Зоя стояние

Во вторник на одной из старинных улочек Самары был открыт памятник одному из наиболее почитаемых православными святых — Николаю Чудотворцу — в память о событии 1956 года, которое получило в народе название «Стояние Зои» или «Каменная Зоя».

По легенде, в Самаре на улице Чкалова (Уральской) в доме №84 жила девушка Зоя, которая, не дождавшись в новогоднюю ночь жениха Николая, схватила для танцев икону Николая Чудотворца и окаменела, простояв около четырех месяцев. Споры о том, действительно ли было это событие, продолжаются и по сей день.

Так или иначе, но во вторник рядом со знаковым домом был открыт памятник Святому. Бронзовая фигура Николая Чудотворца в человеческий рост под золоченым куполом была установлена на частные пожертвования.

Первоначально планировалось, что на доме появится только табличка с короткой ссылкой на легенду для привлечения туристов. Однако в итоге решено было поставить целую скульптурную композицию, которую во вторник открывали что называется всем миром. В церемонии открытия монумента принял участие митрополит Самарский и Сызранский Сергий, а также экс-глава Самары Виктор Тархов, который и выдал разрешение на установку памятника. Вечером у монумента останавливались машины с горожанами, многие выходили из транспорта и, перекрестившись, кланялись Святому. Пожилые жители соседних домов с энтузиазмом обсуждали событие 1956 года, повторяя, что «так оно и было», и «мол, история замалчивалась по политическим соображениям». Вероятно, что теперь это место может стать не только туристической изюминкой Самары, но и местом паломничества православных верующих. Однако, пока судьба самого дома неясна, вероятнее всего, он подлежит сносу.

Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы:

— Вопрос о том, каково будущее самого дома и места, где он сейчас стоит, остается открытым. Министр культуры региона Ольга Рыбакова, отвечающая за выявление и постановку на учет памятников, недавно отказала в проведении историко-культурной экспертизы дома, где было «Стояние Зои», высказав сомнения в наличии «историко-культурной ценности» данного объекта. Есть информация, что дом могут снести, а землю отдать под застройку. Правда, областной минстрой и мэрия Самары сообщили на мой запрос, что разрешение на строительство пока не выдавалось. Между тем, уже давно существует идея установки на месте дома часовни Святителя Николая, сам же дом предлагается разобрать и перенести на территорию одного из самарских монастырей.

Дом 84 на ул. Чкаловской

В январе 1956 года в Куйбышеве, на улице Чкаловской, 84, произошли события, впоследствии породившие множество слухов и сплетен. Эти события породили одну из самых известных легенд Самары второй половины ХХ века. Для кого-то эта история про окаменевшую девушку стала чудом, для кого-то — страшилкой, для кого-то — поводом для скепсиса, для кого-то — прекрасной фабулой для киносценария. В 2009 году на основе этой легенды Александром Прошкиным был снят художественный фильм «Чудо».

Валерий Ерофеев

Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки. За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово.

Что об этом говорят

Вот наиболее расхожая версия, многократно растиражированная отдельными средствами массовой информации. Говорят, в один из тех январских дней в доме № 84 по улице Чкаловской в Куйбышеве молодежь собралась на вечеринку. Выпивали, пели и танцевали парами. Но к одной девушке, которую якобы звали Зоя Карнаухова, в тот вечер по неизвестной причине не пришел ее парень Николай. Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки.

За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово. По городу пронеслась весть о чуде, и на Чкаловской собрались тысячи людей – взглянуть на окаменевшую девушку.

Их пыталась разогнать конная милиция, но из-за многочисленности толпы сделать этого не смогла. Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. Однако до конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся связанная с ней история по решению властей была строго засекречена. Такова легенда, ныне имеющая широкое хождение в СМИ и в интернете.

Какие имеются факты

Материалы, собранные в результате проведенного автором этих строк многолетнего журналистского расследования, показывают, что на самом деле никакого «чуда каменной Зои» в январе 1956 г. в Куйбышеве попросту не было. Но что же здесь случилось? Какие реальные факты есть в этой истории?

Первый факт. Никем и никогда не оспаривалось, что между 14 и 24 января 1956 г. в Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей (по оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они были привлечены сюда устными сообщениями (слухами) о том, что в указанном доме стоит некая окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. При этом имя Зоя тогда никем не называлось. Применительно к данной истории оно появилось несколькими десятилетиями позже, где-то в начале 1980-х гг. Фамилия же Карнухова у главной героини возникла и вовсе лишь в 1990-х гг. Каких-либо следов настоящей девушки с таким именем и фамилией никому из исследователей найти пока не удалось ни в реальности, ни в домовых книгах, ни в каких-либо других документах, относящихся к указанному времени.

Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. До конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся история по решению властей была строго засекречена.

Второй факт. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (бывший архив обкома КПСС) хранится стенограмма ХIII Куйбышевской областной партийной конференции, прошедшей 20 января 1956 г. Здесь можно прочитать высказывание о «чуде» тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Михаила Ефремова:

В Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей. Они были привлечены сюда слухами о том, что в указанном доме стоит окаменевшая девушка, совершившая богохульство, танцуя с иконой в руках.

«Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое явление, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось патрульных – выставили еще и конную милицию. А народ – раз так, все туда… Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор газеты обкома КПСС «Волжская коммуна» – В.Е.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона». Такая статья под заголовком «Дикий случай» действительно была опубликована в «Волжской коммуне» 24 января 1956 г.

Что показывают свидетели

Автору этих строк удалось найти жильцов дома № 84 и соседних с ним домов на улице Чкаловской, которые находились в то время на месте указанных событий. Все они в один голос утверждают, что никакого «чуда каменной Зои» здесь не было. Была лишь громадная толпа, которая стояла у дома примерно 7-10 дней, а потом внезапно растаяла так же быстро, как и возникла.

Вот что рассказывает самарец Владимир Чегуров, который 55 лет назад был не только очевидцем, но и участником этих событий (его рассказ записан автором в 2001 г.):

– В январе 1956 года я жил в квартире № 7 дома № 84 на улице Чкаловской (ныне она уже не существует). Мне тогда было 27 лет. А в квартире № 5 жила Клавдия Болонкина, продавщица пива. Это только так называлась – квартира, а на самом деле так в нашем дворе называли отдельно стоящие домики, которые все относились к номеру 84 по улице Чкаловской. И теперь ее бывший дом все называют «домом каменной Зои».

В Самарском храме есть икона, написанная по мотивам Зоиного стояния. Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.

У Болонкиной был сын Вадим, карманник, который не раз сидел по тюрьмам. По поводу его очередного освобождения и состоялась та самая вечеринка, о которой теперь все говорят. Однако никакой Зои и тем более «каменной девки» там не было. Все это только сплетни.

Те памятные события начались 17 января 1956 года (по другим данным, 14 января – В.Е.). Вечером я пришел с работы и увидел у ворот Болонкину и еще одну соседку, которые разговаривали с какими-то двумя старухами. Раньше я их никогда не видел. Болонкина мне сказала: «Вот эти старухи пришли ко мне и хотят посмотреть какую-то каменную девушку. А я им говорю, что у меня ничего такого нет». Затем старухи сунулись с тем же вопросом к другим жильцам, но тоже ничего не нашли. С тем и ретировались.

А на другой день, 18 января, у нашего двора вдруг стали собираться люди, которые ходили и приставали к жильцам: «Где же окаменевшая девушка?». Когда об этом стали спрашивать и меня, я им сказал: «Видел в своей жизни немало дураков, но чтобы их сразу столько собралось в одном месте, я и подумать не мог».

Однако любопытные все прибывали и при этом заходили в квартиры. Некоторых жильцы поймали, когда они шарили по карманам висящей в прихожей одежды. Тогда мы перестали открывать любопытным двери. В результате люди стали лезть в окна, а некоторые окна и вовсе разбили. Тогда мы решили, что любопытных не нужно пускать даже во двор.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Все хотели увидеть окаменевшую. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Тогда мы с Борисом, который жил в квартире № 2, решили закрыть вход. Нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны. Тогда Болонкина стала требовать от всех любопытных по 10 рублей с человека за осмотр ее квартиры. А тогда это были хорошие деньги. Пообедать, например, можно было за 1-2 рубля, пиво же стоило 28 копеек за кружку.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Мы нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны.

Доходило до того, что на заводах и в других организациях собирались целые комиссии, в которые входили и члены партии, и профсоюзные деятели, и передовики производства, порой до 20 человек. Все они просили позволить им осмотреть не только дом Болонкиной, но и другие квартиры во дворе. Приходили и ко мне и при этом говорили, что, мол, официальная делегация. Я видел, что это люди вроде бы приличные, и пускал их в дом посмотреть. Но ни у Болонкиной, ни у меня, ни у других жильцов они так ничего и не нашли.

Столпотворение около нашего дома закончилось как-то само собой. Через неделю толпа вдруг исчезла. Восстановилось и движение транспорта по улицам Чкаловской и Арцыбушевской. Вокруг дома остались только гладко утоптанный снег, побитые стекла, сломанные ворота да ободранные стены. При этом у многих жильцов украли разные вещи на сувениры, в основном мелкие, но у кого-то пропали и предметы одежды и обуви – шапки, варежки, ботинки и даже пальто. В этом доме я жил до 1966 г., а потом мы переехали на другую квартиру.

Печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Правда и домыслы

В последние годы вокруг этого «чуда» появилось множество «вторичных» свидетелей, то есть таких людей, которые сами при тех событиях не присутствовали, но слышали о них много такого, чего на самом деле никогда не происходило и до сих пор ничем не подтверждается. Именно их фантазии сейчас, в основном, и печатает «желтая пресса», хотя ничего общего с реальными событиями эти домыслы не имеют.

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место.

Почему у дома № 84 на улице Чкаловской появилась описанная выше толпа, никто точно не мог сказать тогда, как не может и сейчас. Есть версия, высказанная специалистами, что здесь произошел редкий, но не раз описанный в литературе социально-психологический феномен под названием «массовый психоз». Так называется явление, когда брошенная в толпу случайная фраза или даже одно слово при определенной ситуации и настрое людей может спровоцировать массовые волнения, беспорядки и даже галлюцинации.

К безусловным вымыслам в этой истории можно отнести, например, постоянно встречающиеся в СМИ рассказы о врачах «скорой помощи», которые якобы пытались оживить Зою на месте или сделать ей уколы, а также о милиционерах, будто бы побывавших в легендарной комнате и оттого вмиг поседевших. В том же ряду стоят и легенды о некоем святом старце, который в те дни вроде бы приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с «окаменевшей отроковицей». На самом деле никто так и не нашел никаких реальных доказательств существования всех перечисленных выше людей. Все рассказы о них – это только сплетни.

Очень печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Версия для печати Теги легенда

Это такой православный триллер: по легенде, 31 декабря 1955 года в доме № 84 по улице Чкалова города Куйбышева (нынешняя Самара) собралась компания молодежи. Всё как положено: выпивали, танцевали, веселились. Одна из приглашенных девушек — работница трубного завода Зоя Карнаухова, ждала в этот вечер своего нового знакомого Николая. С парнем они познакомились совсем недавно, но он успел приглянуться девушке. Но Николай всё не шел и не шел, а Зоя расстраивалась. «А чего ты не танцуешь? Брось ты, не придет твой Коля!» — решили поддержать Зою подружки, на что та разозлилась, вскочила с места и, сняв с полки икону Николая Чудотворца, начала танцевать с ней. Мол, раз мой Коля не пришел, потанцую хоть с этим.

nikola-ygodnik.narod.ru

Остальным гостям якобы в этот момент стало не по себе, и они потребовали вернуть образ на место. «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» — ответила Зоя и пошла с иконой по кругу, продолжая танец отчаявшейся женщины. Через несколько минут в доме вдруг раздался шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая как снег, прижав икону к груди. Ноги ее приросли к полу, глаза не моргали, дыхания тоже не было слышно. Но сердце билось.

nikola-ygodnik.narod.ru

Друзья Зои сначала попытались снять икону у девушки из рук, но это не получилось. Испугавшись, те позвонили в «скорую». В медицинской бригаде, приехавшей на вызов, была Анна Калашникова, чей родственник — а по стечению обстоятельств еще и священник Виталий Калашников — теперь рассказывает подробности самарской мистерии, свидетелем которой он косвенно стал:

Виталий Калашников:

— Анна Павловна Калашникова — тетка моей матери — в 1956 году работала в Куйбышеве врачом скорой помощи. В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году.

Руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев говорит, что воспоминания Калашниковой считаются, по сути, единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то странное. Все те «свидетельства», которые стали известны позднее, больше напоминают народный фольклор. Например, рассказ некой бабушки, которая пыталась выведать у молодого милиционера, действительно ли в таинственном доме стоит каменная девушка. Тот якобы прямо отвечать отказался, но потом просто молча снял головной убор и показал бабуле абсолютно седую голову. За одну ночь дежурства, мол, так поседел.

Антон Жоголев:

— Именно мне архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен стояния Зои, результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тысяч экземпляров. В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город — многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

Действительно, слух об окаменевшей девушке быстро распространился по Куйбышеву. Рядом с домом по улице Чкалова стал дежурить народ. Хозяйка дома — владелица пивного ларька Клавдия Болонкина — заколотила окна здания досками, а рядом с домом милиция установила круглосуточное оцепление. Соседи Болонкиной рассказывали, что та была женщиной зажиточной и сдавала часть своего дома. В этой-то его части и произошло загадочное событие.

rusrep.ru

Правда, скептики и тут сомневаются. Есть версия, что Болонкина просто устала от огромного количества народа у себя перед окнами и заявила в милицию, попросив избавить ее от зевак. А может, предприимчивая женщина решила заработать на людской молве и, нагнав таинственности, заколотила окна дома специально. Ведь очевидцы поговаривали, что Болонкина якобы тайком водила экскурсии в дом — за 10 рублей с человека, что было в те годы суммой приличной. Зеваки, цепенея от ужаса, глядели на женскую фигуру с иконой в руках, стоящую в полумраке. Говорят, на роль Зои Болонкина пригласила свою знакомую и делила с ней заработок. Душераздирающие вопли из дома по ночам: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» — это якобы тоже дело рук Болонкиной и ее сообщников. А милицию на место «паломничества» пришлось отправить городским властям, чтобы без беспорядков и членовредительства обошлось. Картину происходившего в те годы могло бы объяснить дело о стоянии Зои, которое под грифом «Секретно» все эти годы хранилось в областном ГУВД. Но в 1999 году здание управления сильно горело, и архив документов практически полностью был уничтожен.

ic.pics.livejournal.com

Как отреагировали на чудо официальные власти, учитывая, что в Советском Союзе в то время был рассвет атеистических настроений? Была легенда, что в Куйбышев лично приезжал Никита Хрущев, но документальных свидетельств этому нет. В партии отреагировали на весть о чуде злорадно: в КПСС решили, что все эти слухи — провокация, специально подготовленная к областному съезду партии, который должен был скоро случиться. По решению как раз этой партконференции в городской газете «Волжская коммуна» (которая существует, кстати, по сей день) был опубликован фельетон редактора Страхова «Дикий случай», высмеивающий шумиху вокруг якобы случившегося.

vkonline.ru

На самой конференции первый секретарь ОК КПСС Михаил Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос:

Михаил Ефремов:

— Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела — и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, — все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…

В партии было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но-атеистических лекций — это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Сохранились документы, свидетельствующие, что в Страстную неделю город будто вымер, все сидели по домам. А накануне Пасхи ни один житель Куйбышева не явился в клуб «Победа» смотреть кино.

azbyka.ru

Так чем же всё-таки закончилась эта истории? По одной из версий, к Зое, которая на тот момент простояла с иконой в руках уже как 128 дней, под Пасху явился некий «иеромонах Серафим», который освятил комнату и отслужил молебен, а потом снял-таки из рук девицы икону. Зоя же без сил опустилась на стул и долго не могла прийти в себя. Однако и тут все неоднозначно. В то время были широко известны два священнослужителя по имени Серафим. Первый — это Серафим Тяпочкин, архимандрит Русской православной церкви, настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитное Белгородской области.

pravpochta.com

Второй — тогдашний настоятель Петропавловской церкви города Куйбышева Серафим Полоз, который вскоре после описанных событий был осужден за мужеложство — довольно распространенная в те времена статья, с помощью которой расправлялись с неугодными священнослужителями.

blagovest.cofe.ru

Верующих людей также устраивает еще одна версия счастливого исхода этой истории. Согласно народному преданию, Зоя ожила после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова пришел и снова получил отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. Милиционеры якобы слышали, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, но когда его хватились, найти не смогли. Зоя потом ожила и указала на икону: «Он в передний угол ушел».

Что с Зоей Карнауховой было дальше — никто не знает. О дальнейшей ее судьбе рассказывают всякое. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

И вроде бы о той таинственной Зое даже немного подзабыли (за исключением туристов со всего мира, которые регулярно приезжали поглазеть на знаменитый дом), как 12 мая 2014 года здание внезапно сгорело. Местные, по традиции, разделились на два лагеря: одни видят в этом роковой знак и ждут других несчастий, другие же уверены, что дом в историческом центре города сгорел неслучайно и, скорее всего, это дело рук какой-то местной строительной фирмы, которая уже спроектировала в этом районе очередную новостройку.

  • Медики объясняют феномен Зоиного стояния просто: у девушки, по всей видимости, были расстройства психики, и во время танца с ней случился очередной припадок. Кататоническая шизофрения отличается двигательными нарушениями — в частности, при данной форме заболевания может развиваться кататонический ступор, то есть человек буквально может застыть на месте. Но чаще это случается в положении лежа.
  • Подобный случай описан в книге Георгия Гурджиева «Встречи с замечательными людьми». Гурджиев рассказывал там историю, как он видел во время путешествия в какой-то стране обряд колдунов-чёрных магов: одного человека помещали в круг, заранее очерченный, и совершали над ним ритуальные, магические действия: после этого человек не мог самостоятельно выбраться из него. Лишь двое-трое физически крепких мужчин могли вынести этого человека за пределы круга, но в таком случае у него открывалась рвота и начинались конвульсии. Так продолжалось до тех пор, пока человека не затаскивали обратно. Гурджиев описывал, что складывалось впечатление, что какая-то исполинская сила, как магнит, удерживала человека.
  • В мировом искусстве также много параллелей с историей Зои: от гомеровской Медузы Горгоны, одним взглядом превращавшей человека в камень, до «Спящей красавицы» Шарля Перро.
  • В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял фильм «Чудо» по мотивам предания о Зое. Главную роль — репортера Николая — играет актер Константин Хабенский.
  • В Самаре поговаривают, что тот самый Николай, которого Зоя не дождалась в тот вечер, кончил плохо: стал преступником и всю жизнь провел в тюрьмах.

Последнее обновление — 4 февраля 2015 года

Стояние святой Марии Египетской (Мариино стояние) — это богослужение (утреня) продолжительностью пять-семь часов, на которой полностью читают Великий канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.

Согласно церковному календарю, Мариино стояние совершается в четверг пятой седмицы Великого поста (в 2015 году — 26 марта), однако само богослужение проходит в храмах накануне вечером в среду (25 марта в 2015 году).

Антолинес Хосе де: Св. Мария Египетская в пустыне.

Кто такая Мария Египетская?

Мариино стояние — так в народе называют службу, посвящённую подвигу преподобной Марии Египетской, которая после греховной молодости провела 47 лет в пустыне в покаянии.

Её житие описано святым Софронием Иерусалимским, а представил это житие вместе с каноном преподобной Марии святой Андрей Критский, который был послан Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор в 692 году н. э.

Родилась Мария в Египте в середине V века н. э. Согласно преданию, в 12 лет девочка покинула родительский дом и отправилась в Александрию, где стала вести разгульную жизнь.

Однажды Мария отправилась на корабле, перевозящем паломников в Иерусалим, на праздник Воздвижения креста Господня. Сойдя на берег, она пошла вслед за остальными, но, войдя в притвор, не смогла переступить порог храма — её удерживала какая-то сила. Осознав своё недостоинство и раскаявшись, она начала молиться перед иконой Богородицы в притворе храма. После этого она смогла войти в храм вместе с народом и поклониться Животворящему Кресту. А покинув церковь, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Последнее причастие Марии Египетской Житие святой Марии Египетской. Икона, 17 век.

Мария отправилась в путь, и, приняв причастие в храме Иоанна Предтечи близ Иордана, перешла Иордан и поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:

«Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню».

После многолетних искушений страсти оставили её, одежда истлела от ветхости, но, как повествует житие, «с того времени сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Единственным человеком, который видел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил пустынницу, иссохшую и нагую, и отдал ей половину своего гиматия*, чтобы она могла прикрыть наготу. Он видел, как во время молитвы она поднялась над землей. Зосима, исполненный благоговения, просил Марию рассказать ему о своей жизни. Она исповедала ему всю свою жизнь и попросила вернуться через год и причастить её, однако велела не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

Картина-икона «Св. преподобная Мария Египетская». Холст, масло, неизвестный художник, XIX в., 64х54 см (реставрация, в современной раме)

Так старец и поступил — в Великий четверг он, взяв Святые дары, отправился на берег Иордана. Ожидая Марию, он увидел как та, подойдя в реке, перекрестила её и пошла по воде. В изумлении Зосима хотел броситься к ногам Марии, но она не позволила ему кланяться со Святыми Дарами в руках. Причастившись, Мария попросила его прийти к ней через год, но когда Зосима явился в в назначенное время, он обнаружил, что Мария умерла. Рядом с её телом на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Случилось это 1 апреля 524 года н. э. Тело Зосима похоронил, а вернувшись в монастырь, поведал другим монахам о подвижнице, долгое время жившей в пустыне. Предание о преподобной Марии передавалось из уст в уста, пока не было записано святым Софронием в VII веке н. э.

Другие дни памяти Марии Египетской — воскресенье пятой седмицы Великого поста и день её смерти — 14 апреля (1 апреля по старому стилю).

Как служат «Мариино стояние»?

Хосе да Рибера. Святая Мария Египетская, 1641.

Богослужение в приходах начинается вечером в среду (по православной традиции утреню служат вечером предыдущего дня) пятой седмицы Великого поста. Во время службы, которая может длиться пять-семь часов, полностью читают Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который уже читали по частям в первые четыре дня первой седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской.

Сам Великий канон состоит из 250 тропарей, великим он называется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Напоминая, что пост — это время покаяния и очищения, весь канон преподобного Андрея направлен к тому, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

В четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвящённых Даров, за которой можно причащаться, а также может совершаться невеликопостный колокольный звон («звон в красныя»), то есть колокольный звон средних по размеру («красных») колоколов.

Гиматий — (др.-греч. ἱμάτιον, himátion — ткань; накидка) — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона.

Старец Зосима даёт гиматий Марии Египетской. Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е. Фото: Commons.wikimedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *