетами, далекими планетами и чередой неоднозначных решений: зажечь солнце над утопающим во льдах миром или оставить местную эволюцию идти своим чередом? Открыть человечеству правду о случившемся в межзвездной экспедиции — или солгать ради одного маленького мальчика? С другой стороны, уже по этому раннему тексту видно, насколько не по пути Крапивину с советской научной фантастикой шестидесятых, энергичной, рациональной и глубоко экстравертной, нацеленной на освоение внешних рубежей. Главное здесь не просто «на Земле», как у братьев Стругацких — главное происходит в сердце одного-единственного маленького человека, вокруг которого по сути вращается весь этот мир. Ради него зажигаются звезды, ради него совершают героические подвиги, ради него бороздят вселенную фотонные фрегаты с именами древних землепроходцев. Но даже в мире далекого коммунистического будущего, в окружении чудес техники, на берегу ласкового и теплого моря он не может избавиться от чувства экзистенциального космического одиночества — как, впрочем, и остальные персонажи этой скромной по объему, но важной для Крапивина повести.

Трилогия «В ночь большого прилива» (1970—1978)

Братья Стругацкие часто повторяли, что фантастика стоит на трех китах: Чудо-Тайна-Достоверность. В трилогии Владислава Крапивина чудес и тайн в избытке, а вот достоверность — разве что психологическая. При этом повести «Далекие горнисты» (1970), «В ночь большого прилива» (1977) и «Вечный жемчуг» (1978) можно назвать визионерскими, можно сновидческими, но реалистическими — не получится. Фабула здесь довольно условна — зато предельная эмоциональная насыщенность создает мощный эффект остранения. Главный герой, еще не старый, но уже уставший от жизни газетный журналист, альтер эго автора, словно во сне бродит по полузнакомым провинциальным городам, сражается с опереточными злодеями и чудовищами из детских кошмаров (не столько пугающими, сколько нелепыми), ныряет за вечным жемчугом с одной целью: сбросить с плеч груз прожитого, вернуться в беззаботное детство. «Сколько тебе лет?» — «Всегда тринадцать!» — это ключевой диалог трилогии, рефреном повторяющийся на страницах каждой повести. Именно в цикле «В ночь большого прилива» Крапивин впервые четко фиксирует две важные темы: во-первых, отказ от опыта в обмен на невинность, от сухого знания ради непосредственного переживания. Во-вторых, взаимопроницаемость миров, отсутствие границы между реальностями, вселенной воображения и универсумом, «данным нам в ощущениях». К обеим темам писатель еще вернется позже, и не раз — а вокруг одной из них построит здание самого долгоиграющего своего цикла «В глубине Великого Кристалла».

«Дети синего фламинго» (1981)

«Аэлиту», первую официальную советскую премию в области фантастики, учредили в Свердловске в 1980 году и впервые вручили в 1981-м. А уже два года спустя ее лауреатом стал Крапивин с повестью «Дети синего фламинго» из цикла «Летящие сказки». Куратор «Аэлиты» от ЦК ВЛКСМ явно дал маху — возможно, сыграла роль репутация Владислава Петровича как сугубо детского писателя, от которого не ждешь неприятных сюрпризов. А напрасно. Главный герой «Детей…» Женя Ушаков (как водится, мальчик-подросток: непокорные вихры, школьный ранец, ссадины на коленках) попадает на сказочный остров Двид, веками скрытый от всего мира. Обитатели острова, как рассказывают Жене приветливые аборигены в плюшевых костюмах, страдают под пятой чудовищного Ящера и ждут не дождутся отважного героя, который положит конец диктатуре проклятой рептилии. Но на самом деле все не так — у взрослых жителей Двида совсем другой фетиш: «равновесие порядка», вечная стабильность без чужеземных веяний и ненужного беспокойства. Лучше плохонький, но порядок, чем череда потрясений и перемен ради какой-то абстрактной высшей справедливости. Ради этого они готовы даже принести Ящеру ежегодную ритуальную жертву: в целом обитатели Двида люди безобидные и смирные, но раз уж так велит Традиция — куда деваться?.. Эта далеко не безобидная вариация на тему шварцевского «Дракона» впервые увидела свет на Урале, напомню, при живом еще Леониде Ильиче — может быть, подростки и не считали все смыслы, вольно или невольно заложенные автором, но взрослые не сложить два и два не могли. По сути, за семь лет до выхода фильма «Убить дракона» Крапивин проделал ровно тот же фокус, что и Григорий Горин с Марком Захаровым — только изобретательнее, тоньше и, пожалуй, изящнее.

Роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне» (1983—1985)

В 1980-х на страницах журнала «Уральский следопыт» появилось немало знаковых для советской фантастики повестей и романов, от «Дня свершений» Виктора Жилина до «Чакры Кентавра» Ольги Ларионовой. Но одним из главных открытий редакции стал роман «Голубятня на желтой поляне» в трех частях, публиковавшийся на страницах журнала с 1983 по 1985 год. Пожалуй, это самый сложный и в то же время внутренне целостный роман Владислава Крапивина — по крайней мере, если говорить о его фантастике. Здесь все увязано со всем: сверхдальние межзвездные экспедиции и мальчики-ветерки, революционная романтика и страх потери, магическое мышление и мышление рациональное. В коридорах космического корабля один из членов экипажа встречает мальчика в коротких штанишках, который за ручку выводит межзвездного скитальца на ту самую желтую поляну и дальше — в город, до боли напоминающий космодесантнику город его детства. В провинциальном Старогорске мальчишки и девчонки организуют тайное общество — и их игра постепенно перерастает в нечто куда более серьезное. Чуждый, нечеловеческий разум проводит эксперименты по созданию мыслящей Галактики — остановить его можно только разорвав кольцо времени… Все эти причудливые сюжеты Владислав Крапивин увязывает друг с другом, не оставляя никаких хлястиков, никаких неряшливо болтающихся ниток. Но главное — именно в «Голубятне…» чистый и светлый мир детей и сумрачный мир взрослых, которым правят пустоглазые манекены, впервые объявляют друг другу войну — не в символическом, а в самом прямом смысле слова. С осадой крепостей, уличными боями, расстрелом пленных, подрывом вражеских коммуникаций и прочей партизанщиной. И если у кого-то еще оставались сомнения, на чьей стороне в этом вечном противостоянии лауреат премии Ленинского комсомола Владислав Петрович Крапивин, то после «Голубятни на желтой поляне» эти сомнения развеялись без следа.

«Выстрел с монитора» (1989)

Владислав Крапивин всегда питал слабость к трилогиям и длинным «условным циклам». И к концу 1980-х дал себе волю: романом «Выстрел с монитора» начинается самая объемная его книжная серия — «В глубине Великого Кристалла». Сам по себе «Выстрел…» история вполне законченная, в некотором смысле даже герметичная. На борту неторопливого речного парохода пожилой безымянный Пассажир рассказывает юному попутчику притчу о мальчике Галлине Тукке, изгнанном из города Реттерхальма, позабытом герое былых времен, который нашел в себе в себе силы отбросить старые обиды и спасти родной город от вражеского нашествия. Но если взглянуть на роман ретроспективно, становится видно, как автор перебирает привычные инструменты и размечает будущий путь, прикидывает, что пригодится в дороге, а без чего можно обойтись. Закольцованный сюжет, литературная реконструкция легенды, заключенная в оболочку как-бы-реалистического повествования. Романтика и ностальгия по утраченному — без этого никак, это базис, краеугольный камень всей крапивинской мифологии. Пересекающиеся вселенные, иногда почти неразличимые, словно братья-близнецы, а иногда совсем не похожие друг на друга — их изобилие объяснит любые самоповторы и логические нестыковки. Мотив предательства с одной стороны и бескорыстного самопожертвования с другой — позже Крапивин четко обозначит связь этой линии с евангельским сюжетом, но в конце восьмидесятых как-то постеснялся. И если действие «Выстрела…» развивается неспешно, тягуче, в такт течению реки, то в следующих шести романах цикла Владислав Петрович покажет, насколько по-разному можно использовать эти нехитрые инструменты в разных комбинациях и сочетаниях.

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Владиславу Крапивину — 80›:

Выберите месяц Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020

Интересные факты из жизни

Писатель Сергей Лукьяненко признался, что его повести «Пристань жёлтых кораблей», «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» написаны под влиянием творчества Владислава Петровича. В то же время в повести «Царь, царевич, король, королевич» (1994) Лукьяненко фактически пародирует и творчество Крапивина, и даже его образ.

Награды писателя

Государственные награды
Медаль «За доблестный труд (1970)
Орден Трудового Красного Знамени (1984)
Орден Дружбы народов (1989)
Орден Почета (2010)
Литературные премии
Великое Кольцо (1981)
Аэлита (1983)
Зиланткон (1998)
Литературная премия губернатора Свердловской области (1999)
Литературная премия «Малая Урания» (2001)
Российская литературная премия имени А. Грина (2001)
Сигма-Ф (2002)
Литературная премии имени разведчика Н. И. Кузнецова (2003)
Премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2003)
Орден «Рыцарь фантастики» имени И. Халымбаджи (2003)
Премия «Большой Роскон» (2006)
Прочие награды и звания
Премия Ленинского комсомола (1974)
Звание Отличника народного просвещения РСФСР (1980)
Знак А.Гайдара ЦК ВЛКСМ (1983)
Нагрудный знак «Отличник погранвойск” II степени.
Медаль «300-летие Российского флота»
Почетный знак администрации Севастополя «За заслуги перед городом» (2010)
Почетный гражданин города Екатеринбурга

Библиография

Творческое наследие Владислава Крапивина очень обширно и включает помимо художественной прозы, также стихи, пьесы, эссе, очерки и статьи. Полная библиография на официальном сайте писателя.
Далее приводится список произведений в жанре крупной прозы.

Циклы произведений

Острова и капитаны
Хронометр (Остров Святой Елены) (1987)
Граната (Остров капитана Гая) (1988)
Наследники (Путь в архипелаге) (1989)
Паруса «Эспады»
Мальчик со шпагой (1975)
Бронзовый мальчик (1994)
Рыжее знамя упрямства (2006)
Великий Кристалл
Голубятня на желтой поляне (1985)
Кораблики, или «Помоги мне в пути…» (1993)
Сказки капитанов
Портфель капитана Румба (1991)
Безлюдные пространства
Бабушкин внук и его братья (1997)
Лужайки, где пляшут скворечники (2000)
Топот шахматных лошадок (2005)
Ампула Грина (2006)
Стальной волосок
Бриг «Артемида» (2008)
Гваделорка (2009)
Сказки Севки Глущенко
Трофейная банка, разбитая на дуэли (2008)

Вне циклов

Журавлёнок и молнии (1983)
Фрегат «Звенящий» (1997)
Давно закончилась осада… (2001)
Семь фунтов брамсельного ветра (2003)
Стража Лопухастых островов (2003)
Прохождение Венеры по диску солнца (2005)
Стеклянные тайны Симки Зуйка (Воздух той давней ночи; Стеклянные сказки Симки Зуйка) (2005)
Тополята (2011)

Экранизации произведений, театральные постановки

Наиболее известные экранизации:
Колыбельная для брата (СССР, 1982) реж. Виктор Волков
Трое с площади Карронад (Россия, 2008) реж. Виктор Волков
Легенда острова Двид (Россия, 2010) реж. Анарио Мамедов
Полный список на Кинопоиске.

Официальный сайт писателя: http://www.rusf.ru/vk/

Педагогическая деятельность

Владислав Крапивин, кроме писательства, много сил отдал педагогике. В 1961 году в Свердловске писатель организовал отряд «Каравелла», в который вошли дети разных возрастов, но одинаковых устремлений. Изучали журналистику, морское дело и фехтование.

Тогда в Советском Союзе не приветствовались детские организации, созданные не с ведома и не на базе школы. На этом фоне «Каравелла» выглядела угрозой системе, и потому ее несколько раз пытались закрыть.

Владислав Крапивин и его отряд «Каравелла»

Однако этого не случилось. «Каравелла» воспитала немало творцов и ученых. Да и многие герои произведений Крапивина появились только благодаря более чем 30-летней работе писателя с подростками.

В 1980-е годы в «Учительской газете» вышел цикл статей Крапивина, декларирующих главную идею педагога: детство так же ценно, как и все остальные этапы человеческой жизни. И с детьми надо дружить, потому что сотрудничество поколений, по мнению автора, – основа развития как общества, так и каждого конкретного человека.

Личная жизнь

В 1964 году Владислав Крапивин женился. С супругой Ириной Васильевной писатель вырастил двух сыновей – Павла и Алексея. Старший Павел подарил родителям двух внуков – Дарью и Петра.

Свадьба Владислава Крапивина и его жены Ирины (1964 год)

У Владислава Петровича много наград, в том числе ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и Почета. Признан почетным гражданином Екатеринбурга, Свердловской области, Тюмени. Неоднократно получал литературные премии.

С 2006 года присуждается Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина. Раз в год, 14 октября, лауреату вручается премия, диплом и памятная медаль, эскиз которой создал Владислав Крапивин.

Владислав Крапивин и его жена Ирина (2013 год)

В 2007 году писатель переехал из Екатеринбурга в Тюмень. В родном городе преподавал в университете. В 2011 году на базе литературно-краеведческого центра Тюмени открылся музей Владислава Крапивина. Осенью 2013 года писатель с женой вернулся в Екатеринбург, поближе к семье старшего сына.

Владислав Крапивин сейчас

В 2016 году именем Крапивина назвали астероида № 407243. Во «ВКонтакте» существует группа, посвященная творчеству Владислава Крапивина. Там выложены как старые, так и свежие фото писателя.

Директор Свердловской областной библиотеки для детей и юношества совместно с «Почтой России» запустила к 80-летию Владислава Крапивина акцию «Поздравь командора».

Владислав Крапивин в 2018 году

В сентябре 2018 года начнется конкурс открыток, которые нарисуют юные читатели по мотивам книг юбиляра. Открытки-победители будут доставлены писателю в день рождения.

В 2018 году, к юбилею, Владислав Крапивин мог стать почетным гражданином Севастополя, но Законодательное собрание города в июле 2018-го отклонило эту идею. Дело в том, что у севастопольского Законодательного собрания правило – присваивать звание почетного гражданина раз в три года, а в 2016 году это звание присвоили Владимиру Путину.

Цитаты

«Истина — это не вещь. С ней ничего делать не надо. Ее надо осознать, вот и все». «Два пацана скорее договорятся, чем два взрослых дядьки, потому что в мозгах не всякие дивиденды и прибыли, а еще кое-что человеческое». «- Только одному люди не научатся никогда… Сделать так, чтобы, когда человек летает, мама за него не боялась…» «Слово – удивительная вещь. Если скажешь «неудача», кисло на душе делается. А если скажешь «приключение», то сразу веселее». «Приключения — это сплошные неприятности, только про них почему-то потом интересно вспоминать…»

  • 1964 – «Звезды под дождем»
  • 1965 – «Оруженосец Кашка»
  • 1964-1966 – «Та сторона, где ветер»
  • 1966 – «Валькины друзья и паруса»
  • 1968-1970 – «Тень каравеллы»
  • 1972-1974 – «Мальчик со шпагой» (трилогия)
  • 1978 – «Колыбельная для брата»
  • 1979 – «Трое с площади Карронад»
  • 1978 – «Мушкетер и фея»
  • 1981 – «Журавленок и молнии»
  • 1982-1983 – «Голубятня на желтой поляне» (трилогия)
  • 1985 – «Оранжевый портрет с крапинками»
  • 1988-1991 – «В глубине Великого Кристалла» (цикл)
  • 1992 – «Бронзовый мальчик»
  • 1996 – «Бабушкин внук и его братья»
  • 1997 – «Фрегат «Звенящий» (роман-справочник)
  • 2000 – «Лужайки, где пляшут скворечники»
  • 2005 – «Топот шахматных лошадок»
  • 2009 – «Бабочка на штанге»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *