Запрет ну погоди

Ну, погоди – запретили в дневном эфире

Ну, погоди запретят смотреть детям до 18 лет. Мультфильм попал под запрет из-за главного отрицательного героя картины – Волка. Этот герой постоянно курит – отдыхая на море, он курит трубку, гуляя по городу – папиросы. Волк попадает под запрет, потому что с 1 сентября в силу вступает Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Ну, погоди: 18 +

Компания ВГТРК, которая планировала показывать мультфильмы из серии про Волка и Зайца в сентябре, объявила, что сможет представить мультики только после 23 часов. Ранее владелец авторских прав на программу «Спокойной ночи, малыши», где обычно показывают советские мультфильмы, заявил, что из мультиков вырезают сцены курения. В ВГТРК говорят, что ничего вырезать не станут, но будут показывать мультфильмы с курением только ночью.

  • фото: ИТАР-ТАСС

  • фото: ИТАР-ТАСС

  • фото: ИТАР-ТАСС

  • фото: ИТАР-ТАСС

Ну, погоди запретят смотреть детям до 18 лет

Закон о защите детей от вредоносной информации вступает в силу 1 сентября 2012 года. В этот день начнут действовать основные положения этого закона. В частности, на радио и в телеэфире будут запрещены многие слова (Мухосранск, голубой, геморрой). Запрет мультфильма Ну, погоди – из той же серии.

Запрет на Ну погоди в Роскомнадзоре, которое контролирует СМИ, прокомментировали следующим образом: «Мультфильм можно, например, считать художественной продукцией, имеющей некую культурную ценность». Такую фразу на совещании со СМИ сказал замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов. Чиновник добавил, что можно ли считать курение Крокодила Гены художественной ценностью, должна решать экспертиза. Он уверен, что телеканалы продолжат показывать мультфильмы.

Запрет Ну, погоди не единственный – также нельзя показывать в дневное время мультфильм «Крокодил Гена и его друзья». Гена сам не прочь покурить – он любит полежать, пыхтя трубкой. А еще есть «Малыш и Карлсон»: отец главного героя мультфильма курит постоянно, причем делает это при ребенке. По сути, отец мальчика не держит в зубах трубку, только когда спит.

Еще один любитель трубки – это «мой любимый крокодил» из мультфильма «Мойдодыр», который появляется на экране с газетой и трубкой. Любит покурить и отец дяди Федора из мультфильма «Трое из Простоквашино». Отец мальчика курит почти всегда, и также не прочь подымить при ребенке. Курит и главный герой мультсериала «Приключения капитана Врунгеля» — и этот список, кажется, можно продолжать до бесконечности.

Телеведущая Ксения Собчак, говоря о том, что с 1 сентября вступает запрет на Ну погоди, заявила, что «они (власти) отбирают у нас даже святое — наши мультики». Собчак написала в своем твиттере, что Волк, который не курит папиросу, это уже другой волк.

Детский писатель Михаил Яснов назвал запрет на мультфильмы с курением «бредом сивой кобылы». В интервью «Росбалту» петербургский писатель заявил, что, запрещая мультфильмы, власти совершают преступление против детства и против культуры. «Это очередной бред я даже не знаю кого — я не могу назвать этих людей чиновниками, потому что это слишком хорошее для них слово», — добавил писатель.

Знаменитый мультсериал про Волка, который очень хочет поймать одного слишком шустрого Зайца!

Любимая несколькими поколениями беспощадная мультипликационная дуэль Волка и Зайца. Волк — ужасный хулиган! Он заядлый курильщик и вандал. Волк нарушает законы и обижает слабых. У него есть заветная мечта — поймать очаровательного Зайца. Волк изобретателен и хитёр, каждый раз он придумывает новые способы охоты. А Заяц, не смотря на то, что он намного слабее Волка, — очень ловко пресекает все попытки себя поймать.

Съёмка велась с 1969 по 1986 на студии «Союзмультфильм». Режиссёр — Вячеслав Котёночкин. Роли озвучивали такие замечательные актеры, как Анатолий Папанов (Волк) и Клара Румянова (Заяц).

Мультфильм, на котором выросло не одно поколение, получил продолжение уже в XXI веке. В конце 2005 года состоялась премьера 19-го выпуска фильма, в постановке Алексея Котёночкина, сына Вячеслава Котёночкина. Выпуск был создан на студии «Кристмас Филмз». Волка в новом выпуске озвучил известный сатирик-пародист Игорь Христенко. А Заяц заговорил голосом актрисы Ольги Зверевой. А 16 сентября 2005 года в Москве прошел костюмированный парад в честь возрождения «Ну, погоди!».

На советских мультфильмах выросло не одно поколение страны Советов. Ну вот что ужасного в зайце из «Ну, погоди»? Тем не менее фильм запретили к просмотру в Финляндии. Кого напоминал Пятачок по эскизам художников, какой мультик стал пророческим, показав «изнанку» нынешней советской эстрады – эти и другие повороты истории в ТОП любопытных фактов о мультфильмах времен ССС в обзоре ИА KrasnodarMedia.

«Пластилиновая ворона». Фото: Скриншот видео мультфильма

Многие любят мультик о смешной вороне из пластилина. Он так и называется – «Пластилиновая ворона». Мало кто знает, что на него ушло восемь центнеров пластилина. Его качество хромало – цвета были невыразительными и художникам пришлось буквально вручную «расцвечивать» материал.

«Винни-Пух». Фото: Скриншот видео мультфильма

Смешной Винни-Пух в «первозданном виде» был очень мохнатым, его ушки были чуть «помятыми», а глаза имели разный размер. А трогательный Пятачок напоминал сосиску. Образы для этих персонажей художники искали очень долго. Из-за этого мультика едва не возник скандал со студией Диснея. Дело в том, что, работая над фильмом, режиссер Федор Хитрук понятия не имел о том, что уже есть мультики американской студии про смешного медвежонка. Как позже рассказывал режиссер, его версия зверька пришлась по душе коллеге с диснееевской студии. Мультипликационные фильмы эпохи СССР снимали «от души» и не учитывали наличие исключительных прав, принадлежащих именно американской студии, так что демонстрировать наши мультики за рубежом не представлялось возможным.

«Возвращение блудного попугая». Фото: Скриншот видео мультфильма

В эпоху СССР Ватикан охотно покупал советские мультики – там считали, что их сюжеты очень важны и невероятно полезны для воспитания детей. Кстати, вы знаете, что детские психологи из США и по сей день используют мультик про возвращение блудного попугая, вернее его сюжет с целью грамотно разрешить конфликты в семьях, где подрастают «трудные» дети.

«Ну, погоди!». Фото: Скриншот видео мультфильма

Обратная ситуация возникла с любимым мультиком всех детей Союза «Ну, погоди!». Его запретили к показу финны, они сочили что заяц ведет себя слишком жестоко по отношению к волку, и именно из-за ушастого волк постоянно становится жертвой неприглядных ситуаций.

Помните, после мультика про колобков, ведущих следствие, фраза «Ничего не понимаю!» стала расхожей? Ее «слямзили» у директора студии, который этой фразой заканчивал все нотации, упреки и ругательства в адрес «нерадивых» сотрудников.

«В синем море, в белой пене…». Фото: Скриншот видео мультфильма

Есть в арсенале советской мультипликации фильм, который считают едва ли не пророческим — «В синем море, в белой пене…». Главная героиня невольно пародирует солисток современной эстрады. Вспоминайте: она – дочурка богатого отца, ее глаза огромны, губу чрезмерно велики, что напоминает силиконовые губы нынешних певиц, в мультике демонстрируют много символов власти, достатка, а музыканты «поп-дивы» из мультика вечно кого-то беззастенчиво уничтожают.

«Кот Леопольд». Фото: Скриншот видео мультфильма

Мало кто знает, что знаменитый мультик про Кота Леопольда был снят в уникальной технике, инновационной для тех лет – технике «перекладывания». Что делали художники: все мельчайшие детали они вручную вырезали из бумаги и выкладывали под стекло. Сделан кадр – фигурки сдвигаются на долю миллиметра. Снова камера фиксирует кадр, и снова перекладываются детали. Так создавали иллюзию движения персонажей и вещей в кадре.

Чебурашку в Японии называю Чебби. Фото: Скриншот видео мультфильма

Серий про Чебурашку вышло всего четыре, а планировалось восемь. После выхода мультика, на него обрушилась критика – одно из изданий напечатало фельетон, то главный героя мультика – едва ли не беспризорник, не знающий, где его Родина. «Хорош», дескать и его друг, крокодил – ну кто ищет друзей по объявлениям в газете? В коллективе друзей ищут, известно же! В Японии Чебурашка обожаем до беспредела, уж очень он напоминает героев мультиков этой страны. Японцы ласково зовут его Чебби.

Ссылки

  • Слухи о запрете «Ну, погоди» — статья в Викиреальности

Мифы о России
Исторические мифы Миф о вековой отсталости России • Неоязыческие мифы • Мифы о русско-японской войне • Мифы о Великой Отечественной войне • Поддельные русофобские цитаты • Мифы о правителях России
Либеральные мифы Либеральная демагогия • Эмиграция из России • Сменяемость власти • Миф:»Ну, погоди!» хотят запретить
Украинские мифы Украинские мифы • Фальсификация истории на Украине • Мифы:Распятый мальчик • Агитка:Рашизм или российский фашизм • Агитка:Исповедь думающего русского • Агитка:»Путин. Война» (доклад Бориса Немцова) • Агитка:Инструкция МИД Германии по Украине • Агитка:17 доказательств того, что лучше жить в Украине
Мифы о Китае и РФ Мифы о китайской угрозе России • Миф о продаже электричества Китаю за копейки • Мифы о передаче территорий
Мифы об экономике Миф:В России ничего не строится • Нефтяная игла • Мифы об экономической неэффективности территории России • Миф об угрозе голода в России • Агитка:Хватит кормить Кавказ • Списание долгов Россией • Вложения России в облигации США • Миф о пользе сезонного перевода стрелок часов • Агитка:Доходы в бюджет от нефти • Агитка:Хватит врать! (выступление бывшего директора НИИ статистики) • Агитка:Россия — богатая страна? • Агитка:Экономика — полный провал авторитарных лидеров (статья Джозефа Стиглица) • Агитка:Поиски образа будущего идут тяжело (статья Алексея Навального) • Агитка:Реальные итоги правления Путина
Мифы об обществе и демографии Мифы о демографии России • Мифы о роддомах в России • Беспризорники в России • Социальное неравенство в России • Мифы об образовании в России • Агитка:»Куда мы катимся?» (статья Кончаловского) • Агитка:»Права человека в Конституции РФ» (статья Авенира Глаголева) • Агитка:10 фактов колониального статуса России (брошюра НОД)
Мифы об армии Мифы о российской армии • Агитка:Сто лучших вооружений за сто лет
Мифы о спорте Агитка:Избиение студентов на Универсиаде в Казани • Мифы об Олимпиаде в Сочи • Агитка:Россия — футбольный хулиган (статья Скотта Гилмора)
Мифы о Путине
и Медведеве
Миф:Путин ничего не сделал для России • Миф:Путин боится своего народа • Миф:80 долларов за баррель • Миф:Путин и рыбаки из ФСО • Агитка:90% населения живёт в домах, построенных до Путина • Агитка:Путин затопил станцию «Мир» • Агитка:Список уничтоженных при Путине предприятий • Агитка:Трибунал над Путиным • Агитка:Топ-10 антидостижений Путина • Доклад «Путин. Итоги. 10 лет» • Агитка:Он вам не Димон
Мифы о выборах Миф:Манифест Единой России 2002 года • Миф:146 % • Миф:Гауссиана на выборах

Гендерный дисбаланс

Вы помните женских персонажей в мультфильме? Их действительно очень мало, а запоминающийся образ, пожалуй, только один. Но заметьте, классический культурный стереотип — свинья. Значит, толстая. Компании Disney бы такого не спустили.

Правообладатель иллюстрации youtube.com/soyuzmultfilm

Но в целом в мультфильме даже в массовых сценах очень мало героинь.

Правообладатель иллюстрации youtube.com/soyuzmultfilm Image caption Хороший момент, чтобы ввести женского персонажа

Сексизм

И снова — про свинью. Потому что если она не в купальнике, она… ну в общем сами смотрите. Но так и быть, посчитаем за бодипозитив.

Правообладатель иллюстрации youtube.com/soyuzmultfilm

Иван Давыдов, публицист, главный редактор проекта «Новая Этика»

За решением компании Disney предупреждать пользователей стримингового сервиса Disney+ о том, что некоторые классические мультфильмы могут «содержать некорректные культурные образы», то есть, выражаясь проще, расистские намеки, — более серьезная мировоззренческая проблема, чем на первый взгляд может показаться.

Мы ведь и сами не замечаем, как сильно новая цифровая среда, внутри которой нам повезло жить, меняет и наши бытовые привычки, и наши взгляды на мир.

Меняются представления о должном, допустимом и недопустимом, о добре и зле, и взаимоотношения человека со временем тоже меняются. Дистанция между сегодня и сколь угодно далеким прошлым размывается. Раньше наличие этой дистанции не проблематизировалось. А теперь любое прошлое — в паре щелчков компьютерной мышью.

Дистанции нет, и тянет не только оценивать грехи отцов с высоты нынешних наших знаний о том, как правильно жить, но еще и вносить исправления там, где это возможно (а возможно почти везде). Ну, или заставить современников отвечать за проступки тридцатилетней давности, которые на момент своего совершения проступками не считались.

Новый цифровой мир превратил всю историю в одно сплошное сегодня, и как с этим жить — пока не очень ясно.

Правообладатель иллюстрации youtube.com/soyuzmultfilm

С одной стороны, новые ценности важны. Человечество долго шло к осознанию мыслей, которые нынче кажутся простыми: люди равны, сегрегация по любому признаку недопустима, человек, который на меня не похож — не плохой, не злой, не враг и не преступник. Он просто другой. Дорога к этим мыслям отмыта кровью, а главное — мир действительно стал гуманнее, добрее, удобнее.

С другой — совершенно при этом непонятно, как примирить неизбежную, видимо, для обитателя нового мира тягу к исправлению прошлого с мировой культурой. Ее создавали сексисты, расисты, жестокие и неприятные по нашим нынешним меркам люди. Для радикального сторонника новой этики это все — хлам, который надо сбросить с корабля современности (а впрочем, в таких порывах как раз новости нет). Но большинству-то культура — может, просто по привычке, — все еще кажется штукой ценной.

Одна прогрессивная молодая мать жаловалась при мне, что не может читать детям «Сказку о мертвой царевне» Пушкина, поскольку развлечения богатырей из сказки политкорректными не назовешь. Братья там с утра выезжают «погулять, серых уток пострелять», —

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.

Действительно ведь, жестковатый текст. В современной России автора уже судили бы. В чистом виде 282-я статья УК. Диснеевская классика все же помягче, хотя по нашим современным представлениям — тоже не без греха.

А в России собираются доснять 26 серий «Ну, погоди!» В старых выпусках — бездны насилия и жестокости. Помню, как переживал ребенком за волка, попавшего в водопроводную трубу: я понял, что выжить он не мог, и эта мысль долго меня мучила. Но нам, с учетом курса на возвращение в счастливое прошлое, которого придерживается государство, бояться политкорректной ретро-цензуры не стоит. Скорее уж волк окажется членом нежелательной, а то и запрещенной на территории РФ организации, и будет мешать зайцу, волонтеру «Путин тим» и члену «Юнармии», отдыхать в Крыму.

Вполне ведь реалистичная перспектива, отлично, кстати, показывающая, насколько все-таки новый мир добрее и уютнее, чем старый.

Оксана Мороз, культуролог, доцент РАНХиГС

Прежде всего, надо посмотреть на тот дисклеймер, который предлагает компания Disney. Речь идет о том, что эти продукты построены на неких культурных стереотипах, в данном случае построенных на видах дискриминации, в современном обществе очертываемых если не как человеконенавистические, то как нарушающие права людей.

И тогда можно предположить, что компания Disney имела в виду некоторые расовые, этнические, сексистские, гомофобные и так далее стереотипы.

Если же попытаться поговорить о культурных продуктах, которые лежат в других национальных традициях, например, о мультфильме «Ну, погоди!», то здесь возникает гораздо больше вопросов.

Может быть, потому что в отличие от ряда европейских культур или американской повестки, где постоянно происходит переосмысление прежнего культурного опыта и дискуссий по этому поводу и соответственно конкуренция повесток, в России все-таки усвоение/присвоение и деконструкция советского опыта и соответственно каких-то культурных особенностей и культурных клише, которые были связаны с советским, происходит очень медленно, если вообще осуществляется.

Правообладатель иллюстрации youtube.com/soyuzmultfilm

В современных мировозренческих практиках, в подходах к современности у нас плохо осуществлен переход от советского к постсоветскому, плохо отрегулировано наследие советского, по большому счету не очень хорошо функционирует отношение к советскому как к прошлому, а к постсоветскому как к настоящему. И такой отчетливый менеджериальный подход — это было в прошлом, это было неправильно, сейчас мы живем в настоящем и постараемся все это исправить или по крайней мере указать на то, что в прошлом было неправильно — не очень, как кажется, функционален.

«Ну, погоди!» и как ответ «Тому и Джерри», и как в принципе национальный культурный продукт определенного времени, модерна, прежде всего, так и ли иначе включен в международный культурный контекст. И мы можем обнаружить в этом мультфильме демонстрацию культуры силы, демонстрацию культуры насилия, демонстрацию сексизма, эйджизма и, если угодно, ксенофобии — у животных ксенофобию сложно обнаруживать, но какая-то видовая дискриминация, конечно же, имеет место.

И вообще наличие довольно большого количества дискриминирующих нарративов, которые переведены в статус юмористических высказываний, довольно велико.

Но мы понимаем, что это мультфильм, который создавался в брежневскую эпоху, эпоху застоя, и если возвращаться к вопросу об этических и культурных нормах, стоит задаться вопросом, насколько эти нормы сейчас воспринимаются как некорректные, неправильные или ложные для человека, живущего в современной России, готов ли он дистанцироваться от того, что происходило с конца 60-х и далее.

И это не просто разговор о том, как чувствуют себя граждане или — если пользоваться таким плохим словом — обыватели, но и разговор о том, как этот обывательский гражданский опыт трансформируется в головах, в переживаниях самих менеджеров и шоураннеров, которые ответственны за обновление производства мультфильмов. Потому что есть интуитивные и повседневные ощущения, что мы живем в ситуации ностальгии и, если угодно, некоторой ретромании или ретроутопии.

Поэтому какие-то попытки сделать «Ну, погоди» более современным могут просто не получиться.

Совсем скоро, 1 сентября, дети пойдут в школу, а мы лишимся любимых фильмов и телепередач. С этого дня вступает в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию». Уже сейчас в телепрограммах можно видеть маркировки «6+», «12+», «16+» – они обозначают, для какого возраста безопасны те или иные фильмы и передачи. Но мы не будем говорить о них. Мы поговорим о тех фильмах, которые точно не смогут попасть в сетку вещания телеканалов даже с маркировками.

Формулировки нового закона очень расплывчаты и на всех телеканалах вызвали настоящую панику – ведь при желании их можно трактовать очень широко, и шансы нарваться на законодательные ограничения вроде штрафа, а то и остановки вещания, велики. Так что пока телевизионщики быстрей «откручивают» уже закупленные опасные передачи и фильмы и трепещут в предвкушении страшной даты – 1 сентября. Каждый канал распространяет среди своих сотрудников ориентировки по тому контенту, который не следует демонстрировать, – в них они буквально «дуют на воду».

Под нож уже попал мультик «Ну, погоди!» – ему присвоен рейтинг «18+». Для того, чтобы иметь возможность его показать, вырезаются сцены, в которых волк курит (хотя Роскомнадзор заявил о том, что такое решение пока только обсуждается). Но есть множество фильмов и мультфильмов, из которых не получится вырезать опасные сцены, сохранив хоть какой-то смысл. Мы даже не будем затрагивать шедевры Хичкока, картины вроде «Криминального чтива», «Спасти рядового Райана» или «Реквиема по мечте», 90% боевиков, а также лучшие современные (и не очень) сериалы вроде «Твин Пикс», «Безумцы» (Mad Men) или «Во все тяжкие» (Breaking Bad) – они, очевидно, даже частями не могут быть показаны по отечественному ТВ с 1 сентября. Так же как и телевикторины с денежными призами и многие другие программы. Мы перечислим куда более невинные фильмы, которым путь на экраны также будет заказан.

Мы не брали их напрямую из ориентировок телеканалов, а лишь подобрали те фильмы, которые явно подпадают под новый закон и под логику дующих сейчас на воду телеканалов. Перечисленное нами – лишь пример, это ничтожная часть того, что может быть запрещено к показу на телевидении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *