Вертеп, что это?

В Европе по сей день существует многовековая традиция на Рождество в доме ставить вертеп. Кто-то его покупает в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В России вертепы был популярны до революции. С 1917 года, когда началась антирелигиозная пропаганда, первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто и активно заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Последние двадцать лет возрожденная вертепная драма пользуется широкой популярностью.
Ее ставят профессионалы и любители, на большой сцене и дома — для домочадцев. Однако вертеп вертепу рознь…

Что такое вертеп?

Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве, в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.
В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль.

Но каким бы ни был вертеп — статичным, механическим, живым — для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру.

Вертеп В. Новацкого

Что представляет собой рождественский вертеп?

Вертеп – изящная инсценировка рождения младенца, воспроизведена в деталях. Скульптура изображает часть маленькой пещеры с хлевом и три главные фигуры святой семьи – Иисуса, Деву Марию и Иосифа.

Святая история — настоящее чудо. Её нужно обязательно рассказывать в кругу семьи, особенно детям накануне Рождества.

Композицию рождественский вертеп ставят в гостиной, детской, на праздничный стол. Дети благоговейно глядят на фигурки, переставляют их, вспоминают историю из Библии. Рождество наполняется истинным смыслом, превращается в чудесный, светлый праздник.

Какие персонажи ещё могут присутствовать в вертепе?

  • Ослик и вол. Эти животные находились рядом. Они дышали и согревали младенца тёплым воздухом.
  • Овцы и пастухи. Один пастух держит ягнёнка, символизирующего Агнца Божия, на руках.
  • Волхвы. Три волхва пришли в вертеп поклониться Иисусу Христу, накануне его рождения.
  • Ангелы. Благую весть, что у Святой Девы Марии родится Спаситель, принёс архангел Гавриил.

Рождественские фигурки для вертепа ставят внутрь двухъярусного ящичка. Верхний ярус — небесное пространство, нижний – земная жизнь. Младенец Иисус Христос сошёл с небес на землю. Поэтому действие разворачивается в нижнем ярусе, который символизирует пещеру, где родился Спаситель. Внутри его оклеивают белой бумагой или заячьей шкуркой. Над пещерой вешают рождественскую звезду.

Рождественские фигурки можно поставить не только дома. Они будут уместны в детском саду, школе, библиотеке, музее, кукольном театре. Можно сделать сюжетную рождественскую композицию в офисе, холле отеля, украсить витрину магазина. Люди не смогут пройти мимо, обязательно задержаться, чтобы получше рассмотреть.

Устройте себе и родным настоящий праздник

Сегодня купить рождественский вертеп оптом или в розницу может каждый желающий, а всего 50 лет назад их изготовляли только на заказ, и в свободной продаже этих изделий не было. Поэтому вы можете выбрать рождественское украшение в интернет-магазине «Флорамакс» на любой вкус, по доступной цене, с оперативной доставкой в свой город.

Выбирая любую скульптуру вертепа, вы приобретаете маленькое произведение искусства, которое внесёт уют и гармонию в ваш дом, придаст особого настроения всей семье. Даже самый маленький по размерам вертеп будет свидетельствовать о великом событии, когда-то изменившем мир.

Предлагаемые нами изделия прочные, долговечные, экологически чистые. Их можно использовать не один год, добавляя новые фигурки и меняя сцены в соответствии со своим вкусом. Украшая хвойными, декоративными ветками, новогодними украшениями, оригинальными подсвечниками и фигурными свечами.

В магазине «Floramax» собраны удивительные интерьерные украшения, которые сделают любое помещение ярким и красочным в канун Рождества.

В нашей жизни есть особые светлые семейные праздники. Пусть ваши дети смотрят на рождественский вертеп и всегда помнят о Святой ночи, когда родился Спаситель!

Фигурки для рождественского Вертепа испанцы выполняют вручную, из разных материалов

Чаще: из дерева, гипса, глины, воска, картона, папье-маше и соломы. По традиции, почти все фигурки изготавливают вручную. В Испании популярно даже выращивать специальный мелкий мох, декоративные деревья и кусты для создания более натуральных и экологических композиций, которые продают потом на рождественских ярмарках.

В любом испанском городке на праздничной ярмарке можно найти как готовые Вертепные композиции, так и фигурки любого вида для создания настольных композиций самостоятельно. Традиционные рождественские ярмарки просто усыпаны этими интерьерными деталями. По обычаю, каждая фигурка аккуратно раскрашивается вручную. Помимо человеческих персонажей, среди таких фигурок можно найти животных, игрушечную мебель ручной работы, декоративную глиняную посуду, угощения, декоративные деревянно-каменные домики с соломенными крышами, мини-деревья ручной работы и даже средневековые фонтанчики, выложенные камнем того же размера. Глаза разбегаются, когда видишь весь ассортимент таких уникальных тонко выполненных произведений.

Belén en España (foto: fenix.today)

Рождественские вертепы в Испании популярны в виде композиций и театральных беленов

..или рождественский Вертепный театр, а также живые Вертепы (или живые Белены). Театральные Белены для самых маленьких испанцы устраивают в виде сцен с куклами-марионетками. Для зрителей постарше — роль персонажей исполняют люди в живых Вертепах.

Среди обязательных персонажей в этих сценах выступают фигуры: Иисуса Христа, Девы Марии и Святого Иосифа. Часто в сцены включают фигуры животных, особенно — вола и осла, которые, по раннему христианскому писанию, своим телом согревали рожденного младенца. А также фигуры Трех Царей, они же — Три Волхва или Три Королевских Мага (исп.: Los Tres Reyes Magos): Бальтазар, Каспар и Мельхиор. Согласно западно-европейскому евангельскому писанию, Три Волхва принесли дары рожденному младенцу Иисусу Христу.

Belén Los Tres Reyes Magos (foto: fenix.today)

Это произошло в День Богоявления — 6 января, который считается еще одним официальным праздником католической церкви. В Испании, по древней традиции и по примеру библейского события в этот день, помимо праздника Рождества и светского Нового Года, детям тоже дарят подарки — дары.

Стоит отметить, что рождественские вертепы в Испании столь же популярны, как и в остальной католической Европе. Однако в Испании к данной традиции относятся с особой щепетильностью и педантичностью, что вызывает восхищение.

История вертепа

Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп — одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.
Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем —1591 год.

Театр «Бродячий вертеп»

К XVII веку механические вертепы стали популярны по всей Европе и, конечно же, в России. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали.
Вплоть до конца XIX в. вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с сюжетом из Священной Истории в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом.

Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского посвятил свою деятельность восстановлению традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам, выявляя характерные особенности, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал классическим образцом. Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки.) Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косою? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева. Голова прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Ангел. Вертеп В. Новацкого

Как устроен вертеп?

Вертеп — двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась.
Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью, в них последние строго ориентировались на иконы, иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Театр «Бродячий вертеп»

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет, повествующей о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва, рассказывающие о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду» (тот боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К Ироду приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер 31:15, Мф 2:18). Ангел утешает Рахиль. К Ироду приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.
Как пишет Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Рахиль. Вертеп В. Новацкого

Где посмотреть?

В самом центре Москвы, на Варварке, находится музей «Кукольный дом». Это на самом деле дом, в котором куклы чувствуют себя свободно. Они сидят лежат, летают, танцуют и пьют чай, играют на музыкальных инструментах, — словом, обитают где им угодно и удобно, не будучи скованными стеклом витрины.

Кукольный музей был открыт в 1992 году Ольгой Окуджавой, которая собрала в своем «Доме» весьма пестрое население: куклы от античных до антикварных, от магазинных до авторских, а также куклы-артисты, время от времени играющие для посетителей музея небольшие спектакли. Именно к последнему семейству — кукол театральных — принадлежат вертепные герои.

Традиции праздновать Новогодние и Рождественские вечера в «Кукольном доме» уже более 15 лет. В музее находится один из вертепов Виктора Новацкого и огромный чемодан, в котором хранятся до Рождества кукольные герои. Ведь вертеп Новацкого — больше, чем музейный экспонат. Каждый год Рождественский спектакль исполняют ученики фольклориста, семейная пара Владимир Плоских и Наталья Маркова. Напевно, как церковную молитву, рассказывают они перед детьми библейскую историю. Как говорит сотрудница музея Наталья Жаворонкова, больше двух актеров управлять куклами не смогут, ведь театр крохотный. Хотя в старину бывало, что в представлении участвовала вся семья: отец управлял куклами, мать подпевала, а дети создавали шумовые эффекты.

И хотя музею сравнительно немного лет, многие его посетители, как говорит Наталья, выросли на этих спектаклях. Впервые пришли маленькими детьми и были так впечатлены, что смотрят вертеп из года в год. Даже повзрослев, не разочаровываются.

Конечно, кто-то может возразить: разве поверит взрослый — кукле? Но Наталья уверена, что секрет вертепа в том, что это не обычный кукольный театр. «Нельзя сказать, для кого разыгрывается рождественское действо — для детей или для взрослых, — рассуждает экскурсовод. — Оно универсально. Его завороженно смотрят и те, и другие. И хотя драма идет от силы минут 15-20, но находящемуся в зале кажется, что посмотрел полноценный спектакль, а не короткую рождественскую сценку. Да и привлекает вертепное действо не только воцерковленных детей. Как раз наоборот, в большинстве своем наши зрители — люди от церкви далекие. Часто приглашаем на спектакли детдомовцев, — говорит Наталья. — Однажды к нам пришли мама с ребенком, которые не то что о вертепе, о Рождестве Христовом имели весьма смутные представления. Для них этот спектакль стал настоящим открытием. И вновь семья пришла к нам ровно через год».

Фото Владимира ЕШТОКИНА
Редакция благодарит музей «Кукольный дом» за помощь в подготовке материала.

Авторка вертепного сценарію Надія Марчук родом із Чернігівщини. Вона — авторка багатьох поетичних збірок, а також дитячої фантастично-пригодницької повісті «Пригоди Дзвінки та Данилка». Надія Марчук — длипломантка конкурсу «Коронація слова» і авторка інших цікавих драматичних творів.

Пастух 1.

Туман в долині. Мерехтить трава
У світлі місяця. А ми… пасемо вівці.
І раптом… час неначе завмира.
І раптом… Небо прокладає Зірці
Одній-єдиній шлях… на наш вертеп.
І застигає нерухомо степ.

. .

Пастух 2.

Не чутно й звуку. Тиша, тиша, тиша…
Зоря спалахує, мов сотні тисяч зір,
І враз… почули – немовля десь дише,
І час потік мов свіжий вітер з гір.
Все ожило, наш світ за мить воскрес!
І світлий ангел нам явивсь з небес!

Ангел.

Не бійтеся мене ви, добрі люди!
Я посланий вам сповістить про чудо:
Свята Марія-діва народила
Сьогодні у вертепі вашім Сина!
То не проста собі людська дитина,
То Божий Син, вам посланий, як диво!
Хто в це повірить, не помре, не згине!
Тут – Божий Син, він захистить людину!

Пастух 1.

Оце так вість! Благая звістка нині
У нашій пролунала Палестині!

Пастух 2.

Змінився світ лиш за єдину мить –
Бо ж Божий син у тій кошарі спить!

З’являються царі.

Цар 1.

Вітаємо, панове, ми до вас
Так довго пробиралися – крізь час,
Що ніби зупинився на хвилину…

Цар 2.

Шукали ми народжену дитину,
Яка змінити може світ жорстокий.

Цар 3.

Шукали ми дитину – сина Бога!
Нового світу нового царя!

З’являються Ірод та його воїн.

Ірод.

Оце-то так! Про що тут чую я?
Який ще цар? Тут лише я царюю,
І буду правити ще точно років сто!
А всіх дітей на частки пошматую!
Точніше, майже всіх я погубив,
Де ще дитя? Де, типу, Божий Син?

Цар 1.

Який ти цар, якщо такий немудрий?

Цар 2.

Не може цар жорстоким буть таким.

Цар 3.

Ти хочеш вище Бога, мабуть, бути?

Ангел.

Ти, Іроде, не спиниш рух віків!
Іди, шукай, нікого не знайдеш,
Не тим шляхом ти по життю ідеш!

Ірод.

Тим чи не тим – я цар! Я цар тут! Я!
Ходімо, воїне! Шукай те немовля!

Воїн.

Так-так, зрозумів наказ!
Усіх я знищу ворогів нараз!
Нам, воїнам, не варто розмишляти,
На те ми – армія! Вбивати, то вбивати!

Хочуть іти в бік кошари, але Ангел перетинає шлях помахом крила, вони ніби натикаються на невидиму стіну та йдуть в інший бік. Пастухи та царі сміються.

Пастух 1.

Пішли собі! Спіткнулись об крило!

Пастух 2.

І в інший бік їх зовсім повело!

Ангел.

Марії та Іосифу тепер
Втікати треба хутко до Єгипту.
Я проведу. Там виросте малий,
Допоки Ірод тут не втратить силу.

Пастух 1.

На нього жде відплата та могила…

Пастух 2.

За кров невинних, за дитячу кров!

Ангел

Бог цьому світу дарував свободу,
Сама людина шлях свій обирає,
Але тепер на цьому небозводі
Для кожного ця диво-зірка сяє.
Людина вже тепер не одинока,
Є захист Світла для людського Духу –
Це Божий Син, правдиве боже Слово
І та Любов, яка світами руха!

Звучить пісня (колядка).

Сучасна Україна:

Українці:

1. Могутній Дух Різдва над обрієм витає,
І зло втіка сьогодні від Землі…

2. А в Україні ще війна триває…
Коли ж кінець настане тій війні?!

Входять 2 росіянина та дві рашистки-ватниці (чи ватники).

Росіяни:

1. Ой, боюсь, боюсь, боюсь
Я за Родіну – за Русь,
Всі нас хочуть побєдіть,
Всю Рассєю захватіть!

2. НАТО лиш яке страшне,
Нас з Росії прожене,
Зробить росіян рабами,
Наводнить страну гробами.

1. І Америка страшна,
Чую, буде нам война!
Гахнуть бомбу на Кремля –
Зникне руськая земля.

Щоб Росію защитить,
Треба нам усіх… побить:
І чеченців, і грузин,
І сірійців, і хохлів!

1. О, хохлів – то перше діло,
Відділитися посміли,
От нахаби – ну і ну,
Об’являєм їм войну!

Ватники (ватниці) з «ЛНР-ДНР»:

1. Путін, батюшка, спаси,
Руський мір нам принеси!
Хочем на Вкраїні жить
І по-руськи говорить!

2. Нам бандерівський язик
Несподручненько учить.
Автомати краще взять
І хохлов перестрілять!

1. Може, й СССР верни —
Шоб були усі равни,
Шоб зарплату получать,
І на водку витрачать.

2. Бо зачєм нужна свобода
Для нормального народа?
Ми привиклі в рабствє жить,
Дєлу Лєніна служить!

Заходить Ірод з елементами військової форми російської армії.

Ірод.

Я расєйській генерал
Ваши просьби услихал!
В магазини воєнторга
Я направіл вам без торга
Пушки, танки, БТРи –
Защіщайтє Де-не-ери!

Українці (можливо, воїни):

1. Ах ти ж, Іроде проклятий!
Чом заперся в нашу хату?

2. Зійдемось з тобою в герці,
Завдамо тобі ми перцю!

Ірод.

Как посмєлі? Вєдь Москва
Всєх всєгда сільнєй била!
Как ракету запущу –
В пєпєл всєх вас прєвращу!
У мєня єсть ультиматум –
Забіраю вашу хату!
І Амєрікє нє смєть,
Санкцій протів нас імєть!
Всє ущерби возмєстіть
І Расєю накорміть!

Ангел.

Геть, Іроде! Цей край я захищаю,
Бо іншого такого тут не знаю,
Щоб так боровся за свою свободу,
Щоб силу мав таку свого народу!

Смерть.

А ось і я! Ходіть сюди, рашисти!
Ти, Іроде, ходи, ходи сюди!

Ватниці:

Ой, вибачте, попутав нас нечистий!

Росіяни:

Ми пєрєдумалі за Іродом ідті!

(Втікають)

Ірод.

Куда ж ви всє! А я? А воєвать?
Росію Украіной прікривать?

Смерть.

Та годі вже, уже навоювався!
Тепер мені навіки ти дістався!

Смерть виводить їх (відводить на край сцени).

Українці:

1. Уже не раз в історії було,
Що іроди хотіли панувати…

2. Виморювали голодом село,
І забирали комуняки хати.

3. Вивозили в Сибір, у табори…
Цвіт нації розстрілювали ви,

4. І завжди сатанинські лицеміри
Кричали, що одної з нами віри.

5. Що братній, мов, народ,
Що кров – одна…
А кров – такою різною була.

6. Бо нашою полита Україна,
І з неї, мабуть, і росте калина.

А ваша кров холодна, наче лід,
І проклятий давно увесь ваш рід…

8. Могутній Дух Різдва у душі проникає,
І тане сила Зла, і Радість настає!

9. Син Божий народивсь – Зоря на небі сяє,
Надію на безсмертя нам дає!

Вірш одному виконавцю:

Усе так просто – народився Син,
І Матір Божа… усміхнулась Сину.
І світ безмежний усміхнувся з ними,
І небокрай над світом заяснів
Надіями, що більше не загине
Планета ця, заселена людьми…
Спурхнуло радісно на гілку білченя,
І птахи зацвірінькали щасливо,
І розцвіла оновлена Земля,
І самоти позбулася людина –
Ми не самі тепер у всіх тривогах
У холоді космічних зим живем,
Перед стозоряним обличчям Бога,
Заступник у людини є тепер!
Усе так просто – народився Син,
І Матір Божа… усміхнулась Сину.
І в цю священну зоряну годину,
Ми народилися, щоб завжди бути з Ним!

Різдвяна пісня.

Заходять депутати-корупціонери. Вони трохи п’яні й не помічають люду навколо.

Депутат 1:

В небі канарєєчка літає,
І співає прямо в горизонт,

Депутат 2.

А ми на Канарах погуляєм,
В цьому все життя й весь наш резон!

Депутат 1.

Ми у Раді, вродє, депутати,
Та робота – то – не наш коньок.

Депутат2.

Главне, щоб за нашії мандати
Гроші ніс народ обичний в срок!

Депутат 1.

Щоб усе у нас було, як надо,
Візьмемо мільйони ми грошви!

Депутат 2.

Гроші нам отрада і награда,
Бо і в Раду ми за них пройшли!

Українці:

1. А що це ви тут мелете, панове?
Ви хвалитесь, що гроші крадете?
Що обібрали Україну знову?

Депутат 1. Ми обібрали? Та коли ж, та де?

Депутати 2. Та то ми так – слєгка пошуткували.

Депутат 1. Ми дуже чесні люди, то є факт!

Депутат 2. Ось, Декларації свої позаповняли…

(дістає довгий папірець, читає)

Що тут у мене є… ага, то так:
Всього лиш сто мільйонів на рахунку,
І триста під подушкою у клунку…

(Розводить руками – типу: ну що ж там такого…)

Депутат 2.

(Нехотя дістає з кишені свою Декларацію – вона розгортається й сягає підлоги).

Є у мене… сто квартир, сто машин і сто картин.
Ну такий вже я один, що накупував картин!
Бо люблю іскуство дуже – до грошей мені ж байдуже!
Все я чесно заробив, на роботу я ходив:
Доки в Раду не обрали – з кумом… салом торгували,
Десь так… місяць потовклись,
Ну, і в Раду подались!

Українці:

2. А щоб з такою чесністю
Вас та й поїли пранці!
Бо не обранці ви,
А справжні обібранці!

3. В країні зараз, знаєте ж,
Така війна триває!
А вам аби лиш вкрасти,
Й цьому кінця немає!

4. Та хоч би ви й не крали,
А й справді заробили,
То як могли не дати
Хоча би десятину?
Звитяжному солдату,
Що захища країну,
На зброю, їжу, одяг –
Хоча би десятину?

Депутат 1.

Як віддам я десятину?
Тож мої усі картини?

Депутат 2.

Тож годинники мої,
Як без них тепер мені?

Депутат 1.

Як без десяти машин?

Депутат 2.

Як без десяти квартир?

Українці:

5. Немає на вас ради,
Як тільки гнати з Ради!
Тож просимо ми разом
Святого Миколая,
Нехай він з України
Вас геть позабирає!

6. Аби ж у його торбу змогли таки улізти
Усі наші бандити, усі сепаратисти,
А також комуністи
Та москалі прокляті –
Щось дуже розвелося
Таке сміття у хаті!

7. Зав’язати торбу дротом,
Миколая ми благаєм,
Та винести ту гидоту
Геть з нашого краю!

(5-7 – дещо видозмінені вірші Соломії Українець).

Різдвяна пісня.

Українці:

1.Україна так довго чекала на волю,
На єднання земель, на єднання людей,
На омріяну світлу заслужену долю,
Але й досі за це боротьба тут іде.

2.Досі крадуть останні нитки з вишиванок,
І стирають слова з українських пісень…
І лягають карпатські ліси під рубанок,
І злочинці на ніч перетворюють день.

3.Досі телеекрани російською мовлять:
Гумористи російські й російське кіно…
Ще чужинські попи людські тут душі ловлять,
Й загратовують правду за гроші в судах все одно…

4.Україну бійці захищають в окопах,
Україну вбивають у владних рядах,
Але стверджуєм ми: Україна – Європа!
І в ній буде порядок і гідне життя!

Вірш на фінал:

Та що б там на планеті не було –
Одне завжди священне і незмінне:
Щороку ми святкуємо Різдво,
Народження Христа, початок віри.
Ми віримо! І ангели до нас
Летять, летять – допомагають жити,
Христа славімо нині й повсякчас,
І темні сили мають відступити!
Христос – це Правда світу, це Любов,
Добро, яке завжди перемагає,
Відкриєм душі сяйву Зірки знов:
Кінечна Смерть. Життя ж – кінця не має!

Общество 7 Янв 11:41
Фото: Дмитрий Рогулин / «Городские вести»

Мероприятия пройдут на севере и юге областной столицы.

Сегодня, во вторник, 7 января, в районах Волгограда устроят рождественские гулянья. Как сообщили «Городским вестям» в пресс-службе мэрии города-героя, в честь светлого праздника в Советском районе пройдет премьера сказки «Капризная принцесса». Детский спектакль покажут в 14.00 в Доме культуры поселка Горьковский. Представление подготовили при участии прихода Храма святой равноапостольной княгини Ольги.

А в 17.00 жителей Кировского и Тракторозаводского районов ждут интересные уличные мероприятия. На юге Волгограда муниципальное учреждение ДК «Патриот» подготовило программу «Рождественская карусель». Гостей ждут на главной площади ЖК «Санаторный» (улица Санаторная, 2). Посетителей встретят ряженые, коробейники и скоморохи. Все желающие смогут попробовать свои силы в исполнении рождественских колядок, а также поучаствовать в традиционных гаданиях и играх.

На площади Аттракционов в микрорайоне Спартановка сегодня тоже будет весело – здесь пройдет шоу-программа «Волшебный пульт Деда Мороза». Малышей ждет новогодняя постановка и знакомство с новыми друзьями: гигантской Снежинкой и большим белым Мишкой. Кроме того, для гостей всех возрастов устроят праздничный концерт.

Поделиться читайте нас в Яндекс-новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *