Зачем нужно читать классическую литературу?

С давних времён классика считалась эталоном в сфере литературы. Думаю, на свете нет людей, которые когда-либо не брали в руки книгу с классическими произведения. Классику преподавали нам в школе и в течение нашей жизни мы её несомненно встречаем. Так почему же классика это эталон, почему стоит читать классическую литературу и почему же она всегда была на пике популярности?

Содержание

Литература в школе: 10 вещей, которые бесят

Почему дети прогуливают уроки литературы

Литература в школе — скучна и неинтересна. Если, конечно, вам не повезло и вдруг не попался хороший учитель, умеющий увлечь и выходить за рамки программы. Такие есть, но их мало. Чаще же школьные уроки по литературе навевают тоску: дети вместо Сервантеса или Ремарка читают Житие Сергия Радонежского, учителя делают из великих писателей мумий, книги которых после школы и открывать не хочется, а в итоге ЕГЭ по литературе выбирают лишь 5% учеников. 10 вещей, раздражающих в преподавании предмета, который, пожалуй, проще всего сделать интересным.

Я пишу романы. То есть какими бы они ни получались, плохими или хорошими, — занимаюсь я, как ни крути, чем-то вроде русской литературы. Однажды я даже принимала участие в составлении альтернативного учебника для 10-11 классов. Так что в качестве не только потребителя, но и производителя текстов не могу не высказаться по поводу того, что меня бесит в школьном предмете «литература». Бесит многое, причём не только то, что есть, но и в ещё большей степени то, чего нет. И большинство раздражающих моментов — это системные баги.
Сделаю важную оговорку:

хороший учитель (и я такого видела) при любом раскладе может сделать словесность раем на Земле, отдушиной среди скучных школьных уроков.

Так было и в 50-е годы, и в 70-е, и так есть сейчас. Но если он, этот учитель, недостаточно силен, чтобы бороться с инерцией системы, то литература становится худшим предметом в расписании. И можно смело начинать ругаться.

Литература как сборник кейсов по психологии и этике

Во Франции или Англии, да и в других странах, подростки постоянно пишут эссе, в которых их побуждают подумать над актуальными вопросами сегодняшней жизни. В российской школе такое всегда считалось большим новаторством. В результате

единственный урок, на котором можно обсудить такие темы, как совесть, любовь, характер, добро и зло — это литература.

Бедные Базаров и Раскольников, Татьяна и лирический герой Маяковского становятся тренировочными куклами, на примере которых обсуждаются разнообразные этические и психологические вопросы. Замена неравноценная: все эти чуваки жили ужасно давно, а любовь штука хоть и вечная, но есть значительные нюансы. При этом эстетические вопросы и подавно задвигаются на второй план. А ведь они куда тоньше, интереснее и сами по себе отлично способствуют «воспитанию чувств».

Отсутствие зарубежной литературы

Зарубежной литературе в 7-9 классах во многих программах уделяется примерно пять часов. В год.
Шестой класс. Тут побольше. Подспорье истории древнего мира: по часу на мифы Древней Греции, Геродота и Гомера («Хитроумный Одиссей. Характер и поступки»). Час на «Дон Кихота» (думаете, что про рождение европейского романа? Или про чувство юмора? Боже упаси. Про «человека, живущего в вымышленном мире» и «проблему ложных идеалов»). Одна радость: по три часа на «Маленького принца» и «Тома Сойера». Видимо, предполагается, что дети действительно их осилят от начала до конца — в отличие от Сервантеса.
Седьмой класс. Бёрнс, Байрон, хокку, О. Генри и… Расул Гамзатов. (На всех по часу. Костюмированный бал).
Восьмой класс. Два часа на Шекспира («Ромео…» и сонеты). Час на Мольера («Мещанин во дворянстве»). Час Свифта и час Скотта.
Девятый класс. Час на Данте Алигьери. Что можно сделать за час с Данте Алигьери? Два часа на «Гамлета». Два часа на «Фауста».
В десятом — ноль. В одиннадцатом — ноль.
Ладно — Бальзак, Дюма, Кафка, Стивен Кинг, ладно — Джойс и Борхес, хоть Ремарка бы с Сэлинджером почитать или Хемингуэя какого. Нет… Где нет берёзок, там ничего не пишут и не писали.

Засилье XIX века

Впрочем, Борхес не светит школьнику при любом раскладе. Потому что основная масса наследия, предлагаемого к изучению, относится к XIX и началу XX века. Почему именно к этому времени? Потому что

«основные принципы» изучения литературы, а с ними и кейсы, десятилетиями не меняются, а только подновляются.

Как дорога, на капитальный ремонт которой не хватает денег, и поэтому делают заплатки. Ну и потом 70-е и далее — это как-то слишком уж близко. Как-то проблематично слишком. Лучше про всё, что после войны (после молодости прадедов наших детей) — быстренько, скороговоркой… А то как бы чего не вышло.
В общем, даже если не поминать всуе Борхеса, если учитель сам не проявит какой-нибудь инициативы, захватывающей дух, даже эпизодические знания детей о русской литературе закончатся на Бродском.

«Программа» не стремится соблазнить чтением

Казалось бы, дети не читают. Что делать? Стремиться как угодно, но поразить их воображение и привлечь к этому делу — переворачиванию страниц. Многие начинают с Гарри Поттера и фэнтези, да им и заканчивают, потому что мало кому удаётся плавно «перевести ребёнка на общий стол». Надо ведь кропотливо подбирать: чуть сложнее, ещё чуть… чтобы только не соскочил. Эту наркодилерскую работу могла бы проделать литература в школе. Не проделывает. Четвёртый класс начинается с Жития Сергия Радонежского и продолжается все той же классикой — почтенной, но не соблазнительной. Кроме сакраментальных Гека с Томом и Маленького принца, а также в пятом классе Джека Лондона и Стивенсона

мне не удалось обнаружить ни одного произведения, которое может быть хотя бы потенциально интересно изначально нечитающему школьнику.

Программа выхолащивает своих «любимцев»

Вот да, всех этих везунчиков, которые попали в её шорт-лист вместо «Муми-троллей». Сначала их читают, чтобы просто научиться читать. «Смысловое чтение как осмысление цели чтения» — такая есть чудесная фраза в программе. Потом начинаются этические, исторические и композиционные разборы: «когда это написано», «как это сделано» и «кто хороший, а кто плохой».

Вот Пьер Безухов, например, эта сцена, в которой он считает буквы в своём имени, старательно подгоняя результат под идею о своей великой миссии, — это смешно? Только смешно или что-то ещё? Где, в чём улыбка, в каких словах прячется, как это сделано? А где ещё Толстой подмигивает нам таким образом? А что это значит? А кто ещё нам так подмигивал?

Мумия Пушкина

Особенно хочется сказать про Александра Сергеевича. Сверчок в нашей школе — главный пострадавший. И страдает он именно по причине своего универсализма, всеохватности и умения по-светски болтать на любые темы. В Пушкине, к сожалению, можно найти кейсы обо всём и любого уровня сложности, что делает его лёгкой добычей русичек всей Руси Великой. В результате раздёрганность Пушкина на «темы» приобретает анекдотический характер, да и сам он сводится к какому-то анекдоту. Всё это началось не вчера, но

чем дальше отъезжает от нас Пушкин, тем меньше шансов его для детей оживить.

7. Учитель не читает вслух

Даниэль Пеннак «Как роман» — в этой уже не очень новой книжке описан отличный простой способ заинтересовать детей чтением: читать им вслух. Целые большие книжки, от урока к уроку. В любом возрасте. Я лично проверяла этот способ на группе детишек 10-11 лет — он работает. Почему им мало кто пользуется? Потому что пусть сами читают, не маленькие. Потому что произведения школьной программы не вызовут бурного интереса. Потому что времени нет, а есть поурочный план. Потому что

читать — не главное, а главное — «разбирать».

Литература нужна только 5% выпускников

Вся школьная жизнь, особенно последние два-три года, отдана подготовке к ЕГЭ. Ну а кому нужен ЕГЭ по литературе? Филологам и учителям. Значит,

большинство детей вообще перестают ею заниматься — как раз тогда, когда они становятся в силах понять сложные вещи.

Тут-то бы и начать что-нибудь «разбирать», но мотивация утеряна, а времени нет.

Можно вообще не читать

В целом да.

Этого ненужного занятия можно избежать.

Не научиться читать — да, практически нереально, всё-таки проверяют скорость чтения. В одном блоге, посвящённом рассказу о приёмной дочери, автор писала, что когда она попросила 11-летнюю девочку, до того жившую в обычной, не слишком культурной семье, и ходила в «нормальную» провинциальную школу, почитать — та принесла вместе с книжкой будильник. «Ну как же? — искренне удивилась она, — как скорость мерить без часов?» При этом понять словосочетание «Ходжа Насреддин» она не могла. Картина вполне обыкновенная, ничего особенного.

Не прививают ни умение работать с текстом, ни умение его конструировать

Поколение сегодняшних школьников — в его незаброшенной, незапущенной части — пишет столько, сколько и не снилось ни одному поколению до них. Это поколение текста.

Они общаются текстами. Они бы и сами могли словесников своих писать поучить. Их язык энергичен, нередко интуитивно мощен, многие из них от природы талантливо пишут о том, что им интересно. Да-да, и композицию строят, и убедить могут. А какой язык сейчас в соцсетях и на форумах попадается — дух захватывает. Всё в кучу, всё живо и порой прекрасно (а иногда тупо и уныло, да). Ах, если бы ещё и обогатить, оплодотворить это текстовое поколение интересом к разным культурам текста, разным способам выражения мыслей, поощрить умение мыслить нешаблонно и отвратить от простых и готовых решений. Эх…

Ссылки по теме:
Драматург от мира сего
Правда крупного калибра
Национальный бестселлер — «Завод «Свобода»
Святые и грешные

Литература для альфа-самцов

— Учитель литературы приходит в старшие классы. У них Вконтакт, киносайты и весна на душе, у вас томик Достоевского или Шолохова. Вы к ним – о разумном, добром и вечном, они… мягко говоря, не так и рады. Можете описать спектр проблем, который возникает у вас как преподавателя литературы?

— Все же у каждого класса свое лицо.

Бывает, что подбирается класс такой, что учиться вообще не хочет, не может, не будет, не любит. В одной школе у меня был класс, который оказался просто неработоспособен. Съехались разные дети из разных городов, случайным образом их объединили в группу, и в ней сложилась настоящая стая со своей структурой: с альфа-самцом, альфа-самкой, с бетами, с омегами, – прямо как в учебнике по зоопсихологии! Я в таком чистом виде этого никогда больше и не видела. Разумеется, учиться у них было немодно. В конце концов эту группу просто расформировали, и учиться они смогли, только когда их разъединили. Таких трудных классов сейчас у меня нет, но есть другие проблемы.

Если мы говорим о хороших детях в хороших школах, то они очень загружены. Они пашут с утра до вечера, особенно в старших классах. Им просто хочется немножко свободного воздуха. Я спрашиваю как-то:

— Дети, а что это у меня вчера на литературе было 3 человека из наличного состава?

— Ирина Владимировна, май и погода очень хорошая.

Ну что им на это ответишь? Уныло скажешь, что у меня тут, товарищи, по программе не пройдена литература 60-х годов XX века? Я понимаю, что у них выпускной класс подходит к концу, и другого такого мая у них в жизни не будет. Нет, все равно, конечно, приходится вызывать их на индивидуальные занятия и зачеты и всячески их мытарить.

Классика для детей

Ещё со школьной скамьи нас заставляли читать эдакие произведения классической литературы. Но большинство детей не совсем любили такого рода литературу. Возникает вопрос, почему? Потому что в классика, во-первых, сложна в понимании, особенно, детей в школьном возрасте, которые в своём большинстве, никогда не задумывались о проблемах в мире и по сути жизни людей, как в прошлом, так и в будущем. А во-вторых, там раскрываются такие понятия, как: любовь, ненависть, предательство, высокомерие, ложь, грусть, сострадание, сожаление—со всеми эти понятиями мы встречаемся чуть ли не каждый день.
Классика для взрослых.
Каждый человек ежедневно сталкивается с различного рода проблемами и чтобы найти ответы на все свои вопросы, можно обратиться как раз-таки к классике. Именно она ненавязчиво может найти решение той или иной проблемы. Психологи со всего мира рекомендуют обращаться к классике, которая поможет в периоды жизненных трудностей.

Польза для всех

1. Повышается грамотность.
При чтении классических произведений, в которых находится смысл, мы вчитываемся практически в каждое слово. Соответственно, обращаем своё внимание на то, как построены предложения, как распределена пунктуация, а также как пишутся слова.
2. Начинаем думать.
Благодаря тому самому смыслу происходит процесс мышления и анализирования. Мы начинаем рассуждать, благодаря чему развивается наш мозг.
3. Развивается память.
Думаю, здесь всё понятно.
4. Развивается речь.
У человека повышается словарный запас благодаря чему он может грамотно и красноречиво выражать свои мысли.
Список произведений, который должен прочесть каждый, кто занимается саморазвитием:
Н. В. Гоголь: «Мёртвые души», «Тарас Бульба», » Ревизор».

М. Ю. Лермонтов: «Бородино», «Демон», «Герой нашего времени».

Вот и вся польза чтения классической литературы. Жаль, что многие современники считают классику устаревшим, скучным и бесполезным жанром литературы. И хоть, я включила в список произведения, которые фактически не являются классикой, они рекомендуемы в прочтении. Удачи вам в саморазвитии и да, читайте классику, она вам очень пригодится.

Что раздражает девочек и демотивирует мальчиков

У российских старшеклассников есть любимые произведения. Это «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». Они лидируют по числу положительных отзывов, как у девушек, так и у юношей и реже попадают в число освоенных альтернативными способами.

Какие книги подростки назвали любимыми

«Преступление и наказание» «Преступление и наказание»
«Отцы и дети» «Отцы и дети»
«Война и мир» «Мастер и Маргарита»
«Обломов» «Гранатовый браслет»
«Мертвые души» «Война и мир»

Источник: Монография «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное»
Правда, когда доходит дело до того, чтобы объяснить, чем именно увлекают эти романы, подростки приходят в затруднение. «Как показывают комментарии ко всем произведениям, не только к роману Достоевского, 10-11-классники не умеют рефлексировать свои чувства и эмоции по отношению к литературным произведениям, не говоря уже о каком-то анализе их художественных особенностей», — отмечает автор исследования.

Некоторое исключение составляет роман «Мастер и Маргарита». Комментарии к нему также не отличаются глубиной и наличием анализа, но при этом полны эмоций. «Необычность сюжета, интересные образы, завораживающие ситуации», «Захватывает с первых строчек» — примерно так комментируют школьники роман Булгакова. Он оказался не на первом месте среди любимых произведений. Но это можно объяснить тем, что десятиклассники его еще не изучали и далеко не все одиннадцатиклассники его «прошли», поясняет Любовь Борусяк.

В ходе исследования выяснились также литературные «антипатии». Роман «Война и мир» лидирует в числе непонравившихся произведений среди девушек, правда занимает третье место в числе понравившихся среди юношей. Также девушек раздражают пьесы «На дне» и «Кому на Руси жить хорошо». Они предлагают убрать их из школьной программы. Юноши, в отличие от девушек, на вопрос «что не понравилось?» чаще всего отвечали «все не понравилось» или «ничего не понравилось». «Это во многом проявление протеста — многие подростки (почти исключительно юноши) таким образом демонстрируют, что им не нравятся школьные подходы к изучению литературы, основанные на дисциплинировании, навязывании, контроле и санкциях. Это своего рода «Нате!», — комментирует Любовь Борусяк.

Какие книги подростки назвали нелюбимыми

Ничего не понравилось «Война и мир»
«Война и мир» Пьесы А.Н.Островского
Н.С.Лесков «Леди Макбет…» «Обломов»
Пьесы А.Н. Островского Рассказы И.А.Бунина
«Обломов» «На дне»

Источник: Монография «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное».

Я считаю, что читать русскую классику — не только приятно, но и очень полезно в плане снятия стресса. Это бесплатное и безотказное средство. Но долгое время после школы я побаивалась классики. Хотя мы проходили ее уже после распада СССР, методики остались прежние. И я много лет думала, что классика — это скучные книжки о классовой борьбе,обличающие пороки богатых разложенцев. Начала читать уже в совершенно взрослом возрасте и была поражена, какие это крутые и интересные книжки! В посте — небольшой обзор любимых книг и ссылки на самые понравившиеся мне экранизации.
Первое достоинство классики — это то, что это книгии на все времена. Даже если они рассказывают о давних событиях, типажи людей и их проблемы актуальны сегодня. А второе достоинство классики — легкость языка. Сейчас, когда говорят о «хорошей литературе» мне ее язык кажется довольно тяжелым. Также современные книги мне часто кажутся холодными. Автор как будто наблюдает за всем в микроскоп. Старые авторы общаются с читателем как со своим другом, и будто переживают все вместе со своими героями.
От классики у тебя никогда не будет депрессивного послевкусия! Во многих современных романах тебе плохо от происходящего, но нет никакой разгрузки. В классических русских романах разгрузка есть всегда! На уроках литературы нам объясняли, что это «катарсис», т.е. чувство очищения, облегчения через страдания.
Расскажу о нескольких любимых книгах, может, кто-то захочет перечитать (прочитать). Также по возможности дам ссылки на симпатичнные мне экранизации, для тех, кто не очень любит читать. Надеюсь, ничьи чувстства не задену. Литература — это очень субъективно.
Обломов
В школе Обломов прошел как-то мимо меня, я его прочла только недавно. Обломов не глуп,не зол, в общем, даже добр и душевен, но дико ленив. Ему лень не только заниматься спортом и вести активную социальную жизнь, но и строить отношения. Первая девушка не выдерживает и с ним расстается,а ему и возвращать ее лень! Вторая женщина оказывается более настойчивой, женит на себе Обломова,заботится о нем, а он все тюфяк-тюфяком, так и помирает от своей лени. Очень актуальная книга! У меня на работе был ровно такой коллега! Только без поместья.
По Обломову есть фильм, но меня он не зацепил. Мне не понравился подбор актеров. Хочется свеженькой экранизации, но ее нет.


Бесы
Большинство романов Достоевского хорошо подойдут молодежи. Так как в них есть убийства и интриги. Например, в «Бесах» главный герой Ставрогин — очень харизматичный и красивый, может соблазнить любую женщину. И время даром не теряет. У Ставрогина есть страшная тайна. Она описывается в дополнительной главе, и там такое… но спойлерить не буду. Действие романа происходит вокруг тайного кружка революционеров. Интрига запутывается, и в конце будет очень много трупов! В этом романе Достоевский особенно разошелся, не пощадил даже персонажей второго плана! Кстати, по книге сняли сериал, который лично мне кажется очень стоящим.

Идиот
Для меня это история о том, как одна истеричная женщина может пустить под откос жизни многих! Один мужчинаиз-за нее оказался в психушке, а другой на каторге. Да и сама она плохо кончила. Больше всего меня в этой книге поражало, что две интересных женщины конкурируют за любовь явно не сексуального мужчины с откровенными странностями. Мне видится в этом скорее личная фантазия Достоевского. В реальности мне сложно представить такую историю. А вы как думаете? Такое бывает?… Но, в тоже время, именно это и делает роман таким интересным! Советская экранизация мне кажется слишком уж драматичной и неестественной, а вот более современный сериал 2003 года во время просмотра понравился. Но сейчас хочется уже лучшего качества съемки.

Тихий Дон
Это достаточно тяжелый роман, потому что там уж очень много трупов! Действие романа начинается перед Первой Мировой и продолжается в период гражданской войны между белыми и красными в казацкой станице. И ладно, что люди умирают, так они еще и пахнут васильками, все это довольно подробно описано. Там тебе и инцест, и сифилис, и подпольные аборты и абьюз, я уж не говорю про потоки агрессии и военную жесть. Это реально в школах подробно проходили?… Даже сейчас многие моменты кажутся слишком.
В центре романа — противоречия главного героя, который не может выбрать сторону. Это касается как женщин, так и политики. Он всю дорогу не там — не тут. И эти противоречия отзываются в душе чем-то родным и понятным. Несмотря на то, что «Тихий Дон» не радует хеппи эндом, у меня осталось от него очень хорошее чувство. Это роман о подлинной любви к родной земле во все времена. По «Тихому Дону» снято два сериала. Советский сериал снимался еще во времена жизни автора, который в частности следил за подбором актеров. В современной версии не очень удачно подобраны женские типажи, но хорошо передана сложная канва сюжета.

Война и Мир
Больше всего меня поразидо в «Войне и Мире», что его герои невероятно молоды! Из советского фильма я представляла Пьера Безухова и князя Болконского пожитыми людьми очень средних лет. Но они же по нашим меркам совсем еще мальчишки! И это очень многое объясняет. Пьер — умный, интересный юноша, на которого внезапно обрушиваются большие деньги. Он попадает под влияние пройдох, ищет себя, занимается псевдо-добротой. Но потом проходит через серьезные испытания и становится зрелым и цельным человеком. Он приходит к мысли, что надо просто получать от жизни удовольствие. И что жить гораздо приятнее, если никому не портишь настроение. Это очень важная часть сюжета, и вообще Пьер для Толстого — главный персонаж в этой всей истории. А я долго думала, что это просто унылый тюфяк в стремных очках!

Таких как Балконский я называю «мутный мужик». Это, как и Обломов, очень актуальный и распространенный в России типаж. Он умный, интересный, толковый. Но сам не знает, какого рожна ему надо. Мучает и себя, и любящих его женщин. В романе он красиво умирает, и это для многих на деле становится благом. А в жизни такие люди терзают женщин и себя до гробовой доски!
Женские персонажи мне кажутся менее яркими и сильными, чем мужские. В «Войне и мире» много анти-феминизма, я к этому отношусь с пониманием и терпением.
Советская экранизация мне не нравится, а вот современная иностранная, 2016 года, внезапно понравилась. Герои там молоды, как и в книге. Эта экранизация для меня передает атмосферу романа. Единственный косячок, что Наташа Ростова в нем блондинка, но это можно понять и простить.=)
Анна Каренина
Это роман об изменах и том, как люди и семьи это переживают. Никаких трупов, исключительно мирная жизнь. Все драмы происходят в душе. Обычно, когда слышишь про этот роман, сразу представляешь истеричку у поезда. Но на деле в романе есть и другие очень яркие персонажи! В нем очень много внимания уделено религиозным поискам Левина. Это роман не только про отношения Анны и ее любовника. Он о разных отношениях разных людей, в нем много тонких моментов, психологии. Экранизации Анны Карениной, в целом, мне не особенно нравятся. Но самая для меня симпатичная — 2012, года, с Кирой Найтли. Это вольная художественная интерпретация, так что любителем историзма лучше не смотреть. Но в фильме хорошо переданы эмоции, которые вызывает книга. По крайней мере, у меня совпало.
Мертвые души
Я никогда эту книгу не читала, т.к. боялась, что она мутная и непонятная. Вроде бы это повесть. Но называется «поэма». Второго тома вообще нет… черте что! Но недавно начала читать, и теперь в полном восторге! Теперь я понимаю, какая трагедия для литературы, что Гоголя понесло и он сжег продолжение. Это как последний сезон Игры Престолов бы не досняли, а автор бы ушел на покой!… Книга посвящена экономической авантюре. И чем-то мне напомнила историю с ипотечным кризисом 2008 года. Там тоже брали гарантии под облигации, которые считались надежными, а на деле были пшиком. Так и мошенник Чичиков придумал аферу: дешево купить живых по бумагам, но мертвых на деле, чтобы взять под них кредит! Экранизацию я нашла только советскую и она кажется мне дико занудной! Так что рекомендовать не могу.
Очень хочется хороших современных экранизаций Гоголя! Причем, на заезженного всеми «Вия», а «Ревизора» и «Мертвых душ» хотя бы.
Невозможно объять в одном посте всю русскую классику. Но, надеюсь, кому-то этот пост подкинет идеи, что почитать и посмотреть «для души».
А какие ваши самые любимые произведения русской классики? Или вообще не читаете-не любите?
фото из сетио

О, если бы нас не заставляли читать в школе!

– Часто говорят, что в 13-14 лет ребенку не понять Достоевского и Чехова, часто слышишь удивление от взрослых – надо же, сел перечитывать «Капитанскую дочку» – это нельзя читать в школе – это только сейчас можно понять!!!

– Но лет в 25-30 человек не будет знать, где все это взять. Кстати, «Капитанская дочка» у нас в прошлом году очень хорошо пошла. Я даже не ожидала, что восьмиклассники так живо откликнутся, что им это будет действительно интересно, что они книгу воспримут не как скучную дидактику про «береги честь смолоду», а начнут живое обсуждение живых героев. Нет, бывает, что какое-то произведение в каком-то классе ну никак не идет: вот «Преступление и наказание» идет, а «Война и мир» сразу за ним – нет.

— То есть бывают такие несовпадения – читатель с писателем?

— Ну вот у меня с Достоевским есть какое-то несовпадение. Не скажу, что я его не люблю, есть вещи, которые я читаю и перечитываю: «Записки из подполья», например, или «Село Степанчиково и его обитатели». Но «Бесы», например, страшно сопротивляются, я просто вынуждена заставлять себя прорубаться через этот текст — чувствую себя ледоколом «Красин». И с Некрасовым мы не сильно дружили, пока я Чуковского не начиталась. Чуковский меня с Некрасовым не то чтобы примирил, но подружил, во всяком случае. После него мне стало понятнее, как Некрасова давать в школе так, чтобы детей не тошнило, как меня от него в школе тошнило.

Заставлять?

– Не возникает такой ситуации, что у ребенка не сошлось что-то, начало тошнить в школе от Некрасова, и больше он к нему никогда не вернется?

— Может и возникнуть. Может вообще от литературы отвратить. Я в этом смысле везучий учитель, я всегда работала в очень хороших школах с замечательно интересными и мотивированными детьми. Ко мне, действительно, приходят уже читающие, уже культурные, уже мотивированные дети из хороших семей. Родители уже с ними проделали большую работу, моя задача – еще и не навредить здесь. Но это не значит, что в читающих и культурных семьях нет проблем с детским чтением. Одни вообще растут вне книжной культуры, как бы ни огорчались родители, другие начинают читать сами довольно поздно, бывает, что ребенок вообще со страшным трудом учится читать и не любит это занятие…

– Это распространенная проблема?

— Если говорить о детях с нормальным интеллектом, которые приходят в первый класс школы, то примерно у пятой части из них есть какие-то проблемы обучения: какие-то проблемы с восприятием, обработкой и хранением информации, например (скажем, плохо воспринимает зрительно-пространственную информацию), или дефицит внимания, или аутичные черты, или еще что-нибудь. Бывают дети, которые не читают на уроке и вообще на нем не работают, потому что не могут сосредоточиться, — но не потому, что у них проблемы со вниманием, а потому, что учитель в классе кричит – то на одного, то на другого. А ребенок тревожный – он сидит и дрожит. Или, может быть, у него дома папа с мамой разводятся, и он ни о чем больше думать не может.

Вообще я бы не торопилась записывать детей в нечитающие. Бывает так, что щелкнуло что-то – и он зачитал. И щелкнуть может в любом возрасте, на любой книге. Но задача папы с мамой — постоянно показать ребенку, что чтение – это большое удовольствие. Не принуждать к чтению, а радовать им. И это зависит только от родителей. Не читает ребенок сам – пусть мама ему читает, это просто хорошо и уютно: на ночь почитать с ребенком что-то хорошее. Или аудиокниги можно покупать.

– Да, а как вы к аудиокнигам относитесь?

– Я визуал. Я вообще ничего не понимаю на слух, поэтому плохо отношусь к аудиокнигам. Чужой голос, чужая навязанная интонация мне мешают, я начинаю беситься, внутренне возражаю каждой фразе. А есть люди, которым аудиокниги нравится.

Когда мы учим чтению, удовольствие должно бежать впереди труда. Иначе никакой мотивации не будет и никакого чтения не будет. Чтение должно быть сначала легким и приносящим удовольствие, а потом уже трудом и пространством для роста.

— Принято говорить, что мы перестали читать, с другой стороны, темпы продаж электронных читалок говорят о том, что люди читать стали даже больше – как вы видите ситуацию?

Тут еще дело вот в чем – люди не перестали читать, а просто изменились способы подачи материала, даже по сравнению с нашим детством. Когда я писала о Чуковском, я нашла замечательную статью американца Глена Уорти в «Еженедельном журнале»: он рассказывал, как дети писали письма первому съезду Союза писателей и заказывали писателям книги, которые хотели бы прочитать. Такие подборки писем и в «Правде» печатались. Дети хотели всё. Просили рассказать про экспедиции, про водолазную организацию «Эпрон»; про строительство метро; про то, будут ли полеты на Марс; что происходит на других планетах; как живут дети в других государствах. Когда в деревнях еще не было даже радиоточек, а газеты и журналы приходили не вовремя, книга была главным способом получения информации о мире – а в школьной или сельской библиотеке этих книг могла быть одна маленькая полка. Дети, которые строчили письма Съезду писателей, испытывали страшенный информационный голод. Они хотели все знать, они эти книги тянули, прямо как вампиры книжные – больше-больше-больше.

Нынешние дети находятся в совершенно другом положении – у них не информационный голод, а информационное пресыщение. Они куда ни пойдут, информация на них прыгает без спроса. Им приходится ее жестко отсекать. Мы с вами делаем то же самое. Мы с вами сейчас читаем значительно меньше книг, чем наши родители в том же возрасте. Зато мы читаем неизмеримо больше букв. Мы то и дело что-нибудь читаем, нам приходится отсекать информационные потоки, жестко чистить свою френдленту, тщательно определять свой круг чтения. Точно так же у детей есть какие-то приоритеты, и они далеко не всегда в области художественной литературы. Наше дело показать им, что вот этот поток информации, который они пытаются отсечь, для них абсолютно актуален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *