Впасть в прелесть

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель Ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».
(Мф 9:10–12)

Наверное, такую тему, как прелесть, необходимо рассмотреть с ее появления в истории человечества, ее присутствия как в индивидуальной жизни человека, так и общности социальной, а также с изменения самого значения этого слова и причин этого изменения.

«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью» – такое определение дает нам святитель Игнатий (Брянчянинов) («Аскетические опыты», т. 1, «О прелести»). Это повреждение произошло через грехопадение человека в райском саду при его недоверии Богу и послушании дьяволу (Быт. 3:1–7). С этого трагического для человека момента это повреждение стало ему свойственным как в индивидуальном, так и в социальном сознании. Оно проявляется подобным образом – человек упорно не признает правды Божией и охотно принимает дьявольскую ложь. «Откроются глаза ваши, и вы будете как боги» (Быт. 3:5) – эти слова становятся девизом и частной жизни человека, и общественного развития различных стран и культур, особенно начиная с эпохи Возрождения. Критерием индивидуальной и социальной жизни человека все чаще стают не заповеди, а так называемые права человека на удовлетворение тех или иных похотей.

Как уберечься от прелести? Наверное, первое, что нам надо понять: предаваясь прелести, человек вольно согласует свою волю с волей дьявола. И не стоит убивать свою совесть глупыми возражениями вроде того, что «Бог есть любовь, поэтому я не наследую участь дьявола». Соглашаясь с волей дьявола, мы добровольно становимся врагами Богу, а значит – и самой любви. Не Господь из мести заключает нас в мучения, а мы сами добровольно становимся врагами Истины, Любви и Жизни и радости.

Почему я начал именно с этого? В эпоху свт. Игнатия и предыдущих веках критерием человеческой жизни была святость. Тогда прелесть чаще принимали за святость. В наши дни, когда мы перестали молиться и поститься, когда внебрачное сожительство считается нормой и даже имеет законодательную базу, а ортодоксы различных вероисповеданий уже бьют во все колокола, предупреждая, что следующим шагом после законодательного утверждения мужеложства будет растление детей, скотоложство, кровосмесительство и другие мерзости Содома, лесть дьявола стала более грубой. Не так уж тяжело убедить современного человека, что он «пуп земли», что все обязано приносить ему всяческое удовольствие.

Даже сам Бог человеком рассматривается как некий «Дед Мороз на побегушках», и люди искренне обижаются, если какая-то их просьба не удовлетворена.

Обратите внимание, в современном языке слово «прелесть», означающее высшую степень лжи, имеет исключительно положительное значение. Это не случайно. В современных псевдокультуре и псевдообществе нам нравится и обманывать, и быть обманутыми. Мы делаем пластические операции и пьем сомнительные препараты для того, чтобы почти в столетнем возрасте совершать грехи, присущие юности, называем детоубийство прерыванием беременности (для одних этот обман приносит неплохую прибыль, для других усыпляет еще, возможно, оставшуюся совесть), именуем воровство, разбой и казнокрадство предприимчивостью и бизнесом. Мы отчаянно врем другим ради корысти и также отчаянно врем самим себе, чтобы не увидеть своей грязи и не ужаснуться своему безобразию – потере в себе образа Божиего.

Начать мы должны с признания того, что грех поразил не только наше тело. Блуд, пьянство, сребролюбие, кровожадность – все это плоды нашего падшего ума, очерствевшего сердца, извращенной воли. В этом состоянии мы не можем и не должны оценивать ни себя, ни окружающих людей, ни происходящие события, так как мы будем о них отзываться исключительно с позиций своего эгоизма и страстности. «Все мы – в прелести… Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос» («Аскетические опыты», т. 1, «О прелести»).

Но вот человек начинает молиться дома, ходить в церковь, принимать участие в Таинствах, но почему-то не находит покоя – раздражается, гневается, отчаивается, иногда уходит из Церкви в раскол, ереси или секты под «благовидным» предлогом чужой «греховности» и своей «святости». Может дойти и до «духовного» опыта «видений», «откровений» и даже непосредственной умалишености. Почему это происходит с человеком верующим, старающимся молиться?

Причина одна и та же. Невнимательная молитва, соблюдение поста для сведения бухгалтерских счетов со своим Создателем (кто кому больше должен) ведут к неведению своих грехов, своего падшего состояния, к осознанию своей мнимой, фарисейской «праведности», а значит, к матери всех падений – гордыне. Забывая заповедь «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), мы, исполнив внешнее, но не очистив внутреннее, стараемся попасть в учителя и судьи.

Внимательная молитва, знание Священного Писания, старание сверить свою внутреннюю жизнь с учением отцов Церкви будут удерживать в нашей памяти два очень важных предупреждения – память о нашем падшем состоянии и о том, чьи нашептывания ласкают наш слух, возбуждая наше самомнение со времен грехопадения. «Речи дьявола слаще меда» («Нужные вещи» Стивена Кинга). Признание своей болезни как крайне опасной, осознание того, что Сам Бог пришел во плоти, чтобы исцелить нас, дают нам надежду быть благоразумными мытарями, принимающими исцеление, а не безумными «здоровыми» фарисеями, отвергшими Того, Кого ждали все пророки и законодатель Моисей.

Что такое прелесть бесовская?

В человеческой душе различают несколько важнейших природных особенностей, традиционно называемых силами или сферами души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную.

С разумной сферой связано мышление и рассудительность, сознание и самосознание, нравственная оценка происходящего; с волевой — способность человека осознанно стремиться и действовать в направлении выбранных целей. Чувственная сила души проявляется в способности испытывать широкий спектр чувств, относящихся к радости или недовольству. Раздражительная сфера отвечает за интенсивность стремлений к поставленным целям, формирование или сдерживание эмоциональных порывов, аффектов.

Если бы человек вел безгрешную, богоугодную жизнь, все его душевные силы функционировали бы в соответствии с естеством: стройно, слаженно, гармонично. Собственно в этом и состояла бы цельность человеческой личности. Но увы!

Как известно диавол, будучи человекоубийцей от начала (Ин.8:44), «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Чаще всего он и подвластные ему демоны вредят человеку через отдельные искушения и приражения. С тех пор как Господь сокрушил ад и сковал сатану, тот утратил возможность порабощать человека так, как во времена Ветхого Завета.

Однако он не утратил возможность пленять человека, склоняя его на свою сторону всевозможными ухищрениями. В случае нерадения человека о спасении, пренебрежения помощью Божией, диавол способен пленить его, извратив его внутреннее отношение к Добру и злу. С этой целью демоны и воздействуют на главные силы человеческой души. Так они ограничивают в ней богоугодные движения и возбуждают богопротивные.

Примечательно, что жертва демонического приражения может и не замечать, что находится под влиянием диавола, ей даже может казаться, что все её стремления исходят от неё самой.

«Послушай, — предостерегает нас святой Симеон Новый Богослов, — диавол, по обычаю своему, всегда подбирается к душе странным некиим образом и неудобь-распознаваемым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отдаляясь от ней, возмущать и перебуровливать все ее стремления, движения и помышления, то есть и мысленную, и желательную, и раздражительную силу души, и направлять их на то, что ему угодно. Этим способом он всех нас завлекает в сети свои и забирает в рабство себе и в волю свою, — а мы того и не знаем; и, что хуже всего, диавол, употребляя сию тактику непрестанно и сделав нас страстными и непотребными, убеждает нас думать и говорить, что этот наш недуг (смятение и буровление внутри), которым мы вводимся в страсти и держимы бываем в них, есть свойство естества нашего, а не дело бесовских козней» (Слово. 14 , п.2) (см.: Козни бесовские ).

Так человек становится покорным орудием падших духов. А то состояние одурманивания и пленения, в котором он оказывается под влиянием тёмных ангелов, называется состоянием обольщения или прелестью.

Как проявляется прелесть при омрачении различных сфер человеческой души?

В случае подавления демонами разумной силы человек теряет здравый контроль над своими помыслами и рассуждениями; утрачивает интерес к Истине, а нередко воспринимает правду как ложь. Примерами здесь могут служить обольщённые еретики, в частности Полихроний, который, увлекшись явлением ему демона в образе светоносного мужа, согласно его наставлению присоединился к лагерю монофелитов.

При омрачении волевой сферы души человек приобретает устойчивое расположение ко злу. В этих обстоятельствах он попросту не может заставить себя отказаться от зла и перенаправить усилия на совершение добра.

В результате охвата чувственной сферы извращается естественная для человека способность радоваться добру и тяготиться грехом. Грех начинает казаться ему особенно сладостным, а жизнь по закону Божьему, по совести — безрадостной и утомительной. Иллюстрацию подобного состояния души встречаем в жизнеописании святой Марии Египетской, стремившейся, до своего обращения, ко греху как к источнику чуть ли не высочайшего наслаждения.

В случае обдержания бесами раздражительной силы человек охладевает к добродетели и легко воспламеняется на исполнение злых дел. На добро ему словно бы не хватает энергии и сил, а на зло — хоть отбавляй.

Как бороться с состоянием прелести?

Сам по себе человек не в состоянии противостоять падшим ангелам. Для этого необходима Божественная помощь. Все надлежащие для борьбы с духами злобы благодатные средства Бог вручил Церкви. Залогом побед в этой невидимой брани служит полноценная христианская жизнь. Пост и молитва, о которых говорил Господь Иисус Христос (Мф.17:21) являются частными средствами в этой борьбе.

(См. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни? )

TY — GEN

T1 — «Впасть в прелесть” по-буддийски. По материалам сборника японской прозы сэцува «Удзи сюи моногатари», XIII в.

AU — Кикнадзе, Диана

PY — 2015

Y1 — 2015

N2 — В православном богословии «духовной прелестью» обозначается духовная болезнь человека, когда он, будучи ослеплен самомнением, гордыней, самообманом и мечтательностью, начинает считать себя выше окружающих, превозносит себя и свои поступки. В том числе состояние прелести может наблюдаться у людей, вставших на путь подвижничества, когда они чрезмерно и без надобности усердствуют в молитве и иных, душеполезных на их взгляд, занятиях, начинают гордиться собой, выставляя свою набожность напоказ. Сборник «Удзи сюи моногатари» содержит описания восторга и восхищения тем или иным религиозным ритуалом. Таким образом, у нас появляется возможность судить о духовном уровне японцев XI-XIII веков, и их религиозной грамотности. Однако важно понимать и специфику указанных выше хронологических рамок: конец XI века был ознаменован всеобщей паникой и эсхатологическими настроениями в народе – начинался период упадка буддизма, обозначаемый термином маппо, Конец Закона . Статья проиллюстрирована историями из сборника «Удзи сюи

AB — В православном богословии «духовной прелестью» обозначается духовная болезнь человека, когда он, будучи ослеплен самомнением, гордыней, самообманом и мечтательностью, начинает считать себя выше окружающих, превозносит себя и свои поступки. В том числе состояние прелести может наблюдаться у людей, вставших на путь подвижничества, когда они чрезмерно и без надобности усердствуют в молитве и иных, душеполезных на их взгляд, занятиях, начинают гордиться собой, выставляя свою набожность напоказ. Сборник «Удзи сюи моногатари» содержит описания восторга и восхищения тем или иным религиозным ритуалом. Таким образом, у нас появляется возможность судить о духовном уровне японцев XI-XIII веков, и их религиозной грамотности. Однако важно понимать и специфику указанных выше хронологических рамок: конец XI века был ознаменован всеобщей паникой и эсхатологическими настроениями в народе – начинался период упадка буддизма, обозначаемый термином маппо, Конец Закона . Статья проиллюстрирована историями из сборника «Удзи сюи

KW — Япония

KW — эпоха Хэйан

KW — проза сэцува

KW — буддизм

KW — народный буддизм

KW — амидаизм

KW — «впасть в прелесть»

KW — состояние прелести

KW — фанатичная вера

KW — слепая вера

KW — божество

KW — будда

KW — бодхисаттва

KW — отшельник

KW — монах

KW — трикстер

M3 — статья в сборнике материалов конференции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *