Вера в бога: что это?

Вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания.

Вера – это тайна и таинство. Почему один человек откликается на зов, а другой нет? Почему один, услышав слово Божие, готов принять его, а другой остается глух? Почему один, встретив Бога на своем пути, тотчас бросает все и следует за Ним, а другой отворачивается и уходит в сторону? «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною… И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна… и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за ним» (Мф. 4:18-22). В чем тайна этой готовности галилейских рыбаков, бросив все, следовать за Христом, Которого они видят впервые в жизни? И почему богатый юноша, которому Христос тоже сказал «приходи, и следуй за Мною», не откликнулся тотчас же, но «отошел с печалью» (Мф. 19:21-22)? Не в том ли причина, что те были нищими, а этот обладал «большим имением», те не имели ничего, кроме Бога, а у этого были «сокровища на земле»?

У каждого человека есть свои сокровища на земле – будь то деньги или вещи, хорошая работа или жизненное благополучие. А Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 4:3). В древних списках Евангелия от Луки еще проще и прямее: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20). Блаженны ощутившие, что они ничего не имеют в этой жизни, хотя бы и обладали многим, почувствовавшие, что никакое земное обретение не может заменить человеку Бога. Блаженны те, которые идут и продают все свое богатство, чтобы приобрести одну драгоценную жемчужину – веру (Мф. 13:45-46). Блаженны те, которые познали, что без Бога они нищие, которые возжаждали и взалкали Его всей душой, всем разумом и волей.

Слово о вере никогда не было легким для восприятия. Но в наше время люди бывают настолько поглощены проблемами земного существования, что многим просто некогда услышать это слово и задуматься о Боге. Подчас религиозность сводится к тому, что празднуют Рождество и Пасху и соблюдают еще кое-какие обряды только ради того, чтобы «не оторваться от корней», от национальных традиций. Где-то религия вдруг становится «модной», и в церковь идут, чтобы не отстать от соседа. Но главным для многих является деловая жизнь, работа. «Деловые люди» – это особая генерация людей XX века, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то «деле», бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога.

И все же, как ни парадоксально, среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений люди слышат в своем сердце таинственный Божий зов. Этот зов, может быть, не всегда отождествляется с идеей о Божестве и субъективно нередко воспринимается просто как некая неудовлетворенность, внутреннее беспокойство, поиск. И только спустя годы человек осознает, что вся его прежняя жизнь была такой неполноценной и ущербной из-за того, что в ней не было Бога, без Которого нет и не может быть полноты бытия. «Ты создал нас для Себя, – говорит блаженный Августин, – и беспокойно томится сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

Божий зов можно уподобить стреле, которой Бог, как опытный охотник, ранит душу человека. Кровоточащая и незаживающая рана заставляет душу, забыв обо всем, искать врача. Душа того, кто ощутил зов, становится одержимой горячим влечением к Богу. «И помыслы такой души, – пишет преподобный Макарий Египетский, – горят духовной любовью и неудержимой тягой ко все более славным и светлым красотам духа, томятся неудержимой любовью к небесному Жениху и… рвутся к возвышеннейшему и величайшему, чего уже больше ни словами не высказать, ни человеческим разумом не постичь… Через великие труды, усилия, долгое подвижничество и совершенную борьбу… такие души всегда восхищены небесными духовными таинствами и увлечены разнообразием Божьей красоты, в великой жажде ища лучшего и величайшего. Ибо в Божественном Духе заключена разнообразная и неисчерпаемая, неизреченная и немыслимая красота, открывающая себя достойным душам на радость и наслаждение и жизнь и утешение, чтобы чистая душа, томящаяся ежечасно сильнейшей и пламенной любовью к небесному Жениху, никогда уже более не оглядывалась на земное, но была всецело объята влечением к Нему».

(Игум. Иларион (Алфеев). «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие»)

4. Принцип видения.

Видение – это картина того, что тебя ожидает в будущем. Вера помогает человеку видеть невидимое. Для этого человек веры должен ценить то, что ценит Бог, и ненавидеть то, что ненавидит Бог. Авраам не жил только сегодняшним днём, потому что видел далеко в своём духе, имел видение от Бога. Авраам ожидал города от Бога.

«Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евреям 11:10).

Авраам видел то, что не видели другие люди. Вера меняет жизнь того человека, который внутри своего сердца носит видение от Бога. Какой ты представляешь свою жизнь через год, 5 лет, 10 лет? Что ты видишь в своём сердце? Жизнь по вере помогает человеку продвигаться вперёд и оставаться сильным, постоянно стремясь к исполнению того видения, которое Бог вложил в сердце человека. Авраам при своей жизни не увидел всего того, что Бог пообещал ему, но он ушёл с этой земли в вере.

«И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (Евр. 11:39).

Авраам не увидел всего обещанного, но своей непоколебимой верой в Бога он заложил основание праведной жизни для своих потомков. Вера способна видеть невидимое, видеть будущее. Наличие видения от Бога помогает человеку иметь чёткую цель в жизни, правильно планировать своё время и использовать предоставляемые ему ресурсы для исполнения своего призвания от Бога.

Человек веры посвящает себя тому, что больше его самого и его возможностей, потому что полагается на Всемогущего Бога. Человек веры творит дела, которые несут благословения другим не только при его жизни, но и после его ухода с этой земли. Если человек уже ничего не ждёт от жизни, то, по сути, он ходячий мертвец. Жизнь без видения, без цели – это мрачная жизнь. Но, именно вера помогает нам получить видение от Бога и двигаться к исполнению этого видения. Важно помнить, что каждый человек имеет определённое место и определённое призвание в Царстве Божьем. Каждый человек, который желает угодить Богу своей жизнью, увидит своё место в том, что творит Бог, и будет двигаться в направлении исполнения Божьей воли. Человек веры постоянно изучает Слово Божье и подчиняется этому Слову, позволяя Богу говорить, исправлять и учить. Авраам видел далеко вперед в своём духе. Авраам видел город Иерусалим, Основателем которого является Бог. Иерусалим — это народ Бога Живого, это Божья Церковь. Авраам не только видел в духе этот город, но стремился к нему. Подобным образом поступал и Моисей, посчитав следование за Богом большим богатством, нежели пребывание в роскоши Египта.

«Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр. 11:24-26).

Моисей оставил всё, что считалось великим среди людей этого мира, избрав ценности Бога и угождение Ему. Главным сокровищем Моисея был Бог, а не временные греховные наслаждения. Моисей смотрел на воздаяние от Бога, потому что носил внутри себя видения от Него. Человек веры видит то, что другие люди не видят. Вера видит богатство в том, в чём другие люди не видят ничего хорошего. Вера помогает человеку одержать победу над страхом. Моисей, будучи человеком веры, перестал бояться фараона и его гнева, но остался до конца в вере и исполнил своё призвание от Бога.

Страницы: 1 2 3 4 5

С чем связана предложенная поправка в Конституцию, упоминающая Бога?

Роман Лункин: Думаю, что поправка, связанная с упоминанием веры в Бога, сегодня очень своевременна. Как с точки зрения общего духа Конституции, так и с точки зрения исторической правды и справедливости, о которой сегодня многие говорят, и прежде всего патриарх. Патриарх Кирилл не мотивировал поправку ссылкой на ее историческую справедливость, но в этом, конечно, есть большая доля уважения и отдания памяти верующим, претерпевшим репрессии и гонения в советский период.

Я думаю, что упоминание Бога и веры в Бога в Конституции — это также символ изменения нашего отношения к вере и религии, безусловная констатация ее большой роли и значения в жизни наших сограждан. Степень значимости поправки для разных людей разная, для кого-то она имеет практическое значение, для кого-то патриотическое и культурное, но это совершенно нормально в столь разнообразном обществе, как российское.

Инициативу патриарха поддержали представители всех религий и конфессий в России?

Роман Лункин: Да, буквально всех. Потому что прошло собрание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета, принявших коммюнике о том, что все традиционные исторические религии и конфессии России, присутствующие на территории нашей страны, — православные, протестанты, католики, Армянская апостольская церковь и многие другие — поддерживают инициативу патриарха. Широкая формулировка поправки не устанавливает примата никакой одной религии и монополии никакой идеологии. Вера в Бога стоит в одном ряду с памятью предков и их идеалами, то есть вставлена в общегуманистический контекст, что, с моей точки зрения, вполне должно удовлетворить и тех, кто считает себя либо атеистами, либо агностиками, либо общими гуманистами, не веря в какого-то определенного Бога.

Светскому характеру государства ничего не грозит?

Роман Лункин: Конечно, нет. Претензии по поводу якобы нарушения светского характера государства ни на чем не основаны и, в общем, смешны. Дело в том, что светскость в разных европейских государствах принимает разные формы. Во Франции она, например, связана с вытеснением религии и религиозных символов из общественной жизни и публичного пространства вообще. Но в Конституциях многих других стран, а также в законах о религиях спокойно провозглашается значение какой-то, исторической для этой страны, религии или конфессии. Как, например, значение православия в Греции, католицизма в Италии и в Польше. В венгерской конституции провозглашается приверженность христианству и ответственность перед Богом, но конфессии не указываются, потому что в Венгрии две главные конфессии — это Католическая и Реформатская церковь.

Есть моменты, когда нужно произносить простые и внятные истины и фиксировать их, не поддаваясь на призывы циников расшатывать основы государства

Во многих странах не боятся упоминания веры в Бога в конституциях?

Роман Лункин: В европейских странах точно не боятся. В конституции Ирландии и в конституции Греции прямо говорится о христианской вере и о Святой Троице, о том, что народ руководствуется верой в Святую Троицу. При этом принцип светскости проявляется в том, как государство относится к религиозным организациям, как соблюдается религиозное законодательство, как держится определенный нейтралитет государства — уже на местном уровне — по отношению к религиозным организациям. С нынешними изменениями в Конституцию России какие-либо угрозы светскому характеру государства не возникают, светский характер государства это никак не изменит. И никак радикально не трансформирует отношения церкви и государства в России.

Мнения

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. Горького:

— Я полностью и безоговорочно поддерживаю и считаю крайне важной и необходимой поправку, упоминающую Бога. Это не просто какая-то политическая дань истории, предкам, но декларация нашего духовного устремления. Декларация того, что у нации есть ценности выше материальных. Присутствие Бога в Основном Законе нашей страны показывает силу и духовность нашей нации. Ничего другого, кроме выбора между идеализмом и материализмом, между верой и безверием, придумать нельзя. Есть моменты, когда нужно произносить очень простые и внятные истины и фиксировать их, не поддаваясь на призывы циников расшатывать основы не только государства, но и самого мышления.

Александр Шолохов, депутат Государственной Думы:

— Упоминание Бога в Конституции точно не несет никакого вреда ничему, в том числе и светскому характеру государства. Но, следуя старой восточной мудрости «сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет», стоит задаться вопросом: изменится ли что-то от упоминания Бога в Конституции в нас самих, в обществе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *