Ювенальную юстицию

Под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего). В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребенка.

Правовой основой системы ювенальной юстиции должны стать специализированные суды – ювенальные суды в рамках системы судов общей юрисдикции.

***

На первоначальном этапе создание таких судов, прежде всего, связано со специализацией судей на делах несовершеннолетних, что в настоящее время в полной мере обеспечить не представляется возможным. Несмотря на решение пленума Верховного Суда от 26.03.2000г., процесс специализации судей происходит по усмотрению председателей судов. Во-первых, даже в тех судах, где сделаны попытки ввести такую специализацию, судьи не рассматривают только дела несовершеннолетних. Отсутствие закона, закрепляющего рассмотрение дел данной категории за специальными судьями, как правило, влечет загрузку указанных судей другими, находящимися в производстве суда, делами. Во-вторых, в настоящее время, когда обсуждают специализацию судей по делам несовершеннолетних, подразумевают только уголовные дела. Отсутствуют специальные участники судебного процесса – социальные работники, которые могли бы осуществлять социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в судебном процессе и обеспечивать психокоррекционное содержание судебного заседания.

В настоящее время судебное решение не взаимосвязано с реабилитационным процессом и не ориентировано на него. В результате судебный процесс в отношении несовершеннолетних не обеспечивает профилактику рецидива правонарушения и не создает предпосылок к ресоциализации ребенка.

В этих условиях невозможно реализовать переход к важной функции ювенального суда – рассмотрение категории дел, в которых ребенок выступает в качестве социально-психологической жертвы, и не совершил правонарушение.

В первую очередь истоки девиантного поведения детей можно найти в распаде семьи (а развод осуществляется при наличии несовершеннолетних детей исключительно в судебном порядке), или в потере жилья (если родители продали квартиру или дом), либо иной жизненной ситуации, рассмотрение которой относится к гражданскому или административному праву. Соответствующие меры, принятые в гражданском или административном процессе могут создать условия, при которых тот же ребенок не появится в качестве подсудимого в уголовном процессе.

***

Первоочередным условием, обеспечивающим успешность проводимой в данный момент политики либерализации уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, является развитие ювенальных технологий в контексте создания ювенальной юстиции. В ином случае судебное решение, выраженное в условном наказании, не связанном с ограничением свободы и не имеющем реабилитационного содержания, будет восприниматься несовершеннолетним как безнаказанность, которая неизбежно приведет к повторному, зачастую, более тяжкому правонарушению. Судебное решение, связанное только с ограничением свободы, как правило, не обеспечивает задачи реабилитации и дальнейшей ресоциализации несовершеннолетнего. Целью судебного процесса с участием несовершеннолетнего должно являться не только установление истины и наказание виновного, а, прежде всего, защита прав ребенка, что может достигаться решением, направленным на восстановление внутрисемейных отношений в интересах ребенка; в то же время произвольное, не правовое вмешательство в жизнь семьи недопустимо.

Закрепленный законом статус ювенального судьи, безусловно, обеспечит возможность специализации судей, рассматривающих данную категорию дел. Ювенальный судья сможет глубже изучить особенности правового статуса несовершеннолетних, законодательство и правоприменительную практику в отношении таких дел.

***

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, проводимый в ряде регионов (Ростов-на-Дону, Саратов и др.) эксперимент по целенаправленной и полномасштабной специализации судей на делах несовершеннолетних с развернутым включением в судебный процесс социальных работников, в полной мере подтверждает необходимость и реальную возможность создания ювенальных судов в рамках судов общей юрисдикции.

***

Примат интересов ребенка в действиях государственной системы, включая судебную систему, закреплен в статье 3 Конвенции о правах ребенка и является основополагающим принципом этого международного акта. В октябре 1999 г. Комитет ООН по правам ребенка в своем заключении по 2-му Периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Россией Конвенции о правах ребенка, в пункте 67 указанного доклада отметил: «Правосудие в отношении несовершеннолетних остается предметом постоянной и серьезной обеспокоенности Комитета, в особенности в связи с недостаточным исполнением государством-участником рекомендаций Комитета 1993 года о необходимости создания системы ювенальной юстиции, что включает принятие закона о ювенальной юстиции и учреждение судов по делам несовершеннолетних».

В настоящий момент Министерство труда и социального развития готовит очередной Периодический доклад Российской Федерации о реализации Россией Конвенции о правах ребенка, в котором пытается обосновать отсутствие существенного продвижения в вопросе создания ювенальной юстиции в РФ. Единственный позитивный факт, изложенный в проекте этого доклада, это факт принятия Государственной думой ФС РФ 15 февраля 2002 г. в первом чтении проекта федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов.

***

20 ноября 2001г. Постановлением №805 Правительство Российской федерации утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2002-2006гг., где, в частности, предусмотрена разработка «финансово-экономического обоснования создания специализированных ювенальных составов (судов) в системе судов общей юрисдикции».

***

На основании вышеизложенного, становится очевидной необходимость незамедлительно приступить к формированию системы ювенальной юстиции в РФ. Этот процесс необходимо осуществлять поэтапно. При этом на первом этапе следует сконцентрировать усилия на:

1) специализации судей («ювенальный судья») – исполняющее свои обязанности на профессиональной основе лицо, достигшее возраста 30 лет, имеющее высшее юридическое образование и специальную подготовку в сфере детской психологии и специально наделенное полномочиями осуществлять правосудие по делам, участником в которых является несовершеннолетний и (или) представители его интересов;

2) создании условий участия в процессе, в качестве самостоятельного, (наряду с законным представителем несовершеннолетнего) официального лица (специалиста по социальной работе), обладающего специальными познаниями в сфере детской психологии (это официальное лицо должно иметь особый процессуальный статус и являться сотрудником социозащитного учреждения системы Министерства труда и социального развития);

3) обеспечении в полной мере положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части создания подразделений по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью оказания психологической, юридической, социальной и медицинской помощи данной категории несовершеннолетних, а также введение индивидуальных программ реабилитации ребенка в правоприменительную практику (в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание, готовящихся к освобождению, условно осужденных, отбывших наказание и т.д.).

4) усилении роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в части внедрения социально-реабилитационных технологий и закрепление этой работы в соответствующей нормативной базе, как элемента системы ювенальной юстиции.

В судах второй инстанции и в Верховном Суде РФ необходимо создать ювенальные коллегии, которые вместе с ювенальными судьями в судах первой инстанции и составили бы систему ювенальных судов в рамках системы судов общей юрисдикции. Такая специализация не повлекла бы за собой увеличения количества дел и не потребовала бы в ближайшее время существенного увеличения количества судей (введение дополнительных единиц потребовалось бы только в односоставных судах).

***

Для законодательного обеспечения создания и развития системы ювенальной юстиции в Российской Федерации необходимо:

1. Поддержать прошедший первое чтение в Государственной думе 15 февраля 2002 г. проект Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов как специализированных судов в системе судов общей юрисдикции. Данный законопроект в полной мере обеспечивает реализацию вышеизложенной концепции на первоначальном этапе.

2. Внести в Государственную Думу ФС РФ от имени Президента РФ проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации», проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции», а также ряд изменений и дополнений в процессуальные нормы Российской Федерации.

***

Приложение 1. Проект Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Приложение 2. Проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации».

Приложение 3. Проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции».

Приложение 4. Предложения по изменению процессуальных норм в связи с организацией судопроизводства с участием несовершеннолетних.

Приложение 5. Концепция деятельности специалиста по социальной работе.

Приложение 6. Финансово-экономический расчет расходов, требуемых при внедрении ювенальных судов.

В современном мире во многих странах разработана отдельная система ювенальной юстиции в целях работы с молодежью, которая преступила закон. И хотя система ювенальной юстиции имеет некоторое сходство со взрослой судебной системой, есть некоторые различия. Эти различия в основном состоят в признании различий в зрелости и интеллекте между взрослыми и несовершеннолетними. Кроме того, система ювенальной юстиции разработана на основе понимания первостепенной важности реабилитации, а не наказания, когда речь идет о несовершеннолетних преступниках.

Независимые системы ювенальной юстиции довольно позднего происхождения, если учесть развитие уголовного права в целом. Концепция независимой системы правосудия для несовершеннолетних была реализована в первой части 20-го века. До этого времени, защита и представительство в суде несовершеннолетних проводилась в судах общей юрисдикции и исправительные работы проводились в тех же пенитенциарных учреждениях, где и располагались взрослые. В конечном счете, было определено, что интересы молодых правонарушителей могут быть наилучшим образом учтены независимой системой правосудия.

Система правосудия для несовершеннолетних акцентируется на поисках решений, которые позволят молодым людям, нарушившим закон, получить шанс на реабилитацию. Чтобы акцентировать внимание судьи на этом, понадобится юридическая помощь. И, хотя наказание за проступок играет немаловажную роль в системе ювенальной юстиции, но все же занимает второе место после функций реабилитации и соответствующей интеграции молодых правонарушителей в общую сеть общества.

Естественно, судебное представительство должно осуществляться особым юристом, который имеет опыт работы именно с несовершеннолетними правонарушителями. Основная ошибка родителей правонарушителей проявляется в том, что они для защиты в суде принимают помощь юриста никогда не работавшего с ювенальной системой. И по этому, представление интересов в суде по делам несовершеннолетних зачастую заканчивается тем, что поведение рассмотренного несовершеннолетнего правонарушителя признается неправомерным, и присуждается наказание, а также лишение воли. Хотя, при правильно разработанной защите в большинстве случаев можно убедить суд действовать в интересах несовершеннолетнего нарушителя, не препятствуя при этом удовлетворению интересов пострадавшего. Когда дело доходит до вопроса лишении воли, то стоит помнить о том, что по системе ювенальной юстиции молодежь должна получить возможность пройти испытательный срок (если это возможно в рамках законодательства).

Юридическая фирма «Юристы СПБ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *