Водосвятный молебен

В богослужебной практике Православной Церкви есть такое понятие, как требы. Это небольшое по объему Богослужение, совершаемое по просьбе (потребности) прихожан. К требам относятся молебны – особые службы Господу, Богоматери, ангелам и святым, во время которых молятся о здравии православных христиан. Молебны совершают как отдельное Богослужение до или после Литургии, а также в любые другие дни.

Молебны бывают: Спасителю, Богоматери перед различными Ее иконами, ангелам и святым угодникам Божиим. Также по цели обращения молебны бывают: благодарственные, о болящих, о путешествующих, перед началом учебного года и т.д.

Все это разнообразие молебнов можно разделить на группы:

  • Благодарственные
  • Просительные
  • Молебны с водосвятием
  • Молебны с акафистом
  • Молебны с крестным ходом

При этом на водосвятном молебне может также читаться акафист. Молебен с крестным ходом служится, как правило, в дни престольных и других храмовых праздников.

Что такое водосвятный молебен

Молебен с водосвятием отличается от обычного тем, что на нём священник освящает воду. Такой молебен обычно служат в дни больших или храмовых праздников, а также особо чтимых святых до или после Божественной Литургии.

Если недалеко от храма или монастыря имеется источник, молебен с водосвятием часто служат там. В особых случаях (обычно это тяжёлая болезнь) водосвятный молебен можно отслужить и дома по согласованию со священником.

На водосвятном молебне вода освящается малым чином. В отличие от Великого освящения воды, которое совершается только два раза в году,18 и 19 января, то есть в Крещенский сочельник и на сам праздник Крещения Господня. Интересно, но чин малого освящения воды ничуть не короче великого, а скорее наоборот. Одно из отличий в том, что на Крещение благословляется «все водное естество», а во время водосвятного молебна только та вода, в которую священник погружает Крест.

Заказать молебен с водосвятием можно любому святому. В Русской Церкви наиболее популярны молебны перед иконами Божией Матери Владимирская, Иверская, Неупиваемая Чаша, Всецарица; святителю Николаю Чудотворцу, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, Пантелеимону Целителю, Луке Войно-Ясенецкому.

На некоторых приходах или в монастырях есть традиция регулярно служить водосвятные молебны, как правило, по субботам или воскресеньям. Вода, освященная на таком молебне, стоит потом всю неделю в большой бочке в храме, ее прихожане пьют и набирают домой.

Часто требы служат святому, в честь которого освящен храм или его предел. Молебны могут быть как простительные: о здравии, о путешествующих, на всякое доброе дело, так и благодарственные.

Как написать записку в храме

На молебен принято подавать записки только о здравии. Вверху записки как обычно рисуют крест. Православный крест бывает четырех, шести- и восьмиконечный.

Кроме обычного заголовка «о здравии» пишут «молебен» и кому он служится. Часто берутся традиционные распечатанные бланки записок, а уточнения записывают от руки.

  • На молебне, так же как на Литургии, можно молиться только о крещеных православных христианах.
  • Имена нужно писать в полном формате, в родительном падеже: Анны, Виктора, мл. Александра и т.д.
  • Также, как и в обычной записке, уточняют возраст человека: до 7 лет – младенцы, от 7 до 14 – отрок, отроковица.
  • Указывают духовный сан: иерей – иер.; протоиерей – протоиер.; инок (инокиня) – ин.; игумен (игумения) – игум. Иоанна, архим. Анатолия и т.д.

Краткое последование молебна с водосвятием

На середину храма или часовни ставят стол, на который ставят чашу с водой для освящения, кладут Евангелие и Крест. Также на стол ставят ёмкости с водой, принесенные прихожанами. Не стоит приносить на освящение воду в бутылках с узким горлышком, т.к. иерей не сможет опустить туда Крест, как положено по Уставу.

Молебен начинается с традиционного возгласа иерея: «Благословен Бог наш…». Затем поют молитву Святому Духу «Царю Небесный». На великой ектении добавляют особые прошения: благодарственные, просительные, о благополучном путешествии и т.д. в зависимости от цели молебна. Также на молебне поются тропари и припевы (краткие молитвенные обращения ко Господу, Божией Матери, Ангелам и святым).

Записки, которые вы подали на молебен, будут читаться во время сугубой ектении после чтения Евангелия.

Чин малого водоосвящения заключается в следующем:

Священник произносит великую ектению, к которой добавляют особые прошения об освящении воды, даровании ей благодатных свойств.

Затем священник читает особую молитву:

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

Потом священник берёт Крест распятием к себе, опускает его основание в воду и делает крестообразное движение, а после опускает в сосуд с водой весь Крест. При этом иерей поет первую строчку тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя», а хор продолжает: «И благослови достояние Твое..». Так повторяется три раза.

Потом священник окропляет святой водой молящихся и весь храм под пение хором тропарей: «Твоих даров», «Источник исцелений» и т.д.

Затем произносится сугубая ектения и отпуст. Если служился благодарственный молебен, то в конце поется «Слава в вышних Богу» или «Тебе Бога хвалим». Традиционно молящиеся после молебна прикладываются к мощам, иконе святого, которому служили молебен, или чтимой иконе. При этом хор поет «Величание».

Как заказать водосвятный молебен

Водосвятный молебен заказывают довольно редко. В некоторых храмах есть традиция служить молебен с водосвятием каждую неделю. Также водосвятием молебен служится на престольный праздник храма, а также в дни памяти некоторых угодников Божиих.

Но это не значит, что нельзя заказать водосвятный молебен при необходимости. Только сделать это нужно заранее, придя в храм и обратившись в церковную лавку («за ящик»). В особых случаях разрешается служить этот чин дома или на улице. Например, молебен от грызунов, которые вредят посевам.

Как обращаться со святой водой

Итак, молебен закончился и прихожане получили по баночке освящённой воды. Что делать с ней дальше? Как хранить, когда употреблять?

Хранить святую воду нужно в чистой стеклянной банке с крышкой или в специальном сосуде, который продается в церковных лавках.

Натощак, то есть до приема пищи, пьют только Крещенскую воду. Воду же с обычного молебна можно употреблять в течение дня, кропить ей дом, людей, домашний скот, добавлять в пищу.

Но нельзя окроплять святой водой нечистые места. Только однажды в году, в день праздника Крещения Господня окропляют все места без исключения.

Святой водой нельзя пользоваться для проведения магических обрядов. Многие колдуны используют святую воду в своих целях и этим оскверняют ее.

Не стоит хранить святую воду вместе с продуктами и бытовыми вещами. Выделите для нее отдельное место где-то в красном углу.

Пить святую воду нужно с благоговением и молитвой о том, чтобы Господь освятил наши мысли и чувства, исцелил душевные и телесные болезни и дал нам силы жить по Его святым заповедям.

Молитва перед принятием святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Заказать молебен

РЯДОВОЕ ВРЕМЯ

* * *

Новая группа по подготовке к принятию Таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии, а также принятию в полное общение с Католической Церковью продолжит собираться по средам в 19:15 после вечерней св. Мессы в сентябре. Приглашаем тех, кто желает больше узнать о христианском католическом вероучении и жизни Церкви.

* * *

Страничка католиков Ижевска

* * *

Студия «КАНА» совместно с агентством Rome Reports представляет еженедельные новости из Ватикана для России:
ROME REPORTS для России

* * *

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Сайт Апостольского Престола Сайт Архиепархии Божией Матери в Москве Вечерняя католическая газета — Издание Информационной службы Архиепархии РАДИО ВАТИКАНА КАНА — Сибирское Католическое Телевидение Gaudete — взгляд на мир глазами взрослого христианина K-store — католический интернет-магазин ἀπολογία 3МС — трехминутный катехизис: просто о сложном Катехизис Католической Церкви (pdf) Компендиум Катехизиса Католической Церкви (pdf) Документы Второго Ватиканского Собора (pdf) МОЛИТВЕННЫЙ РОДНИК ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА Волконский А., свящ. Католичество и Священное Предание Востока (pdf) Вудс Т. Как Католическая Церковь создала западную цивилизацию (pdf)

Это место издавна считалось Святым, здесь когда то было явлена икона Казанской Божией матери. Более того, здесь даже хотели построить монастырь, но произошедшая революция разрушила эти планы. Именно сюда пришел в 1924 году старец Иоанн (Афанасьев) и его наставник схиигумен Дорофей. Позднее к ним присоединился еще один монах Иван(фамилию его и откуда он родом никто и не знал).
Отшельники построили подземный храм, вырыли кельи и проводили жизнь в молитве. По преданию в лесу они нашли большой валун, на котором отшельники молились стоя на коленях ,по очереди меняя друг друга. Так они повторяли подвиг тысячедневного стояния Серафима Саровского.
Но и здесь отшельникам не давали покоя воинствующие коммунисты. На скит в 1928 году начались облавы. Некоторое время монахам удавалось убегать через потайной ход в келье, но в конце концов старец Дорофей и Иван Безымянный решают уйти в Хвалынский район, где их следы и теряются. Иван Павлович остался один и продолжил молитвенный подвиг. Комсомольцы выследили его, поймали, избили и повесили на березе. Когда они ушли, старца с дерева снял местный житель, уже не надеясь, что тот жив, но Иоанн не только выжил, но продолжил молиться за души истязателей. И всё же его арестовали и сослали на долгие годы в лагеря.
Впрочем, местные жители уверяют, что монахи жили при роднике еще много лет, более того, трое из них и захоронены в лесу, а последний, уходя уже в 60-е годы «запечатал» подземный храм…
Я был на множестве Святых источниках, но только это место можно найти по запаху. Несмотря ни на прошедшие годы, ни на погоду здесь устойчивый запах ладана. Такое ощущение, что до сих пор бессмертные души монахов молятся за нас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Первая Никольская церковь в селе была построена в конце XVII в. В 1773 г. построили новую деревянную Никольскую церковь. В 1830 г. она сгорела, и в 1840 г. был построен каменный храм Троицы Живоначальной, с приделами во имя Архистратига Михаила (слева) и свт. Николая Чудотворца (справа). В 1950-х гг. Никольский храм был разрушен, и на его месте построили хлебопекарню.

Кроме того, в 1843 г. в селе построен деревянный храм во имя вмц. Варвары. Он также не сохранился.
В 2005-2006 гг. в одноэтажном кирпичном здании пекарни, которое стоит на месте церкви, был обустроен Никольский молитвенный дом. Над здание поставили купол, рядом построили деревянную звонницу. Первым настоятелем стал священник Алексий Авдонин. Малым чином молитвенный дом освятили 21 ноября 2007 г.

В приходе состоит село Серый Ключ, где в конце XVII в. на роднике явилась икона Иоанна Предтечи — Ангела пустыни. В 2006 г. родник был очищен, на нем установлен крест с иконой пророка, ежегодно на Рождество Иоанна Предтечи здесь совершается водосвятный молебен.

Адрес: Нижнеломовский район, с. Кувак-Никольское.

Официальный сайт: http://kuvak.prihod.ru/index.

Настоятель: священник Алексий Авдонин

Престольные праздники:
22 мая, 19 декабря – свт. Николая Чудотворца

Расписание богослужений
Литургии совершаются по субботам в 8.00, всенощные бдения — по пятницам в 15.00.

Об истории праздника и традициях газете «Реут» рассказал протоиерей Димитрий Мурзюков, благочинный Балашихинского округа и настоятель Троицкого храма в Реутове.

Истоки обычаев

Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в Навечерие (Сочельник), так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же — как в Навечерие, так и в сам день Богоявления.

Чин освящения воды приписывается апостолу и евангелисту Матфею (I в.). Несколько молитв на водоосвящение написал святитель Прокл, архиепископ Константинопольский (V в.). Окончательное устройство чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому (VII в.).

Об освящении воды в праздник упоминает уже учитель Церкви Тертуллиан (III в.) и св. Киприан Карфагенский (III в.). В «Апостольских Постановлениях» (памятник IV в.) содержатся молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу». Святитель Василий Великий (IV в.) пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей”. С V века устанавливается обычай освящать воду на праздник Богоявления с вечера.

На Руси

Первое водоосвящение обычно происходило в храме, второе — на реке. Шествие на реку и освящение воды в крестообразной проруби («иордани”; после водоосвящения все желающие окунались в прорубь) происходили очень торжественно и считались одним из главных событий литургического года. В больших городах второе водоосвящение нередко совершалось архиереем при участии всех священников города и ближайших деревень. Московский Собор 1666–1667 гг. зафиксировал традицию совершать водоосвящение как накануне праздника, так и в день праздника.

Как и вода таинства Крещения, Богоявленская святая вода является великой святыней. В сам день Богоявления она используется для окропления домов, домашнего скота, различных предметов для их благословения. В дальнейшем богоявленская вода хранится с подобающим благоговением. Многократно отмечены ее чудесные свойства не терять свежести в течение года или даже более, и различные чудеса, связанные с ее вкушением (натощак) или помазанием ею.

Традиции и современность

В последнее время распространен обычай устраивать ко дню Богоявления купели на водоемах. Как правило, организаторами выступают государственные службы. Где-то приглашают священнослужителей для совершения Великого водоосвящения, где-то просто оборудуют место для погружения, и освящения воды там не совершается.

В Балашихинском округе лишь при Никольской церкви села Новый Милет на территории храма будет устроена купель для погружения, доступна она будет круглосуточно 18-19 января.

Окунуться спешат и верующие, и неверующие. Кто-то ждет от этого действия отпущения грехов, кто-то тешит свою гордыню («Я смог!»). Церковный Устав ничего не говорит о необходимости погружения в освященную воду. Это традиция, установившаяся от исключительного благочестия. Про физическую подготовку к погружению в ледяную воду должны рассуждать медицинские работники. Священнослужители же лишь предупредят – если кто и решится окунуться в зимнюю прорубь, то пусть делает это с благоговением, с осторожностью и без фанатизма.

Ночные богослужения в ночь с 18 на 19 января будут совершаться

в Троицком (начало в 22.30) и в Казанском (начало в 22.00) храмах.

По их окончании священнослужители совершат чин Великого освящения воды, и все верующие смогут взять святую воду себе домой. Богоявленская вода будет раздаваться весь день в реутовских храмах 18 января по окончании утреннего богослужения (с 11.00 до 22.00), после ночной службы и весь день 19 января.

Реутовское информагентство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *