Житие старца Паисия

Житие преподобного Паисия Святогорца

Тропа́рь преподо́бному Паи́сию Святого́рцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ огнь прие́мый, / превосходя́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и утеше́ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ Боже́ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Конда́к

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси́, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви № ИС Р16–627–3428

Перевод на русский язык выполнен братией Свято-Преображенского скита Данилова мужского ставропигиального монастыря г. Москвы с издания:

© Ἱερὸν Ἡσυχαστήριον Μοναζουσῶν «Εὐαγγελιστὴς Ἰωάννης ὁ Θεολόγος», 2015

© Издательство «Орфограф», издание на русском языке, 2017

* * *

Преподобный Паисий Святогорец (икона, написанная для Свято-Преображенского скита Данилова монастыря)

Преподобный Паисий Святогорец (икона, написанная в исихастирии святого Иоанна Богослова в 2004 году)

Патриаршее и Синодальное решение о причислении к лику святых

И бу́дет муж, его́же а́ще избере́т Госпо́дь, сей свят.

Числ. 16:7

Граничащая с Небом гора Афон есть воистину Гора Божия, Гора Святая и удел Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Афон есть поприще духовной борьбы, место подвига, покаяния и молитвы, мастерская святости для подвизавшихся там на протяжении веков бесчисленных подвижников, жителей пустынных келий и монастырей, монахов от всякого племени и народа, как известных по имени, так и оставшихся неизвестными. Святая Афонская Гора, находясь под канонической и духовной юрисдикцией, а также под постоянной церковной заботой и попечением Святой Христовой Великой Константинопольской Матери-Церкви, есть её похвала и венец. Афон – это неистощимый источник молений о вселенной, таинственно проистекающий из непрестанных, денных и нощных молитв и молений святогорских монахов, которые молятся «о свы́шнем ми́ре и о спасе́нии душ» находящихся в разных концах земли православных христиан, а также «о ми́ре всего́ ми́ра и о благостоя́нии святы́х Бо́жиих Церкве́й». Огромное множество боголюбиво подвизавшихся и скончавшихся на Афоне аскетов, начиная с первого известного среди них, преподобного Петра Афонского, своим подвижническим потом и боголюбивыми трудами стали избранными сосудами Святаго Духа, были украшены многообразными и чудесными Божественными дарованиями, такими как дар прозорливости, дар чудотворения, дар различения духов, дар непрелыцённого духовного руководства, дар утешения словом, а также многими другими. Сии духовно украшенные мужи и сами украшают ныне многозвёздное небо нашего православного календаря, непрестанно указывая нам путь в Царство Небесное.

В согласии со словами Самого Бога, Который устами Своего человека дал первосвященнику Илию и одновременно всем верующим в Божий закон следующее обетование: Прославля́ющий Мя просла́влю, наша Матерь Святая Христова Великая Церковь с самого начала своего спасительного пути в мире не переставала признавать достойными прославления сии божественные и святые сосуды Духа – скорее ангелов, чем людей, – которые подвигами, словами и многочисленными делами прославили Небесного Отца. Итак, Церковь прославила их и будет прославлять их до скончания века, как и подобает святым.

Святой апостол Павел в Послании к Римлянам сказал: Иде́же бо умно́жися грех, преизбы́точествова благода́ть. Святая Церковь непрестанно переживает эту реальность, и наше время не является исключением. Церковь Христова постоянно причисляет к лику святых всё новых и новых всемирно известных и малоизвестных преподобных подвижников, взявших на себя крест и последовавших стопам Крестоносца Иисуса Христа, Который Своею крестною смертью упразднил имеющего державу смерти, а Своим славным Воскресением даровал вечную жизнь всякому изволяющему. Воспевая это величайшее Божественное благодеяние Начальника нашей веры, мы в изумлении восклицаем вместе со священными песнопевцами: Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? Ты ecu Бог, творя́й чудеса́ и: «Ве́лий еси́ Го́споди, и чу́дна дела́ Твоя́ и ни еди́но же сло́во дово́льно бу́дет к пе́нию чуде́с Твои́х».

Таковым преславным продолжателем традиции святости и смиренным приношением Святейшей Церкви Константинопольской, её нрава и мудрования, явился в наши последние времена просиявший среди сонма в гора́х и в верте́пах и в про́пастех земны́х подвизавшихся и скончавшихся святогорских аскетов богоносный подвижник и многоблагодатный орган Всесвятой Троицы, проистекающий земным родом своим из матери многих святых – Каппадокии и проведший свою уединённую жизнь во многих подвигах и слёзах, преподобнейший монах Паисий, в миру Арсений Эзнепи́дис, украшенный от Господа сверхъестественными дарованиями, столп истины, прославивший своим чудесным житием Отца нашего, Иже на Небесех. Сей каппадокийский уроженец, монах Паисий из рода Эзнепидисов, более полувека шедший подвижническою стезею в нищете и добровольных лишениях, по большей части на Святой Афонской Горе, удостоился, по безошибочному свидетельству совести верующих, евангельского совершенства, сочетания мудрости и добродетелей. Монах Паисий, истощив себя многотрудным служением и трезвенными бдениями в послушании Христовом и в любви к Богу и к ближнему, сохранив непорочную православную веру, засвидетельствовал доброе исповедание, во всём своём житии показал себя чуждым миродержи́телю тьмы ве́ка сего, приложил сияние славе Церкви и подтвердил, что врата́ а́дова не одоле́ют ей. Сей славный Паисий, пожив преподобием и правдою, стал образцом жительства по Христу, соделался живой иконой добродетели и принял на себя ярем богомудрого наставления и духовного руководства множества православных христиан. Придя в высокую духовную меру, сей муж явился сосудом Духа Всесвятаго и был почтён от Бога дарованием врачевания больных и утешения страждущих.

Ныне же, когда поток благословений, чудес и исцелений, истекающий от могилы сего блаженного подвижника, становится всё больше и больше, превозмогающая вера огромного количества православных христиан побуждает нас, удостоившихся самолично видеть, осязать монаха Паисия и быть связанными с ним духовными узами, собственным свидетельством подтверждая свидетельство полноты церковной совести о святости сего избранника Божия, по положенном исследовании вопроса и соответствующем докладе Синодальной Канонической Комиссии, в присутствии преосвященных митрополитов и других честнейших лиц нашей Церкви, в Духе Святом возлюбленных наших братьев и сослужителей, соборно утвердить и определить и во Святом Духе повелеть, дабы отныне и вовеки на Святоименной Горе проживший своё подвижническое житие монах Паисий был сопричислен к лику преподобных отцов и святых Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Его ежегодную память определяем почитать и воспевать похвальными гимнами 12 июля, в день, когда он мирно предал свой дух Праведному Судии и Господу Жизни.

. ЧАСТЬ I. ПРОСТРАННОЕ ЖИТИЕ СТАРЦА_______Предисловие – 11_______ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДКИ ПО ПЛОТИ И ДУХУ
Акритские Фарасы – 23
Семья Старца – 25
Крещение и отъезд из родных мест – 27_______ГЛАВА ВТОРАЯ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ ПОДВИЖНИЧЕСТВА
Воспитание в «Обучении и наставлении Господнем» – 33
Детское подвижничество – 34
Плотницкое ремесло – 37
Благословенный юноша – 38
Ведомый Крестом – 39
Боговидение – 39
Подготовка к монашеской жизни – 41
Забота о других – 43
Опасности и испытания – 45
Поддержка семьи – 48_______ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВОЕННАЯ СЛУЖБА
Любочестный радист – 53
Невзгоды – 54
Духовные упражнения и опыты – 56
Жертва ради других – 57
Благодеяние и клевета – 58
Спасение своей части – 59
Самопожертвование – 60
Молитвы под пулями – 61
Непослушание богохульнику – 62_______ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. ПОИСКИ И ПОДГОТОВКА
Первое посещение Святой Горы – 67
Труд и подготовка – 70_______ГЛАВА ПЯТАЯ. МОНАХ В ОБЩЕЖИТЕЛЬНОМ ЭСФИГМЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
Препятствие перед уходом из мира – 75
Насельник Эсфигменского монастыря – 75
Испытания и служения – 77
Новоначальные подвиги – 78
«Меня палила огнём любовь моих родных» – 79
Бесовские явления – 80
Постриг в рясофор – 80
Трепещущий Агнец – 81
Трезвенный делатель – 81
Послушание до крови – 82
Посещение Божественной Благодати – 85
Удаление на безмолвие – 86_______ГЛАВА ШЕСТАЯ. В ОСОБНОЖИТЕЛЬНОМ МОНАСТЫРЕ ФИЛОФЕЙ
Послушник у Старца – 89
Усердный труженик и незаметный подвижник – 91
Помысел гордости – 93
«Тангалашкины шуточки» – 93
Старание помочь ближнему – 94
Поездка в Коницу на лечение – 95
Промысл Божий – 97
Постриг в мантию – 98
Связь с добродетельными отцами – 100
Благословения от Пресвятой Богородицы – 101
Полученное откровение – 103_______ГЛАВА СЕДЬМАЯ. В МОНАСТЫРЕ СТОМИОН
Восстановление обители – 109
Уважение к монастырю – 113
В обрыв за святыней – 114
Обретение мощей преподобного Арсения – 115
Труды, подвижничество и безмолвие – 117
Покровитель бедных и сирот – 120
Мученическое отношение к искушению – 122
Борьба против сектантов и еретиков – 124
«Водимый Духом…» – 125
Бесовские нападения – 127
Спасение по Промыслу Божию – 128
Ночное посещение Пресвятой Богородицы – 129
Похожее на правду бесовское видение – 130
Дружба с дикими зверями – 132
Другие события коницкого периода – 133
Уход из Стомиона – 137_______ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ПУСТЫННИК НА БОГОШЕСТВЕННОЙ СИНАЙСКОЙ ГОРЕ
Переселение на Синай – 143
Ниспослание дождя – 146
Блаженная пустынная жизнь – 146
Чудесное Божественное Причащение – 150
Рукоделие и милостыни – 150
«И бе в пустыни искушаемь…» – 153
Друзья пустынника – 155
Бесстрастие святых Иоакима и Анны – 156
В келье Святых сорока мучеников – 157
Кончина матери Старца – 157
Имя Казандзакиса – 157
Недопущение до Причастия и Божественное утешение – 158
Невидимая брань и невыразимые состояния – 159
Прощание со сладкой пустыней – 160_______ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. В ИВЕРСКОМ СКИТУ
Безмолвие или братство? – 165
Различные стороны скитской жизни – 167
Помощь душе усопшего – 169
Вмешательство Честного Предтечи – 170
Диавольская злоба – 171
Постриг в великую схиму – 171
Пища от Ангела – 173
Операция на лёгких – 173
Основание исихастирия – 175_______ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. НА ПУСТЫННЫХ КАТУНАКАХ
В бедной Ипатьевской каливе – 179
Подарки подвижнику – 181
Бесноватый – 181
Нищета Старца – 182
«Доброе лицемерие» – 182
Свет сладчайший – 183_______ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. В КАЛИВЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА
В святой Ставроникитской обители – 187
Кончина батюшки Тихона – 188
Жизнь в келье Честного Креста – 190
«Свет стезям моим» – 195
Явление преподобного Арсения – 196
Батюшка Тихон и искуситель – 198
Паломничество на остров Тинос – 199
Прельщённый монах – 200
Сострадая больному – 200
Рясы и масличное дерево – 204
Поездка в Фарасы – 205
Святая Евфимия – 207
Бесовские шуточки – 211
Видение души почившего монаха – 212
Снегирь по имени Олег – 213
Спасение от смерти – 213
Осуждённая душа – 214
Молитва за бесов – 215
Георгакис с Тибета – 217
Поездка в Австралию – 219
Ночной посетитель – 222
Явление Христа – 223
Рыба, поданная Богом – 225
Дороги и автомобили – 227
Икона, излучающая свет – 229
«Святой, с которым поступили очень несправедливо» – 229
Бесовское множество – 232
Необычный защитник – 232
«Помолися, и небо дождь даде» – 233
Ангел Хранитель – 234_______СВИДЕТЕЛЬСТВА ПАЛОМНИКОВ
Свидетельство духовника Старца – 234
Поддержка молодого монаха – 235
Незабываемое посещение – 236
Молчание птиц – 237
Необычный престольный праздник – 238
Старец отвечает «по-своему» – 242
Божественная Литургия в келье Честного Креста – 244
Бог обязан помогать человеку – 246
Прозорливость Старца – 248
Забавные случаи и афоризмы Старца – 248_______ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. В «ПАНАГУДЕ». ОТДАНИЕ СЕБЯ ТЕМ, КОМУ БОЛЬНО
Переселение в келью «Панагуда» – 257
Святые Пантелеимон и Лукиллиан – 260
«Утешайте люди моя» – 262
Явление святого великомученика Власия – 266
Благоухание от иконы «Достойно есть» – 267
Мощи святого Космы Прота – 268
«Коза» на даче – 268
Залитая Светом келья – 269
Обетование Пресвятой Богородицы – 270
Поездка на Святую Землю и Синай – 270
Действия Божественной Благодати – 272
Видение молящегося ребёнка – 274
«Христе мой, благослови меня…» – 274
Страшное видение – 275
Пресвятая Богородица – 276
Об антихристе, числе 666 и новых удостоверениях личности – 276
Благоухание от Святых мощей – 281
Операция по удалению грыжи – 281
Богохульный фильм – 283
Видение Благодати Священства – 285
«Преображение» – 286_______СВИДЕТЕЛЬСТВА ПАЛОМНИКОВ
Ответ на помысел – 287
Необычное посещение – 288
«Ведь у тебя поломаны ноги» – 289
Исцеления болящих – 290
«Мы возьмём Константинополь» – 295
«Попроси у неё прощения» – 295
«Имей духовное благородство» – 296
Знамение от лампады – 297
«Они идут…» – 298
Покаявшийся кришнаит – 299
Ученик гуру – 300
Старец и юные – 301_______ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. БОЛЕЗНЬ И БЛАЖЕННАЯ КОНЧИНА
Страдание и болезни – 315
«Со мной произошёл один случай» – 318
На пределах крепости – 318
Последний выезд со Святой Афонской Горы. Дальнейшее развитие болезни – 320
Приношение людям в мученических страданиях – 323
Блаженная и незаметная кончина – 327_______ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
«Не оступи от нас» – 335
Благоухание – 336
Изгнание беса – 337
Спасение ребёнка – 339
Явление во сне – 339
Чудесное явление и помощь – 340
Осязаемое присутствие – 341
Помощь Старца в дорожно-транспортных происшествиях – 342
Воскрешение от духовной смерти – 345
Шарф Старца исцеляет опухоль – 347
Исцеление бесноватой – 348
Исцеление поражённого глаза – 349_______ЧАСТЬ II. ДОБРОДЕТЕЛИ, ДАРОВАНИЯ И ПРИНОШЕНИЕ СТАРЦА МИРУ_______ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДОБРОДЕТЕЛИ СТАРЦА
Крайнее странничество или уклонение от мира – 9
Послушание – 16
Блаженное и богатое смирение – 23
Делатель и проповедник покаяния – 35
Нестяжание – 43
«Алчность подвижничества» – 51
«Труждаясь и делая своими руками» – 66
Аромат благоговения – 75
«Правду возлюби» – 84
Любочестие Старца – 90
Доверие Божественному Промыслу – 92
Ангел мира – 98
Светильник рассуждения – 103
Безмолвия рачитель – 114
Трезвение – 123
Молитва и келейный устав Старца – 129
Бесстрастие – 152
Благородная любовь – 156_______ГЛАВА ВТОРАЯ. БЛАГОДАТНЫЕ ДАРОВАНИЯ СТАРЦА
Преодоление законов естества – 173
Примирение с творением – 186
Молитвенник о всём мире – 191
Благодатный учитель – 199
Дарование утешения – 204
Противоборец и изгнатель бесов – 208
• Явление бесов – 211
• Исцеление бесноватых – 214
«Миро излиянное» – 221
Разумение иностранных языков – 226
Необыкновенные перемещения в пространстве – 229
Слышание молитв и просьб о помощи – 234
Знание о состоянии усопших – 239
Свидетельства о прозорливости – 242
Благодать исцелений – 262
Явления Святых – 273
Источник Нетварного Света – 278_______ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРИНОШЕНИЕ СТАРЦА МИРУ
«Наставник пустыни» – 287
Служение людям из пустыни – 291
Выезды в мир – 298
Поборник Предания – 307
К Матери-Церкви – 318
Верный сын Отечества – 328_______ПРИЛОЖЕНИЯ
Внешний вид, характер и природные дарования Старца – 339
Вместо эпилога – 346_______Духовное завещание Старца – 350

Один афонский монах сказал, что такие старцы, как отец Паисий Святогорец, рождаются один раз в столетие, и с ним трудно не согласиться. В двадцатом веке, трудном для православной вере, на святой горе Афон подвизалось множество благодатных старцев, о которых снято огромное количество фильмов и написано немало книг, но старец Паисий стал тем избранником Божиим, слава которого еще при жизни облетела весь мир. Отец Паисий стал той путеводной звездой по дороге к спасению, на которую ориентировались миллионы православных христиан, независимо от их национальности и происхождения.
Автор книги, монах Исаак, был духовным чадом старца Паисия, поэтому его труд по жизнеописанию старца основан главным образом на воспоминаниях самого старца, которыми он охотно делился с монахами и мирскими людьми для того, чтобы те прочувствовали не только благодатные дары, которыми был наделен сам старец, но и не совершали тех духовных ошибок, которые были допущены им во время жизни. Каждый период жизни старца описан со всей тщательностью и со всеми необходимыми подробностями, приводятся цитаты самого отца Паисия, а временами встречаются духовные советы и наставления по ведению духовной жизни православного христианина. Автор уделил значительное место в книге описанию многочисленных чудес, совершенных старцем Паисием при жизни, а также описанию огромного количества божественных посещений старца различными святыми людьми, уже вознесенными на Небо, и в частности Пресвятой Богородицы. Очень интересно описано общение старца с животными, с которыми он общался на одном языке, что уже говорит о его необыкновенной святости. Монах Исаак также приводит наиболее яркие воспоминания духовных чад старца Паисия, которым тот помог определиться в своем жизненном пути, наставлял своими поучениями и словами, молился за них, и по его молитвам было совершено множество чудес. Ну и, конечно, огромным плюсом книги является прекрасное оформление и роскошный тип бумаги, на которой она написана.
На мой взгляд, если вы хотите наиболее полно познакомиться с жизнеописанием замечательного подвижника и аскета старца Паисия Святогорца, то эта книга для вас, так как более полного и красочного жития старца вы не найдете. Оценка книги 10\10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *