Жалость жалостливый

Исповедь

Подробности Опубликовано 23.02.2015

Исповедь (таинство Покаяния) в нашей обители совершается ежедневно во время утреннего богослужения: с понедельника по субботу – в 7.00, в воскресенье – в 6.30 и 9.00.

В период Великого поста исповедь совершается по средам, пятницам и субботам в 7.00, по воскресеньям – в 6.30 и 9.00.

Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.

О таинстве Покаяния

В таинстве покаяния христианину подается очищение от грехов, совершенных после крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви, в лице ее представителя — епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью.

Всякий грех есть отказ от Божественного света. Для того, чтобы увидеть свое зло, надо видеть свет или красоту Божией правды, которая воссияла более всего в лице Господа Иисуса Христа, в Его Евангелии, а также в святых людях. Поэтому надлежит каяться перед лицом Господа, Которому Отец Небесный отдал весь суд на земле. Суд же состоит в том, что Господь есть свет, а отвергающий этот свет сам в себе несет наказание, уходя во тьму.

Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь. Нарушая закон любви, всякий грех ведет к разъединению с Богом и людьми, и, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому согрешающий отпадает от Церкви и должен каяться перед нею. В древности грешник каялся перед всем церковным собранием; теперь же священник один принимает исповедь от лица Господа и Церкви.

Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не допускает человека принимать дар Божественной благодати, т.е. лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, требуется постоянное внимание к себе, борьба с дурными помыслами и горькое сожаление о частых оплошностях. Это и есть постоянное покаяние. Чтобы вдыхать благодать, надо постоянно выдыхать перегар греха. Постоянно проверяющий себя и хотя бы на вечерней молитве вспоминающий свой прошедший день, успешнее кается и во время исповеди. Кто же пренебрегает ежедневной гигиеной души, легко впадает в большие грехи, иногда их даже не замечая. Покаяние, предшествующее исповеди, требует, во-первых, осознание своих грехов; во-вторых, горькое сожаление о них и, наконец, решимость исправиться.

Хорошо кающийся находит и причины греховных поступков. Например, он поймет, что неумение переносить и прощать обиды, даже самые ничтожные, объясняются гордостью, с которой и будет бороться.

Борьба с грехом должна необходимо выражаться в раскрытии своей души перед Богом и другими людьми, так как корень греха есть самолюбивое самозамыкание человека. Исповедь и есть, прежде всего, этот выход из болезненной субъективности; она требует и самопожертвования (своим самолюбием), без которого нет настоящей любви. Кроме того, рассказ о грехе, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха от здорового ядра личности. Иная болезнь неизлечима без лезвия хирурга или прижигания. Исповеданный грех становится чуждым человеку, а скрытый производит нагноение всей души. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько, чтобы излечиться от грехов, т. е. избавиться от их повторения. Принимая кающегося, священник обращается к нему: «Будь внимателен, ты пришел во врачебницу, не уйди отсюда невыздоровевшим”.

Грех разлагает нашу личность, а вернуть ее целость, т. е. исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в Церковь, где Сам Христос исцеляет нас Своею любовью. И как не разгореться в сердце кающегося благодатной любви, когда Господь говорит ему: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Иоан. 8:11), или, что тоже самое, когда иерей произносит слова разрешительной молитвы? Власть разрешать грехи Господь дал Своей Церкви, сказав Апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Матф. 18:18).

Подготовкой к исповеди служит, во-первых, духовная жизнь человека, с постоянным упражнением совести, о чем было сказано выше; и, затем, особые средства, как-то: уединение для размышления о своих грехах, молитва, пост, чтение Священного Писания и духовных книг.

Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сперва помянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), с ними и бороться надо в первую очередь, а также грехи против любви (осуждение, злоба, вражда). Если такие грехи имеются, они должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы, так как Бог есть любовь. По этой же причине перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и прося прощения. Господь сказал: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф. 6:15).

Все, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну. Как духовно-лечебное средство священник может наложить на кающегося епитимью, например, назначить ему особые духовные упражнения, или временно не допустить до святого Причащения.

(Составлено по книге епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского) Православный катехизис).

Пример исповеди

Приводим примерный образец исповеди, которым можно руководствоваться для того, чтобы лучше разобраться в себе во время подготовки к таинству Покаяния. Однако этот образец – всего лишь ориентир, помогающий построить личную исповедь, в которой будут названы те грехи, которые имели место именно в вашей жизни.

«Приношу Тебе, милостивый Господи, тяжелый груз моих бесчисленных согрешений, которыми я грешил перед Тобой, начиная с моей ранней юности и до сегодняшнего дня.

Я согрешил перед Тобой, Господи, неблагодарностью Тебе за Твои милости, забвением Твоих заповедей и равнодушием к Тебе. Согрешил маловерием, сомнением в вопросах веры и вольнодумством. Согрешил суеверием, безразличием к истине и интересом к неправославным вероучениям. Согрешил хульными и скверными мыслями, подозрительностью и мнительностью. Согрешил привязанностью к деньгам и к предметам роскоши, страстными увлечениями, ревностью и завистью. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил услаждением греховными мыслями, жаждой удовольствий, духовной расслабленностью. Согрешил мечтательностью, тщеславием и ложным стыдом. Согрешил гордостью, презрением к людям и самонадеянностью. Согрешил унынием, мирской печалью, отчаянием и ропотом. Согрешил раздражительностью, злопамятностью и злорадством. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил пустословием, ненужным смехом и насмешками. Согрешил разговором в храме, напрасным употреблением имени Божия и осуждением ближних. Согрешил резкостью в словах, сварливостью, язвительными замечаниями. Согрешил придирчивостью, оскорблением ближних и преувеличением своих способностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил неприличными шутками, рассказами и греховными разговорами. Согрешил ропотом, нарушением своих обещаний и ложью. Согрешил употреблением бранных слов, оскорблением ближних и проклятиями. Согрешил распространением порочащих слухов, клеветой и доносами. Согрешил ленью, напрасной тратой времени и непосещением богослужений. Согрешил частыми опозданиями на богослужения, небрежной и рассеянной молитвой и отсутствием духовного горения. Согрешил пренебрежением нуждами своей семьи, пренебрежением к воспитанию своих детей и неисполнением своих обязанностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил чревоугодием, объедением и нарушением постов. Согрешил курением, злоупотреблением спиртными напитками и употреблением возбудительных средств. Согрешил чрезмерной заботой о своей наружности, смотрением с вожделением и похотью, смотрением непристойных картин и фотографий. Согрешил слушанием буйной музыки, слушанием греховных разговоров и неприличных рассказов. Согрешил соблазнительным поведением, рукоблудием, блудом и нарушением супружеской верности. Согрешил одобрением аборта или участием в нем. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил любовью к деньгам, увлечением азартными играми. Согрешил увлечением своей карьерой и успехами, своекорыстием и расточительностью. Согрешил отказом в помощи нуждающимся, жадностью и скупостью. Согрешил жестокостью, черствостью, сухостью и отсутствием любви. Согрешил обманом, кражей и взяточничеством. Согрешил посещением гадалок, призыванием злых духов и исполнением суеверных обычаев. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил вспышками гнева, злобой и грубым обращением с ближними. Согрешил непримиримостью, местью, наглостью и дерзостью. Согрешил непослушанием, упрямством, лицемерием. Согрешил небрежным обращением со священными предметами, святотатством, кощунством. Прости и помилуй меня, Господи.

Еще согрешил в словах, в мыслях, в поступках и всеми моими чувствами, иногда невольно, а чаще всего сознательно по своему упорству и греховному обычаю. Прости и помилуй меня Господи. Некоторые грехи я вспоминаю, но большинство из них по моему нерадению и духовной невнимательности я совершенно забыл.

Я искренне раскаиваюсь во всех моих сознательных и неведомых грехах, и имею решимость делать все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи».

Тем, кто желает глубоко и основательно подготовиться к таинству исповеди, рекомендуем прочесть книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди».

В Библии слово «жалость» встречается лишь один раз в Ветхом Завете в Книге пророка Осии. Позволю себе предположить, что это неслучайно. Тот, кого мы называем отцом лжи, жалостью подменил милосердие, потому что последнее требует ответственности и призывает к труду, жалость ни к чему не обязывает, она не подталкивает к деятельности. Жалость – подмена любви

Давным-давно, когда о детях из детских домов я знала лишь понаслышке, мне было ужасно их жалко. Хотелось кого-нибудь усыновить. Наверное, хорошо, что желание, которое сейчас я назвала бы порывом, столкнулось, как говорится, с обстоятельствами непреодолимой силы. Усыновлять ребенка из жалости нельзя.

Со временем в моей жизни стали появляться вполне конкретные воспитанники детских домов – одноклассники собственных детей, потом ученики. Я никогда не стремилась узнать о том, почему они попали в сиротские заведения, но, тем не менее, иногда мне рассказывали подробности их жизни. Было грустно, но я заставила чувство жалости к ним сначала отойти на второй план, а потом и вовсе исчезнуть, потому что поняла вдруг, что оно мешает мне.

Я не имею права жалеть этих детей, потому что, жалея, ставлю их в исключительное положение по отношению к другим детям. Но будет ли так дальше в их жизни? Будут ли вступительные экзамены в училище или институт оцениваться комиссией с учетом того, что когда-то ребенка бросила мама? Будет ли будущий начальник делать скидку на то, что он вырос не в семье?

Я знаю, что им трудно, но не снижаю для них требований и не завышаю оценок. И, кроме того, они хитрецы. Нередко понимают, что могут «продавить» взрослого, заставить жалеть и делать скидки. Кому-то тяжело учить стихи, но я заставляю его делать это, ставя изо дня в день двойки:
— Почему не выучил?
— Не могу, слишком длинное.
— Выучи до завтра четверть, а потом еще, и еще, и еще
Спрашиваешь каждый день по кусочку, и к концу недели он получает, например, четверку. Если бы я стала действовать из жалости, то сразу поставила тройку. Но он не уважал бы меня и, главное, не научился уважать себя.

Когда мальчик, про которого когда-то говорили, что он необучаем, осваивает правило написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных просто потому, что знает, что требуют с него наравне со всеми, это дорогого стоит. Он, получив положительный результат по самостоятельной работе, приходит на следующий урок другим человеком. А урок этот уже не русский язык, а литература, но он, всегда молчавший и рисовавший в течение 40 минут козявки на полях тетради, вдруг поднимает руку. Ему хочется ответить, он знает, что может. Как пишут в рекламе: «Он этого достоин!» — достоин высказать свою точку зрения.

Интересно, что именно в этот день мы читаем и обсуждаем рассказ О.Генри «Дары волхвов».
— Что же подарили друг другу герои произведения? – спрашиваю я в конце урока.
— Гребни и цепочку. Бесполезные подарки. Ненужные вещи, — наперебой высказываются все.
— Любовь, — говорит он.

Наверное, для кого-то моя точка зрения покажется крамольной, но я уверена, жалость мешает по-настоящему любить. Она делает из доброго добренького, из справедливого справедливенького, из красивого красивенького. Уменьшительно-ласкательный суффикс как бы отнимает качество, придает слову противоположный смысл.

Интересно, что в Библии слово «жалость» встречается лишь один раз в Ветхом Завете в Книге пророка Осии. Позволю себе предположить, что это неслучайно. Тот, кого мы называем отцом лжи, жалостью подменил милосердие, потому что последнее требует ответственности и призывает к труду, жалость же ни к чему не обязывает, она не подталкивает к деятельности. Жалость – подмена любви.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко — многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко

«Почему вы, христиане, без конца читаете Библию? – с легким раздражением в голосе спросила меня однажды подруга. – Ну прочитали один раз, и хватит».

Я улыбнулась в ответ. Конечно, я могла попытаться объяснить, что каждый раз в этой Книге находишь что-то новое; что чтение Библии – это разговор с Самим Богом; что эта Книга, словно друг, словно ответ на все важные вопросы. Но все объяснения – ничто, пока человек сам не поймет всю глубину Библии.

А еще мне нравится, когда библейская история, которую знаешь почти наизусть, вдруг открывается с новой стороны.

«…Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил»

(Рим.12:3)

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44)

Возьмем, к примеру, историю, в которой рассказывается, как царь Давид снял с себя золотую царскую одежду и в одном льняном балахоне плясал на глазах у всего народа. Делал он это не потому, что сошел с ума. И не для того, чтобы повеселить народ. Он радовался тому, что Ковчег завета (величайшая святыня еврейского народа, переносной ящик, в котором хранились скрижали с написанными на них десятью заповедями, сосуд с манной и посох Аарона) прибыл в Иерусалим. Каждый человек в Израиле понимал, что Ковчег – не просто главная святыня израильского народа, он – символ союза Бога с народом Израиля. И тем более понимал это Давид. Сняв с себя царские отличия, он как бы говорил: перед Богом не имеют значения ни титулы, ни положение в обществе. Бог смотрит не на лицо, а на сердце. Давиду хотелось, чтобы народ в этот момент встречал не его, а Бога.

Весь народ радостно встречал Ковчег завета, и только один человек смотрел на царя с осуждением. Это была Мелхола, жена Давида. Она с презрением подошла к нему и сказала:

– Очень хорошо. Браво. Как унизил себя сегодня царь, сняв царское одеяние перед служанками своих рабов!

Давид, ничуть не смутившись, ответил:

– Перед Богом, Который предпочел меня твоему отцу и поставил царем, плясать и скакать – буду!

Но тот, кто читал эту историю, знает, чем она закончилась: у Мелхолы больше никогда не было детей. В те времена для любой еврейской женщины, будь она хоть самая бедная нищенка или богатая царица, не иметь детей являлось большим позором и проклятием.

И здесь, вроде, все ясно – высокомерная царевна получила по заслугам. Но почему эта женщина так поступила? Ведь она любила Давида. Откуда началось ее падение, которое привело в итоге к проклятию? Грех же не врывается в нашу жизнь внезапно. Он подбирается постепенно и незаметно, часто прикрываясь чем-то правильным. И лучше вовремя его распознать, тогда в будущем проблем окажется меньше.

А если во всей этой истории главным персонажем сделать не Давида, а Мелхолу, то получится очень любопытная картина. В ней поступок царской дочери выглядит немного иначе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *