Воскресная школа: что это?

Объявляется набор детей воскресную школу при храме в честь 1000 летия Крещения Руси на новый 2019-2020 учебный год.

Воскресная школа — церковно-приходское учебное заведение, которое является добровольной организацией. Основной целью образовательного процесса является получение детьми дополнительного религиозно-нравственного образования и воспитания в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви, воспитание личности с твердыми убеждениями, с христианским мировоззрением, с развитым нравственным чувством. Духовное образование является средством воцерковления, поэтому основным для детей становится участие в богослужении, в Таинствах Исповеди и Причастия.

Согласно утвержденным Священным Синодом Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) русской православной церкви на территории Российской Федерации (2012 г.), регламентирующим деятельность воскресных школ, задачами воскресной школы при храме Святой Троицы являются:

— формирование православных представлений о Боге, мире, человеке, о себе;

— изучение Закона Божия;

— понимание догматов Церкви;

— изучение Истории Русской Православной Церкви;

— разъяснение детям содержания и смысла церковного богослужения;

— разъяснение нравственных норм и их приложения к современной жизни;

— воспитание любви к ближним, навыка милосердия;

— пробуждение, развитие и укрепление национального религиозного самосознания, духа патриотизма и любви к своей Родине;

— подготовка к созданию православной семьи.

В Воскресной школе в течение учебного года предусматривается:

  • обучение детей по учебным дисциплинам: Церковная история, Закон Божий, Церковное пение,
  • участие детей в Литургии, Таинствах исповеди и причастия;

  • паломнические поездки детей по святым местам по благословению настоятеля;

  • организация и проведение приходских праздников, посвященных Рождеству Христову, Пасхе, Святой Троице;

  • подготовка выставок рисунков к праздникам.

При храме действует воскресная школа для детей от 5 до 14 лет.

Дорогие братья и сестры!

В воскресной школе 2 группы. В старшей группе для детей от 9 до 14 лет, изучается Священное Писание, обсуждаются жития святых и церковные праздники. В младшую группу приглашаются дети от 5 до 9-10 лет.

В младшей группе дети не только узнают много интересного, но и занимаются различными рукоделиями. В этой группе нет четкого плана тем, но так-же просьба к родителям приводить детей без опозданий и рекомендуемый возраст не ранее 5 лет и до 9-10 лет включительно. В 9 лет дети переводятся в старшую группу.

Занятия проходят каждое воскресенье и начинаются в 10.00 в Доме Чайковского на 2 этаже в аудитории Русского языка.

После завершения урока дети возвращаются в храм.

Дорогие родители, это очень важное начинание для наших детей, старайтесь не пропускать наших занятий в воскресной школе.

При этом, зная, что многие родители по объективным причинам не могут каждое воскресение посещать храм, мы стараемся готовить наши занятия так, чтобы каждый урок был законченной беседой на определенную тему. От систематического курса мы решили отказаться.

Ждем Ваших детей. Просим родителей приводить своих детей точно к началу урока.
Опаздывающие отвлекают всех детей и мешают им вновь настраиваться на занятие.

Расписание занятий в старшей группе Второе полугодие 2018 год

Каждое первое воскресение занятие в старшей группе будет проходить на немецком языке.

В старшую группу приглашаются дети от 9 до 14 лет.

Занятия начинаются в 10.00 и проходят в Доме Чайковского на 2 этаже.

Деток младше указанного возраста препровождать в младшую группу.

Каждое первое воскресение занятие в старшей группе будет (может) проходить на немецком языке.

В старшую группу приглашаются дети от 9 до 14 лет.
Занятия начинаются в 10.00 и проходят в Доме Чайковского на 2 этаже. Деток младше указанного возраста препровождать в младшую группу. Каждое первое воскресение занятие в старшей группе будет (может) проходить на нем. языке.

Сентябрь.
02 — Икона «Прибавление ума». Свв. которые молились о успехах в учебе.

09 — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Как можно дойти до такого человеку? Почему нужно учиться быть строгим к себе в малом?
16 — Рождество Богородицы. О поясе Пресвятой Богородицы.
23 — Воздвижение Креста. О кресте нашей жизни.
30 — Свв. Вера, Надежда, Любовь.

Октябрь.
7 — Рассказ о святой Вальбурге. Урок на немецком языке.
14 — Покров Богородицы. Матерь Божия в жизни людей.
21 — О жизни св. Амвросия Оптинского. О нем и о веселости святых.
28 — Св. Лонгин сотник.

Ноябрь.

4 — Как обрели Казанскую икону. Урок пройдет на немецком языке.
11 — Дарья Форат. О церковном пении.
18 — Патриарх Тихон.
25 — О жизни св. Иоанна Златоуста. Немного об эпохе.

Декабрь.

3 — Жизнь христианина в будние дни. Урок пройдет на нем. языке.
9 — Как научиться оправдывать и прощать тех кто тебя обидел.
16 — Свт. Николай. Жизнь и чудеса.
23 — Рождество Христово. Рассказ о празднике.

Правила поведения учащихся в воскресной школе:

— не пропускать занятия без уважительной причины;

— овладевать знаниями, практическими навыками, необходимыми для воцерковления;

— по мере возможности посещать богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться;

— благоговейно относиться к иконам, предметам церковной утвари;

— соблюдать нормы христианской морали и этики;

— иметь опрятный внешний вид, подобающий христианину.

КОНТАКТЫ:

Воскресная школа Свято-Тихоновского храма города Костромы являет собой одно из важнейших направлений активной просветительской деятельности прихода. Целью школы является возрождение традиций Русской Православной Церкви через знакомство с ними подрастающего поколения, привитие детям любви к богослужению, воспитание православного христианина — достойного гражданина своей страны. Ежегодно в Воскресной школе занимаются порядка 100 детей в возрасте от 3 до 18 лет. Дети младшего возраста (от 3 до 6 лет) изучают азы православной веры, Библейскую историю, знакомятся с церковными песнопениями, учат свои первые молитвы. Дети средней группы (от 7 до 10 лет) изучают Закон Божий, знакомятся с житиями и трудами святых, получают основные знания по литургике. Со старшей группой проводятся занятия по Основам православной культуры, даются первоначальные знания по архитектуре и иконописи. Кроме того, на базе школы действуют кружки изобразительного искусства, лепки и аппликации, а также творческая мастерская «Колосок»; организована театральная студия и кукольный театр, проводятся занятия по музыке и богослужебному пению, открыты курсы кройки и шитья. Воспитанники принимают участие в различных епархиальных и межприходских конкурсах, фестивалях, олимпиадах, викторинах, где занимают призовые места, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты. Для духовенства и прихожан храма трудами преподавателей и воспитанников Воскресной школы проводятся мероприятия: концерты, спектакли, праздничные программы, приуроченные к православным праздникам. Силами преподавателей и воспитанников Воскресной школы, по благословению и при участии настоятеля храма в 2014 году возрождена утерянная в советские годы древняя традиция установки Рождественских вертепов. С 2015 года в первом (временном) храме прихода по воскресным дням несколько раз в году совершается «детская» литургия, на которой пономарские, клиросные и храмовые послушания исполняют воспитанники Воскресной школы.
Так же при храме действует воскресная школа для взрослых. Занятия проходят каждое воскресение после вечернего богослужения. Кроме того, в здании библиотеки в воскресные дни после окончания Божественной литургии проводятся занятия по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, основам духовной жизни и литургике.

Расписание занятий в воскресной школе:
Воскресение:

Младшая группа (дошкольники)
9.00-9.40 — урок музыки и церковного пения.
9.50-11.00 — Божий мир.
11.00-11.20 — Причастие. Чаепитие.

12.30 — 13.30 — Занятие для взрослых в здании библиотеки храма

17.00 — 18.30 — занятия для взрослых в храме.

При храмах Юго-Восточного округа сейчас действуют порядка 30 воскресных школ. В основном они рассчитаны на детей, но кое-где есть и для взрослых.

Дети участвуют в богослужениях

В детской воскресной школе «Княжичи» при храме святого Андрея Боголюбского в Текстильщиках занимаются дети от пяти до 15 лет. Они изучают Закон Божий, библейскую историю, Священное Писание, основы вероучения, литургику, церковнославянский язык, церковное пение, изобразительное искусство.

На занятиях/standrews-hram.moseparh.ru

— Помимо занятий, дети участвуют в богослужениях, в приходских мероприятиях, в ярмарках, в концертах. Совершают паломнические и экскурсионные поездки, — говорит директор воскресной школы, настоятель храма иерей Кирилл Краев.

Все ученики помогают в алтаре, на хорах, на колокольне, по храму. Раз в месяц проводится детская литургия.

Адрес: Волгоградский проспект, 85. Телефон: 8(903)792-53-45. Сайт: standrews-hram.moseparh.ru.

Христианин в современном мире

В воскресной школе «Малахит» действуют театральная, хореографическая и хоровая студии/vk.com/malachite2014/Светлана Перфилова

В воскресную школу «Малахит» при храме праведного Симеона Верхотурского в Марьине ходят дети от пяти до 16 лет, ученики разделены по возрастным группам. Здесь изучают Закон Божий, библейскую историю, православное богослужение, церковнославянский язык. Особое внимание уделяют христианской этике.

В школе действуют театральная, хореографическая и хоровая студии. Два раза в неделю ребята осваивают навыки самообороны. Ученики школы посещают богослужения, экскурсии и совершают паломнические поездки.

Адрес: Новочеркасский бульвар, владения 6-8. Телефон: 8(964)595-79-99. Сайт: hsv.ru.com.

А также их родители

Воскресная школа при храме преподобного Сергия Радонежского на Рязанке действует с 2006 года. Занятия проходят в доме причта, где есть компьютерный класс, актовый зал, трапезная и даже учебная колокольная звонница. По воскресеньям ученики изучают Закон Божий, церковное пение, прикладное искусство, историческое краеведение. По субботам работают кружки: фольклор, музыка, шахматы, живопись, фотостудия, рукоделие.

Двери школы открыты и для взрослых. Священнослужители храма и преподаватели из Московской духовной академии ведут курсы по катехизису, истории церкви, литургике, библейской истории. Также старшие слушатели могут освоить роспись по шелку и валяние украшений.

Адрес: улица Окская, владение 17. Телефоны: 8(495)919-54-96, 8(916)740-52-40. Сайт: hram-ryazanka.ru.

Дореволюционные правила

Ученики воскресной школы из Лефортова участвуют в паломнических поездках по Подмосковью/hramlefortovo.ru

Программа в воскресной школе при храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове рассчитана на два года. Занятия проходят в здании при храме постройки XVII века.

— Школа соответствует классическому типу дореволюционных воскресных школ. Число учащихся невелико — порядка 15 человек, — говорит директор школы иерей Илия Тягин.

Ребята изучают Закон Божий, а еще занимаются хоровым пением, живописью, готовят театральные постановки к церковным праздникам. Певческая студия открыта для детей и взрослых. Для взрослых также проводят уроки Закона Божьего.

Ребята посещают художественные выставки, участвуют в паломнических поездках по Подмосковью.

Адрес: улица Солдатская, 4. Телефон: 8(495)361-42-15. Сайт: hramlefortovo.ru.

Воскресная школа. Взрослые видят в ней средство воспитания и воцерковления своих чад – причем, одни полностью делегируют эти функции педагогам, другие предпочитают сотворчество и соработничество. О том, что первая модель поведения родителей ошибочна, а вторая верна, написано и сказано уже достаточно. Есть и третий вариант: кто-то считает, что систематические занятия могут убить в детях живость веры и, получив набор знаний, они утратят главное (что ж, и такое бывает).

Водить в церковно-приходскую школу, конечно, надо. Если человек будет сидеть дома, он не узнает про Церковь. Но нельзя это делать насильственно

А что же сами дети? Что для них – воскресная школа? Является ли она частью досуга воскресного дня или чем-то большим? Закон Божий, изучаемый на занятиях, остается для них одним из школьных предметов или оживает, диктует, советует, требует, подсказывает, как жить?

Об этом спросила учащихся воскресной школы при храме Всех Святых журналист ТК «СОЮЗ» Ольга Валентиновна Баталова, автор и ведущая программы «Уроки Православия». Беседа эта состоялась в 2009 году – тем интереснее к ней вернуться сегодня, когда мы знаем, какими стали эти дети, какова в настоящее время их жизненная позиция – а, значит, можем оценить и вклад в это воскресной школы, и искренность ответов, данных два года назад.

– Воскресная школа, изучение Закона Божия помогают вам в жизни? Почему столько людей, изучавших Закон Божий, нарушили его, попрали своей жизнью?

Катя Шемякина, 17 лет, в школе 4 года (сейчас – студентка УрФУ, преподаватель воскресной школы):

– Мне кажется, что они до конца не осознали его, не поняли. Вера не была крепка. Что для нас этот предмет? Некоторые люди просто не могут пропустить воскресные уроки Закона Божия, не могут без храма. Человек сам для себя не может изучить Закон Божий, ему нужны помощники, учителя. Но мы познаем Закон Божий не только через уроки, мы и в храме учимся его понимать.

У верующих родителей бывают неверующие дети. Это случается оттого, что верующие родители очень хотят, чтобы и дети их были верующими, и насильно притаскивают их в храм. А человек, как я считаю, должен сам прийти в храм, прийти к вере. Господь Бог не принуждает человека ходить в храм, Он ждет, что мы сами к Нему придем. А дети, которых заставляют ходить в храм, в воскресные школы и поступать в духовные семинарии, еще больше отталкиваются от этого. У детей обрывается грань терпения, послушания родителям, и от постоянного понуждения наступает распад.

Водить в церковно-приходскую школу, конечно, надо. Если человек будет сидеть дома, он не узнает про Церковь. Но нельзя это делать насильственно. Мы растем, и то, чего раньше не понимали, понимаем сейчас.

Также и в жизни маленького человека. Если привести его в храм, ему может и не понравиться, а через определенное время он поймет, что его тянет в храм. Он сам придет к вере. Родители должны показать своему ребенку другой мир, но не заставлять.

Юля Корниенко, 16 лет, в школе 8 лет (сейчас – студентка УрГЮА, помощник преподавателя воскресной школы):

– Людям, которые поднимались до таких высот – учились в духовных семинариях, заканчивали воскресные школы – и совершили падение, участвовали в революции, видимо, внутри, в сердце веры не хватило. В определенный момент для них житейские проблемы, социальное благополучие стали выше проблем духовных. Поэтому у них в душе произошел перелом, резкое падение, отрицание Бога. Именно в Нем они видели источник всех бед.

Я не совсем понимаю родителей, которые говорят: «Не нужно изучать Закон Божий». Закон Божий не отходит от моральных законов общества. Даже если родители неверующие, то ничему плохому Церковь не научит. Церковь – это ДОБРО. В воскресных школах дети получат нравственное воспитание. Пусть даже они проучатся полгода, год и уйдут – что-то их в душе останется. И потом, повзрослев, они, может, и вернутся в Церковь, но уже осознанно. Я считаю, что это должно произойти.

В воскресной школе мне очень нравится. Это не проведение досуга, а часть жизни, без которой просто не представляешь себя. Когда обстоятельства складываются так, что приходится пропустить занятие, я чувствую – мне плохо без воскресной школы. Здесь такая теплая атмосфера.

В обычной школе, куда я хожу, ощущается напряжение. Хотя конфликтов со сверстниками на религиозной почве у меня нет. Все знают, что я хожу в воскресную школу. Была такая ситуация на уроке, что я не могла об этом не сказать. Я объяснила, что хожу в воскресную школу, что у меня другие взгляды, и почувствовала перемену в отношениях в лучшую сторону.

Я не скажу, что ко мне относятся с большим уважением, или наоборот, что меня дразнят – такого нет, но в обществе уже нет негатива к верующим. Если на уроках спрашивают мое мнение (например, на биологии о происхождении человека), я говорю свое мнение, мнение Церкви.

При этом я не считаю своих невоцерковленных сверстников хуже себя. Настанет время, и они придут к этому, я уверена. Их души пока спят. У меня слабо получается их будить, но мы все живем в одном мире, ничем не изолированы, и Церковь все активнее себя проявляет. Думаю, что они придут к вере.

Жизнь становится радостней. Она ведь не всегда легкая, а если молиться, ходить в церковь, причащаться, помогать, к примеру, дедушке своему, то совсем нетрудно

– Катя Тенсина, 14 лет, в школе 8 лет, (сейчас – помощник преподавателя воскресной школы):

– Я пришла в храм из-за того, что у меня мама очень сильно болела. Пришла помолиться за маму, чтобы она выздоровела. И всех сюда привела: и бабушку, и остальных членов семьи. Бабушку тянула, сама попросилась в воскресную школу. Стояла у икон, молилась своими словами, своими молитвами… Сейчас бабушка работает поваром в трапезной, сестра ходит в воскресную школу в первый класс, мама с папой ходят по воскресеньям на службу.

Что в моей жизни изменилось? Все мои друзья… Как-то у них все легко в жизни, нет никаких забот. А я уже 8 лет сюда хожу и знаю: и Бог существует, и Закон Божий, по которому люди живут, и все не так легко.
Даже самый простой поступок: обмануть маму, придти поздно домой, – по их мнению, это легко.

А для меня не так. Я не могу так делать. Но это нельзя назвать усложнением жизни. Просто я по-другому думаю. Уже 8 лет проучилась в воскресной школе, и для меня это стало понятным, и с каждым годом все больше и больше понимаю.

Жизнь становится радостней. Она ведь не всегда легкая, а если молиться, ходить в церковь, причащаться, помогать, к примеру, дедушке своему, то совсем нетрудно. Чувствую ли я себя лучше остальных? Нет, личность как личность… человек человеком.

Алена Аверкиева, 16 лет, в школе 3 года (сейчас – студентка факультета теологии РГППУ, преподаватель воскресной школы):

– Так получилось, что я пришла сразу в школу второй ступени, а Закон Божий читала сама. Мои понятия о жизни очень сильно изменились. Появилась граница, что можно, а что нельзя. Среда общения изменилась, раньше она была больше языческая.

Весь мир существует благодаря Богу, только Ему одному, и как мы можем жить, не изучая этого? Он столько для нас делает, а мы знаем о Нем совсем мало. Надо Его познавать… Мы люди грешные, нам не дано сразу Его увидеть, почувствовать Его благодать. Мы должны себя подготовить, хотя бы через изучение Закона Божия, чтение Библии, Евангелия.

Нужно любить всех ближних – «возлюби ближнего своего», пытаться отвести их от дурного. Проповедовать, в основном — делами. Не врать, не нарушать заповеди. Конечно, это сложно, но хотя бы в какой-то мере не нарушать. Если ты православный, знаешь Закон Божий, ты не предашь человека, не бросишь в трудную минуту. Люди больше к тебе будут тянуться. Если ты говоришь, что так надо, а сам по этому не живешь, кто тебе будет верить? Надо доказывать своими делами.

Воскресная школа, Манзанар войны Переселение Центр , 1943. Фотограф Ансель Адамс .

Воскресная школа является образовательным учреждением , как правило (но не всегда) христианский характер. Они были впервые созданы в 1780 — х годах в Англии , чтобы обеспечить образование для работающих детей. Сегодня воскресенье школа стала общим названием для многих различных типов религиозного образования , преследуемых и проводимых по воскресеньям различных конфессий.

Уильям Кинг начал воскресную школу в 1751 году в Дурслей , Глостершире, и предположил , что Роберт Raikes начать подобные один в Глостере . Raikes был редактором Глостер Journal . Он написал статью в своем журнале, и в результате многие священнослужители поддерживали школы, которые направлены , чтобы научить молодежь читать, писать, шифровани (выполнения арифметических действий ) и знание Библии.

В 1785 году 250000 английские дети посещали воскресную школу. Существовали 5000 в Манчестере в одиночку. К 1835 году Общество по созданию и продвижению воскресных школ раздали 91,915 орфографические книги, 24,232 Заветов и 5,360 Библий. Движение воскресенье школа кросс-конфессионального. Финансируется за счет подписки, большие здания были построены , которые могли бы провести публичные лекции, а также provding классы. Взрослые будут посещать одни и те же классы, что и дети , так как каждый был проинструктирован в основном чтении. В некоторых городах, в Методисты вышли из большой воскресной школы и построили свои собственные. В англикане создали свою собственную национальную школу с , что будет действовать в воскресных школах и дневных школах. Эти школы были предшественниками национальной системы образования.

Роль воскресных школ изменилась с Законом об образовании 1870 года, который при условии всеобщего начального образования. В 1920 — е годы они также способствовали спортивные состязания, и побежал воскресной школы Лиги . Они стали социальными центрами хостинга любительского драматизма и концертных партий. К 1960 году термин воскресенье школа может обратиться к зданию и редко классов образования. К 1970 даже крупнейшая воскресная школа была снесена.

Занятия Дни недели Время занятий
Молодежный хор ПОНЕДЕЛЬНИК 17.00 — 19.00
Воскресная школа Младшая группа СУББОТА 11.00 — 12.45
Воскресная школа Средняя группа 12.15 — 14.30
Кружок «Хочу сделать сам» 14.00 — 16.30
Воскресная школа Старшая группа ВОСКРЕСЕНЬЕ 11.15 — 14.00
Театральная студия 14.15 — 16.00
Кружок авиамоделизма 16.00 — 17.00
Беседы со священником Ответы на духовные вопросы 13.30-15.00
Курсы золотного и лицевого шитья 16.00 — 17.00
Служба психологического консультирования 11.30 — 14.00

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

  • Беседы со священником. Ответы на духовные вопросы. Приглашаем всех желающих по воскресеньям в 15.00
  • Курсы золотного и лицевого шитья. Приглашаем всех от 18 лет и старше с различным уровнем навыков и умений рукоделия, независимо от его вида, а также начинающих с «нуля», желающих благоукрасить наш храм. Тел. +7(916)217-41-36.
  • Служба психологического консультирования. Психолог Островская Светлана Анатольевна готова помочь нашим прихожанам разобраться в проблемах личностного характера (неуверенность в себе, слабоволие, эмоциональная неуравновешенность, частые стрессы и т.п.) и в проблемах межличностного плана (одиночество, патологическая привязанность, неспособность простить, дезадаптация в коллективе и т.п.); найти пути решения семейных конфликтов; преодолеть трудности в установлении взаимопонимания между родителями и детьми; оказать психологическую поддержку в связи с переживанием кризиса (горя при утрате близких, тяжелым заболеванием, стрессом и т.п.)
    Индивидуальные консультации бесплатные, проходят в Досуговом центре «Самоцветы» по адресу: ул. Лодочная, д.31, стр.5 по воскресеньям с 11.30 до 14.00
    Записаться на консультацию можно по телефону +7(916) 815-77-68

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Основное направление деятельности Воскресной школы: обучение основам православного вероучения и религиозное воспитание детей.

На сегодняшний день в Воскресной школе работают три учебные группы и группа для малышей (ГКП):

  • Младшая группа (дошкольники 5 – 6 лет) — учебные программы направлены на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и православной культуре;
  • Средняя группа (школьники 7 – 9 лет) — учебные программы направлены на формирование православного мировосприятия, усвоение начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия;
  • Старшая группа (от 10 лет) — учебные программы направлены на формирование православного мировоззрения, усвоение знаний о православном вероучении, христианской нравственности и культуре.

Основные предметы учебных программ Воскресной школы:

Закон Божий, Священная Библейская история (Ветхий и Новый Завет), История Христианской Церкви, Богослужение и Таинства, Основы христианской нравственности, Основы хорового и церковного пения, Изучение церковно-славянского языка, Творческие занятия (рисование, лепка, творческие поделки).

Занятия Дни недели Время занятий Детально
Воскресная школа Младшая группа СУББОТА 11.00 — 12.45 11.00 — 11.30 Вероучительный предмет 11.45 — 12.15 Творческая мастерская 12.15 — 12.45 Основы хорового и церковного пения
Воскресная школа Средняя группа 12.15 — 14.30 12.15 — 12.45 Основы хорового и церковного пения 12.45 — 13.30 Вероучительный предмет 13.45 — 14.30 Творческая мастерская
Кружок «Хочу сделать сам» 14.00 — 16.30
Воскресная школа Старшая группа ВОСКРЕСЕНЬЕ 11.15 — 14.00 11.15 – 12.00 Вероучительный предмет 12.30 – 13.15 Основы хорового и церковного пения (в домике). Изучение церковно-славянского языка
(в храме) – по выбору 13.15 – 14.00 Творческая мастерская (в домике). Знакомство с церковной утварью (в храме) – по выбору
Театральная студия 14.15 — 16.00
Кружок авиамоделизма 16.00 — 17.00

В рамках деятельности Воскресной школы также проводятся:

  • Рождественские ёлки;
  • Кукольные спектакли;
  • Пасхальные спектакли;
  • Экскурсии по святым местам Москвы и Подмосковья;
  • Участие в Пасхальном фестивале приходского творчества «Белый Ангел»;
  • Викторины и квесты.

При Воскресной школе работают кружки «Хочу сделать сам», Кружок авиамоделизма театральная студия. Эти кружки учат детей прикладным умениям, необходимым в дальнейшей жизни.

Преподаватели Воскресной школы:

Вероучительные предметы: священник Иоанн Трошин, Ковалевский Виталий Викторович, Ковалевская Юлия Николаевна, Потапов Алексей Валерьевич, Привалова Елена Юрьевна, Ракитина Анастасия Сергеевна, Степанова Мария Борисовна, Федин Станислав Юрьевич, Федина Лариса Петровна, Федоров Сергей Георгиевич.
Изучение церковно-славянского языка: Казыдуб Григорий Вячеславович.
Хоровые занятия: Яньшина Варвара Геннадьевна
Творческие занятия: Барабаш Мария Николаевна, Баринова Екатерина Владимировна, Бойко Елена Сергеевна, Крылова Ирина Владимировна, Малахова Валерия Анатольевна, Привалова Елена Юрьевна, Ракитина Анастасия Сергеевна, Степанова Василиса, Степанова Мария Борисовна, Соломатина Анастасия, Соломатина Анна, Соломатина Елена Павловна, Сычева Светлана Павловна. 

Кружок.
«Хочу сделать сам»: Антонов Сергей Вячеславович, Закопырин Матвей Анатольевич, Шемятовец Михаил Владимирович.
Кружок авиамоделизма: Сычев Алексей Вячеславович.
Театральная студия: Баринова Екатерина Владимировна, Малахова Валерия Анатольевна, Шемятовец Ольга Вячеславовна.

Служба психологического консультирования:
Островская Светлана Анатольевна

Мастерская золотного и лицевого шитья:
Стефанович Анастасия Петровна

Наши модераторы в соцсетях:
Журавлева Елена, Ванециан Юлия, Уткин Михаил, Яньшина Варвара.









Занятия в Воскресной школе бесплатные.

Контактные телефоны: +7(910)434-19-81; +7(916) 217-41-36




Небольшая московская церковь. Несколько подростков, приходивших на занятия детской воскресной школы выросли и перестали посещать богослужения. Знакомая история, правда? И естественно возникает вопрос, почему это произошло?

Причин может быть несколько: здесь и победа мирских интересов и ценностей, и отсутствие самостоятельной осознанной веры и личных отношений с Богом в жизнях отошедших от Бога молодых людей, может быть какие-то иные личные причины…

Но вместе с тем, одной из причин их отпадения могло быть и отсутствие в церкви какой-либо адаптации для подростков.

Подростки выросли из формата воскресной школы «поделки плюс Суперкнига или библейские истории, плюс стихи и песни», их нежелание присутствовать на богослужении частично удовлетворено – они могут уйти после прославления и первой проповеди, вот только куда?

Для решение этой проблемы в церкви была создана подростковая группа воскресной школы с несколькими преподавателями, и в ней приняты некоторые принципы, о которых далее и пойдёт речь.

Прежде всего, мы отказались от преподавания библейских историй. В них нет нужды. Общение человека с Богом через Священное Писание, когда человек с верой исследует Слово Божье, внимает ему, и размышляет над ним отличается от изучения историй. Отошедшие от Бога подростки знали этих историй предостаточно.

Равным образом, при отсутствии опыта возрождения у подростков, для них бессмысленно серьёзное изучение христианских доктрин.

Осознавая необходимость спасения каждого человека через личную веру в Иисуса Христа, мы всё-таки не поставили основной целью воскресной школы евангелизацию церковных подростков. Дело в том, что преподаватель воскресной школы, конечно, может принудить учеников к покаянию, но вряд-ли такое покаяние будет следствием осознанного выбора и окажется моментом зарождения здоровой христианской личности дитя Божьего. Мы считаем, что церковный подросток, как и любой человек, должен приводиться к покаянию и вере проповедью на богослужении или индивидуальной беседой.

Какие же, в таком случае, цели могут ставиться перед подростковой воскресной школой?

Цели воскресной школы

Первая цель – интеграция подростков в церковь.

Согласно Библейскому взгляду церковь – это община верующих людей, из разных национальностей и разных слоёв общества, объединённых Духом Христовым в единое Тело, наделённых различными служениями и различной ответственностью. Может ли быть лёгкой задача сделаться частью такого тела (поместной церкви), так чтобы получить участие в необходимом наставлении и также получить посильное служение? Для пришедших из мира новообращенных верующих существуют определённые механизмы интеграции, наиболее общепринятые и понятные из которых – малые группы, группы по изучению Библии и занятия по подготовке к принятию крещения. Подростки же, зачастую оказываются этого лишены. Не будучи возрождёнными, они не подготавливаются к крещению, малые группы и группы по изучению Библии для них недоступны в том случае, если подростки не самостоятельны и приезжают в церковь только вместе с родителями.

Как же, в таком случае, подростковая воскресная школа может послужить интеграции подростков в церковь?

Участие церковных служителей в занятиях воскресной школы.

Участие в уроке служителя – не просто драгоценное внимание со стороны руководства церкви, это и возможность познакомиться с церковным устройством, и ощутить причастность подростковой группы взрослой церкви.

Уроки, посвящённые христианской евангельской идентичности.

Мы были удивлены тем, что подростки не знают особенностей конфессии, к которой принадлежат, не могут объяснить, почему ходят в церковь, относящуюся к этой конфессии (в нашем случае – евангельские христиане-баптисты). Они не знают истории своей конфессии и своей поместной церкви, хотя это и не удивительно – большинство христиан, к сожалению, не знают своей истории. Однако у церковных подростков есть огромная потребность в такой информации, поскольку в школе одноклассники задают им вопросы, в какую церковь они ходят и почему?

Уроки, посвящённые роли церкви в жизни подростка.

Эти уроки могут проводиться в дискуссионной форме – какова роль церкви в вашей жизни? Зачем вы приходите в церковь? Какой должна быть церковь? Урок о дружбе затрагивает вопрос дружбы с верующими и неверующими. К сожалению, современные церковные подростки проводят свободное время, отмечают праздники с неверующими друзьями, проживающими поблизости, с одноклассниками, а не с друзьями из церкви. С церковными друзьями они гораздо меньше созваниваются и переписываются, потому что привыкли к тому, что общение с друзьями из церкви происходит только по воскресным дням. Эту проблему необходимо решать привлекая родителей, которые способствовали бы встречам своих детей вне богослужений, проведению совместных семейных торжеств.

Интеграции подростков в церковь служат, как ни странно, мероприятия вне богослужений. Мы провели встречу по настольным играм и несколько поездок в церкви Московской области, в которых участвовали ученики подростковой воскресной школы. Апостол Павел говорит о «всяких взаимно скрепляющих связях», действующих в теле Церкви (Еф 4:16) и думается, что первой из таких связей является дружба.

Особенно важно в деле интеграции подростков в церковь участие церковной молодёжи. Разумеется, без внешнего побуждения и бесед со стороны руководства церкви не обходится: молодёжь с трудом замечает потребности вне своего круга, это вполне естественно, но после бесед с пастором в молодёжи нашлось несколько человек, начавших общающихся с подростками, и делающих это с удовольствием.

Вторая цель – воспитание христианского характера

Человек живёт, руководствуясь определёнными принципами (или их отсутствием). Выработка христианских принципов – одна из важнейших задач Воскресной школы. Мы не найдём в Новом Завете заповедей, подобных ветхозаветным заповедям. Все нравственные наставления Нового Завета нацелены именно на воспитание христианского характера. Воскресная школа обладает такими возможностями для воспитания христианского характера, какими не обладает кафедра проповедника: на занятиях воскресной школы может разворачиваться дискуссия, в которой ученики сами могут доказывать своё мнение, ученики могут вести конспекты, получать домашние задания. Наконец, ученики молоды и поддаются влиянию (в том случае, если преподаватель завоевал такую возможность).

Каким же образом воспитывается христианский характер?

Первым занятием мы анонсировали, какими будут наши последующие уроки. «В школе вам приходится решать задачи, и чем старше вы становитесь, тем более сложными становятся задачи. На школьных уроках вы учитесь их решать. Но жизнь также ставит перед всеми нами задачи, которые приходится решать: когда неверующие люди предлагают нам закурить или выпить пива, когда возникает потребность поступить нечестно – это тоже задачи, которые требуют правильного решения. На наших занятиях мы будем учиться решать такие задачи».

На занятиях не просто звучат нравственные требования, эти требования объясняются и обсуждаются. Почему мы должны избирать определённую модель поведения, делать одно, воздерживаться от другого? Бессмысленно требовать от подростка исполнения чего-то, важности и причин чего он не понимает. В таком исполнении он не будет самостоятелен и твёрд. А ведь подросток находится в поиске своей идентичности: он пытается ассоциировать себя с группой и принять на себя её правила, только сделать это самостоятельно. Навязанные ценности в этом возрасте отвергаются, своя система ценностей формируется по принципам: «эта система ценностей идентифицирует меня с группой, которой мне хочется принадлежать», и «эта система ценностей отражает мои принципы, которые я сам выбрал и готов подтверждать их своим поведением и другими внешними признаками».

Третья цель – выработка навыков общения с Богом

Привить навыки общения с Богом, воспитать потребность в регулярной духовной жизни – также очень важная задача подростковой воскресной школы. Для этого у воскресной школы есть совместная молитва и изучение Писания, вместе с примером преподавателя, когда он может поделиться с учениками своим опытом молитвенной жизни и чтения Библии. Воскресная школа не сможет в полной мере снабдить ученика такими навыками, поскольку эта задача духовная и должна решаться в жизни возрождённого христианина, но вот что возможно для воскресной школы, так это выработать у ученика привычку молиться, объяснить, что во всех трудностях он может прибегать к поиску Божьей воли, открытой в Писании, и к поиску Божьей помощи в молитве.

Пример личной веры преподавателя здесь очень важен. И необходимо иметь ввиду, что подростки распознают фальшь и отторгают фальшивящего педагога. Педагог не сможет призывать вести духовную жизнь в том случае, если сам лишён её. В каких-то случаях лучше признаться в своём несовершенстве, сказать, что «мне не всегда удаётся делать то или иное, но я стараюсь, я понимаю, что мне это надо, и я верю, что Бог поможет мне решить эту задачу».

Однако, подростки нуждаются в том, чтобы видеть пример героизма. Можно удивляться тому насколько они бывают ленивы и неспособны делать простых, казалось бы вещей, но можно также удивляться и тому, как будучи воодушевлёнными, они совершают поистине героические поступки. А воодушевляет их всегда личный пример.

Практика ведения воскресной школы

Прежде всего, мы были озадачены поиском подходящей программы. То, что бы полностью нам подходило, мы так и не смогли найти. Нас не устраивало мощное эмоциональное давление, вынуждающее к покаянию, в других случаях – стиль изложения материала или концентрация на второстепенных вопросах. В настоящее время ни одна из программ не принята нами как основная.

Мы выбрали темы занятий. Эти темы должны быть насущными, должны перекликаться с жизнью подростков вне церкви. Это: «Дружба», «10 заповедей», «Церковь», «Авторитет», «Магия», «Лень», «Цели», «Благоговение», «Дисциплина», «Развлечения» и т.д.

Мы определились со стилем ведения занятий. Это дискуссионность, Библейский характер, практичность.

Дискуссионность.

Подростки не воспринимают безапелляционных поучений. Если дать им возможность самостоятельно взвешивать «за» и «против», если дискутировать и отстаивать свою точку зрения, если предложить подросткам самостоятельно формулировать аргументы и искать ответы на вопросы «почему?» и «зачем?» – они не будут отторгать материал.

Что касается практики, то дискуссионность сопряжена с риском потери контроля над уроком. Здесь от преподавателя требуется аргументированно и с мягкой властью пресекать попытки подростков увести дискуссию в сторону. Кроме того, опыт показал, что дискуссии проходят в подростковой группе довольно шумно, с учениками, теряющими внимание, отвлекающимися и балующимися. Десять–двенадцать лет – это практически дети, и потому урок с дискуссии начинать не следует. Всё наиболее важное необходимо высказать в начале урока, а дальше – подтверждать и развивать тему, находить практическое применение пройденному.

Подростки невнимательны к преподавателю и друг к другу. Приходится управлять дискуссией, так чтобы она продолжалась в правильном русле, чтобы были услышаны мнения, и в процессе дискуссии подростки продолжали думать и находить решения.

Без активного участия преподавателя дискуссия превращается в гвалт, подростки отключаются и начинают заниматься своими делами, баловаться и мешать друг другу. Так происходит всегда, опыт участия в настольных играх с подростками показал, что так происходит даже в играх, которые самих подростков сильно интересуют, поэтому при потере внимания, баловстве не следует думать, что форма занятия в виде дискуссии выбрана неправильно, просто подростки ещё нуждаются в помощи преподавателя в поддержании дисциплины и направления обсуждения в правильном русле. Не следует при этом стыдить подростков, поскольку они ведут себя вполне в соответствии со своим возрастом.

Библейский характер

Отказ от библейских историй не означает, что уроки могут обойтись без Библии. Небиблейский урок не имеет смысла и ценности. Подростки приходят на занятия со своими Библиями. Даже покупка Библии может стать мероприятием, на которое можно отправиться вместе, и которое может послужить делу интеграции.

Преподаваемые истины только тогда авторитетны, когда они базируются на Библии. Но как преподавать библейские тексты?

Контекст

Урок о Десяти заповедях. Преподаватель красочно описывает бредущий по пустыне народ. «Они шли на встречу с Богом. Что они ожидали увидеть? Вот они все собраны в долине, вокруг горы, а самая большая из гор покрывается дымом. Полыхает огонь, а вокруг гремит гром и сверкают молнии. И звук, похожий на гудение труб, но громкий… Они всё ещё хотят увидеть Бога? Им страшно, поскольку никто не жил такой святой жизнью, которой мог бы быть доволен Бог. И чем грозит встреча? А как вообще нужно жить? В рабстве всё было понятно, а как теперь построить свою жизнь, как стать не толпой, а народом, государством? Что для этого нужно? И вот они выталкивают вперёд Моисея, чтобы он говорил с Богом. А что Бог мог сказать Моисею? «Молодец, Моисей, ты справился с первой частью задачи, благодаря тебе эти люди теперь стоят здесь, дрожат и смотрят как плавится гора» – Бог сказал нечто более важное, Он ответил на вопрос, как теперь жить всем этим людям».

Возврат к контексту важен не только для того, чтобы текст получил однозначное толкование, не только для того, чтобы подойти ближе к исходному значению текста, ответить, для чего текст написан. Возврат к контексту важен потому что подростки учатся пользоваться Библией, они начали изучать её и должны научиться пользоваться Библией правильно.

Библейские тексты

Подростки учатся находить текст в своих Библиях. Это вносит некоторую суматоху в занятие, но от этого не следует отказываться.

Количество библейских текстов не должно быть большим. В подготовке к занятию приходится отсеивать множество текстов, чтобы выбрать один, который мог бы стать центральным текстом урока. Его следует заучить, и научить подростков пользоваться этим текстом в повседневной жизни. Кроме него, можно использовать ещё один, максимум два текста, но не больше. В любом случае, большее количество текстов не будет воспринято и прозвучит впустую.

Практичность

Практическая применимость и востребованность получаемых знаний – необходимое условие для того, чтобы урок был воспринят. Подростки говорят о своей вере и о посещении церкви своим школьным друзьям. Им приходится выдерживать мощнейшее давление со стороны сверстников, склоняющих их к греху, у них множество дел и увлечений, в которых у подростков нет абсолютной уверенности – правильно ли они поступают. И при этом многие вопросы они стесняются задавать и никогда не обсуждают их с родителями. Да ещё дети верующих родителей умеют давать такие ответы на вопросы, которые учитель воскресной школы хотел бы от них услышать, и этими ответами скрываются их подлинные проблемы. Подросткам нужны такие уроки, которые помогли бы им сохранить себя и свою веру, поддержали бы их во враждебном обществе.

Говоря о практичности мы также подразумеваем достижение уроком цели. Как сделать, чтобы подростки усвоили урок и могли использовать знания в жизни? При всех отступлениях и ветвлении мысли, в уроке должна прослеживаться одна идея, которая всплывёт в памяти в нужную минуту, лейтмотив, слоган.

Урок о магии. Подростков окружает множество опасных духовных практик: гадания и астрологические предсказания, обряды непонятного происхождения, приметы, спиритизм и, наконец, просто фильмы ужасов и рок музыка. Говоря об опасности любых форм магии, включая бытовую, такого плана как присесть перед дорогой, и т.п. мы сформулировали с подростками не только библейские основания но и форму ответа, неоднократно звучащий и несколько раз обыгранный лейтмотив урока: «это не для меня». По свидетельству ученицы воскресной школы, ей довелось после урока дать ответ на приглашение погадать ей именно в такой форме: «это не для меня». Таким образом, урок оказался практичным и применимым в жизни.

Другой пример. На уроке, по теме «Авторитет» рассматривалось влияние, которое может оказываться на подростка со стороны церкви и церковных служителей. В свою очередь, церковные служители со стороны рядовых верующих таже подвергаются проверке Писанием, и их влияние ограничивается рамками библейских требований (Деян 4:18). И всё же, подростку приходится слушаться церковных служителей, его свобода ограничивается церковной дисциплиной. Рассматривая, как требования старших, при условии соответствия Писанию, служат подростку ко благу мы предложили такой лейтмотив: «мне это надо». Подросток соглашается на ограничение своей свободы именно потому, что это ему на пользу, и он должен осознавать свою заинтересованность в исполнении предъявляемых к нему требований.

Сотрудничество педагогов

Педагоги самостоятельно подготавливают уроки, подбирают материал, но на уроках присутствуют и преподаватели не задействованные в данный момент. Потом урок обсуждается. Мы убедились, что нуждаемся в тесном сотрудничестве, и дополнительных встречах, а также в помощи родителей учеников воскресной школы и служителей церкви.

Отношение родителей к воскресной школе в основном потребительское. Для них важно, чтобы воскресная школа в церкви была, чтобы она прививала подросткам азы христианской веры, христианской морали и привлекала ко Христу. В то же время действовать совместно с воскресной школой, обучая своих детей на неделе, или даже просто – интересоваться, о чём говорили на занятиях для них затруднительно. К этому приходится призывать, периодически устраивая родительские собрания.

Вот такие будни воскресной школы. Для нас это во многом эксперимент. Этот эксперимент оживил не только подростковую среду, но и молодёжь, и самих участников этого служения. Все мы получаем Божьи благословения, и надеемся, что это служение не останется без плода, но не только: ещё мы надеемся, что когда наши подростки вырастут – у них останутся тёплые воспоминания о воскресной школе, о времени, проведенном полезно и интересно.

Здесь мы отнесём к подростковому возрасту десяти – четырнадцатилетних верующих. Старше – уже молодёжь. Однако причастность к церковной молодёжи определяется не только возрастом, но и пережитым опытом возрождения и христианской жизни.

Под словом «текст» мы подразумеваем один или несколько стихов, смысловой отрывок

Евгений Кайдалов, пресвитер церкви ЕХБ «Надежда», Москва
Опубликовано на www.protestant.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *