Зачем человеку фантазия?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • самый красивый рисунок

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уровни развития и жизни. Человеку с хорошей фантазией и воображением легче находить новые контакты, общаться, заводить друзей, реализовывать себя в творческих профессиях. Но воображение – это не врожденное качество, его нужно развивать с самого детства. «Я – Родитель» расскажет мамам и папам, как развить воображение у ребенка, как научить его мыслить нестандартно и какие средства могут в этом помочь.

Проблемы воображения

Проблемы возникают не тогда, когда человек использует своё воображение, а когда он относится к нему особым, можно сказать, болезненным образом. Например, магическое мышление.

В «Большой энциклопедии по психиатрии» можем прочесть о том, что магическое мышление – это в самом общем виде убеждение, что можно влиять на действительность своими мыслями, фантазиями, желаниями. В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5-летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям «примитивных» культур.

Вспоминаю историю девушки, очень красивой и успешной в своей профессии, которая рассказывала мне, что её мысли и фантазии влияют на действительность.

«Вот, например, еду за рулём и хочу припарковаться. Думаю: вот бы крайнее место на стоянке было свободно. Начинаю посылать Вселенной сигнал, подъезжаю – а место свободно. И с молодым человеком я всегда воздействую на него мысленно, на расстоянии, чтобы он мне позвонил. Также я составила доску визуализации, где у меня есть всё. Вот только он не предлагает мне выйти за него замуж. А на доске у нас трое детей. Как мне достичь всего этого?».

В ответ на мои попытки поставить под сомнение силу её воздействия девушка задумалась и сказала, что она и сама часто сомневается, но на тренинге ей объяснили, что это всё работает и Вселенная всегда даст ответ.

В принципе, многого из того, что было на доске, она достигла. Купила машину, квартиру. Но во что упирается сила мысли девушки? В свободу воли другого человека. Жениться её парень не хотел, а встречались они уже много лет. И цепочка «моя мысль» – «послушная Вселенная» – «послушный парень» явно давала сбой.

Структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами. Так и в православном сознании может сочетаться несочетаемое: вера в Промысл Божий и вера в то, что человек может магически управлять обстоятельствами своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления действительностью.

Корни проблемы

«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Этим соблазнились первые люди, этим соблазняемся и мы, забывая, что «всякого блага Промысленник и Податель» есть Господь, начиная искать власть влиять на людей и события.

Конечно, мало кто сознательно фантазирует, что может стать «богом» в «царстве земном», но многие ощущают себя именно так и ищут тому подтверждения в обстоятельствах жизни. Так проявляет себя защита, называемая «всемогущий контроль».

У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность ищет удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, есть основания рассматривать её как психопатическую.

А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жёсткий удар для неё. И как впоследствии она была этому рада:

«Учительница мадам Рамбер не скрывала своего мнения: слишком высокая, слишком тощая, слишком неразвитая для таких лет. Я обещала заниматься с утра до вечера, чтобы догнать остальных, и действительно делала это, но природу не изменишь. Мадам Рамбер была резка и откровенна, за что я ей благодарна, потому что, пожалей она меня тогда, я стала бы заштатной балериной, но точно не стала бы актрисой».

Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи. Об этом всё время напоминает человеку христианство.

Механизм работы: что, как, почему и зачем?

Чтобы понять, как устроена фантазия, обратимся к исследованиям, проведенным нейрофизиологами Калифорнийского университета. Представьте головной мозг человека, состоящий из миллиардов нейронов. Это библиотека опыта и знаний, пополняющаяся в течение жизни. Тут хранится множество мелочей. Это склад всего забытого и неосознанного. И даже наспех просмотренная книжка с картинками займет свое место в нейронном хранилище. Одни залы библиотеки всегда открыты, другие приоткрываются на время, третьи скрыты за коваными решетками и тяжелыми замками условностей.

Ежесекундно сознание обращается в это хранилище информации. Получая запрос, мозг, используя резервы оперативной памяти, направляет мыслительный процесс по проторенной дорожке к группе нейронов, в которой записана нужная информация. К примеру, если вы хотите решить уравнение, то мозг приведет вас к тем нейронным связям, которые хранят алгоритм этого действия. Чем привычнее и обыденнее задача, тем быстрее приходит решение.

Но что происходит, если человек отправляет своему подсознанию нестандартный запрос? Привыкшая к рутинному однообразию, оперативная память направляет мысль по проторенным дорожкам. Полученный ответ оказывается либо очень обыденным, либо и вовсе неподходящим. Ситуация знакомая каждому. Пример: 23 февраля и выбор подарка любимому. Какая первая мысль созревает в голове? Носки! Как вариант – пена для бритья, складной нож, трусы, дезодорант. По этому списку проходят 90% девушек. В этот момент и приходит осознание необходимости креативного мышления. Казалось бы, бытовая мелочь, а сколько проблем и мук душевных?

Что же происходит в голове человека, наделенного волшебным даром фантазии?

  • Отметаются первые варианты,
  • меняется запрос с «Что подарить?» на «Необычные подарки на 23 февраля»,
  • активизируются новые схемы, выдаются свежие решения.

Если идеи не устроили, запрос снова меняется и так до получения нужного результата. Через какие закоулки подсознания пройдет мысль неизвестно. Все зависит от количества задействованных связей. В поисках идеи для подарка девушка переберет увлечения любимого, вспомнит о восхитившем кавалера штопоре или коллекционной бутылке вина. Она подумает о его нежной любви к машине и странным освежителям воздуха, о мечте сыграть в гольф или прыгнуть с парашютом… На этом моменте лучше переключится и подумать о чем-нибудь другом.

Режим мыслей

Мыслительная активность человека протекает в двух режимах:

  • Собранный – умственные усилия направлены на решение конкретной задачи, и все ресурсы кратковременной памяти задействованы в процессе.
  • Рассеянный – внимание и усилия ни на чем конкретном не сфокусированы. Человек при этом занимается обыденными делами, отработанными до режима автоматизма: уборка, бег, готовка под просмотр телевизора.

Чудеса фантазии рождаются в рассеянном режиме. Мозг в собранном режиме потрудился. Он собрал и запаковал информацию, полученную с сайтов о подарках, разворошил потайные архивы воспоминаний. После этого лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха обрабатываются новые сведения, создаются новые нейронные связи. Когда все готово, открытие приходит само собой — нестандартное и полезное.

Сказки и истории

Все дети любят сказки. Кто-то уже умеет читать их самостоятельно, а кому-то больше нравится теплая семейная традиция слушать перед сном, как мама читает книгу вслух. С помощью сказок можно весело и интересно развивать детскую фантазию. Попробуйте дочитать малышу сказку лишь до определенного момента, а затем попросите его самостоятельно придумать, чем закончилась история книжных персонажей. То же самое можно сделать и с уже прочитанной любимой книгой – пусть ребенок попробует представить, что произошло со сказочными персонажами дальше, за страницами этой истории. Сначала это будут лишь догадки и предположения, но постепенно они превратятся с длинные и увлекательные сюжеты, полные приключений и новых придуманных персонажей.

Эта игра хороша тем, что для нее можно использовать не только сказочные истории, но и мультфильмы, окружающие предметы и все, что угодно. Играть в «истории» можно в любом месте: дома, в гостях, на прогулке, в автобусе, в очереди в поликлинике или магазине.

Наблюдение за окружающим миром

Замечательно развивает фантазию и наблюдение за окружающим миром. Встретив на улице девочку с собакой, предложите малышу придумать, какое имя подошло бы ее питомцу, чем любит заниматься его хозяйка, в каких местах они предпочитают гулять. Увидев необычный дом, попросите ребенка пофантазировать: кто живет в этом доме, как выглядят комнаты в нем, что подают в этом доме на обед и т.д.

В игре «наблюдения» можно пользоваться и самыми простыми подручными средствами. Пусть ребенок придумает, как можно использовать не по прямому назначению обычную палку, столовые ложки, табурет. Вы обязательно получите веселые и нестандартные ответы о том, что палку можно использовать как рыцарский меч или измерять ей глубину лужи, ложки можно использовать в качестве музыкальных инструментов, а забравшись на табурет можно громко читать стихи и петь песни перед гостями.

Ролевые игры

Хорошо работают на развитие детской фантазии простые игры по ролям. При этом важно, чтобы ребенок понимал моделируемую ситуацию. Если малыш хотя бы раз бывал в кабинете у врача, он понимает, что делает доктор, и можно предложить ему поиграть в больницу: вы будете пациентом, а ребенок – врачом, который осматривает его и ставит диагноз. Потом ролями можно поменяться. Точно также можно играть в учителя и ученика, парикмахера и клиента, который хочет красивую прическу, модельера, придумывающего вечерний наряд для любимой куклы, официанта и посетителя ресторана. Можно представить, что вы с малышом собираетесь в дальнее путешествие и попросить ребенка перечислить те вещи, которые он возьмет с собой и для чего они ему пригодятся.

Зачем ребёнку фантазировать?

Мозг человека способен сохранять наш прежний опыт. Если бы он умел только это, человечество могло бы лишь приспосабливаться. Но Господь даровал человеку способность, можно сказать, пророческую, творческую – моделировать и строить будущее. И все модели сперва возникают в мышлении, как представление, как образ, а значит – как фантазия.

Воображение лежит в основе любой культурной деятельности человека, в основе художественного, научного, технического творчества. Любое новшество, изобретение, книга рождались сначала в воображении. Воображать человек начинает с детства, а значит – начинает творить.

Психолог Лев Выготский пишет:

«Один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на палке, изображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью… – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества «.

Так действительность формирует воображение, а воображение – действительность через продукты любого вида творчества.

…Лиду привела мама. Девочке было пять лет. Худенькая, робкая, немного зажатая и смущённая. Она зашла в кабинет, как бы стараясь занимать поменьше места. Средний ребёнок в семье, Лида получала достаточно много внимания, мама не работала. Отец любил детей, проводил с ними своё свободное время.

Мама жаловалась на то, что Лида была малоэнергичной, болезненной девочкой, которая не очень-то любила играть с детьми. Родители имели высшее образование и старались давать детям много научной информации об окружающем мире, читали им и сказки. Когда я предложила девочке игрушки, она выбрала корову и собачку. В ходе игры собачка всё время хотела рассказать корове сказки, которые сочиняла сама. Корова ей запрещала, и собачка очень расстраивалась.

Когда я стала обсуждать эту проблему с мамой, оказалось, что Лида постоянно пыталась рассказать ей свои «придумки». Это были еще мало связные обрывки, иногда с пугающими маму героями, в них не прослеживался чёткий сюжет. Маму это раздражало, и она резко останавливала ребенка, потому что просто не понимала, как к этому относиться.

Я предложила Лиде рассказать о своих «придумках». Мы их рисовали, лепили. Девочка, рассказывая о них, оживала, лицо её заливалось румянцем, она определяла для меня разные роли в этих «придумках», и, похоже, у нее проклёвывался организаторский талант.

Мама заметила, что и дома Лида пытается объединить семью в какой-нибудь новой, ею придуманной игре. Конечно, игры были не всегда структурированы, понятны, правила сбивались и путались. Иногда на их прояснения уходило часа два и играть так никто и не начинал. Но вся семья, в том числе и ребенок, оживлённо участвовали в прорисовке карт и распределении ролей, поиске инвентаря и разработке сценариев игр.

Что-то так и осталось в проекте, что-то переросло в игру, но важно, помимо других положительных эффектов, то, что Лида научилась быть организатором, начала активно использовать эти навыки в общении с подругами, которые стали у неё появляться во дворе, научилась находить место своему внутреннему миру во внешнем.

Зажатость почти ушла, девочка перестала робеть, у неё появилось больше энергии. Мама стала замечать, что витальность ребёнка становилась всё более стабильной. Если мама уставала слушать «придумки», то Лида их рисовала, вырезала и каким-то образом пыталась выразить в подручных материалах. Так вырос уже целый том…

Кукольный театр

Дети лучше всего познают окружающий мир в игровой форме. Организуйте домашний кукольный театр. Вовсе необязательно покупать для этого особые приспособления, вполне подойдут обычные игрушки и бюджетные пальчиковые куклы. Импровизированную «сцену» можно сделать из табуретов, накрытых покрывалом. Привлеките родственников и друзей, используйте сценарии всеми известных сказок и придумывайте свои собственные увлекательные истории и новых героев. Ребенок будет в восторге!

Творческий процесс

Прекрасно развивают детскую фантазию и самые простые творческие занятия: рисование, раскраски, лепка из пластилина, сочинение стихов и рассказов. Если ваш ребенок проявляет интерес к творчеству, поощряйте его начинания и придумывайте новые способы реализации его таланта. Обязательно расспрашивайте ребенка, что он рисует или лепит из пластилина, почему использует именно такие цвета. Ставьте перед ним новые задачи: нарисовать тот же самый домик, но в окружении не летнего пейзажа, а зимнего, слепить друга для уже готового пластилинового мишки, раскрасить такую же картинку, но другими цветами, изобразить необычное существо и рассказать о нем.

Подручные средства

Используйте всевозможные подручные материалы для развития воображения ребенка. Предложите малышу собрать конструктор, не пользуясь инструкцией, а полагаясь на свою интуицию, создать веселый зоопарк из кубиков с животными, выложить из мозаики необычный узор. Можно поиграть в веселую игру «дорисуй картинку»: возьмите чистый лист бумаги и сделайте на нем какой-то набросок, контур или просто нарисуйте закорючку и предложите ребенку закончить ваш рисунок. Покажите ему, как из пары кружков может получиться котенок или зайчик, а несколько линий легко и быстро могут превратиться в машинку или домик.

Игры на природе

Даже самая обычная прогулка на свежем воздухе может превратиться в увлекательный способ знакомства с окружающим миром и развития творческой фантазии. Покажите ребенку, как можно лепить фигурки из песка, собирать гербарий из красивых осенних листьев, делать забавных человечков и животных из желудей и шишек, катать снежки, строить снежную крепость, надувать мыльные пузыри, наблюдать за движением облаков. Поиграйте с малышом в игру «представь себе». Попросите ребенка представить, что бы было, если бы вдруг пошел конфетный дождь, если бы летом с неба начал падать снег, если бы небо было бы не голубым, а зеленым, если бы медведи жили на деревьях, а кошки умели летать.

В простой и веселой форме развивают детское воображение и впечатления от прогулки, выраженные в форме рисунка. Придя домой, попросите малыша нарисовать красивое большое дерево, которое вы увидели в парке, птичку необычной расцветки, снежную крепость, которую вы вместе построили. Почаще водите ребенка на разнообразные увлекательные экскурсии и всегда просите его рассказывать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Виктория Котлярова

Детство – чудесная пора. Все ребята верят в существование волшебников, сказочных героев и Деда Мороза. Однако в школе прагматизм и скепсис растут пропорционально возрасту. Сохранилась ли у вашего ребёнка вера в чудо, поможет определить наш тест. Пройти тест

Что такое эскапизм?

Эскапизм — это синоним понятию «бегство», неважно куда: в работу, секс, искусство, ЗОЖ, религию, в глухие деревни, в монастыри, в общение на форумах, игры, опьянение или психотропные вещества. На фоне таких «увлечений» бегство в фантазийный мир выглядит безобидно. Но это на первый взгляд.

Придуманный фантазийным умом мир выглядит привлекательнее реальности. Именно он спасает психику от разрушения. Но постепенно такие «игры разума» подменяют реальный мир выдуманным. Вместе с ослаблением границы между иллюзией и реальностью теряется самоконтроль, уходит чувство ответственности за свою жизнь, желание что-то исправлять, чего-то добиваться. Так можно деградировать, скатиться до психоза или спровоцировать расстройство личности. А это уже диагноз.

Что делать в такой ситуации? Отойти и посмотреть на нее со стороны. На самом деле придуманная иллюзия становится мощной движущей силой, только если она побуждает к действиям. Важно различать разные формы фантазий:

  • Сладкие грезы сродни «розовым очкам», в которых нет места для реальности – это недобрый знак.
  • Фантазия, которая усиливает энергию, двигает вперед – это полезно.

Есть еще один секрет: превращать фантазию в реальность намного увлекательнее, чем просто фантазировать ни о чем.

5 способов сделать фантазию материальной.

Успешные предприниматели утверждают: фантазировать нужно обязательно. Фантазии становятся мечтами, мечты – целями, а достижение цели – смыслом жизни. Если научиться грамотно мечтать и ставить цели, любая фантазия окажется выполнимой.

Прислушаться к себе, чью мечту мы собираемся воплощать?

Многие наверняка слышали от родителей фразу: «Ты исполнишь мою мечту». Но если бы все заканчивалось только этим. Как жить подсказывают учителя, руководители, реклама, социальные сети, СМИ. Кажется, что все кроме нас знают, чего мы хотим от жизни. Советчиков со стороны так много, что их голоса заглушают тот самый внутренний голос, который идет от сердца и рассказывает нам о наших мечтах.

Что делать? Захотеть своего и не начинать никаких действий, пока свои желания не сформулируются предельно ясно.

Правильная формулировка – 90% дела.

Часто исполненная мечта разочаровывает. А все потому, что сформулирована она неправильно. И главная ошибка – ориентация на внешние признаки. Поэтому абстрактное «высока зарплата», «большая любовь», «красивая фигура» не работает. Когда за этими мечтами нет своего понимания, конкретики, деталей, то энергии для реализации они не дают.

Что делать? Конкретизировать до тех пор, пока мечта не станет буквально осязаемой. Такой, что вот-вот можно пощупать. Возможность подержать свою мечту подарит много удовольствия и радости, они в свою очередь дадут энергию, которую можно инвестировать в дело.

Учиться у успешных предпринимателей.

У реализации мечты нет универсального рецепта или формулы. Зато есть истории предпринимателей, которые учат мечтать на 100% и быть успешными. Например, в своих книгах миллиардер Ричард Брэнсон советует наперед планировать время для мечты. Свои секреты есть у других знаменитостей и бизнесменов. Книги ценны еще и тем, что рассказывают не только о победах, но и об ошибках. А это намного более ценный опыт.

Что делать? Составить список книг знаменитостей, которые ближе всего по духу или просто восхищают своими деловыми качествами. Развивать в себе нужные черты характера, привычки и, конечно же, проверять их в деле.

Идти к цели не сворачивая, иначе можно растратить все силы.

По статистике человек отвлекается от поставленных задач 200 раз в течение дня. Отвлекают гаджеты, телефонные звонки, коллеги, близкие и друзья. Дополнительно мы держим в голове сотни дел, проектов и планов. Когда мы пытаемся решить все проблемы сразу, переключаемся с одного дела на другое, не можем сфокусироваться и растрачиваем впустую большую часть энергии.

Что делать? Научиться говорить «нет». Неспособность отказать кому-то играет на руку просителю, но отвлекает от главного – от воплощения мечты. То же касается личных дел. Иногда «нет» приходится говорить прокрастинации, соцсетям, внеплановым перерывам на кофе, ненужным разговорам.

Реальность – от слова реализовать.

Как сказала Опра Уинфри «Какой бы ни была твоя цель, ты можешь ее достичь, если готов работать». И пока мы не приступаем к воплощению мечты, она так и остается фантазией.

Что делать? Для начала проверить мечту на адекватность. Когда придет убеждение, что она разумна, достижима, безопасна для других – действовать. Только переключение с установки «я мечтаю сделать» на установку «я делаю» дает возможность превратиться из фантазера в победителя.

Выводы:

  • Фантазия не терпит ограничений или преград и создает понятия, которые не существуют в реальности.
  • Опасность эскапизма не в фантазиях, не в их разнообразии и содержании, а в потере границы двух миров: придуманного и реального.
  • Работать, учиться и снова работать – вот, наверное, универсальный совет для фантазеров.

Пройти тест на психологический возраст

Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в общей психологии, фантазия – это способность создавать новые образы (а так же воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти). Создание новых образов характеризует творческую или продуктивную фантазию, воспроизведение прежних – репродуктивную.

Между творческой и продуктивной фантазией нет принципиальной качественной разницы. Существует однако количественное различие: в степени и силе разных процессов. При каждом воспроизведении прежних образов привносятся элементы творчества, равным образом и в творческой фантазии никогда не отсутствуют элементы воспроизведения в качестве материала, которым располагает творческая фантазия. Таким образом, различие обеих форм сводится к тому, что, при психологической их однородности, в первой форме доминируют процессы воспроизведения, во второй — творчества. При таком понимании фантазии она не только является чисто интеллектуальной функцией, но, в сущности, теснейшим образом связан а с памятью, т.е. не является самостоятельной психической функцией.

В романтической эстетике фантазия трактовалась как высшая духовная функция в силу того, что она связана с искусством, которое для романтиков не только не было ниже науки, но стояло выше ее по глубине и непосредственности проникновения в тайны действительности.

Современная психология в исследовании фантазии исходит из идей Рибо, Майера, Мейнонга и других ученых, утверждавших, что образы составляют не цель, а средство в работе фантазии. Такой подход решительно отходит от интеллектуалистского понимания фантазии, т. к. ее интеллектуальная сторона рассматривается как вторичная. Основная же функция фантазии и ее основы – воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы: это второе положение теории фантазии развивает первое, чтобы понять самую функцию фантазии, ее в развитии эмоциональной жизни, необходимо иметь в виду основной закон эмоциональной сферы, который может быть сформулирован как закон двойного выражения чувств.

Согласно этому закону, всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере: оба эти выражения чувства взаимно независимы и неустранимы, подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще. Что касается телесного выражения чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и тем закрепит его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя «удачного” психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными – как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа. Это особенно хорошо может быть показано на судьбе высших чувств, где такие случаи особенно часты: неосознанное, «невыраженное” чувство, в котором мы как бы стояли на пороге какого-то откровения, уходит. Но если чувство находит свое выражение в образе, то этот образ становится столько же средством «уяснения”, интеллектуализации чувства, сколько средством психического влияния на личность.

Таким образом, работу фантазии можно назвать «эмоциональным мышлением”, которое может быть противопоставлено познавательному мышлению. Если познавательное мышление перерабатывает материал восприятии в мысли, из которых складывается «истина” или правильное знание, то фантазия, перерабатывая материал эмоционального опыта, способствует или нацелена на усвоение и выражение идеалов. Этот понимание фантазии позволяет глубже проникнуть в природу и сущность фантазийных форм, как неотъемлемого элемента игровой деятельности, как у детей, так и у взрослых.

См. также

Психические процессы у детей

  • Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
  • Волевая готовность к школьному обучению
  • Восприятие и память у младенцев
  • Двигательная активность ребенка
  • Лепет ребенка
  • Некоторые особенности развития речи ребенка из многодетной семьи
  • Овладение произвольной регуляцией речевой деятельности
  • Первые преднамеренные звуки
  • Переключение внимания ребенка
  • … и другое

Фантазия

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дорошина, Галина Владимировна, 2005 год

1. АбдеевР.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. -336 с.

2. Абдулин А.А. Культура и символ. Уфа, 1997. 158 с.

3. Антология исследований культуры. СПб., 1997. 728 с.

4. Антология средневековой мысли. В 2-х тт. СПб., 2001.- 539 с.

5. Антоний (Сурожский), митроп. Учитесь молиться. М., 1999. 123 с.

6. Антонов В.Ю. Творящее влечение. «Философия» паники в эпоху катастроф. Саратов, 1997. 156 с.

7. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996. — 672 с.

8. Аристотель. О душе. СПб., 2002. 224 с.

9. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. 183 с.

10. Арнаудов М.С. Психология литературного творчества. М., 1970. 653 с.

11. П.Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ. Саратов, 2002.- 247 с.

12. Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1987. 317 с.

13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. 616 с.

14. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум в онтологии культуры. Волгоград, 2002. — 299 с.

15. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1995, № 4. С. 69-80.

16. Башляр Г. Вода и грезы: Опыт о воображении материи. М., 1998. -268 с.

17. Башляр Г. Грезы о воздухе: Опыт о воображении движения. М., 1999. -344 с.

18. Белов В.Н. Философия культуры и культура философии // Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры. Саратов, 2003. С. 1417.

19. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 782 с.

20. Бенвенист Э. Категории мысли и категории языка // Общая лингвистика. М., 1974. С. 104-114.

21. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 383 с.

22. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С. 247-258.

23. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1.М., 1994.-542 с.

24. Блауштайн Л. Имагинативные представления. Исследование на границе психологии и эстетики // Логос. № 2, 2001 (28). С. 150-185.

25. Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000. 204 с.

26. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 48-73.

27. Борев В.Ю. Видео: техника, досуг, культура. М., 1990. 207 с.

28. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.-301 с.

29. Борев Ю. Эстетика: В 2-х т. Смоленск, 1997. Т.2 635 с.

30. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966. 149 с.

31. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М., 1994. 297 с.

32. Борчиков С.А. Творческое воображение. М., 2001.

33. Борчиков С.А. Виртуальный образ творческого воображения //Воображение как познавательная способность. М., 2001. С. 14-30.

34. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.-390 с.

35. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Самара, 1999.- 128 с.

36. Булатов Н.А. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983.-344 с.

37. Бычков В., Бычкова JI. XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. 2000. №2.

38. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 4-х т. Н. Новгород, 1997. Т. 2. 457 с.

40. Вельш В. Постмодернизм: Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992, №1. С. 113-182.

41. Воображение как познавательная способность. М., 2001. 112 с.

42. Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914. 150 с.

43. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93 с.

44. Выготский J1.C. Психология искусства. М., 1997. 343 с.

45. Вышеславцев Б.П. Воображение как воплощение и преображение // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 52-74.

46. Вюнанбюрже Ж.Ж. Принцип мифопоэтического воображения // Метафизические исследования. СПб., 2000. Вып. 15. С. 51-68.

47. Гашкова Е.М. Культура отсутствующего пространства: от антропо- к киберцентризму. // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 12-14.

48. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3. 371 с.

49. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Соч. в 4-х т. Т. 2. М., 1969. 326 с.

50. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Сочинения в 4-х т. Т. 1. Ч. 1. М., 1968. 312 с.

51. Гоббс Т. О теле // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Основы философии Т. 1.щ Ч. 1.М., 1989. С. 66-218.

52. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев, 1990.- 141 с.

53. Говорунов А.В. Человек в ситуации виртуальной реальности. // Информация, коммуникация, общество. СПб., 2000. С. 5 12.

54. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. 218 с.

55. Григорий Нисский, св. Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав / Мистическое богословие Восточной Церкви. М., 2001. С. 307-378.щ 57.Григорий Палама, св. Слово в защиту священнобезмолвствующих /

56. Добротолюбие. М., 2001. С. 391- 488.

57. Гроссе Э. Происхождение искусства. М., 1989.

58. Губман Б.Л. Символическое воображение и творчество // Культура и творчество. Тверь, 1995. С. 10-19.

60. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991. 219 с.

61. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. 314 с.

62. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. 320 с.

63. Гуткина И.М. Визуализация культуры и потенциал творчества // Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры. Саратов, 2003. С. 40-46.

64. Дебор Г. Общество спектакля. М., 1999. 224 с.

66. Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодернизма: Сб. пер. и реф. / Сост, ред. А.Р. Усманова. Минск, 1996. С. 8-26.

67. Деррида Ж. Грамматология // Французская философия сегодня: Анализ немаркстстских концепций. М., 1989. С. 89-179.

68. Джемс У. Психология. М., 1991. 368 с.

69. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996. 155 с.

70. Дильтей В. Воображение поэта. Элементы поэтики // Вопросы философии. 1995, № 5. с. 116-123.

71. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. 620 с.

72. Дионисий Ареопагит, св. О Божественных именах/Мистическое богословие Восточной Церкви. М., 2001. С. 386-571.

73. Добротолюбие. М., 1993. Т. 3. 368 с.

74. Доценко E.J1. Психология манипуляции. М., 1997. 344 с.

75. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск, 1969. 94 с.

76. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. 153 с.

77. Дудник С.И. Метафизика культуры: проблема онтологического статуса культуры // Парадигмы исторического мышления XX века: очерки по современной философии культуры. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.19-28

78. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М., 2002. 653 с.

79. Ерзин Э.А. Культурное пространство России в соотношении виртуального и действительного // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.67-69.

80. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000. 96 с.

81. Иванова С.М. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре // Сборник статей. Вып. № 8. СПб., 2001. 300 с.

82. Иванова-Георгиевская Н.А. Воображение как основа продуктивной деятельности сознания. Астрахань, 1999. 32 с.

83. Игнатий (Брянчанинов), святит. О прелести / Игнатий (Брянчанинов), святит. Творения: Аскетические опыты. М., 2001.

84. Ильенков Э.В. Личность и творчество. М., 1999. 261 с.

85. Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование. 1968, №3. С. 33-42.

86. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 462 с.

87. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998. -255 с.

88. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.-235 с.

89. Информационная цивилизация: Пространство, культура, человек. Саратов, 2000. 168 с.

90. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. М., 1992. — 465 с.

91. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций // Вопросы философии. 1998, № 12. С. 37-49.

92. Исаков А.Н. Философская аналитика объективного мотива // Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете СПБГУ, 1997. С. 1-12.

93. История эстетики. М., 1967. Т. 3. с.

94. Кагай Е.А. Социальная экология. Человек в городской среде // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 1. С. 116-131.

96. Каган М.С. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира // Сб. статей. Выпуск I. СПб., 2001. С. 48-67.

97. Каган М.С. Философия культуры как теоретическая дисциплина // Философия культуры: становление и развитие, СПб., 1996. С. 4-14.

98. Кант И. О воображении. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 401-409.

99. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. М., 1966. 799 с.

100. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 5. М., 1966. 564 с.

102. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. 688 с.

104. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1990, № 2. С. 54.

105. Категории и ценности культуры. Саратов, 1994. 112 с.

106. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983. 343 с.

107. Катречко C.J1. Как возможно творческое воображение // Воображение как познавательная способность. М., 2001. С. 35-44.

108. Пб.Клакхон К. Универсальные категории культуры // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. 3. Вып. 2. С. 111-136.

109. Книгин A.M. Философские проблемы сознания. Томск, 1999.

110. Кобзеев М.С., Горбачев Н.А. Фантазия в науке и искусстве. Саратов, 1995.- 193 с.

111. Коган Л.Б. Быть горожанами. М., 1990. 205 с.

112. Козин Н.Г. Творчество и основы его детерминации // Философские вопросы теории творчества. Саратов, 1992. С.3-13.

113. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. 240 с.

114. Коллингвуд Р.Д. Принципы искусства. М., 1999. 112 с.

115. Кондильяк Э.Б. Трактат об ощущениях // Кондильяк Э.Б. Соч. в 3 т. Т. 2. М., 1982. 541 с.

116. Кондрашов П.Н. Действительность воображаемого //Рациональность и вымысел. СПб., 2003. С. 70-72.

117. Коновалова Л.И. Воображение и его роль в психологии художественного творчества Н Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания. Чита, 1996. Ч. 3. Психология. Педагогика. С. 26-30.

119. Короленко У.Г. Чудо воображения: Воображение в норме и патологии. Новосибирск, 1975. 153 с.

120. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979. -144 с.

121. Коршунова Jl.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность: опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М., 1989. 181 с.

123. Красильщиков В. Ориентиры грядущего в постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность. 1993, № 2. С. 165-175.

124. Краснухина Е.К. Видеоряд и саундтрек бытия // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб., 2003. С. 110-114.

125. Крымский С.Б. Логико-гносеологический анализ универсальных категорий // Логико-гносеологические исследования категориального строя мышления. Киев, 1980. С. 5-32.

126. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. Минск, 1999. 446 с.

127. Кудрявцев В.Т. Природа и генез воображения // Э.В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999. С. 155-171.

128. Кузанский Н. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1979.

129. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985. 398 с.

130. Культурология XX век. М., 1995. 703 с.

131. Курицын В. Постмодернизм: Новая первобытная культура // Новый мир. 1992, №2. С. 225-231.

132. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001. 238 с.

133. Лакан Ж. Телевидение. М., 2000. 160 с.

134. Ламетри Ж.О. Трактат о душе // Ламетри Ж.О. Сочинения. М., 1983. С. 58-144.

135. Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996. -623 с.

136. Ле Бон Г. Психология толп. М., 1998.

137. Леви-Стросс К. Структура и форма // Семиотика. М., 1983. С. 700-729.

138. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. 536 с.

139. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. М., 1984.

140. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994. 228 с.

141. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. СПб., 1998. 159с.

142. Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999. 240 с.

143. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов, 2001. 163 с.

144. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1999.

146. Лосев А.Ф. Логика символа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 247-275.

147. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. -959 с.

148. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.-367 с.

150. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999. 408 с.

152. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Указ. соч. С. 191-200.

153. Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев, 1993.

155. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993. 352 с.

156. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. 346 с.

157. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М., 2002. -526 с.

158. Массовые виды искусства и современная художественная культура. М., 1986.-271 с.

159. Мейстер Г. Письма о воображении. СПб., 1819.

161. Михайлов Ф.Т. Фантазия — главная сила души человека // Э.В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999. С. 28-73.

163. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Полис. 1993, № 3. С. 6-14.

164. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. 414 с.

165. Москвичи С. Век толпы. М., 1998. 475 с.

166. Муратов С.А. ТВ эволюция нетерпимости. М., 2000. — 239 с.

167. Мурсалимов Р.В. Виртуальная реальность: определение// Философские аспекты виртуальной реальности. Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 3-5.

168. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1999. 240 с.

169. Назаров М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2001, № 1. с. 233-247.

170. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000. 343 с.

171. Нечай О.Ф. Ракурсы: о телевизионных коммуникациях и эстетике. М., 1990.- 117 с.

172. Никитин В.Е. Воображение и вымысел // Рациональность и вымысел. СПб., 2003. С. 47 49.

173. Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1998.

175. Николаева М.В. Этическое и эстетическое: 40 лет спустя // Материалы научной конференции. 26-27 сент. 2000. СПб., 2000. С. 106-108.

176. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, № 10. С. 152-164.

177. Оганов А.А., Хангельдиева М.Г. Теория культуры. М., 2003. 416 с.

178. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.-214 с.

179. Орлова Э.А. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

180. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987. -193 с.

181. Орлова Э.А. Социокультурное пространство: строение и освоение. М., 2002.

183. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 588 с.

184. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Бишкек, 1992.

185. Память, мышление, воображение в единстве человеческого знания и социальной эволюции // Мир психологии, 2001, № 1 (25). С. 3-7.

186. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск, 1984.

187. Парфенов А.И. Жизненное пространство как пространство игры // Культура и человек в современной картине мира: Межвузовский научный сборник по материалам Всероссийских Аскинских чтений (октябрь) Саратов, С. 105-108.

188. Парфенов Л.Г., Чекалова Е.Л. Нам возвращают наш портрет: Заметки о телевидении. М., 1990. 206 с.

189. Паскаль Б. Суетность человека, воображение, самолюбие // Паскаль Б. Мысли. М., 1994. С. 96-106.

190. Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968. 128 с.

191. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период. М., 2000.

192. Проблемы философии, истории, культуры. Саратов, 1996.

193. Психоанализ и культура. М., 1995.

195. Социальное воображение. Материалы научной конференции. СПб., 2000.

196. Райл Г. Категории / Райл Г. Понятие сознания. М., 2000. С. 323-338.

197. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994, № 4. С. 14-34.

198. Рациональность и вымысел. Тезисы научной конференции. СПб., 2002. 228 с.

199. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. 318 с.ф 210. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. 196 с.

200. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1990. 192 с.

201. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб., 1995. 271 с.

202. Рожков В.П. Абсолют любви в русской религиозной философии. Саратов, 2003. 144 с.

203. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1991.-341 с.

204. Розин В.М. Что такое воображение // Мир психологии. 2002, № 1 (29).1. С. 238-247.

206. Романенко Ю.М. Миф как наука о формах правильного воображения // Мифология и повседневность. СПб., 1998. С. 78-83.

207. Романенко Ю.М. О методах исследования воображения в современной философии // Философские и духовные проблемы науки и общества. СПб., 2001. С. 35-38.

209. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. СПб., 1999. 707 с.

210. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997. 384 с.

212. Самохвалова В.И. Масскульт и маленький человек // Философские науки. 2001, №1. С. 55-67.

213. Самохвалова В.И. Массовый человек реальность современного информационного общества // Полигнозис. 2000, № 1. С. 16-34.

214. Сартр Ж.-П. Воображение // Логос. 1992, № 3. С. 99-116.

215. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб., 2001. 319 с.

216. Себар Т.В. Продуктивное воображение как сущностная сила человека // Вторые Илиадиевские чтения. Курск, 1999. С. 55-56.

217. Семаш А.Ю. Брэндинг и воображение: творческие и познавательные практики в создании брэнда // Человек. Природа. Общество: актуальные проблемы. Материалы конференции. СПб., 2001.

221. Симеон Новый Богослов, св. Главы богословские, умозрительные и практические. М., 1998. 141 с.

222. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: сравнительно-исторический анализ. СПб., 1992. 183 с.

223. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. СПб., 2001. 528 с.

226. Солонин Ю.Н. Воображение и познание в исторических науках // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 90-93.

227. Сорокина В.Н. Культура информационного общества // Введение в культурологию. СПб., 2003. С. 119-124.

228. Социальное воображение // Материалы научной конференции 17 января 2000 г., СПб., 2000. 223 с.

229. Спиноза Б. Избранные произведения: в двух т. М., 1957, Т. 1.

230. Справочник по психологии и психиатрии. СПб., 2000. 747 с.

231. Старец Силуан Афонский. О видах воображения и борьбе с ним. М., 1996.

232. Страхов И.В. Психология воображения. Саратов, 1971.

233. Твардовский К. Образы // Воображение как познавательная способность. М., 2001. С. 64-81.

235. Тиндаль Д. Роль воображения в развитии естественных наук. СПб., 1880.

236. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 261 с.

238. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994. — 215 с.

239. Фарман И.П. Мир культуры и воображение // Э.В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999. С. 109-125.

240. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3. СПб., 1996. С. 106.

241. Федотова J1.H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. — 231 с.

242. Ферстер Н.П. Творческая фантазия. М., 1924.

243. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. 448 с.

244. Философия, наука, культура, творчество. Саратов, 1999.

245. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. С. 357-402.

246. Фихте И.Г. Факты сознания. Соч. в 2-х т. Т. 2. СПб., 1993.

247. Флиер А .Я. Культурология для культурологов. М., 2000. 505 с.

248. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1997.

249. Фотеев С.В. Изучение особенностей взаимосвязи воображения и продуктивной деятельности методом кластерного анализа // Вестник Хакасского университета. Сер. 2. Психология, педагогика. 1997. Вып. II. С. 40-43.

250. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск, 2001. 608 с.

251. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995. 398 с.

252. Фриауф В.А. Язык. Сознание. Человеческая реальность.Абсолютно другое. Саратов, 2005. 231 с.

253. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. Минск, 2000. 672 с.

254. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 430 с.

255. Фудель С. Путь отцов. М., 1997. 428 с.

256. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. 176 с.

257. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. 447 с.

258. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994, № 11. С. 235-240.

259. Хевеши М.А. Массовое общество в XX веке // Социс. 2001, №7. С. 3-12.

260. Хейзинга Й. Функция воображения // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1997. С. 135-144.

261. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998. 352 с.

264. Чулков О.А. Понятие «воображение» в психоаналитической традиции // Философия образования и мир детства. Материалы XIмеждународной конференции «Ребенок в современном обществе. Государство и дети». СПб., 2004. С. 728-734.

265. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М. 1994. С.46.

266. Шапинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигнозис. 2000, № 2. С. 77-96.

267. Шеллинг В.Ф. Философия искусства. М., 1999. 608 с.

270. Шилков Ю.М. Чары вымысла // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Философия, политология, социология. 1999. Вып. 1. С. 30-34.

271. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. 326 с.

272. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. 479 с.

273. Шпенглер О. Человек и техника / Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 454-496.

274. Шугуров М.В. Усталость от культуры и судьба метафизического долга // Метафизические исследования. Выпуск 5. Культура. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1997. С. 104-126.

275. Юм Д. Сочинения в 2-х т. М., 1965. Т. 1.

276. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. СПб., 2002. 352 с.

277. Юнг К. Г. Психологические типы. Мн. 1998. 656 с.

278. Юрганов A.JI. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.-448 с.

279. Bark, К. Poesie und Imagination. Stuttgart; Weimar: Metzler, 1993.-IX,281. S. 3.

Как перестать фантазировать и начать жить?

Иногда нам кажется, что мы не в силах управлять своими фантазиями. Пытаясь остановить непрерывный поток негативных мыслей и образов в голове, человек оказывается обезоружен собственными комплексами, слабостью или обстоятельствами из вне. Когда Вы чувствуете, что Ваш внутренний мир начинает преобладать над внешним, Вы уходите в себя, пытаясь скрыться таким образом от жизненных неурядиц, или постоянно тревожитесь из-за того, что может произойти в будущем – самое время обратиться за помощью к психотерапевту. Грамотный специалист поможет Вам разобраться с «драконами», съедающими вас изнутри. Иногда для этого требуется длительная работа, но оно того стоит. Ведь нет ничего лучше, чем жить в сегодняшнем дне и понимать, что этот день и есть самый счастливый в вашей жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *